Legal and doctrinal aspects of the concept of medical secrecy in Russia


Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the consideration of the concept of medical secrecy in Russia, its observance as the constitutional rights of citizens to privacy and guarantees of confidentiality of this information. The problems described in the article have become especially relevant in modern society, when all workflow processes become automated, which leads to an even greater likelihood of leakage of patients’ personal data. When studying this topic, the concept of medical secrecy was given, it was revealed what information relates to medical secrecy, as well as cases in which its disclosure is possible. During the consideration of these issues, problems were identified that arise when working with information constituting a medical secret, including negligence of authorized persons, digitalization of document flow in the healthcare sector, insufficient literacy of medical workers when working with information resources, poor awareness of citizens about what information they convey to medical organizations the imperfection of the technical means by which digitalization is carried out, as well as the problem of providing information constituting a medical secret to other persons after the death of a patient. The authors also proposed ways to solve these problems: toughening the punishment for the negligent attitude of workers to medical confidentiality, increasing the digital literacy of medical professionals, amending the legislation in terms of determining the specific goals for providing information constituting medical confidentiality after the death of a patient. In turn, amendments to the legislation will reduce the number of cases of leakage of patients’ personal data.

Full Text

Введение

Статья 24 Конституции РФ установила запрет на использование данных о частной жизни граждан без их согласия [1]. Поэтому при разработке тех или иных законов необходимо соблюдать установленные нормы. В Указе Президента РФ № 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» определено, что врачебная тайна также является информацией конфиденциального характера (п. 4 данного Указа) [2]. Следовательно, каждому гражданину, обращающемуся за помощью в медицинскую организацию, должно быть гарантировано, что любая информация, касающаяся его здоровья и иных персональных данных, не будет передана третьим лицам без его письменного согласия [3]. Несмотря на гарантии конфиденциальности вышеназванных сведений, проблема ее разглашения все же существует. Особенно остро стоит вопрос соблюдения врачебной тайны в условиях цифровизации. Существуют также сложности, возникающие в соблюдении врачебной тайны после смерти пациента. Актуальность темы исследования связана с тем, что процесс цифровизации здравоохранения, а также использование различных Интернет-ресурсов в работе медицинских учреждений все чаще приводит к утечке информации, составляющей врачебную тайну. Существуют и определенные проблемы с соблюдением конфиденциальности данных о пациентах со стороны медицинских работников, которые не проявляют должную осмотрительность при общении с третьими лицами, что приводит к нарушению основополагающих прав и свобод граждан. Поэтому для гарантии безопасности данных пациентов, составляющих врачебную тайну, необходимо внести в законодательство определенные уточнения и изменения, касающиеся работы учреждений здравоохранения в нашем государстве. Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) в ходе проведения исследования авторами были определены конкретные проблемы в соблюдении врачебной тайны, которые приводят к нарушению прав и свобод граждан: отсутствие в законодательстве конкретных норм, закрепляющих ответственность медицинских работников при разглашении врачебной тайны; цифровизация документооборота, позволяющая перемещать данные о пациентах между различными структурами, что может привести к утечке таких данных; вопрос о возможности разглашения сведений, составляющих врачебную тайну, родственникам умершего пациента;

2) авторами были предложены конкретные способы решения проблем: сформулирован текст статьи 137.1, в которой закрепляется ответственность медицинских работников за нарушение врачебной тайны; определена необходимость обучения сотрудников работе с информационными системами, а также необходимость установления запрета на передачу данных пациентов, относящихся к врачебной тайне, в иные органы, кроме медицинских; сформулированы уточнения ч. 3.1 ст. 13 ФЗ № 323, касающиеся предоставления сведений, относящихся к врачебной тайне умершего гражданина, в исключительных случаях.

Объектом исследования в научной работе выступают правоотношения, связанные с врачебной тайной и ответственностью за ее разглашение. Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие рассматриваемые общественные отношения. Цель научного исследования – выявление проблем и пробелов в законодательном регулировании врачебной тайны, а также формулирование авторами собственных предложений по урегулированию. Задачи, которые необходимо выполнить в ходе научного исследования:
1. Установить, что понимается под «врачебной тайной», кто обязан ее соблюдать и в каких случаях они могут ее разглашать;
2. Выявить проблемы, связанные с соблюдением врачебной тайны;
3. Выдвинуть собственные предложения по урегулированию выявленных проблем.
В научной работе проведен анализ законодательства, затрагивающего вопрос обеспечения врачебной тайны, в первую очередь Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». При написании работы были использованы материалы исследований, раскрывающих затронутую в работе проблему, нормативные правовые акты Российской Федерации, а также материалы электронных статей.

Методика проведения исследования

Логика проведения исследования заключалась в первоначальном изучении действующего законодательства, регулирующего соблюдение врачебной тайны в Российской Федерации. В ходе проведения исследования были проанализированы работы авторов различных научных статей по рассматриваемым проблемам, изучены мнения государственных деятелей, осуществляющих полномочия в сфере здравоохранения. Проблемы, выявленные в ходе изучения врачебной тайны в РФ, обусловили необходимость внесения определенных изменений в законодательство, а также формулирования иных предложений для их урегулирования. Теоретико-методологической основой исследования являются диалектический, абстрактно-логический и другие общенаучные методы познания. Применение данных методов позволило структурировать материал и логично изложить предложения по урегулированию законодательства в сфере здравоохранения.

Врачебная тайна в действующем законодательстве РФ

Врачебная тайна – одно из главнейших прав граждан при обращении в медицинскую организацию за помощью [4]. Она относится к сведениям конфиденциального характера, связанным с осуществлением профессиональной деятельности медицинскими работниками [5]. Именно поэтому ее соблюдение гарантируется государством на законодательном уровне. В свою очередь, в ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 323) соблюдение врачебной тайны названо одним из главных принципов охраны здоровья граждан. Так, согласно ст. 13 ФЗ № 323, врачебная тайна включает в себя следующую информацию: факт обращения граждан в медицинскую организацию для получения квалифицированной помощи, информация о состоянии здоровья и диагнозах пациента, иные данные, полученные в ходе обследования и лечения [6]. Из текста данной статьи можно понять, что врачебная тайна включает в себя не всю информацию, получаемую медицинскими учреждениями от пациентов, а лишь ту, которая непосредственно связана с безопасностью их жизни и здоровья. Стоит отметить, что в рамках названного закона основным из способов обеспечения права каждого на неприкосновенность частной жизни является запрет на разглашение данных граждан, составляющих врачебную тайну. Не имеют права разглашать такие сведения следующие субъекты:

1) Лица, которым данная информация становится известной в процессе обучения (например, студенты медицинских вузов);

2) Лица, осуществляющие трудовые, служебные и иные обязанности, при выполнении которых им могут стать доступны сведения, составляющие врачебную тайну.

Также ст. 79 ФЗ № 323 установлено, что в обязанности медицинской организация входит соблюдение врачебной тайны, которая, в свою очередь, включает и персональные данные пациентов, вносимые в информационные системы организации [6]. При этом закон определяет, что информация, составляющая врачебную тайну, может быть разглашена другим лицам, в том числе должностным, например, для проведения специальных обследований и лечения пациентов, а также в процессе осуществления научной или учебной деятельности [6], но только если пациент или законный представитель предварительно дали на это согласие. Стоит упомянуть, что врачебная тайна охраняется медицинскими организациями бессрочно. Однако врачебная тайна не обладает абсолютной конфиденциальностью, так как в ряде установленных законом случаях такая информация может быть разглашена. Как известно, по ст. 55 Конституции Российской Федерации в целях защиты конституционного строя, безопасности нашей страны, а также обеспечения безопасности граждан, права и свободы могут быть ограничены [1]. Так, в ч. 4 ст. 13 ФЗ № 323 перечислены случаи, когда без согласия пациента возможно разглашение врачебной тайны. Например, когда гражданин находится в бессознательном состоянии, в связи с чем не способен выразить свою волю относительно медицинского вмешательства, в то время как данное медицинское вмешательство может спасти ему жизнь, а также в случаях если заболевание пациента угрожает безопасности общества и может повлечь за собой массовые инфекционные заболевания и эпидемии [6]. Еще одним обстоятельством разглашения врачебной тайны без согласия пациента может стать запрос следственных органов при проведении расследования, запрос иных государственных органов, если это касается предотвращения или предупреждения совершения преступлений, а также другие случаи, предусмотренные данной статьей [6]. Стоит отметить, что перечень случаев, изложенных в данной статье, не является исчерпывающим: законодатель периодически его дополняет [7]. Как можно заметить, случаи, когда врачебная тайна может быть разглашена без согласия пациента, затрагивают обеспечение безопасности жизни и здоровья как конкретной личности, так и неопределенного круга лиц, что объясняет необходимость ограничения прав и свобод граждан. Однако практика показывает, что врачебная тайна нарушается и в случаях, когда закон не позволяет разглашать сведения без согласия граждан.

Проблемы соблюдения врачебной тайны на данном этапе

Частой причиной разглашения информации, относящейся к врачебной тайне, можно назвать халатность и недобросовестность лиц, обязанных сохранять конфиденциальность этих сведений. Медицинские работники могут разглашать сведения о здоровье пациента лицам, представившимся его родственниками, не удостоверившись в их родстве, также из-за собственной беспечности медицинские работники могут разглашать данные о пациентах в СМИ, журналистам, а также в сети Интернет. В свою очередь, попадание конфиденциальных сведений в открытый доступ может повлечь за собой вымогательство денежных средств, отказ в принятии на работу, увольнение пациента и даже спровоцировать самоубийство пациента [8]. Еще одной проблемой соблюдения врачебной тайны можно назвать цифровизацию документооборота в сфере здравоохранения. Современное общество набирает все большие обороты в части цифровизации информационных ресурсов. Данные изменения не обошли стороной и сферу здравоохранения. Медицинские информационные системы в сфере здравоохранения были разработаны для эффективной оптимизации процессов обработки персональных данных, связанных с состоянием здоровья граждан [9]. Требования к таким системам подробно определены в приказе Минздрава России от 24.12.2018 № 911н, где установлено, что данные системы используются с целью получения и обработки информации, которая необходима для координирования деятельности по охране здоровья граждан [10]. Цифровизация медицинского документооборота имеет как ряд преимуществ, так и ряд отрицательных черт. К числу достоинств можно отнести возможность упорядочения в единой системе всех медицинских карт пациентов, что позволяет осуществлять быстрый поиск необходимой информации в отношении того или иного пациента. С другой же стороны, цифровизация имеет ряд недостатков, влекущих за собой нарушение прав граждан на конфиденциальность информации о частной жизни. Как отметила статс-секретарь – заместитель Министра здравоохранения РФ Александра Дронова, с развитием цифровизации в нашей стране особенно актуальным становится вопрос соблюдения врачебной тайны при обработке и защите информации, получаемой от пациентов [11]. Необходимо отметить, что переход документооборота медицинских учреждений в электронный формат требует более тщательного контроля, в части обеспечения конфиденциальности данных пациентов и их сохранности. Такие особенности обусловлены тем, что цифровой формат документов, содержащих сведения о врачебной тайне пациентов, больше подвержен разглашению и распространению среди третьих лиц, данные к которым могут попадать как по ошибке (технические сбои или халатные действия сотрудников), так и путем совершения преступных действий с целью завладеть информацией, содержащей сведения о состоянии здоровья того или иного пациента. Примером может послужить случай, когда в декабре 2020 года в Интернет попали персональные данные около 100 тыс. пациентов московских больниц, в том числе их имена, номера телефонов, паспортные данные и информация, составляющая врачебную тайну [12]. Соответственно, в целях пресечения совершения правонарушений, связанных с распространением и разглашением данных, составляющих врачебную тайну, необходимо предпринять целый комплекс мер по повышению безопасности и сохранности таких данных, получаемых медицинскими организациями. Еще одной актуальной проблемой в сфере обеспечения сохранения врачебной тайны является вопрос необходимости ее разглашения после смерти гражданина. Так, в ч. 3.1 ст. 13 ФЗ № 323 указано, что сведения, составляющие врачебную тайну, могут быть разглашены родственникам умершего в случае, если гражданин указал данных родственников в письменном согласии, либо по запросу родственников, если гражданин прямо не запрещал разглашение таких сведений [6]. Как отмечает доцент кафедры конституционного и административного права Казанского (Приволжского) федерального университета А. М. Хурматуллина, на данный момент наблюдается тенденция к расширению доступа к информации, составляющей личную тайну пациента: от полного запрета на предоставление такой информации до прекращения действия врачебной тайны по запросу близких родственников (членов семьи) [13]. По нашему мнению, необходимо сдерживать данную тенденцию, дабы не привести к полному отмену режима «врачебной тайны». Многократные попытки законодателей установить в ФЗ № 323 более широкие возможности для получения сведений, относящихся к врачебной тайне умерших родственников, не нашли поддержки у Правительства РФ [14]. Поэтому мы считаем, что для предоставления информации, являющейся врачебной тайной умершего гражданина, необходимо выяснить, с какой целью его родственники хотят получить данные сведения. Соответственно, предоставление указанных сведений должно осуществляться только при наличии существенных оснований, позволяющих определить отсутствие корыстных мотивов получения таких сведений. Данные меры обусловлены и тем, что соблюдение врачебной тайны не должно прекращаться после смерти гражданина [15], так как право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну дано каждому из нас Конституцией РФ.

Предложения по урегулированию проблем


Рассмотрев ряд проблем, касающихся разглашения врачебной тайны, мы решили сформулировать собственные предложения по их урегулированию. Во-первых, необходимо усилить контроль за использованием медицинскими работниками сведений, составляющих врачебную тайну. Особенно это касается размещения такого рода сведений в сети Интернет, поскольку в этом случае могут возникнуть трудности с ликвидацией данной информации в информационно-телекоммуникационной сети, а также с пресечением последующего распространения размещенной информации. Считаем, что сократить число подобных правонарушений также можно путем ужесточения наказания для лиц, обязанных соблюдать конфиденциальность сведений, составляющих врачебную тайну. На данном этапе законодательство предусматривает дисциплинарную, гражданско-правовую ответственность по ст. 1068, где к ответственности будет привлечена медицинская организация, а не конкретное должностное лицо [16], административную ответственность в рамках ст. 13.14 КоАП РФ «Разглашение информации с ограниченным доступом» [17], а также уголовную по ч. 2 ст. 137 УК РФ, которая предусматривает привлечение к ответственности за нарушение неприкосновенности частной жизни граждан, если такое преступление было совершено лицом в рамках своей профессиональной деятельности [18]. При этом отдельной нормы, регламентирующей порядок привлечения к ответственности за нарушение врачебной тайны, не предусмотрено, что может привести к возникновению спорных ситуаций при использовании норм и привлечении к ответственности виновных лиц. Считаем целесообразным внести изменения в УК РФ, закрепив в отдельной статье (137.1 УК РФ) ответственность лиц, задействованных в оказании медицинской помощи, за нарушение ими врачебной тайны. Возможный текст статьи: «1. Разглашение медицинским работником, а также лицами, задействованными в оказании медицинской помощи, сведений, составляющих врачебную тайну, – наказывается штрафом в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать должности или заниматься деятельностью в сфере здравоохранения на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать должности в сфере здравоохранения и оказания медицинской помощи гражданам или заниматься деятельностью в сфере здравоохранения на срок до шести лет. Незаконное распространение в СМИ, информационно-телекоммуникационных сетях или иным публичным способом сведений, составляющих врачебную тайну, а также в случае, если разглашение таких сведений повлекло тяжкие последствия для здоровья потерпевшего, – наказывается штрафом в размере до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы за период до трех лет, либо лишением права занимать должности в сфере здравоохранения и оказания медицинской помощи гражданам или заниматься деятельностью в сфере здравоохранения на срок от трех до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать должности в сфере здравоохранения и оказания медицинской помощи гражданам или заниматься деятельностью в сфере здравоохранения на срок до десяти лет». Во-вторых, для решения проблем, возникающих при цифровизации документооборота, необходимо установить запрет на передачу данных пациентов, относящихся к врачебной тайне, в иные органы, кроме медицинских. С согласия пациента (кроме случаев, предусмотренных ст. 13 ФЗ № 323) такие сведения должны храниться и обрабатываться только в базах данных медицинской организации, где оказывается помощь гражданину. Также необходимо обучать сотрудников пользоваться данными ресурсами и проводить регулярное повышение квалификации в целях предотвращения распространения конфиденциальной информации о пациентах вследствие неосторожного или неграмотного обращения с информационными ресурсами. В обязанности медицинских работников должно входить подробное информирование пациентов о том, согласие на обработку каких именно персональных данных о своем здоровье дает пациент. Данная мера необходима в связи с тем, что в медицинских организациях пациентам не разъясняют, какую персональную информацию они передают, подписывая согласие на обработку персональных данных, а также не объясняют, кому в дальнейшем может быть передана эта информация [9]. Необходимо создание таких баз данных, которые не допускали бы даже вероятности хакерских атак или утечки личных данных граждан [18]. В-третьих, для предоставления сведений, составляющих врачебную тайну умершего гражданина, необходимо выяснить, с какой целью родственники умершего хотят получить данные сведения. Предоставление указанных сведений соответствующим лицам должно осуществляться только при наличии существенных оснований, позволяющих определить отсутствие корыстных мотивов получения таких сведений, например, если необходимо провести диагностику или лечение генетических, инфекционных или иных заболеваний [19]. Таким образом, в ч. 3.1 ст. 13 ФЗ № 323 необходимо внести следующие уточнения: «После смерти гражданина допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну… а также по запросу указанных лиц, исключительно в случаях, когда данные сведения необходимы для проведения диагностики и лечения генетических, инфекционных заболеваний, а также заболеваний, угрожающих жизни и здоровью, как самим родственникам гражданина, так и жизни и здоровью общества в целом» [6].

Заключение


На наш взгляд, российское законодательство в сфере здравоохранения в части обеспечения врачебной тайны требует пересмотра, так как на данный момент существуют проблемы, влекущие нарушения законодательства в сфере сохранения конфиденциальности персональных данных пациентов и врачебной тайны со стороны лиц, работающих в сфере здравоохранения. Особенно часто такие нарушения связаны с использованием информационных технологий и сети Интернет. Именно поэтому нами была предложена формулировка статьи УК РФ, закрепляющая ответственность конкретно за нарушение врачебной тайны, а также статьи ФЗ № 323 в части разглашения врачебной тайны родственникам пациента после его смерти. Теоретическая значимость предлагаемых авторами изменений заключается в более точном определении ответственности медицинских работников за несоблюдение врачебной тайны, а также в установлении конкретных случаев передачи таких сведений третьим лицам, что позволит предотвратить утечку персональных данных пациентов и защитить эти данные от неправомерного использования. Практическая значимость выполненной работы состоит в возможности при введении всех предложенных авторами изменений предотвратить участившиеся случаи разглашения врачебной тайны, определив круг лиц, которым разрешается допуск к данной информации. Предлагаемые изменения необходимы для обеспечения прав каждого на личную, семейную тайну и защиту своих конфиденциальных сведений. Однако для решения этой задачи нужны изменения не только в законодательстве, но и в работе с медицинским персоналом, в части более грамотного обучения их работе с информационными системами, а также работе с пациентами. Таким образом, все предложенные нами уточнения и формулировки статьей позволят минимизировать совершение правонарушений и преступлений при работе со сведениями, составляющими врачебную тайну.

×

About the authors

O. A. Vorobyova

Togliatti State University

Author for correspondence.
Email: olga80_tlt@mail.ru
Russian Federation

A. A. Mishunina

Togliatti State University

Email: nastamisunina4792@gmail.com
Russian Federation

References

  1. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v khode obshcherossiiskogo golosovaniya 01.07.2020) [Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the nationwide vote on 01.07.2020). Retrieved from legal reference system «ConsultantPlus». Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/?ysclid=lugmwvzgyf578771117 [in Russian].
  2. Ob utverzhdenii Perechnya svedenii konfidentsial’nogo kharaktera: ukaz Prezidenta RF ot 06.03.1997 № 188 (red. ot 13.07.2015) [«On Approval of the List of Confidential Information»: decree of the President of the Russian Federation as of March 6, 1997 № 188 (as amended on July 13, 2015). Retrieved from legal reference system «ConsultantPlus». Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/10638 [in Russian].
  3. Radzhabov R. M., Dibarev A. D. K voprosu rassmotreniya printsipa vrachebnoi tainy v usloviyakh grazhdanskogo zakonodatel’stva RF [On the issue of considering the principle of medical secrecy in the conditions of the civil legislation of the Russian Federation]. Gosudarstvennaya sluzhba i kadry [State service and personnel], 2021, no. 5, pp. 163–167. DOI: http://doi.org/10.24411/2312-0444-2021-5-163-167 [in Russian].
  4. Alekseeva E. V. Institut vrachebnoi tainy: problemy pravovogo regulirovaniya [Institute of medical secrecy: problems of legal regulation]. In: Sovremennye tendentsii razvitiya chastnogo prava, ispolnitel’nogo proizvodstva i sposobov yuridicheskoi zashchity: materialy IV vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Modern trends in the development of private law, enforcement proceedings and methods of legal protection: proceedings of the IV All-Russian research and practical conference]. Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskii institut (filial) VGUYu (RPA Minyusta Rossii), 2018, pp. 47–53. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=37135390. EDN: https://elibrary.ru/ezzavy [in Russian].
  5. Blinov S. V., Kuzmina N. M., Revina S. N., Sidorova A. V. Soblyudenie vrachebnoi tainy pri okazanii telemeditsinskikh uslug [Medical secrecy in telemedicine]. Vestnik meditsinskogo instituta «REAVIZ»: reabilitatsiya, vrach i zdorov’e [Bulletin of the Medical Institute «REAVIZ» (REHABILITATION, DOCTOR AND HEALTH)], 2019, no. 2, pp. 196–200. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=38163190. EDN: https://elibrary.ru/qrzfec [in Russian].
  6. Federal’nyi zakon «Ob osnovakh okhrany zdorov’ya grazhdan v Rossiiskoi Federatsii» ot 21.11.2011 № 323-FZ [Federal Law «On the fundamentals of protecting the health of citizens in the Russian Federation» dated November 21, 2011 № 323-FZ]. Retrieved from legal reference system «ConsultantPlus». Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/?ysclid=lugoftvyab226847176 [in Russian].
  7. Mezenina A. V. Osobennosti soblyudeniya vrachebnoi tainy [Peculiarities of observance of medical secrecy]. In: International Scientific Review of the Problems of Natural Sciences and Medicine: сollection of scientific articles V International correspondence scientific specialized conference. Boston, USA, 07–08 August 2018. Boston, USA: PROBLEMS OF SCIENCE, 2018, pp. 23–25. https://elibrary.ru/item.asp?id=35436420. EDN: https://elibrary.ru/wjnniu.
  8. Basova A. V., Vlasova M. V. Pravovye problemy soblyudeniya rezhimov informatsii meditsinskimi rabotnikami v sotsial’nykh setyakh [Legal problems of compliance with information regimes by medical workers in social networks]. Yuridicheskii vestnik DGU [Law Herald of DSU], 2021, vol. 39, no. 3, pp. 166–173. DOI: http://doi.org/10.21779/2224-0241-2021-39-3-166-173. EDN: https://elibrary.ru/sjgwbq [in Russian].
  9. Okishev B. A. Realizatsiya okhrany personal’nykh dannykh v sfere meditsiny [Implementation of personal data protection in medicine]. Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafina (MGYuA [Courier of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL)], 2022, no. 4 (92), pp. 120–126. DOI: https://doi.org/10.17803/2311-5998.2022.92.4.120-126. EDN: https://elibrary.ru/mkvntv [in Russian].
  10. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya RF ot 24 dekabrya 2018 g. № 911n «Ob utverzhdenii Trebovanii k gosudarstvennym informatsionnym sistemam v sfere zdravookhraneniya sub”ektov Rossiiskoi Federatsii, meditsinskim informatsionnym sistemam meditsinskikh organizatsii i informatsionnym sistemam farmatsevticheskikh organizatsii» [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation as of December 24, 2018 № 911n «On approval of the Requirements for state information systems in the field of healthcare of the constituent entities of the Russian Federation, medical information systems of medical organizations and information systems of pharmaceutical organizations»]. Retrieved from legal reference system «GARANT System». Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72117630/?ysclid=luh4ukszhj235050408 [in Russian].
  11. Sazonova M. Vrachebnaya taina i tsifrovizatsiya: kak zashchitit’ informatsiyu o patsiente [Medical secrecy and digitalization: how to protect patient information]. Retrieved from legal reference system «GARANT System». Available at: https://www.garant.ru/news/1465292/?ysclid=luh5dgefni400849120 [in Russian].
  12. Polubinskaya S. V., Shishkov S. N. Nekotorye pravovye problemy soblyudeniya vrachebnoi tainy v psikhiatricheskoi praktike [Some legal issues of medical privacy in psychiatric practice]. Gosudarstvo i pravo [State and Law], 2021, no. 11, pp. 111–122. DOI: https://doi.org/10.31857/S102694520017459-5. EDN: https://www.elibrary.ru/tbucvt [in Russian].
  13. Khurmatullina A. M. Konstitutsionnye garantii prav grazhdan na okhranu zdorov’ya i meditsinskuyu pomoshch’ v usloviyakh tsifrovizatsii [Constitutional guarantees of citizens’ rights to health protection and medical care in the context of digitalization]. Obrazovanie i pravo [Education and law], 2022, no. 12, pp. 19–23. DOI: http://doi.org/10.24412/2076-1503-2022-12-19-23 [in Russian].
  14. Sidorenko T. I. Vrachebnaya taina v rossiiskom grazhdanskom prave [Medical secrecy in Russian civil law]. Molodoi uchenyi, 2021, no. 15 (357), pp. 260–262. Available at: https://moluch.ru/archive/357/79853 (accessed 17.06.2023) [in Russian].
  15. Shevchuk S. S., Petrov N. V. Pravovye garantii okhrany chastnoi zhizni grazhdanina pri okazanii meditsinskikh uslug [Legal guarantees of protection of private life of a citizen in the provision of medical services]. Evraziiskaya advokatura [Eurasian Advocacy], 2020, no. 5 (48), pp. 58–63. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44385827. EDN: https://www.elibrary.ru/cffzfa [in Russian].
  16. Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii (GK RF) [Civil Code of the Russian Federation]. Retrieved from legal reference system «ConsultantPlus». Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/?ysclid=luh6abbg6m357191030. (In Russ.)
  17. «Kodeks Rossiiskoi Federatsii ob administrativnykh pravonarusheniyakh» ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 04.11.2022) [«Code of the Russian Federation on Administrative Offenses» dated December 30, 2001 № 195-FZ (as amended on November 4, 2022). Retrieved from legal reference system «ConsultantPlus». Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/?ysclid=luh6e3qt35363825445 [in Russian].
  18. Andrianova V. V., Dovnar A. N. Obespechenie vrachebnoi tainy pri okazanii meditsinskoi pomoshchi litsam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya: zakonodatel’noe regulirovanie i problemy pravoprimeneniya [Providing medical secret in providing medical care to persons with disabilities: legislative regulation and regulation problems]. Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika [Law and State: The Theory and Practice], 2021, no. 4 (196), pp. 309–311. DOI: http://doi.org/10.47643/1815-1337_2021_4_309. EDN: http://elibrary.ru/mwcnin [in Russian].
  19. Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 13.01.2020 № 1-P «Po delu o proverke konstitutsionnosti chastei 2 i 3 stat’i 13, punkta 5 chasti 5 stat’i 19 i chasti 1 stat’i 20 Federal’nogo zakona “Ob osnovakh okhrany zdorov’ya grazhdan v Rossiiskoi Federatsii” v svyazi s zhaloboi grazhdanki R. D. Svechnikovoi» [Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation as of January 13, 2020 № 1-P «On the case of checking the constitutionality of parts 2 and 3 of Article 13, paragraph 5 of part 5 of Article 19 and part 1 of Article 20 of the Federal Law “On the fundamentals of protecting the health of citizens in the Russian Federation” in connection with the complaint of citizen R. D. Svechnikova»]. Retrieved from legal reference system «ConsultantPlus». Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342807/?ysclid=luh6rti7o5328626813 [in Russian].

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Vorobyova O.A., Mishunina A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies