Методические подходы к развитию инфраструктурных промышленных проектов
- Авторы: Куракова О.А.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
- Выпуск: Том 12, № 4 (2021)
- Страницы: 126-135
- Раздел: МЕНЕДЖМЕНТ
- URL: https://journals.ssau.ru/eco/article/view/9954
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0461-2021-12-4-126-135
- ID: 9954
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассмотрены методические подходы к реализации промышленных инвестиционных проектов. На сегодняшний день подъем экономики в целом воспринимается как рост внутреннего валового продукта (ВВП). Огромную роль в инвестиционной политике страны занимают промышленные проекты. Промышленное производство является ключевым звеном в экономике стран и является вторым по величине источником мирового ВВП после сферы услуг. Современная промышленность является ключевой составляющей экономики, любой страны и Россия не является исключением. Структура и качество производимой промышленностью продукции играет важную роль для экономического климата государства, тем самым предопределяя экономическую мощность и независимость страны. В современных условиях проблема развития отечественного промышленного производства становится все более актуальной. Промышленность России нуждается в модернизации и усилении своих позиций как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Однако проблема возрождения и развития промышленного производства связана, в первую очередь, с необходимостью привлечения крупных инвестиций в долгосрочные высокорисковые промышленные проекты. Крупные инвестиционные проекты, такие как строительство автомагистралей или промышленных объектов, характеризуются огромным периодом их реализации и очень сложными процедурами согласования проектной документации. Соответственно пректы такого рода наиболее рисковые для банков и частных инвесторов. А чем выше риски, тем больше стоимость финансирования. Решение вышеуказанной проблемы требует создания механизмов, способствующих привлечнию инвестиций в крупные промышленные проекты. При этом следует учитывать, что на сегдняшний день происходит постоянное развитие и совершенствование методологии управления инвестиционно-строительными проектами, однако на практике это развитие не всегда ведет к повышению эффективности самих проектов. В случае инвестиций в энергетическую, химическую и другие отрасли, а также в развитие инфраструктуры, характеризующихся огромными капиталовложениями, выбор способа финансирования является ключевым для принятия решения о реализации такого проекта. Из вышесказанного следует, что повышение эффективности реализации и управления промышленными инвестиционно-строительными проектами является немаловажной задачей как для инвестиционного климата страны, так и для развития промышленного сектора. Существенным результатом данного исследования является формирование методических подходов к повышению надежности, с точки зрения инвесторов, крупных инвестиционных промышленных проектов.
Полный текст
Введение
Первоначальное использование данного показателя предполагало оценку готовности страны к боевым действиям, а также ее сособность самостоятельно обеспечивать население продукцией. В начале 40-х годов данный показатель был непосредственно связан с объемом промышленного производства, потому что сфера оказания услуг на тот момент была плохо проработана. И соответственно, расчет показателя ВВП был очень нужным механизмом: рост ВВП на душу населения с тысячи до 10 тыс. долларов означал быстрый скачок в материальном благополучии населения. Инвестиционная деятельность осуществляется путем реализации инвестиционно-строительных проектов. Данный вид деятельности требует большого внимания к изучению вопросов методов повышения эффективности управления инвестиционно-строительными проектами, так как цена ошибки при принятии неправильного инвестиционного решения в строительстве довольно высока, причиной чего является высокая капиталоемкостью продукции строительного производства, длительный периодом инвестирования, высокий уровнем риска, особенно в условиях кризисных явлений мирового масштаба. Сегодня наша страна занимает 11 место в общем рейтинге стран по номинальному значению ВВП. Первые три места занимают такие страны, как США, Китай и Япония соответственно.
По мнению специалистов, наиболее показательным является ВВП по паритету покупательной способности (ППС). Этот показатель относится к категории макроэкономических показателей, которые отражают рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране за определенный промежуток времени. Он является характеристикой, определяющей уровень экономического развития страны, а также он учитывает разницу, которая в конечном счете отажает уровень жизни в различных странах, в том числе и стоимость проживанияя. Для соизмеримости все показатели выражаются в одной валюте – долларе США.
В 2018 году Президент РФ Владимир Владимирович Путин в послании Федеральному собранию сообщил, что к 2025 году необходимо поднять ВВП на душу населения в 1,5 раза и подчеркнул, что наша страна к 2025 году должна надежно закрепиться в пятерке крупнейших мировых экономических стран.
Достижение таких показателй возможно искючительно за счет интенсивного развития проышленного производства и, а следовательно, за счет предварительного возрождения промышленной инфраструктуры.
На сегодняшний день лидерами по ВВП являются Китай и США.
Рисунок 1 – Мировые лидеры по ВВП (ППС) на 2019 и 2020 гг. по данным МВФ
Figure 1 – World leaders by GDP (PPP) for 2019 and 2020 according to the IMF
Уровень развития промышленности стран стоит оценивать по объему выпускаемой продукции. Ниже представлены страны лидеры по объему промышленного производства.
Рисунок 2 – Лидирующие страны по объему выпускаемой продукции, трлн дол.
Figure 2 – Leading countries in terms of output, trillion dollars
Из приведенных данных следует, что Китай является абсолютным лидером. Он лидирует в производстве многих товаров и ресурсов, например, занимает первое место по производству автомобилей в мире, а также по производству электроэнергии [1–5].
По объему промышленного производства Россия занимает 1-е место в Европе и 6-е – в мире.
В России промышленное производство – является крупнейшей частью экономики. В этой сфере трудится около 28% трудоспособного населения (данные на 2020 год). Его доля в совокупном ВВП страны составляет примерно 33%. К наиболее развитым в России отраслям относится: металлургия, добыча и переработка углеводородов, машиностроение, химическое, пищевое и транспортное производство.
В апреле 2021 года Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин обратился с Посланием к Федеральному Собранию. В первую очередь Послание было направлено на внутренние вопросы государства, такие как, здравоохранение, социальная политика и экономика страны. «Необходимо насыщение внутреннего рынка», – сделал акцент В.В. Путин. А развитие внутреннего рынка России без развития промышленности невозможно, так как именно промышленность является одним из ведущих секторов в российской экономике.
В связи с явлением пандемии в мировой экономке, начиная с 2020 года наблюдается снижение в области промышленного производства. Снижение спроса и предложения, сокращение инвестиций – эти факторы, которые отрицательно влияют на ряд секторов промышленного производства. Для преодоления снижения темпов роста промышленности требуется активное развитие промышленных объектов и промышленной инфраструктуры, которое позволит создать дополнительные рабочие места и в конечном итоге приведет к росту внутреннего рынка.
Строительство промышленных объектов можно рассматривать как реализацию крупных инвестиционных проектов, сопряженных с высокой степенью риска, требующих большого объема инвестиций при длительном сроке их окуцпаемости. Следовательно для их реализации требуется сощлание дополнительных гарантий, обеспечивающих защиту инвесторов.
На сегодняшний день на территории Российской Федерации увеличивается доля проектов крупных промышленных проектов с высокой стоимостью, инвестором которых является государство, это объясняется как задачами государственной политики, так и сложностью привлечения частных инвесторов в такие проекты. Участие государства в крупных промышленных проектах потребовало введения дополнительного контрольных мероприятий как со стороны государства, так и со стороны общества. Так появилась необходимость в наличии публичного контроля [6-8].
Ход исследования.
Для реализации кррупных инвестиционных проектов с целью развития промышленного комплекса РФ инвестируются бюджетные средства. Для отбора проектов и контроля за их реализацией Правительством Российской Федерации было выпущено и утверждено Постановление Правительства РФ №382, в котором указаны основные принципы и порядок проведения публичного технологического и ценового аудита для объектов с государственным участием.
Ключевыми принципами публичного технологического и ценового аудита (ПТЦА) являются:
- Принцип эффективности – достижение поставленной цели с оптимальным использованием средств, обеспечивающих наибольший экономический эффект достаточный для обеспечения качества и безопасности.
- Принцип независимости – выполнения ряда условия для экспертных организаций, для исключения возможности предвзятого и не объективного проведения ТЦА
- Принцип публичности – основные решения и выводы экспертной организации должны быть опубликованы в СМИ и сети «Интернет».
Весь механизм проведения ТЦА описан в Постановлении Правительства РФ от 30.04.2013 №382 «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием»). Процедура ПТЦА не является обязательной для всех объектов, финансирование которых ведется за счет бюджетных средств РФ. На рис. 3 указаны стоимости объектов капитального строительства по годам, в отношении которых проводится ПТЦА
.
Рисунок 3 – Проведение ПТЦА в отношении ОКС по периодам
Figure 3 – Conducting public technology and price audit in relation to ACS by periods
Публичный технологический и ценовой аудит регулировался Постановлением Правительства РФ от 30.04.2013 №382, однако, с 11.04.2020 года вступило в силу другое Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 № 421 «О внесении изменений в Правила формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы и о приостановлении действия отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации». По указанному Постановлению в срок до 31 декабря 2024 года оказание услуг публичного технологического и ценового аудита в отношении объектов, финансируемых из средств бюджета, приостановлено.
В декабре 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 1333 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». По данному Постановлению логистика прохождения ПТЦА и государственной экспертизы проектной документации изменилась [9–12].
На рисунке 4 представлен измененный алгоритм прохождения процедур публичного технологического и ценового аудита и государственной экспертизой проектной документации.
Количество этапов проведения ТЦА определяется исходными данными. Так, если проектная документация на момент подачи заявления на проведение ПТЦА уже была разработана, то аудит проводится в один этап. Если проектная документация подлежит разработке, то необходимо проведение ПТЦА в два этапа. Однако, в данном правиле есть исключение. ПТЦА можно не проводить, если в инвестиционном проекте используется эффективная проектная документация повторно. Анализ Постановления позволяет представить механизм определения количества этапов (рис. 4).
Заявитель
|
Государственная экспертиза |
Государственный заказчик |
ПТЦА |
Положительное заключение ПТЦА |
Проектная документация |
Предоставление средств федерального бюджета
|
Ценовой аудит в форме проверки сметной стоимости в порядке ПП РФ №427
|
Положительное заключение ПТЦА |
Положительное |
| блоки, изменившие последовательность |
| ранее альтернативные блоки |
Рисунок 4 – Схема прохождения заявителем ПТЦА и гос. экспертизы проектной документацией, после принятия ПП РФ №1333
Figure 4 – Scheme of passage by the applicant of the public technology and price audit and state examination of project documentation, after the adoption of the RF Resolution № 1333
Теперь для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий необходимо предоставлять положительное сводное заключение о проведении публичного технологического аудита крупного инвестиционного проекта с государственным участием (пункт 13, подпункт з(1) Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 (ред. от 09.04.2021) «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»). Согласно пункту 41 ПП РФ №382 положительное заключение ПТЦА, а также положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, являются обязательными документами для предоставления средств федерального бюджета на реализацию инвестиционного проекта.
Заявителем на ПТЦА являются застройщик, технический заказчик или уполномоченное ими лицо. Экспертная организация выбирается путем осуществления государственной закупки согласно федеральным законам, регламентирующих данный сегмент.
Согласно ПП РФ №382, проекты проходят ПТЦА в 1 или 2 этапа, суть которых указана в таблице.
Инвестиционный проект
|
Использована ли эффективная ПД |
да |
Строительно-монтажные работы |
Внесены ли изменения в мощностях инвестиционных проектов или изменена сметная стоимость |
Разработана ли ПД |
да |
нет |
ПТЦА |
Проведен ли аудит |
ПТЦА |
нет |
Рисунок 5 – Схема проведения ПТЦА
Figure 5 – Scheme of the public technology and price audit
Количество этапов проведения ТЦА зависит от параметров и характеристики инфестиционного проекта. При готовности проектной документации до момента подачи заявления с целью проождения процедупы ПТЦА аудит проекта проводится в один этап. Если проектная документация подлежит разработке, то необходимо проведение ПТЦА в два этапа. Однако, в данном правиле есть исключение. ПТЦА можно не проводить, если в инвестиционном проекте используется эффективная проектная документация повторно.
Таблица – Этапы проведения ПТЦА
Table – Stages of carrying out public technology and price audit
№ этапа | Момент проведения | Объект ПТЦА |
1 этап | На стадии подготовки соответствующего акта Правительства РФ об утверждении федеральных целевых программ, о подготовке и реализации бюджетных инвестиций | 1. Обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений; 2. Задание на проектирование |
2 этап | На стадии утверждения проектной документации | 1. Проектная документация на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства; 2. Достоверность определения сметной стоимости |
Технологический и ценовой аудит является инструментом, позволяющим повысить эффективность проектов в инвестиционно-строительной сфере за счет анализа и оценки принимаемых технических, технологических, экономических решений и разработки рекомендаций и мероприятий, направленных на оптимизацию проектных решений.
По данным Мосгосэкспертизы, которая является ведущей организацией в рейтинге Национального объединения технических и ценовых аудитов, по результатам проведения ТЦА общая стоимость оптимизации бюджетных средств за 2020 год составила 3,9% (или более 86,70 млрд рублей) от ппоказателей реализации проектов [13, 14].
Из чего можно сделать вывод о целесообразности для и для инвесторов введения процедуры аудита коммерческих инвестиционно-строительных проектов.
Предсавленная методика и принципы проведения процедуры ПТЦА свидетельствуют о том, что ее применение целесообразно и для крупных инвестиционно-строительных проектов, которые финансируются за счет собственных средств инвесторов. Данный аудит в этом случае будет выступать неким гарантом для частных инвесторов как отечественных, так и иностранных.
В следующем разделе представлен алгоритм, который учитывает ряд неточностей существующей схемы механизма ПТЦА.
Заключение
Перед Россией стоит цель: организация и осуществление масштабного развития промышленного производства, опосредованное реализацией крупных инфраструктурных инвестиционных проектов.
Проведенный анализ практики проведения механизма публичного технологического и ценового аудита проектов ОКС с государственным участием в целом продемонстрировал . В целом процедура аудита является сложной и громоздкой, срок ее проведения достигает 213 дней, что составляет более 7 месяцев. Также было выявлено, что предметы аудита и государственной экспертизы проектной документации отчасти повторяются.
Процедура проведения ПТЦА в первую очередь отвечает на вопросы:
1) для чего нам нужно построить этот объект?
2) в каком именно месте?
3) каковы объемы и сроки строительства?
4) будут ли наши инвестиции рентабельны?
5) проведены ли инженерные изыскания и каково их качество?
Все эти вопросы должны исследоваться на предпроектной стадии. И как только будут получены эти ответы, решится самый главный вопрос – действительно ли необходимо вкладывать бюджетные средства в тот или иной объект. А для частных инвесторов данный ответ будет неким гарантом, что проект рентабелен, а риски по нему минимальны.
Аудит инвестиционных преоктов на этапе проектирования целесообразно исключить и передать эти полномочия органам, которые проводят государственную экспертизу проектной документации. Тем более, что они и так выполняют эти функции, а именно:
- в части технологического аудита – помимо оценки соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, строительным нормам и правилам и т.д., они проводят оценку соответствия ПД заданию застройщика или технического заказчика, что и выполняется на данный момент в рамках ПТЦА.
- в части ценового аудита – проверка достоверности определения сметной стоимости, что тоже проводится на данный момент в рамках процедуры ПТЦА.
Все вышеперечисленное позволит сократить срок выполнения процедуры технологического и ценового аудита проекта на 75 дней.
Об авторах
Оксана Анатольевна Куракова
Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: kurakovaoa@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7512-8576
доцент кафедры организации строительства и управления недвижимостью
Россия, 129337, Российская Федерация, г. Москва, ул. Ярославское шоссе, 26Список литературы
- 1. Грачева М.Л. Методика оценки инвестиционной привлекательности инновационных проектов, реализуемых в рамках государственно-частного партнерства // Креативная экономика. 2015. № 3. С. 355–364.
- 2. Каукин А.С., Миллер Е.М. Динамика промышленного производства в марте-апреле 2021 г. // Экономическое развитие России. 2021. Т. 28, № 6. С. 18–22.
- 3. Кортов C.B. Анализ инновационного развития территории на базе эволюционного подхода // Инновации. 2004. № 6. С. 25–33.
- 4. Подмолодина И.М. Характеристика изменений и факторы развития мировой промышленности // ФЭС: Финансы. Экономика. 2010. № 9.
- 5. Куценко Д.И., Набока А.А., Петроченко М.В. Совершенствование методики технологического и ценового аудита инвестиционно-строительных проектов // Строительство уникальных зданий и сооружений. 2018. № 5 (68). С. 62–74.
- 6. Солдатов А.А. Механизмы инновационного развития экономики и коммерциализации технологий // Инновационные процессы и социально-экономическое развитие. Москва, 2004. Вып. 2. С. 281–291.
- 7. Трачук А.В. Методы стимулирования инвестиций в инфраструктурные проекты. На примере электроэнергетики // Проблемы современной экономики. 2009. № 4 (32). С. 350–354.
- 8. Тюкавкин Н.М., Иода Е.В., Сараев Л.А. Сетевое взаимодействие инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности региона // Совершенствование инструментария финансового обеспечения стратегического развития экономических систем РФ: сборник материалов Международной научно-практической конференции / под общ. ред. Н.М. Тюкавкина. Самара, 2019. С. 65–69.
- 9. Уланова Ж.Ю. Теоретические основы формирования и развития инновационной структуры. Санкт-Петербург: СПбГУЭФ, 2004.
- 10. Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 №145 (ред. от 09.04.2021) «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». Доступ из СПС «Гарант».
- 11. Постановление Правительства РФ от 30.04.2013 №382 (ред. от 31.12.2019, с изм. от 02.04.2020) «О проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с «Положением о проведении публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием»). Доступ из СПС «Гарант».
- 12. Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1087 (ред. от 11.02.2021) «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла». Доступ из СПС «Гарант».
- 13. Стратегии научно-технологического развития РФ: утв. Указом Президента РФ от 01.12.2016 № 642. Доступ из СПС «Гарант».
- 14. Федеральный закон от 31.12.2014 №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Доступ из СПС «Гарант».