Некоторые вопросы обеспечения безопасности на трубопроводном транспорте

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье показана роль трубопроводного транспорта в российской экономике, проанализировано российское законодательство, регламентирующее деятельность данного вида транспорта; проанализированы типичные нарушения, выявляемые в работе трубопроводов контрольно-надзорными органами и прокуратурой; показана роль Ростехнадзора в выявлении нарушений на объектах повышенной опасности. Проанализировано законодательство Республики Беларусь и Республики Казахстан в части правового регулирования магистрального трубопроводного транспорта и осуществления надзора за ним со стороны органов прокуратуры; приведена судебная практика о возмещении экологического вреда, причиненного авариями на трубопроводах. Кроме того, проведен сравнительный анализ порядка осуществления надзора в России и в США. Сделан вывод о необходимости активизации государственного надзора со стороны Ростехнадзора; совершенствования нормативного регулирования путем принятия специализированного нормативного акта; концентрации усилий контрольно-надзорных органов на профилактике аварийных случаев.

Полный текст

В России построена широкая сеть магистральных нефтепроводов (53,4 тыс. км), газопроводов (179,3 тыс. км) и нефтепродуктопроводов (17,1 тыс. км) [1]. В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Минтранса РФ от 12.05.2005 № 45, трубопроводы отнесены к транспортной инфраструктуре, в качестве основного и приоритетного направления развития данной системы названо развитие трубопроводного транспорта, в том числе реконструкция и техническое переоснащение его действующих объектов. Трубопроводы активно используются для транспортировки товаров, трубопроводный транспорт лидирует в структуре грузооборота: в 2019 году его объем составил 47,3 %, на долю железнодорожного транспорта приходится 45,9 %; 4,9 % – на автомобильный транспорт; 1,8 % – на водный транспорт; 0,1 % – на грузоперевозки с использованием воздушного транспорта [2]. Следует отметить, что помимо газо- и нефтепроводов существуют аммиакопроводы, этиленопроводы, углепроводы и др. С помощью магистрального трубопроводного транспорта перемещается 100 % добываемого газа, около 99 % добываемой нефти, более 50 % производимой продукции нефтепереработки. В общем объеме перемещаемой по магистральным транспортным трубопроводам продукции доля газа составляет 55,4 %, нефти – 40,3 %, нефтепродуктов – 4,3 % [3]. Магистральный трубопроводный транспорт включает в себя большое количество технологических сооружений и агрегатов. Ростехнадзор по состоянию на 31.12.2019 к опасным производственным объектам нефтегазового комплекса относит 79 583 объекта, из них: 7051 опасный производственный объект нефтегазодобывающей промышленности; 4147 опасных производственных объектов нефтехимической, нефтегазоперерабатывающей промышленности и объектов нефтепродуктообеспечения; 4364 опасных производственных объекта магистрального трубопроводного транспорта; 64 021 опасный производственный объект газораспределения и газопотребления. Опасные производственные объекты (ОПО) нефтегазового комплекса по классам опасности распределены следующим образом: I класса – 1 518 ОПО; II класса – 5 685 ОПО; III класса – 66 442 ОПО; IV класса – 5 938 ОПО [4]. Как отмечают эксперты, значительная часть этих транспортных магистралей уже давно превысила нормативный срок своей службы, который составляет 25 лет. Средний возраст многих действующих трубопроводов в России – 27–30 лет. Действующему нефтепроводу «Дружба» в 2020 году исполнилось 54 года. Также нужно учитывать, что в 1990-х и начале 2000-х годов не все нефтепроводы строили надлежащим образом с соблюдением требований безопасности [5]. Отмечается, что еще по состоянию на 1999 год 85 % газопроводов и 59 % нефтепроводов имели срок эксплуатации от 10 до 30 лет; менее 10 лет эксплуатировались около 1 % газопроводов и около 1 % нефтепроводов; 40 тыс. км газопроводов выработали свой расчетный ресурс; 40 % нефтепроводов к 2000 году превысили нормативный срок эксплуатации. Специалисты отмечают, что магистральный трубопроводный транспорт является весьма опасной сферой производственной деятельности, что обусловлено высокой степенью концентрации перекачивающих мощностей, горюче- и взрывоопасностью транспортируемой продукции, ее отравляющими и иными опасными свойствами, концентрацией на отдельных направлениях до 10 ниток магистральных трубопроводов; сосредоточением в узких технических коридорах многониточных магистралей газопроводов, нефтепроводов, продуктопроводов, которые многократно пересекаются друг с другом. Применявшиеся технологии прокладки и защиты магистральных трубопроводов обуславливают непродолжительный срок их эксплуатации и необходимость проведения ремонтных и защитных работ после 8–10 лет их использования, проведения дополнительных испытаний, внутритрубной диагностики [3]. В связи с этим обеспечение безопасности функционирования трубопроводного транспорта является важной государственной задачей, в первую очередь путем правового регулирования указанного вида транспорта, а также осуществления контрольно-надзорных мероприятий за исполнением установленных требований. В то же время несмотря на то, что уже выделено в качестве подотрасли транспортного права трубопроводное право [6], нормы права, регламентирующие трубопроводный транспорт в настоящее время, разрозненные, находятся в различных нормативных актах. На семнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (постановление от 19 апреля 2001 г. № 17-5) принят Модельный закон «О трубопроводном транспорте»; в России был разработан проект Федерального закона № 99045329-2 «О магистральном трубопроводном транспорте», он прошел два чтения и отклонен [7]. Исследователи отмечают, что необходима «четко выстроенная система законодательного регулирования», поскольку отличительной особенностью трубопроводного транспорта является его «самостоятельная внутренняя система: как на общем уровне (трубопроводный транспорт состоит из непосредственно трубопровода и объектов, обслуживающих трубопроводный транспорт), так и на специальном (объекты, предназначенные для транспортировки конкретного товара) [8]. В российском законодательстве на уровне федеральных законов нет нормативных актов, определяющих, какие объекты следует относить к трубопроводному транспорту. Понятие трубопроводного транспорта дается в Правилах подключения нефтеперерабатывающих заводов к магистральным нефтепроводам и (или) нефтепродуктопроводам и учета нефтеперерабатывающих заводов в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.12.2009 № 1039, – «это совокупность технологически взаимосвязанных объектов, обеспечивающих транспортировку нефти или нефтепродуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, от мест приема до мест сдачи или перевалки на другие виды транспорта», однако его можно отнести только нефте- и нефтепродуктопроводам. В ряде подзаконных нормативных актах содержатся определения разновидностей трубопроводного транспорта [9]. Росстат при ведении статистики руководствуется рядом определений, которые приводятся в Методологических положениях по статистике транспорта [10]. В Модельном законе «О трубопроводном транспорте»: трубопроводный транспорт определен как вид транспорта, предназначенный для транспортировки газообразной, жидкой и иной продукции по трубам. Под магистральными трубопроводами данный закон понимает «единый производственно-технологический комплекс трубопроводов с подземными, подводными, наземными и надземными сооружениями, предназначенный для транспортировки продукции от пунктов приемки от грузоотправителей до пунктов сдачи ее грузополучателям, технологического хранения или перевалки на другой вид транспорта» (статья 1). Данное определение наиболее полно и отражает многообъектность понятия трубопроводный транспорт. Модельный закон очерчивает круг субъектов правового регулирования и сферу их деятельности, в том числе это обеспечение безопасности на трубопроводном транспорте; внешнеэкономические отношения в области трубопроводного транспорта; государственного надзора и контроля за строительством и эксплуатацией объектов трубопроводного транспорта и др. В Беларуси и Казахстане соответствующие законы о трубопроводном транспорте приняты [11]. В России нормы права, регламентирующие деятельность трубопроводного транспорта содержатся в: федеральных законах от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (регламентирует отношения, которые возникают на товарных рынках); от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (регламентирует вопросы предотвращения актов незаконного вмешательства и антитеррористической защищенности); постановлении Правительства РФ от 29.03.2011 № 218 (вопросы обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации); Земельном кодексе Российской Федерации (регламентирует возможность предоставления земель под строительство объектов трубопроводного транспорта (ст. 90 ЗК РФ), а также порядок установления охранных зон трубопроводов, зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (ст. 105 ЗК РФ); в главе 41 ТК ЕАЭС и главе 39 Федерального закона от 03.08.2018 № 283 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (особенности таможенного декларирования товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом) и др. Среди нормативных актов, регламентирующих вопросы безопасности при строительстве и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта, следует выделить Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в соответствии с ним объекты трубопроводного транспорта относятся к категории опасных производственных объектов, соответственно, на них распространяются требования промышленной безопасности; Правила охраны магистральных трубопроводов [12]; СНиП 2.05.06-85 [13] и др. [14]. Обращает на себя внимание, что ранее действовавшие Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта [15] распространялись на трубопроводный транспорт; принятые в результате «регуляторной гильотины» новые правила, утвержденные приказом Минтруда России от 18.11.2020 № 814н, норм о трубопроводном транспорте не содержат. Кроме того, ряд требований к трубопроводному транспорту принят на уровне наднационального законодательства: Технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (TP ТС 010/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823 «Технический регламент Таможенного союза ‘‘О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением’’» (TP ТС 032/2013), Технический регламент Евразийского экономического союза «О требованиях к магистральным трубопроводам для транспортирования жидких и газообразных углеводородов» (ТР ЕАЭС 49/2020) (вступает в силу с 01.07.2021). Очевидно, что разрозненных требований, содержащихся в различных нормативных актах, недостаточно и требуется их кодификация – принятие специализированного закона, в том числе для обеспечения безопасности на данном виде транспорта. В США в рамках Программы безопасности трубопроводов осуществляются нормативное регулирование и надзор за более чем 2,7 миллиона миль энергетических трубопроводных систем. Основными направлениями программы безопасности являются: обновление или разработка новых правил, политики и руководящих указаний; совершенствование надзора с целью привлечения операторов трубопроводов к ответственности; поиск инновационных решений для повышения безопасности; а также учет и поощрение исследований в области новых и перспективных технологий. Цель реализации данной программы безопасности – «ноль аварий на трубопроводах», а «философия надзора» основана на трех фундаментальных принципах: установить минимальные стандарты безопасности и принять принудительные меры в отношении операторов, не соблюдающих эти стандарты; убедиться, что операторы понимают и управляют рисками, связанными с их трубопроводами, включая принятие мер по предотвращению аварий на трубопроводах и минимизации последствий любых возникающих аварий; разработка мер поощрения операторов трубопроводов, чтобы создавать «сильную культуру безопасности». Нормотворчество в ходе реализации программы безопасности направлено на нормативное регулирование безопасности жидкостных трубопроводов; разработку правил транспортировки газов по трубопроводам (требований к операторам по подтверждению максимально допустимого рабочего давления определенных газопроводов; вопросы целостности трубопровода); вопросов безопасности газотранспортных и сборных трубопроводов; правил размещения клапанов и обнаружения разрывов (установление стандартных показателей обнаружения разрывов для размещения клапанов); правила о применении материалов надлежащего качества (пластика) для изготовления газовых труб: новые или замененные местные газораспределительные системы будут строиться и обслуживаться с использованием самых передовых трубопроводных технологий, что, как ожидается, значительно повысит общественную безопасность местных сообществ [16]. В России данному вопросу не уделяется достаточного внимания. Так, органом исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в том числе магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки, является Министерство энергетики Российской Федерации. В структуре Минэнерго России создан департамент нефтегазового комплекса, который обеспечивает реализацию полномочий, в том числе по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в пределах компетенции министерства в сфере нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газодобывающей, газоперерабатывающей, газохимической и нефтехимической промышленности, магистральных трубопроводов нефти, газа и продуктов их переработки. Среди вопросов, отнесенных к сфере деятельности департамента, отсутствует вопросы обеспечения безопасной эксплуатации трубопроводов; возможно, данные вопросы затрагиваются при осуществлении департаментом деятельности по вопросам экологической политики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, чрезвычайных ситуаций в указанных сферах. Желательно, чтобы в структуре данного министерства либо Министерства транспорта Российской Федерации (в связи с тем, что трубопроводный транспорт – это разновидность транспорта) был создан департамент, занимающийся вопросами безопасности трубопроводного транспорта, как, например, это сделано в США, где создано специализированное Управление по безопасности трубопроводов и опасных материалов Министерства транспорта США (PHMSA) [16]. Ростехнадзор является органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности. Важное значение для обеспечения безопасной эксплуатации трубопроводного транспорта имеет как правотворческая, так и надзорная деятельность данного органа. Например, приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536 утверждены Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением. В структуре Ростехнадзора созданы специализированные подразделения, осуществляющие надзор за трубопроводным транспортом. Так, например, в структуре Центрального управления Ростехнадзора функционирует Межрегиональный отдел по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта и газовому надзору, который осуществляет организацию и проведение проверок (инспекций) и иных мероприятий по надзору и контролю за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, норм и правил, в том числе: требований промышленной безопасности при проектировании и строительстве опасных производственных объектов магистрального трубопроводного транспорта; требований технических регламентов; за проведением мониторинга антитеррористической защищенности; за соблюдением требований обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов магистрального трубопроводного транспорта за вред, причиненный в результате аварии на объекте; за выполнением поднадзорными организациями установленных правил осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах. Ростехнадзор принимает участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию объектов магистрального трубопроводного транспорта в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 116 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; привлекает к административной ответственности виновных лиц за нарушения в области промышленной безопасности и строительного надзора; ведет учет поднадзорных опасных производственных объектов и перечня организаций, осуществляющих деятельность на территории поднадзорных предприятий и др. [17]. Приказом Ростехнадзора от 25.01.2019 № 19 разграничены полномочия между 18 управлениями Ростехнадзора (Центральным, Северо-Западным, Волжско-Окским, Средне-Поволжским, Приволжским, Западно-Уральским, Уральским, Северо-Кавказским, Кавказским, Северо-Уральским, Сибирским, Дальневосточным, Приокским, Нижне-Волжским, Енисейским, Межрегиональным по Республике Крым и г. Севастополю, Ленским, Сахалинским) по территориальному принципу нахождения поднадзорных объектов. По сути, именно Ростехнадзор является органом, в котором сосредоточены все сведения о безопасности на трубопроводном транспорте. К наиболее значимым рискам, по оценке Ростехнадзора, на объектах трубопроводного транспорта относятся: возможность возникновения несчастных случаев со смертельным исходом; возможность возникновения аварии. Анализ результатов технических расследований аварий показал, что основными причинами их возникновения явились: ошибки персонала эксплуатирующих и сервисных организаций, нарушение требований законодательства в области промышленной безопасности при бурении и капитальном ремонте скважин, эксплуатации компрессорных установок, при техническом обслуживании и ремонте основного технологического и вспомогательного оборудования, в том числе связанных с выполнением огневых и газоопасных работ; физический износ оборудования; механические повреждения наружных газопроводов вследствие воздействия посторонних лиц и организаций при производстве земляных работ в границах охранной зоны газопроводов и магистральных трубопроводов [18]. Одной из важнейших проблем является обеспечение экологической безопасности трубопроводного транспорта, о чем свидетельствуют недавние события: 12.06.2020 произошел пожар, повлекший взрыв, на Казанской Кустовой базе сжиженных газов, где в ходе проверки в 2017 году были выявлены нарушения техники безопасности (не было факельной системы для аварийного сброса паровой фазы сжиженного газа, установлены манометры с истекшим сроком годности, эксплуатировались дефектные насосы, на резервуарах были видны трещины и т. д.). Кроме того, экологическая катастрофа произошла в результате другой аварии в Норильске в результате утечки 20 тыс. тонн дизельного топлива из резервуара хранения. В этой связи огромное значение имеет профилактика инцидентов и аварий на трубопроводном транспорте. Приказом Ростехнадзора от 25.06.2020 № 240 утверждена Программа профилактики нарушений обязательных требований Ростехнадзора на 2020–2022 гг. Среди профилактических мероприятий на трубопроводном транспорте указаны: обобщение и анализ правоприменительной практики при осуществлении федерального государственного надзора; размещение на официальном сайте Ростехнадзора материалов по каждому произошедшему и расследованному случаю повреждений поднадзорных особо опасных объектов с целью донесения информации, содержащейся в анализе, до поднадзорных организаций, планирования и проведения ими мероприятий по совершенствованию работы, направленной на предупреждение аварий; актуализация и публикация перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности; актуализация перечня типовых нарушений обязательных требований и его публикация. Вызывает сомнение достаточность таких мероприятий, чтобы изменить сложившуюся ситуацию с безопасностью при эксплуатации объектов трубопроводного транспорта. Тем более что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 455 «О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях» Ростехнадзор осуществляет постоянный госконтроль посредством систематического (в соответствии с графиком) и беспрепятственного осуществления ряда мероприятий, которые можно назвать «профилактическими» (обход и осмотр объекта; проверка работоспособности приборов и систем контроля безопасности; проверка пригодности к использованию систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии; проверка обеспечения охраны и контрольно-пропускного режима; рассмотрение документации, наличие которой предусмотрено требованиями промышленной безопасности; рассмотрение и анализ представляемых сведений (отчетов) о результатах производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, технического регулирования; наблюдение за работой комиссий по расследованию причин инцидентов на объектах повышенной опасности; за соблюдением требований по проведению проверки знаний рабочих, их инструктажа по безопасности, стажировки на рабочем месте; за работой аттестационных комиссий; проверка организации и функционирования системы управления промышленной безопасностью на объекте и др. Данные мероприятия не отменяют проведения плановых и внеплановых проверок. Реализация мероприятий постоянного государственного надзора должна способствовать совершенствованию аналитической деятельности Ростехнадзора, а также деятельности по планированию надзорных мероприятий и профилактике нарушений. В ряде случаев Ростехнадзор не использует в полном объеме предоставленные полномочия. Так, например, прокуратурой Ханты-Мансийского автономного округа выявлено, что случаи выявления должностными лицами Ростехнадзора существенных фактов нарушения правил эксплуатации трубопроводного транспорта и приостановления работы аварийных объектов единичны. Заключения экспертиз промышленной безопасности, не отвечающие требованиям закона, вообще не выявляются, что указывает на ненадлежащую работу в данном направлении, хотя для этого есть все основания: почти на все нефтепроводы и водоводы, на которых возникли аварийные ситуации, имеются положительные заключения экспертиз промышленной безопасности; проверки прокуратуры показали, что большинство экспертиз промышленной безопасности не отражают реальную картину состояния системы трубопроводного транспорта; перечисленные в заключениях экспертиз технические параметры трубопроводов (их диаметр, толщина стенки) не соответствуют параметрам, указанным в эксплуатационных паспортах. В случаях аварийных разливов оценка действиям работников организаций, эксплуатирующих трубопроводы, на предмет соблюдения ими требований промышленной безопасности Ростехнадзором не дается [19]. Кроме того, специалисты отмечают, что часты нарушения земельного законодательства: распространены застройки в охранных зонах; выявляются мусорные свалки вдоль трасс магистральных трубопроводов; беспокойство вызывают и вопросы допуска к объектам трубопроводного транспорта, расположенным в пределах частных землевладений. Достаточно остро стоит вопрос с эксплуатацией трубопроводов, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны (либо от права собственности на которые собственники отказались). Ряд исследователей отмечает повышенную криминогенность нефтяной отрасли [20]. В 2018 году утратила силу ст. 269 УК РФ, устанавливающая уголовную ответственность за нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов [21], в связи с чем актуальным становится вопрос: подпадает ли под действие иной уголовно-правовой нормы декриминализированное деяние. Поскольку объекты трубопроводного транспорта относятся к особо опасным производственным объектам, по мнению правоведов, нарушения правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов следует квалифицировать по ст. 217 УК РФ как наиболее полно охватывающей сущность этого преступления (под действие ст. 216 УК РФ подпадает лишь один вид деяния – нарушение правил безопасности при ведении работ, в связи с чем она не может применяться к рассматриваемому преступлению) [22]. Прокуроры, на территории которых расположены объекты трубопроводного транспорта, также выявляют многочисленные нарушения в их работе. Особую озабоченность выразил Генеральный прокурор Российской Федерации И. Краснов 26.06.2020 на коллегии о состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране и использовании недр в связи с «негативным влиянием на экосистемы» нарушений законов при транспортировке и перевалке добытых природных ресурсов и высокой аварийностью нефтепроводов – около 8 тысяч прорывов ежегодно, причинами которых являются значительная изношенность и коррозия оборудования» [23]. Нарушения выявляются как в ходе самостоятельных, так и совместных проверок прокуратуры со специалистами Ростехнадзора, Росприроднадзора. В то же время, несмотря на значимость данного направления прокурорского надзора, отдельной статистики по трубопроводному транспорту не ведется, в приказах Генерального прокурора РФ надзор за трубопроводным транспортом не разграничен между территориальными, природоохранными и транспортными прокуратурами. Все нарушения прокурорами выявляются «случайным образом», отсутствует надлежащее планирование данной надзорной деятельности, состояние законности на данном виде транспорта надлежащим образом не анализируется. Так, например, транспортными прокуратурами выявляются нарушения исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности движения при эксплуатации нефте- и газопроводов, проложенных вдоль железнодорожных путей, по фарватеру рек и водоемов: выявлялись повреждения защитного кожуха газопровода; участки газопроводов не отмечались соответствующими опознавательными знаками; предприятия нефте- газодобывающего комплекса не проводили обязательных мероприятий по берегоукреплению вблизи пролегания газопроводов, ряд трубопроводов находится на недопустимо малой глубине либо в непосредственной близости от железнодорожных путей [24]. Территориальными прокуратурами также не осуществляется системный надзор за объектами трубопроводного транспорта. Так, например, прокуратурой Ямало-Ненецкого автономного округа в план проверок на I полугодие 2017 года были включены мероприятия по проверке исполнения законодательства при эксплуатации нефте-газопроводов, обращении с отходами бурения и содержании законсервированных нефтяных скважин на основании Указа Президента РФ от 05.01.2016 № 7 об объявлении 2017 года Годом экологии и по итогам анализа законности в данной сфере за 2015–2016 гг. [25]. Природоохранная прокуратура тоже при проведении проверок выявляет нарушения в сфере трубопроводного транспорта. Так, например, при проведении проверки соблюдения предприятиями ТЭК законодательства при строительстве и эксплуатации на землях лесного фонда, а также в границах водных объектов нефтегазодобывающих скважин, трубопроводов и линий электропередачи выявлены факты незаконной эксплуатации нефтесборных трубопроводов без разрешений на ввод в эксплуатацию [26]. В Беларуси прокурорский надзор за исполнение законов на трубопроводном транспорте осуществлялся транспортными прокуратурами, а после их ликвидации – территориальными; состояние законности на трубопроводном транспорте анализируется Управлением Генеральной прокуратуры по надзору за исполнением законодательства на транспорте и в таможенных органах [27]; а в Казахстане – Главной транспортной прокуратурой. Данные вопросы нередко становятся темами отдельных заседаний. Особое значение имеет деятельность прокуроров и органов государственного надзора по восстановлению экологического ущерба, причиненного в результате аварий на трубопроводном транспорте. Именно в рамках данной деятельности удается возместить ущерб, причиненный окружающей среде. В основном данная деятельность осуществляется путем направления исков в суд. В 2016 года Ханты-Мансийская межрайонная природоохранная прокуратура путем направления в суд иска в размере 238 млн руб. взыскала ущерб, причиненный аварийным разливом нефти, в результате которого были загрязнены природные объекты (протока Чеускина и береговая полоса) на площади более 24 га. На момент аварии срок эксплуатации трубопровода составлял более 17 лет и на нем уже происходило 8 порывов, однако должных мер по предотвращению новых аварийных ситуаций, должностными лицами эксплуатирующей организации принято не было. Решение суда было исполнено, деньги зачислены в бюджет [28]. В результате нефтеразлива на площади 3 гектаров, произошедшего из-за 5 инцидентов, лесному фонду причинен ущерб на сумму более 36 млн рублей. Прокуратура обратилась в суд с исками о возложении обязанности разработать проект рекультивации загрязненного участка и восстановить его естественное состояние. Суд района полностью поддержал требования прокурора [29]. Арбитражный суд Красноярского края удовлетворил иск Росприроднадзора на сумму 146,177 млрд рублей с Норильско-Таймырской энергетической компании в связи с аварией на Норильской ТЭЦ. Почти всю взысканную сумму (145,492 млрд рублей) планируется направить в федеральный бюджет, остальное – в бюджет Норильска [30]. В настоящее время сложилась судебная практика, согласно которой возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме в случае, если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь) [31]. Огромное значение имеют результаты административных расследований Росприроднадзора, в ходе которых устанавливается размер ущерба, причиненный окружающей среде. Так, например, Управление Росприроднадзора возбудило дело об административном правонарушении по ст. 8.1 КоАП РФ по факту аварии на продуктопроводе на реке Оби вблизи Нижневартовска за несоблюдение экологических требований при эксплуатации сооружений и иных объектов. По итогам административного расследования эксперты предоставят оценку ущерба, причиненного окружающей среде [32]. Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, стоит отметить, что состояние законности на трубопроводном транспорте требует активизации государственного надзора со стороны Ростехнадзора, более активного использования ими полномочий по постоянному государственному надзору. В части совершенствования нормативного регулирования необходимо, безусловно, принять специализированный нормативный акт, который бы объединил все разрозненные требования к деятельности трубопроводного транспорта, а главное, дал бы ему определение. Обращает на себя внимание, что результативные проверки со стороны контрольно-надзорных органов осуществляются только после возникновения инцидентов и аварий, то есть когда ущерб экологии причинен, в связи с чем необходимо основные усилия сосредотачивать на проведении профилактических мероприятий, таких как своевременное выявление нарушений технического характера, могут спровоцировать аварию; проверять эксплуатирующие организации на предмет своевременности и достаточности диагностических мероприятий.

×

Об авторах

Т. Ю. Изгагина

Университет прокуратуры Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: izg-tat@yandex.ru
Россия

Список литературы

  1. Анализ рынка трубопроводных грузоперевозок в России. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/rosstat/smi/transp18.htm (дата обращения: 24.03.2021).
  2. Грузооборот по видам транспорта по Российской Федерации. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/23455?print=1 (дата обращения: 24.03.2021).
  3. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте». URL: https://docs.cntd.ru/document/902358183 (дата обращения: 24.03.2021).
  4. Программа профилактики нарушений обязательных требований Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2020–2022 годы (утв. приказом Ростехнадзора от 25.06.2020 № 240) // СПС «Гарант». URL: https://legalacts.ru/doc/programma-profilaktiki-narushenii-objazatelnykh-trebovanii-federalnoi-sluzhby-po-ekologicheskomu.
  5. Состояние трубопроводов в России: старое против нового. URL: https://dprom.online/oilngas/sostoyanie-truboprovodov-v-rossii-staroe-protiv-novogo (дата обращения: 24.03.2021).
  6. Перчик А. И. Трубопроводное право. Москва: Нефть и газ, 2002. 368 с. URL: http://seluk.ru/agro/141190-1-perchik-truboprovodnoe-pravo-pod-redakciey-larina-moskva-2002-udk-6226914-perchik-truboprovodnoe-pravo-m-ne.php (дата обращения: 09.03.2021).
  7. Законопроект № 99045329-2 «О магистральном трубопроводном транспорте». URL: https://docs.cntd.ru/document/902358183 (дата обращения: 09.03.2021).
  8. Иванова Т. Н. Трубопроводный транспорт России: понятие и источники правового регулирования // Предпринимательское право. 2020. № 4. С. 66–73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44292370.
  9. ГОСТ 34182–2017 «Магистральный трубопроводный транспорт нефти и нефтепродуктов. Эксплуатация и техническое обслуживание» магистральный трубопровод (для нефти и нефтепродуктов) // СПС «Гарант». URL: https://docs.cntd.ru/document/1200146117.
  10. Методологические положения по статистике транспорта (утв. приказом Росстата от 29 декабря 2017 г. № 887) // СПС «Гарант». URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/metod-transp(1).pdf.
  11. Закон РБ № 87-З от 09.01.2002 «О магистральном трубопроводном транспорте». URL: https://kodeksy-by.com/zakon_rb_o_magistralnom_truboprovodnom_transporte.htm; Закон Республики Казахстан от 22 июня 2012 года № 20-V «О магистральном трубопроводе». URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31212949.
  12. Правила охраны магистральных трубопроводов (утв. Минтопэнерго РФ 29.04.1992, Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 № 9) //СПС «Гарант». URL: https://docs.cntd.ru/document/1200004703.
  13. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция (утв. Приказом Госстроя от 25.12.2012 № 108/ГС) // СПС «Гарант». URL: https://docs.cntd.ru/document/1200103173.
  14. Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности опасных производственных объектов магистрального трубопроводного транспорта. URL: http://cntr.gosnadzor.ru/activity/control/Prom_bezop/perechen-aktov-soderzhashchikh-obyazatelnye-trebovaniya-soblyudenie-kotorykh-otsenivaetsya-pri-prove (дата обращения: 24.03.2021).
  15. Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (утв. приказом Минтруда России от 27 августа 2018 г. № 553н) // СПС «Гарант».
  16. Pipeline Safety and Reauthorization. URL: https://www.transportation.gov/testimony/pipeline-safety-and-reauthorization (дата обращения: 09.03.2021).
  17. Межрегиональный отдел по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта и газовому надзору. URL: http://cntr.gosnadzor.ru/about/structure/Otdel/MO/tube.php (дата обращения: 30.03.2021).
  18. Программа профилактики нарушений обязательных требований Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2020-2022 годы (утв. приказом Ростехнадзора от 25.06.2020 № 240) // СПС «Гарант». URL: https://rulaws.ru/acts/Programma-profilaktiki-narusheniy-obyazatelnyh-trebovaniy-Federalnoy-sluzhby-po-ekologicheskomu,-tehno.
  19. Актуальные аспекты прокурорского надзора за соблюдением требований промышленной и экологической безопасности при эксплуатации трубопроводного транспорта в ХМАО. URL: https://yandex.ru/turbo/s/wiselawyer.ru/poleznoe/88267-aktualnye-aspekty-prokurorskogo-nadzora-soblyudeniem-trebovanij-promyshlennoj (дата обращения: 09.03.2021); http://prokhmao.ru/upload/medialibrary/44f/prokuror.pdf.
  20. Бухтояров Е. В. Хищения нефтепродуктов из трубопровода: правовые аспекты // Юристъ-Правоведъ. 2010. № 2. C. 111–113. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/hischeniya-nefteproduktov-iz-truboprovoda-pravovye-aspekty/viewer (дата обращения: 09.03.2021); https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13946309.
  21. Федеральный закон от 23.04.2018 № 114-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СПС «Гарант». URL: https://docs.cntd.ru/document/557240514.
  22. Коробеев А. И., Чучаев А. И. Транспортные преступления: новые шаги законодателя и Конституционного Суда РФ // Уголовное право. 2018. № 4. С. 73–82. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38203569.
  23. Под председательством Генпрокурора России Игоря Краснова прошла коллегия о состоянии законности и практике прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране и использовании недр. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/sztp/mass-media/news?item=50613515 (дата обращения: 09.03.2021).
  24. Уральская транспортная прокуратура выявила нарушения законодательства о безопасности эксплуатации нефте- и газопроводов, проложенных вдоль железных дорог и по фарватеру рек. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-65264 (дата обращения: 19.03.2021).
  25. Прокуратура округа обобщила результаты проверок исполнения законодательства при эксплуатации нефте-газопроводов, обращении с отходами бурения и содержании законсервированных нефтяных скважин. URL: https://procrf.ru/news/591017-prokuratura-okruga-obobschila-rezultatyi-proverok-ispolneniya-zakonodatelstva-pri-ekspluatatsii-nefte-gazoprovodov.html (дата обращения: 19.03.2021).
  26. По требованию природоохранной прокуратуры предприятиями ТЭК устранены нарушения законодательства при эксплуатации нефтесборных трубопроводов. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/regionalnews/news-1092377 (дата обращения: 19.03.2021).
  27. В Генпрокуратуре изучили исполнение законодательства о безопасной эксплуатации трубопроводного транспорта. URL: https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2020/february/46443 (дата обращения: 09.03.2021).
  28. По требованию Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры ООО «РН-Юганскнефтегаз» возмещен ущерб за причиненный вред окружающей среде. URL: https://www.ugrapro.ru/2016/05/24/yuganskneftegaz-za-razliv-nefti-na-protoke-cheuskina-vyiplatili-shtraf-v-razmere-238-mln-rubley (дата обращения: 26.03.2021).
  29. «Юганскнефтегаз» снова заставили рекультивировать загрязненную нефтепродуктами землю. URL: https://www.znak.com/2020-03-06/yuganskneftegaz_snova_zastavili_rekultivirovat_zagryaznennuyu_nefteproduktami_zemlyu (дата обращения: 29.03.2021).
  30. Суд удовлетворил иск Росприроднадзора к «Норникелю» на 146 млрд руб. URL: https://www.interfax.ru/russia/749558 (дата обращения: 09.03.2021).
  31. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2020 № 306-ЭС20-16219 по делу № А578748/2019. URL: https://legalacts.ru/sud/opredeleniesudebnoi-kollegii-po-ekonomicheskim-sporam-verkhovnogo-suda-rossiiskoi-federatsii-ot-28122020-n-306-es20-16219-po-delu-n-a57-87482019/; Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда № 17АП-13575/2019-АК. URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/19d44762-1736-4023-a5d4-8da44f27988b/4635ea10-1513-4e98-90e7-15f1b72f2b07/A50-13567-2019_20210209_Reshenija_i_postanovlenija.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 29.03.2021).
  32. Росприроднадзор возбудил дело по факту аварии на трубопроводе в ХМАО. URL: https://muksun.fm/news/ecology/18-03-2021/rosprirodnadzor-vozbudil-delo-po-faktu-avarii-na-truboprovode-v-hmao (дата обращения: 09.03.2021).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Изгагина Т.Ю., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах