Публично-правовое значение актов гражданского состояния, подтверждающих семейный статус лица в Испании: проблемы законодательства и правоприменения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В этой статье автор на примере законодательства и правоприменительной деятельности Испании предпринимает попытку показать, что акты гражданского состояния лица, в том числе характеризующие его семейное положение, имеют различные юридические последствия как частно-правового, так и публичного характера. Государственная регистрация отдельных биографо-демографических характеристик человека необходима для его индивидуализации и идентификации, а также для обеспечения правовой безопасности общественных отношений. Кроме того, учет населения в формате записей актов гражданского состояния обеспечивает государству возможность для формирования правильной демографической политики в обществе, планирования бюджета по социально-экономическим направлениям. В Испании реестровая информация в сфере записей актов гражданского состояния собирается, обрабатывается, передается и представляется по новым правилам, которые поэтапно вводились в действие с 2017 по 2021 г. В настоящее время гражданский реестр – это исключительно электронный информационный ресурс, построенный по экстерриториальному признаку, что обеспечивает много преимуществ как государственным органам, так и непосредственно гражданам-заявителям.

Полный текст

Ф. Х. Риверо Санчес-Ковиса дал краткую, но верную характеристику записям актов гражданского состояния – это реестр людей и для людей [1]. Акты гражданского состояния не только индивидуализируют и идентифицируют лицо, но и определяют его семейное положение: родитель (усыновитель), ребенок (в том числе усыновленный), супруг или сожитель (pareja de hecho). Классик испанской цивилистики Ф. де Кастро и Браво справедливо писал, что «реестр записи актов гражданского состояния является материальным инструментом, позволяющим публично фиксировать официальную версию существования и правового статуса каждого человека» [2]. Несмотря на происходящие изменения, связанные с формированием глобального информационного общества, становлением электронного государства, созданием новых систем персонального учета населения, сохраняется классическая модель записи основных биографо-демографических фактов, основанная на балансе публичных и частных интересов, хотя меняется формат реестров актов гражданского состояния: от приходских метрических книг до единого экстерриториального цифрового информационного ресурса. Новая концепция ЗАГС предполагает использование информационных технологий и электронных подписей, что создает определенные «удобства» не только гражданам, но и всей системе государственного управления. Новый формат гражданского реестра, на первый взгляд, действительно предоставляет массу «удобств» гражданам при получении государственной услуги в сфере ЗАГС (освобождение от обязанности предоставлять бумажные документы, отсутствие необходимости посещения офисов ЗАГС и проч.). Вместе с тем остаются сложности фактического и юридического характера. Так, отмечается цифровой разрыв в испанском обществе, который может быть интеллектуальным (отсутствие цифровых знаний у значительной части населения) и материальным (отсутствие у граждан технических устройств (компьютеров, планшетов, смартфонов и т. п.) и доступа к сети Интернет), что затрудняет или делает невозможным реализацию цифровых прав граждан. По-прежнему актуальны проблемы обеспечения информационной безопасности информационной среды ЗАГС, в частности, соблюдение гарантий защиты персональных данных граждан при их сборе, обработке, передаче и предоставлении. К отдельным вопросам института актов гражданского состояния обращаются современные испанские ученые-юристы Э. Серрано Алонсо [3], М. А. Линасеро де ла Фуэнте [4], А. Лесиньена Ибарра, Х. А. Кобачо Гомес [5] и др., которые отмечают преимущества и недостатки законодательства в данной сфере общественных отношений и его применения. Организационно-правовыми основами государственной регистрации ЗАГС в Испании является Закон 20/2011 от 21 июля «О Гражданском реестре» [6] (далее – Закон 2011 г.), объявивший эпоху цифровизации в сфере записи актов гражданского состояния и телекоммуникационного администрирования этой области общественных отношений. Гражданский реестр сконфигурирован как единая база данных обо всех испанских гражданах и лицах, имеющих вид на жительство, что позволяет сочетать единицу информации с территориальным управлением и универсальностью доступа. Идея такого законодательного решения связывается не только с эффективностью оказания государственных услуг в сфере ЗАГС, но и с освобождением гражданина от бремени «бумажной волокиты» при обращении в регистрирующий орган. Закон 2011 г. предполагает более простую организацию Гражданского реестра с разграничением полномочий между Центральным управлением, генеральными управлениями и консульскими офисами, входящими в систему Министерства юстиции и составляющими сектор ЗАГС в регистрационном пространстве Испании. Новая модель Гражданского реестра предусматривает отказ от записи актов гражданского состояния по их видам и организует ведение индивидуального файла в отношении каждого лица, который открывается регистрацией рождения и закрывается регистрацией смерти. Испанский государственный Гражданский реестр может содержать пятнадцать видов актовых записей, устанавливающих, изменяющих, прекращающих или подтверждающих права, правовой статус и состояние лица. К актам гражданского состояния, влекущим семейно-правовые последствия, относим: рождение (дата и место), родословную (сведения о родителях); имя и фамилию и их модификации (если были произведены); брак, разделение, аннулирование и развод; гражданское партнерство (заключение и расторжение); законный или договорный режим имущества супругов; родительские отношения и их модификации (усыновление или удочерение); объявление умершим или признание безвестно отсутствующим; смерть. Самая первая и самая важная актовая запись – это государственная регистрация рождения. К сожалению, в обществе бытует мнение, что обращение за государственной регистрацией рождения ребенка – это излишняя бюрократическая процедура. Вместе с тем документ о рождении, выданный компетентным государственным органом, влечет множество юридических последствий: право на имя, подтверждение происхождения и наличия семейно-родственных связей. Государственная регистрация рождения – это один из инструментов социальной защиты ребенка и его комфортного существования в обществе. Хорошо функционирующая государственная система регистрации рождения способствует правильному формированию политики публичной власти в сфере демографии, здравоохранения и образования, а также формированию адресной социальной поддержки (например, многодетным семьям или семьям с одним родителем) и учету населения на национальной территории. Отдельные уязвимые группы лиц, такие как мигранты, беженцы и коренные народности, подвержены незарегистрированному рождению детей по причине отсутствия знаний о том, как официально оформить рождение ребенка. В Испании государственная регистрация ребенка должна быть проведена в установленные законом сроки (восемь дней после рождения). Регистрация рождения относится к обязанностям родителей или иных лиц, в случае если ребенок остался без попечения родителей. Однако никакой ответственности за несоблюдение этой обязанности не наступает, но возникают трудности с прохождением поздней процедуры регистрации факта рождения, которая из простой административной трансформируется в более сложную или даже судебную. После регистрации рождения по мере наступления юридических фактов хронологически вносятся и другие записи. До 30.04.2021 был объявлен переходный период вступления в силу Закона 2011 г., в течение которого устанавливалось постепенное создание отдельных электронных регистров (индивидуальных файлов) и временно сохранялись те, которые функционировали ранее. Новеллы касались отмены законного статуса Семейной книги (Libro de familiа), выдававшейся при государственной регистрации брака или записи рождения (усыновления) первого ребенка у одинокого родителя. Использование Семейной книги имеет более чем вековую историю, начинается с 1915 г. со времен правления Альфонсо XIII, когда с целью объединения в одном документе собиралась вся информация о семье, так называемом «ядре семьи», а именно лицах, связанных супружескими и родительскими отношениями, их правовых статусах и состояниях. Семейная книга предназначалась для свидетельствования родственных отношений между родителями и детьми, фактов рождения, усыновления, смерти, развода или разлучения супругов, аннулирования брака, а также для закрепления согласованного экономического режима брачного имущества. Все акты гражданского состояния семейно-правового характера записывались в этот документ. Семейная книга была необходима для оформления паспортов для выездов за границу и внутренних документов, удостоверяющих личность, предоставления отпусков по беременности и родам, получения социальных пособий и медицинского страхования, регистрации по месту жительства, запроса мест в дошкольных и школьных учреждениях, начисления пособий по безработице и субсидий, заключения трудовых договоров, путешествий с детьми и др. В Испании «взрослый» документ, удостоверяющий личность (Documento Nacional de Identidad), получает лицо, достигшее возраста 14 лет. До достижения ребенком 14 лет его личность сначала подтверждалась свидетельством о рождении Certificado literal de nacimiento (действует в течение 6 месяцев), а затем Семейной книгой (Libro de familia). В настоящее время Certificado literal de nacimiento и Libro de familia не выдаются, их заменили электронные документы – выписки из единого гражданского реестра, точнее, из индивидуального файла гражданина. Однако практика такого документирования граждан и их статусов только формируется. Семейная книга потеряла смысл в рамках современной модели регистрации актов гражданского состояния, поскольку оцифрованная запись будет содержать все сведения о семейно-правовом статусе лица, что отвечает потребностям современного гражданского оборота, устанавливая эффективность и простоту. Таким законодательным решением была устранена проблема, которая существовала на протяжении более ста лет в испанском обществе. При распаде семьи усложнялся доступ к семейной информации по причине физического отсутствия Семейной книгой у отдельно проживающего члена семьи, что порождало огромное число судебных разбирательств. Особую сложность составляла выдача дубликата этого документа (при краже, повреждении, порче или уничтожении), поскольку следовало восстановить несколько актовых записей с предоставлением подлинных документов, подтверждавших необходимые юридические факты. Еще одна проблема, которая носила законодательный характер и вносила трудности в правоприменение, заключалась в том, что Семейная книга выдавалась исключительно испанским гражданам. В случае брака испанского гражданина с иностранцем Семейная книга могла быть выдана, если брак заключался на территории Королевства Испания или в консульском офисе за пределами национальной территории. Испанским или иностранным гражданам, постоянно проживающим в Испании, не имевшим Семейной книги, сложно было реализовать свои права в социальной сфере, в частности на получение бесплатных медицинских и образовательных услуг, пособий и субсидий. Индивидуальная реестровая запись под персональным кодом, заменяющая Семейную книгу и являющаяся исключительно электронным документом, будет содержать биографо-демографические данные о гражданине. Персональный код присваивается лицу при первой государственной регистрации и сохраняется в неизменном виде в период всей его жизни, является номером налогоплательщика, используется в социальном и медицинском страховании. Закон 2011 г. предполагает, что к своей персональной информации и к персональной информации своих несовершеннолетних детей можно получить доступ в режиме реального времени, используя электронную подпись или лично обратившись в офис ЗАГС. Преимущества новой модели регистрации актов гражданского состояния заключаются в том, что личные данные обновляются автоматически через систему межведомственного взаимодействия государственных органов, позволяющую компетентным должностным лицам актуализировать файлы граждан. В целях недопущения несанкционированного доступа к персональным данным граждан госслужащего проводится аудит его рабочего места, который может быть плановым или внеплановым. Акты гражданского состояния, подтверждающие семейно-правовые связи лица, регистрируются государством не только в частных интересах, но и имеют огромное публично-правовое значение. Во-первых, эти данные необходимы самому государству для формирования внутренней социально-экономической политики, планирования бюджета по направлениям поддержки многодетных семей, одиноких родителей, детей-сирот и т.д. Во-вторых, официальное подтверждение семейного положения лица обеспечивает гарантии прав других участников общественных отношений, например, кредиторам супруга-должника, поскольку в ряде случаев позволяет привлекать к ответственности второго супруга по обязательствам имущественного характера. Приватность и публичность сведений информации ЗАГС в Испании сбалансирована: данные предоставляются только лицу, в отношении которого актовые записи произведены, иные заинтересованные лица могут получить информацию исключительно на основании судебного решения при условии доказанности правомерности и обоснованности своих требований. Доступ должностных лиц органов публичной власти к персональной информации граждан, содержащейся в едином гражданском реестре, возможен только в связи с их функциями в сфере государственного управления.

×

Об авторах

И. А. Трофимец

Посольство Российской Федерации в Королевстве Испания

Автор, ответственный за переписку.
Email: kosareva-khv@mail.ru
Испания

Список литературы

  1. Rivero Sanchez-Covisa F.J. El Registro Civil y el notario: una relación en beneficio de las personas // El Notario del siglo XXI. 2018. № 80. Р. 64–69.
  2. Castro y Bravo F. Los llamados derechos de la personalidad // Anuario de derecho civil. 1959. Vol. 12, № 4. Р. 1237–1276. Available at: https://www.boe.es/biblioteca_juridica/anuarios_derecho/articulo.php?id=ANU-C-1959-40123701276.
  3. Serrano Alonso E. La Ley del Registro Civil de 21 de julio de 2011. Madrid, 2012. URL: https://noticias.juridicas.com/base_datos/Privado/l20-2011.t3.html.
  4. Linacero de la Fuente M. А.Tratado del Registro Civil. Madrid, 2013.
  5. A. Leciñena Ibarra (dir.) y J.A. Cobacho Gómez (dir.) Comentarios a la Ley del Registro Civil. Madrid, 2013. URL: https://dialnet.unirioja.es/servlet/libro?codigo=561813.
  6. Ley 20/2011, de 21 de julio, del Registro Civil // BOE, núm. 175, de 22/07/2011. URL: https://www.boe.es/buscar/act.php?id=BOE-A-2011-12628.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Трофимец И.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах