Интенсивность потока логистической цепи
- Авторы: Чертыковцев В.К.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 12, № 4 (2021)
- Страницы: 223-232
- Раздел: МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ
- URL: https://journals.ssau.ru/eco/article/view/9963
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0461-2021-12-4-223-232
- ID: 9963
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Оценка интенсивности логистических потоков является одной из важнейших функций управления потреблением в социально-экономических системах. Сегодня возникла необходимость быстрого и гибкого реагирования производственных, торговых и транспортных систем на изменяющиеся приоритеты потребителя. Решение этой сложной проблемы берет на себя логистика. Интенсивность логистического процесса включает широкий комплекс вопросов от добычи ресурсов, переработки ресурсов, хранения, распределения и доставки готового продукта до потребителя. В работе рассмотрены вопросы моделирования интенсивности потоков логистической цепи. Построена структурная схема логистического процесса. Дано понятие логистического потока, и построена его математическая модель. В основе математической модели логистического потока заложено соответствие логистической и электрической цепей. Определены параметры модели логистического потока. Найдены соотношения между параметрами электрической и логистической цепей. Рассмотрены переходные процессы в логистических цепях. Разработаны математические модели для исследования интенсивности логистических потоков с использованием программы Mathcad. Проведен анализ, и сделаны выводы. Анализ показал, что при любых моделях экономической системы остановка развития приводит к резкому уменьшению интенсивности логистического потока. В условиях развитой системы рыночная экономика имеет преимущество в интенсивности логистического потока по сравнению с плановой экономикой, но колебательный процесс приводит к постоянным экономическим кризисам, что нарушает устойчивое развитие системы. Плановая модель наиболее устойчива к экономическим кризисам это подтверждает и развитие Китая в современных условиях пандемии.
Полный текст
Введение
Одной из важнейших функций экономической жизни человека является управление потреблением. Сегодня возникла необходимость быстрого и гибкого реагирования производственных, торговых и транспортных систем на изменяющиеся приоритеты потребителя. Решение этой сложной проблемы берет на себя логистика. Исследование интенсивности логистических потоков при различных моделях социально-экономических систем является задачей данной работы.
Ход исследования
Логистический процесс включает широкий комплекс вопросов от добычи ресурсов, переработки ресурсов, хранения, распределения и доставки готового продукта до потребителя.
Интенсивность логистического потока определяет движение материального и связанного с ним финансового потока логистической системы.
Предметом исследования интенсивности логистического потока является организация, координация, оптимизация движения материального и сопутствующего ему финансового потока.
Структурная схема логистического процесса представлена на рис.1 [1, 2].
В структуру логистического процесса входят следующие звенья:
- природные ресурсы;
- добыча;
- переработка;
- хранение;
- распределение;
- потребление.
Ресурсы – представляют собой энергетический источник (U), питающий логистическую цепь и обеспечивающий движение материального потока.
Переработка – обеспечивает трансформацию, преобразование ресурсов в конкретный вид продукта. Переработку можно представить в виде индуктивного сопротивление ХL, которое обеспечивает эту трансформацию.
Транспорт – представляет собой активные потери, активное сопротивление – Rт (около 40% логистических затрат приходится на транспорт) логистической цепи.
Хранение – это задержка движения материального потока на время хранения. Активные потери, активное сопротивление – Rх (около 30% финансовых затрат).
Распределение – затраты на торговый сектор. Активные потери, активное сопротивление – Rр .
Потребление – носит характер емкостного сопротивления – ХС, где происходит преобразование удовлетворенных потребностей человека в финансовый поток.
Финансы – активные потери в области финансового сектора (производство денег, обслуживание банковской системы, планово-финансовые органы предприятий, охрана, специальные силовые ведомства обеспечивающие безопасность продвижения финансовых средств и т.д.). Активное сопротивление – Rф .
Ресурсы |
Переработка |
Транспорт
|
Хранение |
Распределение |
Финансы |
Потребление |
Материальный поток |
Финансовый поток |
Рис. 1. Структурная схема логистического процесса
Fig. 1. Block diagram of the logistics process
Для эффективного функционирования логистической цепи необходимо чтобы соблюдалось условие тождественного соответствия материального потока (МП) и финансового потока (ФП).
МП ≡ ФП (1)
Одним из важнейших показателей эффективности функционирования логистической системы является интенсивность логистического потока. Существует большое многообразие оценки интенсивности потоковых процессов описанных в работах [3, 4].
Интенсивность логистического потока характеризуется скоростью – V и плотностью (мощностью) – Р потока.
G = w Р Y, (2)
где w – коэффициент пропорциональности.
Скорость логистического потока находится как
Y = d I / dt. (3)
где I амплитуда логистического потока.
Амплитуду логистического потока можно найти из выражения
I = U / Z , (4)
где Z – сопротивление социально-экономической среды;
U – энергетический потенциал ресурсной базы.
Плотность (мощность) логистического потока находится из выражения
Р = I U. (5)
Отсюда интенсивность логистического потока можно записать в виде
G = w I U d I/ dt. (6)
Логистическую цепь можно представить как последовательную электрическую цепь рис.2. [4].
U(t) |
R |
ХL
|
XссC |
I |
Рис. 2. Электрическийэквивалентлогистическойцепи
Fig. 2. The electrical equivalent of the logistics chain
Найдем соответствие параметров электрической и логистической цепей [5, 6].
Если считать, что эти преобразования эквивалентны то финансовый и материальный потоки можно обозначить просто логистическим потоком I (деньги).
I = МП ≡ ФП (деньги). (7)
Активные потери – R представляют собой сумму экономических потерь транспортной системы – Rт, системы хранения – Rх, распределения – Rр и финансовой системы – Rф .
R = Rт + Rх + Rр + Rф . (8)
Отсюда можно получить размерность всех параметров логистической цепи используя их электрический эквивалент.
Электрический потенциал U(t) эквивалентен материальным ресурсам логистической цепи. (единица измерения – ресурс)
Индуктивная составляющая ХL представляет собой трансформацию – преобразование ресурсов в конкретный продукт. Математическую модель преобразования ресурсы – продукт можно записать в виде
ХL = ɷ L (ресурсы/ продукт), (9)
где ɷ = 2 π f – угловая частота процесса преобразования;
f = – частота процесса преобразования (Гц);
Т – период производственного процесса (день);
L – коэффициент преобразования ресурсы – продукт (производственный процесс). Размерность
Емкостная составляющая XC представляет собой процесс потребления, в котором происходит преобразование продукта потребляемого человеком в деньги, с помощью которых человек рассчитывается за полученный продукт. Это обратная функция процесса получения продукта из материального ресурса – потребление продукта.
Это преобразование можно записать как
продукт – деньги
ХС = 1/ ɷ С, (ресурсы / деньги) (10)
где f = – частота процесса преобразования (Гц). Т – период производственного процесса (день).
С – коэффициент преобразования продукт – деньги (процесс потребления). Размерность
.
Полное сопротивление логистической цепи можно записать [7, 8, 9]
(11)
Отсюда амплитуду логистического потока можно записать как
(12)
Звено потребление представляет собой преобразование продукта в финансовый поток
В отличии от электрической цепи в логистической протекает два неоднородных потока МП и ФП. Материальный поток возникает в результате преобразования ресурсы – продукт, а финансовый поток возникает в результате преобразования продукт – деньги. Все это представляет собой лоистический поток, который является основой движения всех экономических процессов в социально-экономической системе [10, 11]. Для исследования этого процесса воспользуемся моделированием логистического потока с помощью программы Mathcad [ 12] рыночной и плановой моделей социально-экономических систем.
Рыночная модель
Для рынка характерен колебательный процесс. Рассмотрим несколько моделей логистического потока в условиях рынка:
- при условии возрастающей экономики – U1(t) = 5tSin ɷt.
- при условии отсутствия роста экономики – U2(t) = 5Sin ɷt.
Переходный процесс в логистической цепи в условиях развитой (растущей ) экономики
U = 5tsinwt
а
б
Рис. 3. Переходные логистические процессы рыночной модели в условия растущей экономики
а – амплитуда логистического потока; б – интенсивность логистического потока
Fig. 3. Transitional logistics processes of the market model in the conditions of a growing economy
a – the amplitude of the logistics flow; b- the intensity of the logistics flow
Переходные логистические процессы рыночной модели в условиях отсутствия роста экономики
U = 5sinwt
а
б
Рис. 4. Переходные логистические процессы рыночной модели в условиях отсутствия роста экономики
а – амплитуда логистического потока; б – интенсивность логистического потока
Fig. 4. Transitional logistics processes of the market model in the absence of economic growth
a – the amplitude of the logistics flow; b- the intensity of the logistics flow
Переходные логистические процессы плановой модели в условиях роста экономики
U = 5t
а
б
Рис. 5. Переходные логистические процессы плановой модели в условия растущей экономики
а – амплитуда логистического потока; б– интенсивность логистического потока
Fig. 5. Transitional logistics processes of the planned model in the conditions of a growing economy
a – the amplitude of the logistics flow; b- the intensity of the logistics flow
Переходные логистические процессы плановой модели в условиях отсутствия роста экономики
U = 5
а
б
Рис. 6. Переходные логистические процессы плановой модели в условия отсутствия роста экономики
а – амплитуда логистического потока; б – интенсивность логистического потока
Fig. 6. Transitional logistics processes of the planned model in the absence of economic growth
a – the amplitude of the logistics flow; b- the intensity of the logistics flow
Полученные результаты и выводы
На основании полученных исследований проведен сравнительный анализ рыночной и плановой экономик в области развития логистических потоков.
Рыночная модель экономики
- В условиях растущей экономики интенсивность колебательного логичтического процесса процесса возрастает рис. Амплитуда колебательного процесса возрастает до 40 условных единиц в интервале времени от 0 до 100 рис. 3а. Интенсивность логистического потока начинает возрастать в середине временного интервала времени (50 условных единиц), носит ярко выраженный колебательный характер и достигает значения 105 условных единиц рис. 3б.
- В условиях отсутствия экономического роста переходный процесс интенсивности логистического потока носит колебательный характер без изменения амплитуды. Амплитуда колебательного процесса составила около 0,4 условных единиц рис. 4а. Интенсивность логистического потока упала до 0,15 условных единиц рис. 4б , что составляет разницу в 6 106 раз.
Плановая модель экономики
- Для развивающейся растущей плановой экономики амплитуды интенсивности потока составляет порядка 40 условных единиц носит плавно изменяющийся линейный характер в интервале времени от 0 до 100 рис.5а, а интенсивность логистического потока достигает значения 5 103 условных единиц рис. 5б.
- В условиях отсутствия экономического роста амплитуда интенсивности потока составила порядка 0,4 условных единицы рис. 6а, а интенсивность логистического потока упала практически до 0 рис. 6б.
Это говорит о том, что при любых моделях экономической системы остановка развития приводит к резкому уменьшению интенсивности логистического потока. В условиях развитой системы рыночная экономика имеет преимущество в интенсивности логистического порядка в 105 : 5105 = 20 раз по сравнению с плановой экономикой, но колебательный процесс приводить к постоянным экономическим кризисам, что нарушает устойчивое развитие системы. Плановая модель наиболее устойчива к экономическим кризисам это подтверждает и развитие Китая в современных условиях пандемии.
Об авторах
Валерий Кириллович Чертыковцев
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: vkchert@ro.ru
доктор технических наук, профессор кафедры общего и стратегического менеджмента
Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34Список литературы
- 1. Чертыковцев В.К. Математическое моделирование логистической цепи. Стратегические ориентиры развития экономических систем в современных условиях. Самара: Самарский университет, 2016. Вып. 4. 202 с.
- 2. Чертыковцев В.К. Информационная логистика: монография. Самара: Изд-во Самар. гос.экон. акад., 2004. 172 с.
- 3. Советский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. Москва: Советская энциклопедия, 1984. 1600 с.
- 4. Политехнический словарь / под ред. А.Ю. Ишлинского. Москва: Советская энциклопедия, 1989. 655 с.
- 5. Чертыковцев В.К. Интенсивность логистических процессов производства // Вестник Самарского университета Экономика и управление. 2021. Т., 12 № 3. С. 192–200.
- 6. Нейман Л.Р., Демирчан К.С. Теоретические основы электротехники (в двух томах). Ленинград.: Энергия. 1967. 407 с.
- 7. Chertykovcev V.K. Method of increasing the accuracy of marketing research. Modern approaches to the management of economic systems in the conditions of global transformations. Publishing House Science and In-novation Center Saint-Louis, Missouri, USA 2015. Р. 40–45.
- 8. Чертыковцев В.К. Устойчивое развитие социально-экономических систем // Вестник Самарского государственного университета. 2015. №8 (130). С 200–205.
- 9. Чертыковцев В.К. Производственный и операционный менеджмент. Москва: Юрайт, 2021. 75 с.
- 10. Чертыковцев В.К. Диагностика и проектирование организаций. Самара: Изд-во Самарского университета,2019. 84 с.
- 11. Корн Г., Корн Т. Справочник по математике. Москва: Наука. 1970. 300мс.
- 12. Дьяконов В.П. Mathcad 11/22/13 в математике. Справочник. Москва: Горячая линия – Телеком. 2007. 958 с.