Genomic registration in Russia in crime investigation: current state and prospects

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article analyzes the problems of legal regulation and practical implementation of the state genomic registration in the activities of the law enforcement system, the opinion is expressed about the prospects for the use of gene-molecular information in various fields of activity. The regulatory and legal regulation of the Institute of genomic registration in the Russian Federation is characterized, changes to certain legislative acts of the Russian Federation on issues of state genomic registration are analyzed. The issues of expanding the circle of persons subject to mandatory state genomic registration are investigated. It is pointed out that the amendments proposed by the legislator to the interpretation of the concept of «genomic information» are illegitimate. It is concluded that it is unacceptable to merge law enforcement and healthcare functions in one database of genomic information. The issues of expanding the capabilities of genetic and molecular expert research in solving the problems of both the law enforcement system and the healthcare system are touched upon, since genomic accounting provides extremely wide opportunities for solving issues related to health protection. At the same time, mixing law enforcement functions with others, primarily healthcare, in one registration array is unacceptable. The problem can be solved under the condition of functioning of independent information and analytical systems with different purposes.

Full Text

Институт геномной регистрации действует в России более двенадцати лет, и за это время накопилось достаточное количество вопросов, связанных с правовым и организационным обеспечением данного вида учетно-регистрационной деятельности. Эти вопросы требуют разрешения, особенно в связи с активным расширением сферы использования генно-молекулярной информации как в медицинской, так и правоохранительной практике. Основной и методологической базой геномной регистрации является молекулярно-генетический идентификационный анализ, разработанный в 1984 году британским генетиком А. Джефрисом. В специальной литературе он также именуется геномным, генно-молекулярным, ДНК-анализом. Данный метод реализуется на молекулярном уровне и представляет собой достаточно точный, научно обоснованный инструмент, позволяющий с крайне высокой степенью вероятности устанавливать личность человека. Объектом исследования являются следы биологического происхождения, содержащие хромосомную ДНК в ядрах живых клеток (кровь, слюна, сперма, волосы с волосяными луковицами, потожировые выделения). Распространенность данных биологических следов, их стабильность и генетическое постоянство в течение всей жизни организма способствуют активному использованию генно-молекулярного метода в уголовном судопроизводстве. С 1 января 2009 года на территории Российской Федерации действует система государственной регистрации, в рамках которой определенные категории лиц проходят обязательную процедуру постановки на учет в федеральную базу данных геномной информации (далее – ФБДГИ). Данная процедура осуществляется с целью раскрытия и расследования совершенных преступлений, а также предотвращения возможных. Для постановки на учет в настоящее время законом определены лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности [1]. Это сравнительно небольшая по численности категория лиц, в отношении которых вынесен обвинительный приговор, но результаты от введения нового вида криминалистической регистрации получены впечатляющие. В 2019 году в результате проверок по массиву данных ФБДГИ установлено более трех тысяч совпадений профилей ДНК проверяемых лиц со следами, изъятыми с мест нераскрытых преступлений. В 2019 году из 127,1 тыс. назначенных исследований ДНК 92,8 тыс. (73 %) способствовали выявлению и раскрытию преступлений, в основном тяжких и особо тяжких. За шесть месяцев 2020 года из 70,9 тыс. назначенных исследований ДНК 49,8 тыс. (70,2 %) способствовали выявлению и раскрытию преступлений [2]. Фактически произошли революционные изменения в системе криминалистической регистрации, а также судебной экспертизе, направленной на отождествление личности. Аналогичные результаты получены и в других странах, давно и успешно использующих возможности геномного учета. В то же время практика работы экспертно-криминалистических подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации показывает, что в ходе раскрытия и расследования преступлений значительная часть поступающего для исследования биологического материала принадлежит лицам, не подлежащим обязательной государственной геномной регистрации, например осужденным за совершение преступлений средней и небольшой тяжести. После проведения исследования указанных лиц реализовать возможность дальнейшего использования геномной информации при раскрытии других преступлений практически невозможно. С целью повышения эффективности генно-молекулярного учета разными авторами в разное время предлагались различные варианты расширения круга регистрируемых субъектов. Обобщив их, можно выделить следующие категории лиц, потенциально подлежащих обязательной постановке на учет: 1) осужденные за совершение умышленных преступлений независимо от вида наказания; 2) обвиняемые в совершении преступлений [3, с. 135; 4, с. 161]; 3) совершившие административные правонарушения (в первую очередь – в сфере миграционного законодательства); 4) состоящие на учете в психиатрических диспансерах; 5) работающие (служащие) по специальностям, сопряженным с риском для жизни [5, с. 58]. Отдельные авторы предлагают и более радикальные меры, включающие всеобщую биометрическую регистрацию населения [6, с. 24], а также геномную регистрацию путем забора крови у новорожденных детей [7, с. 64]. Следует отметить, что зарубежное законодательство в области уголовной юстиции также идет по пути расширения перечня категорий граждан, подвергаемых обязательной геномной регистрации. Так, в автоматизированные базы данных ДНК Великобритании и США подлежат помещению образцы не только осужденных лиц по различным видам преступлений, но и подозреваемых, а также лиц, совершивших административные правонарушения. Также зарубежный опыт показывает, что базы данных ДНК начинают эффективно функционировать при условии содержания в них геномной информации не менее 1 % от общего количества населения страны. В отечественной федеральной базе данных геномной информации содержится геномная информация 0,6 % от общего количества населения Российской Федерации (965 315 объектов учета) по состоянию на 1 января 2020 года [2]. Таким образом, спустя десятилетие после введения закона об обязательной геномной регистрации в РФ сложилась стойкая тенденция к увеличению числа регистрируемых. Результатом ее явилось внесение 3 ноября 2020 года Комитетом Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции в Государственную думу Российской Федерации проекта федерального закона № 1048800-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственной геномной регистрации» (далее – ПФЗ), подготовленного в целях совершенствования законодательства о государственной геномной регистрации. Он был принят Государственной Думой РФ в первом чтении. Законодатель предлагает внести ряд изменений в федеральные законы «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», «О порядке отбывания административного ареста» и «О персональных данных». Так, п. 3 статьи 1 ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», закрепляющий понятие «геномная информация», предлагается изложить в следующей редакции: «геномная информация является биометрическими персональными данными, включающими кодированную информацию об определенных фрагментах дезоксирибонуклеиновой кислоты физического лица или неопознанного трупа». Сравнив указанную формулировку с текстом действующего закона, нетрудно заметить исчезновение важного положения о том, что фрагменты дезоксирибонуклеиновой кислоты того или иного лица не характеризуют его физиологические особенности (курсив наш. – В. К.). Значит ли это, что, согласно новой формулировке, обработке может подлежать и геномная информация, детерминирующая физиологические особенности личности? Необходимо отметить, что процедуры, связанные с исследованием подобной геномной информации, в настоящее время практикуются в медицине под названием генетических скрининг-исследований. Их цель – предотвратить распространение наследственных болезней. Известно, что ряд заболеваний (синдромы Дауна, Шерешевского-Тернера, Эдвардса, муковисцидоз и др.) обусловлены хромосомными и генными мутациями. Генетическое обследование одного или обоих супругов на носительство наиболее распространенных моногенных заболеваний позволяет предотвратить риск рождения больного ребенка. Специалисты в области судебной медицины справедливо обращают внимание на рост интереса к получению, хранению и последующему использованию геномной информации не только правоохранительных, но также и научных, медицинских и других организаций [8, с. 105]. Объем необходимой им информации значительно шире, чем тот, что используется для целей идентификации. Представляется, что предложенная в ПФЗ корректировка понятия «геномная информация» объективно выводит государственную геномную регистрацию за рамки поставленной ст. 2 закона цели «идентификации личности человека» и затрагивает предметную область медицинской генетики. В задачи последней, как известно, борьба с преступностью не входит. В то же время при надлежащей организации генно-молекулярный учет дает чрезвычайно широкие возможности для решения вопросов, связанных с охраной здоровья. В последние годы геномная наука достигла серьезного прогресса, обнаружив множество генетических, эпигенетических и нейробиологических механизмов, посредством которых ДНК, взаимодействуя с окружающей средой, способствует развитию тех или иных заболеваний, расстройств и отклонений поведения [9, с. 14]. В Исландии в рамках государственной программы зарегистрированы генетические профили всего населения, что способствовало оптимизации оказания медицинских услуг в условиях развитой здравоохранительной системы конкретного государства. Такую форму регистрация принято называть генетической паспортизацией населения. В РФ данная процедура нашла отражение в одном из подзаконных нормативных актов 2019 года. Так, в тексте Основ государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года сформулированы основные задачи государственной политики в указанной области в части, касающейся осуществления мониторинга химических и биологических рисков. В частности, предлагается осуществление генетической паспортизации населения и формирование генетического профиля населения [10]. Значит ли это, что действующий криминалистический учет (разновидностью которого является федеральная база данных геномной информации) будет наделен несвойственной ему функцией здравоохранения и обеспечения биологической безопасности? Вопрос требует разрешения, а предложенные ПФЗ изменения трактовки понятия «геномная информация» серьезной аргументации. Представляется, что смешение правоохранительной и здравоохранительной функций в од-ном регистрационном массиве недопустимо. С таким же успехом можно в дактилоскопический учет внести сведения из амбулаторных карт отдельных лиц о перенесенных кожных заболеваниях, аргументируя наличием общего источника регистрируемой информации – кожного покрова ладонных поверхностей. Возможно, по мнению законодателя, ДНК, извлеченная из эпителиальных клеток живых людей, должна обслуживать интересы как правоохранительной системы, так и здравоохранительной. Вероятно, это вполне допустимо, но при условии одновременного функционирования двух самостоятельных информационно-аналитических систем, имеющих разное целевое назначение. Помимо вышеизложенного, рассматриваемый ПФЗ предполагает расширение круга лиц, подлежащих обязательной регистрации. На данный момент, это лица, осужденные и лишенные свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, а также за совершение всех категорий преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности личности. Предлагается внести изменения в ч. 1 ст. 7 ФЗ № 242 «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» с помощью формулировки «лица, осужденные и отбывающие наказания в виде лишения свободы за совершение преступлений». Внести дополнения «лица, подозреваемые в совершении преступлений, обвиняемые в совершении преступлений» и «лица, подвергнутые административному аресту». Довольно специфический перечень субъектов, так или иначе вовлеченных в орбиту уголовного и административного судопроизводства, свидетельствует о том, что генно-молекулярная регистрация в России преследует прежде всего цель криминалистическую, заключающуюся в отождествлении лиц, причастных к событию преступления или административного правонарушения. Такой подход можно назвать правоохранительным, так как он нацелен на борьбу с преступностью и ставит геномный учет в один ряд с иными видами криминалистической регистрации, например дактилоскопическим учетом. В то же время нужно понимать, что возможности геномной регистрации значительно шире, чем у дактилоскопического учета и других традиционных средств отождествления личности. Наличие и длительное хранение в базе данных генетических профилей конкретных лиц позволяет установить личность человека в случае его гибели и последующего обнаружения неопознаваемых останков. Так, сгоревшие и скелетированные трупы исключают дактилоскопическую идентификацию, но остаются пригодны для генно-молекулярного анализа. Указанная ситуация потенциально применима к лицам, профессии которых связаны с риском для жизни (пожарные, спасатели, военнослужащие и др.) Однако в тексте ПФЗ в перечне обязательно регистрируемых таковых мы не находим. Далее возникает вопрос, каким образом организовать деятельность по изъятию биологического материала и его последующей постановке на учет в федеральную базу данных генетической информации. С введением поправок в закон количество обязательно регистрируемых лиц существенно увеличится. Также окажутся задействованными в учетно-регистрационной деятельности государственные органы, ранее с таковой не связанные (подразделения Следственного комитета РФ, сотрудники мест отбывания административного ареста). Справедливо ставится вопрос об уместности сосредоточения базы данных генетической информации в исключительной компетенции правоохранительных органов в лице Министерства внутренних дел РФ. Таким образом, современное состояние и потенциальные возможности генно-молекулярной регистрации в РФ свидетельствуют о том, что она объективно не может ограничиваться узкой задачей раскрытия преступлений и установления причастных к ним лиц. Геномный учет дает чрезвычайно широкие возможности для решения вопросов, связанных с охраной здоровья. В то же время смешение правоохранительной функции с другими, прежде всего здравоохранительной, в одном регистрационном массиве недопустимо. Проблема может быть решена при условии функционирования самостоятельных информационно-аналитических систем, имеющих разное целевое назначение.

×

About the authors

V. V. Kubanov

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary System of Russia

Author for correspondence.
Email: vkubanov@yandex.ru
Russian Federation

References

  1. O gosudarstvennoi genomnoi registratsii v Rossiiskoi Federatsii: Federal’nyi zakon ot 03.12.2008 № 242-FZ (s izm. ot 17.12.2009) [On State Genomic Registration in the Russian Federation: Federal law № 242-FZ as of 03.12.2008 (with amendments from 17.12.2009). Retrieved from legal reference system «Garant». Available at: https://base.garant.ru/12163758/ (accessed 10.09.2021) [in Russian].
  2. Poyasnitel’naya zapiska k proektu federal’nogo zakona «O vnesenii izmenenii v otdel’nye zakonodatel’nye akty rossiiskoi federatsii po voprosam gosudarstvennoi genomnoi registratsii» [Explanatory note to the draft federal law «On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation on state genomic registration»]. Retrieved from the official website of State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation. Available at: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1048800-7 (accessed 20.09.2021) [in Russian].
  3. Popova T. V., Sergeev A. B. Federal’naya baza dannykh genomnoi informatsii v sisteme obespecheniya balansa chastnykh i publichnykh interesov v ugolovnom sudoproizvodstve [The federal database of genomic information in the system of ensuring the balance of private and public interests in criminal proceedings]. Yuridicheskaya nauka i pravookhranitel’naya praktika [Legal Science and Law Enforcement Practice], 2017, no. 1 (39), pp. 132–139. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28831417 [in Russian].
  4. Chernyshev S. A., Tsygankova I. V. Aktual’nye voprosy sovershenstvovaniya Federal’nogo zakona «O gosudarstvennoi genomnoi registratsii v Rossiiskoi Federatsii» [Topical issues of improving the Federal Law «On State Genomic Registration in the Russian Federation»]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo» [Belgorod State University Scientific bulletin. Philosophy. Sociology. Law], 2016, no. 3 (224), pp. 160–162. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25900172 [in Russian].
  5. Danilkin I. A., Belevtsov I. Yu., Zakharov I. P. DNK-tekhnologii v sudebno-ekspertnoi deyatel’nosti: problemy i perspektivy razvitiya [DNA technologies in forensic activity: problems and prospects of development]. Vestnik Akademii ekonomicheskoi bezopasnosti MVD Rossii [Vestnik of Academy of economic security of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2015, no. 2, pp. 57–60. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23905139 [in Russian].
  6. Kolotushkin S. M., Egelskiy V. A. K voprosu o tekhnologii sozdaniya sistemy vseobshchei obyazatel’noi biometricheskoi registratsii v Rossii [Revisiting technologies of creating the system of universal compulsory biometric registration in Russia]. Ugolovno-ispolnitel’naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie, 2016, no. 2, pp. 22–24. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25849346; https://wiselawyer.ru/poleznoe/93047-voprosu-tekhnologii-sozdaniya-sistemy-vseobshhej-obyazatelnoj-biometricheskoj [in Russian].
  7. Karyakin I. P. K voprosu o gosudarstvennoi genomnoi registratsii [On the issue of state genomic registration]. Zakonodatel’stvo i praktika, 2012, no. 2 (29), pp. 62–64. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22620076 [in Russian].
  8. Mokhov A. A. Genomnaya registratsiya v Rossii: problemy i perspektivy razvitiya [Genome registration in Russia: problems and prospects of development]. Aktual’nye problemy Rossiiskogo prava [Actual Problems of Russian Law], 2020, vol. 15, no. 7 (116), pp. 103–113. DOI: http://doi.org/10.17803/1994-1471.2020.116.7.103-113 [in Russian].
  9. Andreeva O. I., Matsepuro D. M., Olkhovik N. V., Trubnikova T. V. Ugolovnaya yustitsiya v postgenomnuyu epokhu: novye vyzovy i poisk balansa [Criminal justice in the post-genomic era: new challenges and the search for balance]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo [Tomsk State University Journal of Law], 2020, no. 35, pp. 14–28. DOI: http://doi.org/10.17223/22253513/35/2 [in Russian].
  10. Ob Osnovakh gosudarstvennoi politiki Rossiiskoi Federatsii v oblasti obespecheniya khimicheskoi i biologicheskoi bezopasnosti na period do 2025 goda i dal’neishuyu perspektivu: ukaz Prezidenta RF ot 11 marta 2019 g. № 97 [On the Fundamentals of the state policy of the Russian Federation in the field of chemical and biological safety for the period up to 2025 and beyond: decree of the President of the Russian Federation № 97 dated March 11, 2019]. Retrieved from legal reference system «Garant». Available at: https://base.garant.ru/72192478/#friends (accessed 10.09.2021) [in Russian].

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Kubanov V.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies