Цифровые технологии как вектор трансформации принципа справедливости и эффективности в налоговой системе современного государства

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена пристальному анализу цифровизации в жизни государства и его граждан в сфере налогообложения. В статье показано, что цифровизация затрагивает отношения во всех сферах жизнедеятельности, от учебного процесса до налогообложения. Основное внимание в работе автор акцентирует на том, что государство прежде всего должно применять принципы справедливости и эффективного налогообложения при цифровизации, чтобы налогоплательщик мог получать необходимые ему консультации и удобство цифровых сервисов, услуги и уплату налогов по справедливым критериям, а государство могло эффективно следить за налоговыми поступлениями. Новизна исследования заключается в том, что, несмотря на теоретические исследовательские работы по рассматриваемой тематике в целом, данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований в вопросе формирования концепции принципа эффективности и справедливости в области цифровизации налогообложения, в чем и проявляется актуальность работы и потребность в изучении. Статья посвящена детальному анализу статистики эффективности налогообложения вместе с реализацией принципа справедливости в современной налоговой системе посредством цифровизации на примере имущественного налогообложения в Ростовской, Московской и Самарской областях в цифровой деятельности через личный кабинет налогоплательщика. Значительное внимание уделяется формированию концепции цифровизации на основе принципов эффективности и справедливости посредством анализа, статистических данных, судебных решений и отношений между налогоплательщиком, налоговыми органами и государством в связи с отсутствием достаточной проработки исследования в научной среде. Обосновывается мысль о том, что принцип справедливости и эффективности имущественного налогообложения при цифровизации должен учитывать особенности современных реалий социальной действительности.

Полный текст

Технологии и цифровизация быстро меняют способ функционирования жизни граждан во всех сферах жизни, помогая улучшить коммуникацию и повысить их вовлеченность. Так, например, если сравнивать с предыдущими статистическими периодами [1, c. 94; 2, c. 78], наблюдается сокращение и числа внутренних мигрантов – россиян, переезжающих в другие регионы из-за распространения дистанционного формата работы, так как на рынке труда произошли системные изменения, что поспособствовало ускоренному созданию удаленных рабочих мест и снижению территориального неравенства, росту открытости рынка, где цифровизация сделала практически безграничными доступность и возможности конкретного рабочего места. При этом изменилась структура спроса и предложения на рынке труда, из-за необходимости быстрой цифровизации бизнеса появились новые рабочие места с ранее не востребованным функционалом. Более того, данные области защищены как от нелегальной внешней [3, с. 10], так и внутренней трудовой миграции [4, с. 50], что повышает правосознание и дает большие перспективы как для работника, так и для работодателя. Электронное голосование по поправкам в Конституцию Российской Федерации в прошлом году показало, что для работы с избирателями и их голосами используется технология блокчейн, благодаря которой заменить данные, однажды помещенные в сеть, невозможно, как и невозможно получить доступ одновременно ко всем существующим данным, так как за ростом данных можно следить в режиме реального времени, а эти данные являются прозрачными и общедоступными. Однако, несмотря на развитие данной отрасли, здесь также возникает и ряд проблем. Так, например, цифровизация в регионах не всегда отвечает критериям современности [5, с. 60]. Например, у гражданина есть доступ к онлайн-площадкам, где он может что-то заказать в интернете, но доставить товар пользователю домой еще не могут по причине несовершенства логистической системы. В связи с этим считаем, что в ближайшие пять-десять лет государство будет работать над тем, чтобы цифровая логистика дошла до каждого человека. Касаемо области медицины, у гражданина не всегда есть возможность записать на прием к врачу через сервисы электронной записи с авторизацией посредством портала государственных услуг по причине отсутствия закрепления того или иного врача в данной системе, из-за чего пользователю медицинских услуг приходится проводить запись в очном режиме. Цифровизация образования также подвергается критике по причине несовершенства адаптации учебного процесса и технического обеспечения во многих регионах, несмотря на то что цифровые технологии сегодня приобрели статус востребованных инструментов современного образовательного процесса. Слаборазвитая система цифровизации в системе индивидуального жилищного строительства России останавливает ее развитие, так как к барьерам совершенствования индивидуального жилищного строительства относятся отсутствие стандартов индивидуального домостроения и гарантий для участников рынка вместе с высокой стоимостью обеспечения участков необходимой инфраструктурой и низким развитием ипотеки. Дальнейшее формирование рынка в стране возможно при соблюдении стандартизация сегмента, роста уровня защищенности граждан и кредиторов, развития ипотеки и повышения прозрачности рынка за счет цифровизации. Следовательно, цифровизация ключевых жизнеобеспечивающих отраслей должна совершенствоваться вместе с проведением широкополосного Интернета в удаленные от столиц и областей регионы, подключать к сети социально значимые объекты. Второй важной проблемой является уязвимость общественного сознания. Любые технологические проблемы легко преодолеть, однако текущая ситуация сопровождается инфодемией, и как результат – общественные страхи растут. На данный момент главная уязвимость при реализации любых инфраструктурных программ в том, что в обществе нарастает недоверие к использованию технологий как во всем мире, так и в нашей стране. Однако здесь мы задаемся логичным вопросом: а что же происходит в цифровизации налогообложения, так важной для нас? Влияние цифровизации на сферу права – одна из наиболее актуальных и широко обсуждаемых в науке тем [6, с. 36], с чем вполне можно согласиться, так как цифровизация затронула все без исключения институты финансового права, обусловив необходимость научного исследования и оценки происходящих процессов [7, с. 185]. Цифровизация налоговой сферы способствует формированию системы добровольного исполнения налоговых обязательств, для которой характерны практически полная прозрачность экономики и новый уровень доверия между государством и обществом, вместе с тем цифровые технологии играют очень важную роль в предоставлении выплат и льгот социально незащищенным слоям населения [8, с. 76]. Отступление от правовых принципов может негативно отразиться на социальной и экономической сферах со всеми вытекающими последствиями, а потому для обеспечения поступательного и стабильного экономического развития государства необходим учет данных принципов, и, следовательно, государство при построении национальной налоговой системы должно делать все возможное для их соблюдения. Считаем, что прежде всего государство должно применять принципы справедливости и эффективного налогообложения, чтобы налогоплательщик мог получать не- обходимые ему консультации, услуги и уплату налогов по справедливым критериям, а государство могло эффективно следить за налоговыми поступлениями. Вместе с тем стоит отметить, что технологии и цифровизация налогообложения так же, как и в других сферах, быстро меняют способ функционирования финансового сектора и помогают улучшить коммуникацию с потребителями и повысить их вовлеченность. Однако, налогоплательщики обычно рассматривают процесс подачи налоговой декларации как ненужную и неприятную рутину. Это осложняется сезонной спешкой данной подачи в сжатые сроки, что неизбежно «напрягает» службы поддержки, что приводит к разочарованию и плохому обслуживанию. Налогоплательщики мотивированы не только на уплату суммы налога в срок, которую они могут уплатить в рамках закона, но при этом они также хотят иметь простой и понятный путь взаимодействия с налоговой системой. Следовательно, цифровизация российской экономики становится одним из важнейших приоритетов государственной политики и имеет большие перспективы, в том числе для национальной системы налогового администрирования. Несмотря на то что цифровизация общества является относительно новой областью научного знания и разворачивается под влиянием ускоренных темпов развития информационных и коммуникационных технологий [9, с. 695], проблемы цифровизации в последние годы занимают важное место в различных исследовательских проектах. Несмотря на популярность и динамичное развитие российских разработок, недостаточное внимание в этом контексте уделяется потребителям налоговых услуг, в том числе оценке их готовности использовать цифровой формат с учетом всех объективных и субъективных факторов. Цифровизация налоговых услуг означает не только создание общих баз данных, которые сейчас достаточно активно развиваются, но и поддержку существующих онлайн-сервисов. Улучшение объема и качества имеющихся данных должно использоваться не только для лучшего выявления несоответствующих налогоплательщиков для целевых аудитов, но и для снижения частоты ложных срабатываний, с тем чтобы соответствующие налогоплательщики реже подвергались затратам и неудобствам проверок. Улучшение обслуживания налогоплательщиков должно также распространяться на более простые процессы соблюдения требований, полезные индивидуальные консультации и большую прозрачность налоговых дел в режиме реального времени. Конечно, амбиции и технологии сами по себе не позволят достичь целей цифровизации – для достижения этих целей у любого налогового органа есть серьезные проблемы. В связи с этим представляется актуальным оценить тенденции развития принципа справедливости налогообложения в современных условиях цифровой экономики. Начиная с 2010 года в России ведется работа по цифровизации налогообложения, возглавленная Михаилом Мишустиным. В настоящее время интернет-сайт Федеральной налоговой службы разработан с учетом удобства использования и вся информация доступна буквально в пару кликов. Например, можно с легкостью узнать о действующих налогах и сборах и их особенностях на территории каждого региона, а также воспользоваться различными услугами и сервисами посредством официального интернет-портала государственных услуг. За последние годы Россия также достигла значительного прогресса в реализации функционирующей концепции электронного правительства, которая предусматривает предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме параллельно другим каналам посредством формирования системы межведомственного электронного взаимодействия путем интеграции многофункциональных центров и портала государственных услуг, развития баз данных, предоставления различных сервисов и т. д. Длинные очереди и медленная работа начинают уходить в прошлое – с момента начала «цифровизации» (по результатам прошлого исследования автора) опрошенные признали значительное повышение эффективности системы посредством сайта Федеральной налоговой службы с интеграцией Единой системы идентификации и аутентификации и приложения «Мой налог», где налогоплательщики, а особенно категория «самозанятых граждан» могут в кратчайшие сроки рассчитать и уплатить налог с применением системы автоплатежа, что значительно облегчает процесс уплаты налога, освобождая налогоплательщика от излишней нагрузки по уплате налогов, а также приводит к диалогу между налогоплательщиком и налоговыми органами, что соответствует реализации принципа справедливости и доступности налогообложения. Однако среди опрошенных есть и скептически настроенные граждане, которые считают, что такой большой объем данных не должен храниться у государственных органов. Тем не менее, несмотря на неоднозначное мнение среди граждан, стоит признать, что цифровизация впечатляюще быстро развивается в налоговых услугах. Но в этом направлении можно констатировать ряд технических проблем, требующих решения. Например, в настоящее время не существует возможности размещать сведения о налогах, которые физическое лицо как владелец личного кабинета налогоплательщика в качестве законного представителя платит за своих несовершеннолетних детей. В дальнейшем планируется сделать такую функцию, где отображаться будут и подлежащие уплате налоги, и уплаченные. Также налоговые уведомления высылаются в электронном виде гражданам, которые получили доступ к личному кабинету налогоплательщика, однако при необходимости получения таких документов в бумажном виде налогоплательщику следует предоставить соответствующее заявление в налоговую. Считаем, что следовало бы ввести возможность подачи такого заявления онлайн через личный кабинет налогоплательщика с взаимодействием через ЕСИА и сети многофункциональных центров, чтобы затем уже прийти за документами в бумажном виде, пропуская этап подачи заявления в налоговой, так как личный кабинет предназначен не только для исполнения обязанностей, но и для реализации прав налогоплательщиков, что отвечало бы принципу справедливости и эффективности налогообложения. Также в качестве социальной справедливости считаем необходимым уделить внимание гражданам с ограниченными возможностями здоровья, например, адаптировать личный кабинет налогоплательщика в версии для слабовидящих. В аспекте реализации принципа справедливости, помимо организационных моментов в сфере государственной кадастровой оценки, следует рассмотреть судебную практику, которая сложилась в Ростовской, Московской и Самарской областях. Проанализировав комплекс судебных решений Ростовского областного суда, принятых по итогам разрешения налоговых споров относительного налога на имущество физических лиц и земельного налога (№ 3А-496/2018 3А-496/2018~М-426/2018 М-426/2018 от 22 ноября 2018 г. по делу № 3А-496/2018, № 3А-152/2018 3А-152/2018 ~ М-823/2017 М-823/2017 от 22 марта 2018 г. по делу № 3А-152/2018, № 3А-421/2018 3А-421/2018~М-347/2018 М-347/2018 от 12 сентября 2018 г. по делу № 3А-421/2018, № 3А-133/2019 3А-133/2019~М-52/2019 М-52/2019 от 25 апреля 2019 г. по делу № 3А-133/2019, № 3А-333/2019 3А-333/2019~М-320/2019 М-320/2019 от 29 августа 2019 г. по делу № 3А-333/2019, №3А-148/2020 3А-148/2020~М-44/2020 М-44/2020 от 16 апреля 2020 г. по делу № 3А-115/2020~М-10/2020, № 3А-241/2020 3А-241/2020~М-167/2020 М-167/2020 от 27 июля 2020 г. по делу № 3А-241/2020, №3А-275/2020 3А-275/2020~М-210/2020 М-210/2020 от 26 августа 2020 г. по делу № 3А-65/2020(3А-510/2019;)~М-532/2019 и многие другие), Московского областного суда (решения № 3А-620/2018 3А-620/2018~М-346/2018 М-346/2018 от 20 августа 2018 г. по делу № 3А-620/2018, № 3А-639/2018 3А-639/2018~М-288/2018 М-288/2018 от 2 октября 2018 г. по делу № 3А-639/2018, № 3А-959/2018 3А-959/2018~М-817/2018 М-817/2018 от 28 ноября 2018 г. по делу № 3А-959/2018, №3А-189/2018 3А-3/2019 3А-3/2019(3А-189/2018;3А-970/2017;)~М-965/2017 3А-970/2017 М-965/2017 от 20 марта 2019 г. по делу № 3А-189/2018, № 3А-680/2019 3А-680/2019~М-443/2019 М-443/2019 от 27 августа 2019 г. по делу № 3А-680/2019, № 3А-685/2019 3А-685/2019~М-425/2019 М-425/2019 от 22 октября 2019 г. по делу № 3А-685/2019, № 3А-1356/2019 3А-391/2020 3А-391/2020(3А-1356/2019;)~М-1226/2019 М-1226/2019 от 22 мая 2020 г. по делу №3А-1356/2019, №3А-1373/2019 3А-407/2020 3А-407/2020(3А-1373/2019;)~М-1191/2019 М-1191/2019 от 22 июня 2020 г. по делу № 3А-1373/2019, № 3А-1294/2020 3А-1294/2020~М-290/2020 М-290/2020 от 27 августа 2020 г. по делу № 3А-1294/2020), а также Самарского областного суда (решения № 3А-1246/2018 3А-1246/2018~М-637/2018 М-637/2018 от 24 июля 2018 г. по делу № 3А-1246/2018, № 3А-1433/2018 3А-1433/2018~М-843/2018 М-843/2018 от 11 сентября 2018 г. по делу № 3А-1433/2018, № 3А-1672/2018 3А-1672/2018~М-1068/2018 М-1068/2018 от 28 декабря 2018 г. по делу № 3А-1672/2018, № 3А-1660/2019 3А-1660/2019~М-1239/2019 М-1239/2019 от 30 августа 2019 г. по делу № 3А-1660/2019, № 3А-1353/2019 3А-1353/2019~М-907/2019 М-907/2019 от 25 июля 2019 г. по делу № 3А-1353/2019, № 3А-895/2019 3А-895/2019~М-420/2019 М-420/2019 от 10 июня 2019 г. по делу № 3А-895/2019, № 3А-948/2020 3А-948/2020~М-328/2020 М-328/2020 от 16 апреля 2020 г. по делу № 3А-948/2020, № 3А-1085/2020 3А-1085/2020~М-490/2020 М-490/2020 от 15 июля 2020 г. по делу № 3А-1085/2020, № 3А-1515/2020 3А-1515/2020~М-959/2020 М-959/2020 от 28 августа 2020 г. по делу № 3А-1515/2020), можно с уверенностью утверждать, что принцип справедливости активно используется судьями в различных регионах. Речь идет о вышеназванных случаях, когда суд, принимая во внимание то, что кадастровая стоимость намного превышает рыночную, устанавливает кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года. В связи с вышеуказанным считаем, что в рамках применения принципа справедливости и эффективности налогообложения было бы правильно включить справочный материал о процедуре оспаривания при поиске, а также видеть результаты оценки недвижимого имущества посредством личного кабинета налогоплательщика, что отвечало бы критерию справедливости и своевременности для налогоплательщика и также эффективности судебных решений и своевременной уплаты имущественных налогов. Также из недавней жалобы налогоплательщика [10] известно, что инспекция отказала налогоплательщику в уменьшении налогооблагаемого дохода от продажи автомобиля на расходы по его приобретению, поскольку он не представил подтверждающие документы, однако налогоплательщик не согласился с отказом и обратился с жалобой в ФНС России. ФНС России удовлетворила жалобу налогоплательщика и отметила, что так как в рассматриваемом договоре, заключенном между двумя физическими лицами, указан факт уплаты налогоплательщиком денежных средств за приобретаемый автомобиль, то он фактически подтверждает расходы, на сумму которых может быть уменьшен налогооблагаемый доход, полученный от последующей продажи этого транспортного средства. В таких случаях представляется актуальным ввести справочный материал по поиску, а также дать возможность дистанционного общения с инспекцией и ФНС России с предоставлением документов в реальном времени через личный кабинет налогоплательщика.

×

Об авторах

С. Д. Казаченков

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)

Автор, ответственный за переписку.
Email: kazachenkov94@mail.ru
Россия

Список литературы

  1. Вергунова А. В. Статистический анализ состава, структуры и динамики занятого населения России // Концепт. 2016. Т. 34. С. 92–96. URL: https://e-koncept.ru/2016/56743.htm; https://elibrary.ru/item.asp?id=26638298.
  2. Сарычева Т. В. Структура занятости по видам экономической деятельности в России и динамика ее изменений // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2016. № 4 (48). С. 76–82. URL: https://readera.org/struktura-zanjatosti-po-vidam-jekonomicheskoj-dejatelnosti-v-rossii-i-dinamika-ee-14322957.
  3. Ненашев А. В., Барсуков Я. В. Совершенствование и цифровизация системы налогообложения и учета внешних трудовых мигрантов в России //Региональная экономика и управление: электронный научный журнал, 2021. № 1 (65). С. 2. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44902718.
  4. Леденева В. Ю. Эффективность контроля в сфере трудовой миграции: способы преодоления нелегальной миграции // Вестник университета. 2013. № 20. С. 46–51. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21025009.
  5. Бондаренко Н. Л., Конаневич Ю. Г. Правовая и организационная природа процессов цифровизации и регуляторной функции государства в данной сфере // Ex jure. 2021. № 1. C. 56–67. DOI: http://doi.org/10.17072/2619-0648-2021-1-56-67.
  6. Папаскуа Г. Т. Трансформация метода финансового права в условиях цифровизации экономики // Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16, № 3 (124). С. 36–44. DOI: http://doi.org/10.17803/1994-1471.2021.124.3.036-044.
  7. Актуальные проблемы финансового права в условиях цифровизации экономики: монография / под ред. Е. Ю. Грачевой. Москва, 2020. 256 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44719476.
  8. Финансовое право в условиях развития цифровой экономики: монография / под ред. И. А. Цинделиани. Москва, 2019. 320 c. URL: https://doi.org/10.31085/9785392288380-2019-320.
  9. Лютова О. И. Объект налогообложения в условиях цифровизации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2020. Т. 24, № 3. С. 695–716. URL: https://doi.org/10.22363/2313-2337-2020-24-3-695-716.
  10. Матиташвили А. А. Обзор новейших нормативных правовых актов Федеральной налоговой службы по вопросам налогообложения имущества //Налоговая политика и практика. 2021. № 6 (222). С. 22–26. URL: http://nalogkodeks.ru/kak-fizlicu-podtverdit-priobretenie-avtomobilya-i-umenshit-summu-nalogooblagaemogo-dokhoda-pri-ego-pereprodazhe/; https://elibrary.ru/item.asp?id=46312144.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Казаченков С.Д., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах