Main legal mechanisms for the protection of the constitutional right to freedom of thought and speech in modern Russia

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article examines the legal mechanisms of protection of the constitutional right to freedom of thought and speech in Russia. The relevance of the topic in modern conditions is substantiated. The problems with the scientific and practical approach of the use of case practice are analyzed in order to develop relevant recommendations for improving the mechanism of legal protection of the constitutional right to freedom of thought and speech. The purpose of the article is to analyze the study of the legal mechanisms of the constitutional right to freedom of thought and speech in modern Russia. To achieve this goal, the essence of the constitutional right to freedom of thought and speech is determined; the legal mechanism for the implementation and protection of the right to freedom of thought and speech is considered; the ways of implementing the constitutional right to the protection of thought and speech are analyzed. The material and procedural norms of constitutional law act as the object of scientific work. The subject of the study is the problems of the application of legal mechanisms for the protection of the constitutional right to freedom of thought and speech.

Full Text

Право на свободу мысли и слова относится к наиболее важным правам человека, закрепленным в Конституции Российской Федерации (далее – РФ) [1]. Свобода выражения своего мнения, право осуществлять мыслительный процесс без ограничений – важные признаки современного правового демократического государства. Данное право получило закрепление в международных договорах, конвенциях и других законах о защите прав человека и его основных свобод, нашло отражение в конституциях развитых государств. Следует отметить, что конституционное право в национальной системе законодательства РФ особо выделяет свободу выражения своего мнения, позиций или идей как основополагающее право человека и гражданина, что очень важно для ограничения навязывания и провозглашения в государстве обязательной идеологии, а следовательно, и для соблюдения конституционности таких положений. В совокупности данные положения образуют правовой пласт, в соответствии с которым осуществляется построение гарантий прав личности в области свободного выражения своих идей, мыслей, мнений. На сегодняшний день в современной России существует достаточное количество проблем в области реализации права на свободу слова и мысли, которые нуждаются в разрешении. К ним, например, относится и недостаточная правовая регламентации правовых механизмов реализации и защиты данного права. Учитывая вышеизложенное, аргументировать актуальность данной научной работы возможно следующим образом: с провозглашением России демократическим правовым государством появилась необходимость включения в правовую систему такого положения, как право на свободу мысли и слова. В то же время, стремительность и быстрота развития социальных отношений, в том числе и развитие институтов гласности, появление новых способов выражения мнений людей, требуют их правовой регламентации со стороны государства, именно поэтому рассмотрение данной темы очень важно для развития современной России. Факт существования реализации права на свободу мысли и слова является предметом острых обсуждений и дискуссий как среди политологов, юристов и государственных деятелей в общем, так и среди работников информационной среды, журналистов. Свобода мысли и слова – обязательное условие для построения демократического государства и формирования гражданского общества. Поэтому в случаях ограничения государством прав и свобод на выражение своих мыслей может привести к авторитаризму. Основой для реализации гражданами своего права на свободу мысли и слова считается ч. 1 ст. 29 Конституции РФ [1], а также ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод [2], ратифицированная федеральным законом от 30.03.1998 № 54-ФЗ [3]. Данные нормативные правовые акты гарантируют каждому человеку и гражданину возможность открыто выражать свое мнение, идеи, позицию по какому-либо вопросу. Статья 29 Конституции РФ [1] провозглашает свободу средств массовой информации (далее – СМИ) и недопустимость установления цензуры, благодаря чему современное российское государство по праву может быть признано демократическим. Также следует указать, что ст. 3 Федерального закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» прямо запрещает цензуру и указывает, что «требование от редакции СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей – не допускается» [4]. Необходимо также сказать о наличии права на инакомыслие – иные взгляды, убеждения, иной образ мыслей. В своей научной работе Е. Н. Козинникова «признает важную роль СМИ и подчеркивает значение свободы мысли, слова и печати как необходимых условий развития общества, российские полицеисты обосновали необходимость государственно-надзорного характера регулирования деятельности печатных изданий в России как одного из способов обеспечения общественной безопасности в чрезвычайной ситуации» [5, с. 32]. Рассматривая термин «свобода» как важнейший аспект реализации права на свободу мысли и слова, необходимо изучить его более детально. Согласно мнению Конституционного Суда РФ, свобода выражается не только как государственная воля, заключающаяся в установлении гарантий для граждан свободно высказывать свою позицию в документальной или вербальной форме, но и как обязательное требование, условие для эффективного и результативного контроля в сфере деятельности государственного аппарата и государственного сектора в целом. С опорой на мнение Конституционного Суда РФ реальным показателем демократизма государства выступает свобода конкретными действиями, не противоречащими ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, выражать свое мнение, говорить об убеждениях, свободно критиковать, выступать в оппозиции. При этом такую реализацию возможно осуществлять не только в рамках индивидуального подхода, но и коллективно, например с помощью участия в политических партиях. Понятие «свобода» тесно взаимодействует с понятием «право», поэтому рассмотрение их соотношения немаловажно. По мнению Л. Д. Воеводина, сходства данных понятий состоит в их правовом характере, а именно в возможности выбрать вид поведения, предусмотренный Конституцией РФ, использовать блага как в собственных интересах, так и в общественных [6, с. 125]. В свою очередь, Т. Я. Хабриева и В. Е. Ч иркин считают, что «право есть мера реализации свободы…» [7, с. 6]. О. В. Лисина, указывала, что «категории «права» и «свободы» по содержанию и форме выражения не тождественны, однако находятся во взаимосвязи, взаимообусловленности и диалектическом единстве» [8, с. 13]. Стоит помнить, что свобода всегда предполагает установление ограничений в целях соблюдения охраны порядка, прав граждан и безопасности жизнедеятельности общества (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ) [1]. Однако, следует указать, что согласно ч. 2 ст. 29 Конституции РФ [1] не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, социальное, расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство. Основной закон закрепляет право на свободу общения, что раскрывает коммуникационный характер этого права, а именно, вступать в социальные отношения людей друг с другом, передавать им информацию о собственных переживаниях, мнении в отношении различных аспектов жизни. Необходимо определить какие общественные отношения охраняет это право. Классификации основных конституционных прав позволяет определить: личные, политические, социально-экономические и культурные права. Считаем необходимым проанализировать эту классификацию. В качестве ее основного критерия выступает сфера жизни людей, где они реализуют все имеющиеся у них права и обязанности, а также потребности, общественные или личные интересы. Право на свободу мысли и слова относится к личным правам. Значение мысли и слова в осуществлении вышеперечисленных прав проявляется в их реализации несмотря на то, что относится к личным (гражданским) правам человека и гражданина. Например, неосуществимы конституционные политические права человека в условиях цензуры и ограничения свободного высказывания своей политической позиции, интересов и предпочтений. В экономической, социальной, культурной сфере вторжение государства должно иметь определенные правовые рамки и ограничения, в то же время оно обязано создавать такие механизмы воздействия и регулирования, которые бы полностью способствовали реализации этих прав и их стабильному существованию. Следует отметить, что данное право имеет существенное значение при построении демократического правового государства, осуществлении идеологического многообразия и народовластия, занимает ключевое место в системе прав и свобод человека, так как:
1) входит в общезначимую и универсальную систему прав и свобод человека;
2) относится к категории личных прав, но тесно связано с другими сферами общественной жизни и поддерживает их функционирование;
3) от реализации данного права с помощью государственных механизмов напрямую зависят эффективность функционирования правового государства, становление гражданского общества и наличие демократии в обществе и государстве.
Для обеспечения действенности положений права на свободу мысли и слова необходим определенный механизм, он основывается и подкрепляется конституционными гарантиями, которые взаимосвязаны между собой и взаимодействуют друг с другом. С помощью конституционных гарантий обеспечивается защита, а также осуществление основных конституционных прав и свобод. К конституционным гарантиям права на свободу мысли и слова относятся: запрет цензуры (ч. 5 ст. 29 Конституции РФ), запрет к принуждению выражения убеждений и мнений или к отказу от них (ч. 3 ст. 29 Конституции РФ), свобода СМИ (ч. 5 ст. 29 Конституции РФ), свобода информации (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ) [1]. Без этих гарантий это право не может существовать и реализоваться в общественных отношениях [9, с. 178], так как они являются способами, условиями и формами. Кроме того, они включают процессуальные права и правозащитные механизмы, с помощью которых человек свободно может говорить о своих интересах, мнениях, высказывать политическую и иную позиции. Но существует ряд запретов, установленных государством для защиты конституционных прав и свобод, что говорит о существовании определенной цензурой. Отсутствие законодательного закрепления этих гарантий либо их неполная регламентация свидетельствовали бы об умалении чести и достоинства личности не только лицом, которое совершило противоправные деяния, но и самим государством [10]. Функционирование и реализация прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, в обществе невозможна без организации государством определенных механизмов, с помощью которых бы создавались аппарат и система по претворению их в жизнь. К одному из таких защитных механизмов относится судебная власть. Конституция РФ гарантирует лицу государственную защиту его прав и свобод и возможность защищать их любыми способами, не противоречащими закону. В нашем исследовании имеют значение решения Конституционного Суда РФ в отношении реализации этого права. Так, в Конституционный Суд РФ на рассмотрение поступила жалоба группы журналистов. Она была связана с Постановлением Верховного Совета РФ от 17.08.1992 «О газете ‘‘Известия’’». В результате рассмотрения жалобы Конституционный Суд РФ признал недействительным данное Постановление по причине его несоответствия Конституции РФ, а именно по таким основаниям: Верховный Совет РФ предписал упорядочить учредительные документы газеты «Известия» и привести их в соответствие с существующим законодательством, также осуществить действия по регистрации газеты. Конституционный Суд РФ постановил, что недействительность регистрации СМИ проводится только в порядке гражданского судопроизводства, в том числе, принимая такое Постановление, Верховный Совет РФ принял на себя судебные полномочия, вторгся в деятельность судов. Следующим основанием является то, что Верховный Совет РФ дал поручение Министерству печати и информации РФ осуществить мероприятия по регистрации газеты «Известия». Такими действиями Верховный Совет РФ вмешался в сферу деятельности высших органов исполнительной власти [10]. В соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ [1] Президент России является гарантом прав и свобод человека и гражданина и имеет широкие полномочия по защите этих прав. Президент РФ воздействует на основные ветви власти и посредством них осуществляет руководство в различных сферах жизни, например в определении направлений государственной политики или в области законотворчества. Президент РФ в своих высказываниях неоднократно подтверждал статус России как демократического государства, в котором должны развиваться всевозможные демократические институты, и тем самым подтверждал важность реализации такого права как права на свободу мысли и слова и развития составляющих это право гарантий: свобода СМИ и информации, запрет цензуры и др. Стоит сказать, что данный курс актуален и имеет дальнейшее развитие в настоящее время. Таким образом, в современном российском государстве помимо судебной ветви власти важным элементом механизма реализации права на свободу мысли и слова считается институт Президентства, который является гарантом этих прав и свобод. Указанный правовой институт эффективно способствует их защите. Еще одним важным правовым механизмом осуществления права на свободу мысли и слова как реально существующей системы норм является правовой институт Уполномоченного по правам человека в РФ, который осуществляет контроль за деятельностью публичных органов власти, неподотчетен им и независим от какой-либо ветви власти. Так как он имеет право обратиться в суд для удовлетворения жалобы человека, гражданина РФ или иностранного гражданина по причине нарушения их прав, в том числе и на свободу слова и мысли, то, однозначно, его можно считать одним из элементов механизма процессуальной реализации прав людей. Уполномоченный по правам человека в РФ указывает на нарушения, которые затронули права граждан за текущий год, описывает и указывает на основные нарушения прав граждан за текущий год. Но стоит сказать, что его решения не имеют обязательной силы и являются рекомендательными. Таким образом, мы можем сделать вывод, что в России существуют несколько правовых механизмов защиты, восстановления и реализации права на свободу мысли и слова, что имеет существенное значение для развития гражданского общества в РФ. Такие основные правовые институты, как судебная, президентская власть и Уполномоченный по правам человека в РФ, существенно влияют на действенность провозглашения права на свободу мнения, интересов и ее функциональность в общественной жизни современной России.

×

About the authors

E. V. Gorlov

Sevastopol State University

Author for correspondence.
Email: evgorlov@sevsu.ru
Russian Federation

A. A. Shirinya

Sevastopol State University

Email: anastasia.shirinya@gmail.com
Russian Federation

References

  1. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v khode obshcherossiiskogo golosovaniya 01.07.2020) [Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the nationwide vote on 01.07.2020)]. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (accessed 18.08.2022) [in Russian].
  2. Konventsiya o zashchite prav cheloveka i osnovnykh svobod (Zaklyuchena v g. Rime 04.11.1950) (s izm. ot 24.06.2013) (vmeste s «Protokolom [№ 1]» (Podpisan v g. Parizhe 20.03.1952), «Protokolom № 4 ob obespechenii nekotorykh prav i svobod pomimo tekh, kotorye uzhe vklyucheny v Konventsiyu i pervyi Protokol k nei» (Podpisan v g. Strasburge 16.09.1963), «Protokolom № 7» (Podpisan v g. Strasburge 22.11.1984)) [Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms (Concluded at Rome on 04.11.1950)(as amended on 24.06.2013) (together with «Protocol [№ 1]» (Signed in Paris on 20.03.1952), «Protocol № 4 on ensuring certain rights and freedoms other than those already included in the Convention and the first Protocol thereto» (Signed in Strasbourg on September 16, 1963), «Protocol № 7» (Signed in Strasbourg on November 22, 1984))]. Available at: https://europeancourt.ru/uploads/ECHR _NE W.pdf (accessed 18.08.2022) [in Russian].
  3. Federal'nyi zakon «O ratifikatsii Konventsii o zashchite prav cheloveka i osnovnykh svobod i Protokolov k nei» ot 30.03.1998 № 54-FZ (poslednyaya redaktsiya) [Federal Law «On ratification of the Convention for the protection of human rights and fundamental freedoms and its Protocols» dated March 30, 1998 № 54-FZ (last edition)]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/12169 (accessed 18.08.2022) [in Russian].
  4. Zakon RF ot 27.12.1991 № 2124-1 (red. ot 14.07.2022) «O sredstvakh massovoi informatsii» [Law of the Russian Federation as of December 27, 1991 № 2124-1 (as amended on July 14, 2022) «On the Mass Media»]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/dbf226faae7b05a718177c78f759fd4696307d56 (accessed 01.08.2022) [in Russian].
  5. Kozinnikova E. N. Svoboda slova: predely ogranicheniya v usloviyakh chrezvychainykh pravovykh rezhimov [Freedom of speech: limits of restriction under emergency legal regimes]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii [Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2022, no. 1 (93), pp. 27–35. DOI: http://doi.org/10.35750/2071-8284-2022-1-27-35. EDN: https://elibrary.ru/pbriqt [in Russian].
  6. Voevodin L. D. Yuridicheskii status lichnosti v Rossii: uchebnoe posobie [Legal status of an individual in Russia: textbook]. Moscow: Izdatel'stvo MGU, Izdatel'skaya gruppa INFR A M–NORMA, 1997, 304 p. Available at: http://exjure.ru/law/news.php?newsid=644 [in Russian].
  7. Khabrieva T.Ya., Chirkin V. E. Sotsial'naya spravedlivost' (nekotorye konstitutsionnye voprosy) [Social justice (some constitutional issues)]. Obshchestvennye nauki i sovremennost' [Social Sciences and Contemporary World], 2017, no. 3, pp. 5–14. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29333809. EDN : https://www.elibrary.ru/yrxscf [in Russian].
  8. Lisina O. V. Konstitutsionnoe ogranichenie prav i svobod cheloveka i grazhdanina: ponyatie i predely [Constitutional restriction of human and civil rights and freedoms: concept and limits]. Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya [The Bulletin of the Volga Region Institute of Administration], 2019, vol. 19, no. 3, pp. 10–18. DOI: http://doi.org/10.22394/1682-2358-2019-3-10-18. EDN: https://www.elibrary.ru/axoaju [in Russian].
  9. Ektumaev A.B. Svoboda slova v Rossiiskoi Federatsii (konstitutsionno-pravovoe issledovanie): spetsial'nost' 12.00.02 «Konstitutsionnoe pravo; konstitutsionnyi sudebnyi protsess; munitsipal'noe pravo»: dissertatsiya na soiskanie uchenoi stepeni kandidata yuridicheskikh nauk [Freedom of speech in the Russian Federation (constitutional and legal research): specialty 12.00.02 «Constitutional law; constitutional litigation; municipal law»: Candidate’s of Legal Sciences thesis]. Perm, 2012, 197 p. Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01005017765 (accessed 18.08.2022) [in Russian].
  10. Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 19.05.1993. № 10-P po delu «O proverke konstitutsionnosti postanovleniya Verkhovnogo Soveta RF ot 17.07.1992 g. ‘‘O gazete ‘‘Izvestiya’’ i po individual'noi zhalobe chlenov zhurnalistskogo kollektiva redaktsii gazety ‘‘Izvestiya’’ v svyazi s postanovleniem Verkhovnogo Soveta RF ot 17.07.1992 g. ‘‘O gazete ‘‘Izvestiya’’» [Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation as of 19.05.1993 № 10-P with regard to case «On the verification of the constitutionality of the resolution of the Supreme Council of the Russian Federation as of July 17, 1992 ‘‘On the newspaper ‘‘Izvestia’’ and on an individual complaint of members of the journalistic team of the editorial office of the newspaper ‘‘Izvestia’’ in connection with the resolution of the Supreme Council of the Russian Federation as of July 17, 1992 ‘‘About the newspaper ‘‘Izvestia’’»]. Vestnik Konstitutsionnogo Suda RF, 1994, no. 2-3. Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12011587 (accesssed 18.08.2022) [in Russian].

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Gorlov E.V., Shirinya A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies