Legal regulation of the operation of oil and gas pipelines

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The relevance of the chosen topic of the article is due to the lack of scientific research in the field of legal regulation of the operation of oil and gas pipelines. The article states that the legislation of the Russian Federation does not provide the concept of oil and gas pipelines. In the course of the study, the features of pipelines were identified and analyzed, which made it possible to give an appropriate legal definition of oil and gas pipelines. Also, the classification of pipelines was carried out in order to determine the place of oil and gas pipelines in the system of legal regulation. Taking into account the above pipelines classifications, an analysis of regulatory sources containing norms governing the operation of oil and gas fields was carried out, as a result of which their imperfection and insufficiency in relation to field and on-site pipelines was ascertained.

Full Text

Для изучения вопроса, касающегося правового регулирования эксплуатации нефтяных и газовых трубопроводов, для начала необходимо определиться с соответствующей терминологией, касающейся темы настоящего исследования. При определении понятия «нефтяной и газовый трубопровод» обращает на себя внимание отсутствие его единой законодательной закрепленной формулировки. Имеется ряд нормативных документов, носящих технический характер, где дается обобщенное понятие трубопровода. Например, в ГОСТ Р ИСО 6707-1-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Здания и сооружения. Общие термины», который утвержден Приказом Росстандарта № 1388-ст от 24.12.2020, где в п. 3.1.2.30* под трубопроводом (pipeline) понимается линейно протяженный объект из труб, включая вспомогательное оборудование, используемый для транспортирования жидкостей или газов. Для четкого определения понятия нефтяной и газовый трубопровод необходимо выделить ключевые признаки данного объекта. Начнем изучение этого термина с того, что в соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ любой трубопровод относится к категории линейных объектов. К линейным объектам топливно-энергетического комплекса в соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» относят систему линейно протяженных объектов топливно-энергетического комплекса (электрические сети, магистральные газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы), предназначенных для обеспечения передачи электрической энергии, транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. Следовательно, основными признаками линейного объекта, как и любого нефтяного и газового трубопровода, является его линейно протяженная конфигурация, длина которой несоизмеримо превышает геометрические параметры его поперечного сечения (ширину, высоту, диаметр). Не менее важным признаком нефтяных и газовых трубопроводов, которое может выделить при анализе судебной практики, является его отнесение к категории недвижимого имущества [1; 2]. Традиционно под объектом недвижимого имущества понимают объект, прочно связанный с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно [3]. Соответственно, нефтяные и газовые трубопроводы в большинстве своем являются подземными объектами, и перемещение их в иное место без соразмерного ущерба невозможно. Третьим специфическим признаком, который относится к нефтяным и газовым трубопроводам, является транспортируемая среда, в зависимости от состава который объект может быть отнесен к источникам повышенной опасности и опасным производственным объектам. Исходя из требований ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, под источником повышенной опасности понимается объект, осуществление деятельности с использованием которого создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека (например, вследствие транспортировки опасных, легковоспламеняющихся веществ) [4]. К опасным производственным объектам относятся такие объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к Федеральному закону Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» количествах опасные вещества. Обратим внимание на тот факт, что, исходя из приведенных формулировок, становится очевидным, что понятия «источник повышенной опасности» и «опасный производственный объект» относятся к оценочным категориям и четкого перечня объектов, которые необходимо относить как к источникам повышенной опасности, так и к опасным производственным объектам, в законодательстве Российской Федерации не установлено. Анализ ст. 2 Федерального закона Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также приложений 1 и 2 к нему, в которых установлены критерии отнесения того или иного объекта к указанным категориям, позволяет установить необходимость отнесения нефтяных и газовых трубопроводов к опасным производственным объектам, а следовательно, и к источникам повышенной опасности. Суммируя вышесказанное, исходя из выделенных нами основных признаков, которые присущи нефтяным и газовым трубопроводам, можно дать следующее их определение – это линейно протяженные объекты топливно-энергетического комплекса, относящиеся к недвижимому имуществу и являющиеся источниками повышенной опасности, с использованием которых осуществляется транспортировка нефти или природного газа и которые относятся к категории опасных производственных объектов. Теперь обратимся к классификации нефтяных и газовых трубопроводов, определив их виды, что поможет нам впоследствии определить круг источников нормативных правовых актов, регулирующих их эксплуатацию. Существует достаточное количество оснований для проведения такой классификации. Например, по способу прокладки выделяются наземные и подземные трубопроводы, по силе давления в трубе – трубопроводы низкого давления (менее 12 атмосфер), среднего давления (от 12 до 25 атмосфер), высокого давления (более 25 атмосфер), по агрессивности транспортируемой среды – трубопроводы с нейтральной, малоагрессивной, среднеагрессивной и высокоагрессивной средой. Возможная классификация по типу транспортируемой среды позволяет разграничить следующие виды трубопроводов: водопровод, воздухопровод, газопровод, нефтепровод, нефтепродуктопровод, паропровод и теплопровод. По целевому назначению различаются промысловые и магистральные трубопроводы. Похожую классификацию дает трубопроводам Т. Н. Иванова, выделяя при этом вслед за П. Б. Кулумбаевым, Н. С. Сембаевым внутренние, местные и магистральные [5; 6]. Целевое назначение внутренних трубопроводов – соединять отдельные установки в рамках одного предприятия, местные трубопроводы соединяют промыслы с головной станцией магистрального нефтепровода, а также нефтеперерабатывающие заводы с пунктами налива на железнодорожный транспорт или в наливные суда, магистральные трубопроводы характеризуются большой протяженностью и обслуживаются несколькими перекачивающими станциями. Представляется, что в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ внутренние трубопроводы более точно именовать внутриплощадочными трубопроводами, а местные – промысловыми трубопроводами. Правовое регулирование эксплуатации трубопроводов осуществляется общими, общеспециальными и специальными нормами. Общие нормы регулируют в целом вопросы, касающиеся практически любого вида трубопровода. К таким нормативным актам можно отнести, например, Гражданский кодекс Российской Федерации, в котором содержатся нормы, регулирующие права на объекты недвижимого имущества, сделки, касающиеся эксплуатации либо обслуживания объектов трубопроводного транспорта, возмещения вреда, причиненного в результате эксплуатации источника повышенной опасности. Земельный кодекс Российской Федерации регламентирует оформление земельных участков под объектами трубопроводного транспорта, установления охранных зон. Градостроительный кодекс Российской Федерации прописывает порядок проектирования и строительства трубопроводов, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации устанавливает административную ответственность за ненадлежащую эксплуатацию трубопроводов как опасных производственных объектов, в Уголовном кодексе Российской Федерации закреплена уголовная ответственность за нарушение целостности объектов трубопроводного транспорта. Особую актуальность сегодня приобрели нормы экологического права, которые закреплены в Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», которые также применимы в качестве общих требований к эксплуатации любых трубопроводов. Нельзя обойти вниманием и ранее уже упоминавшийся Федеральный закон Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в котором установлены общие нормы промышленной безопасности, касающиеся эксплуатации трубопроводов. Эти общие нормы содержатся в большом количестве нормативных документов, которые в основном обличены в форму закона и подробное перечисление которых невозможно в рамках настоящего исследования. К общеспециальным и специальным нормам относятся нормы, касающиеся эксплуатации отдельных видов трубопроводов, причем особенно актуальны для определения правового регулирования две классификации трубопроводов по целевому назначению, которая выделяет внутренние, промысловые и магистральные трубопроводы и по типу транспортируемые среды, где отдельно выделены газопроводы и нефтепроводы. Общеспециальные и специальные нормы формализованы, как правило, в подзаконных актах Российской Федерации. Достаточное правовое регулирование в законодательстве Российской Федерации принято только для одного вида трубопроводов – магистральных трубопроводов. Соответственно, для нефтяных и газовых трубопроводов можно выделить общеспециальные нормы, которые распространяют свое действие на все виды магистральных трубопроводов и специальные, регламентирующие эксплуатацию одного вида магистральных трубопроводов. К общеспециальному правовому регулированию магистральных трубопроводов можно отнести приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 517 от 11.12.2020 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов», который распространяет свое действие как на магистральные газопроводы, так и на магистральные нефтепроводы. К специальным нормам применительно к магистральным газопроводам можно отнести Постановление Правительства Российской Федерации № 1083 от 08.09.2017 «Об утверждении правил охраны магистральных газопроводов и о внесении изменений в положение о представлении в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в едином государственном реестре недвижимости, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления дополнительных сведений, воспроизводимых на публичных кадастровых картах». По аналогии с правовым регулированием магистральных трубопроводов правовое регулирование эксплуатации нефтяных и газовых промысловых трубопроводов осуществляется обще-специальными нормами и специальными нормами, которые содержатся в одном основном нормативном документе – Приказе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 534 от 15.12.2020 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» в разделе «Эксплуатация промысловых трубопроводов». Стоит отметить, что отдельные нормативные документы, содержащие только специальные нормы применительно к эксплуатации конкретного вида трубопроводов, отсутствуют. Это представляется необоснованным, так как смешение общеспециальных и специальных норм в одном нормативном документе без выделения в отдельные разделы может создавать неоднозначность их толкования. Что касается внутриплощадочных трубопроводов, то они лишь упоминаются в некоторых нормативных актах. Анализ правового регулирования эксплуатации нефтяных и газовых трубопроводов позволил сделать несколько выводов. Во-первых, следует констатировать, что правовое регулирование осуществляется общими нормами, которые не зависят от вида конкретного трубопровода, и общеспециальными и специальными правовыми нормами, которые зависят от классификации и вида трубопровода. Во-вторых, становится очевидным недостаточное правовое регулирование эксплуатации нефтяных и газовых промысловых и внутренних трубопроводов.

×

About the authors

Yu. N. Shuvatkina

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: shuvatkina@rambler.ru
Russian Federation

References

  1. Opredelenie Verkhovnogo Suda Rossiiskoi Federatsii ot 11.12.2018 № 305-KG18-20539 [Determination of the Supreme Court of the Russian Federation dated 11.12.2018 № 305-KG18-20539]. Available at: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-11122018-n-305-kg18-20539-po-delu-n-a40-1762182017 [in Russian].
  2. Postanovlenie Arbitrazhnogo suda Moskovskogo okruga ot 10.02.2017 po delu № A40-98958/2016 [Resolution of the Arbitration Court of the Moscow District dated 02.10.2017 with regard to case № A40-98958/2016]. Available at: https://sudact.ru/arbitral/doc/30dQPYpCfimu.
  3. Luzhina A. N. Nedvizhimoe imushchestvo: ponyatie i otdel'nye vidy: uchebnoe posobie [Real estate: concept and certain types: textbook]. Moscow: RGUP, 2017, 148 p. Available at: https://www.litmir.me/br/?b=611449&p=1 [in Russian].
  4. Postanovlenie Plenuma Verkhovnogo suda Rossiiskoi Federatsii № 1 ot 26.01.2010 «O primenenii sudami grazhdanskogo zakonodatel'stva, reguliruyushchego otnosheniya po obyazatel'stvam vsledstvie prichineniya vreda zhizni ili zdorov'yu grazhdanina» [Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation № 1 dated 26.01.2010 «On the application by the courts of civil legislation regulating relations on obligations due to harm to the life or health of a citizen»]. Retrieved from legal reference system «Consultant Plus». Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96790 [in Russian].
  5. Kulumbaev B. N., Sembaev N. S. Truboprovodnyi transport nefti i nefteproduktov [Pipeline transport of oil and oil products]. Nauka i tekhnika Kazakhstana [Science and technology of Kazakhstan], 2015, no. 3–4, pp. 63–66. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/truboprovodnyy-transport-nefti-i-nefteproduktov; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32381443. EDN: https://www.elibrary.ru/ynthxa [in Russian].
  6. Ivanova T. N. Truboprovodnyi transport Rossii: ponyatie i istochniki pravovogo regulirovaniya [Pipeline transportation in Russia: notion and sources of legal regulation]. Predprinimatel'skoe pravo [Entrepreneurial Law], 2020, no. 4, pp. 66–73. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44292370. EDN: https://www.elibrary.ru/xxpwou [in Russian].

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Shuvatkina Y.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies