Субъекты управления инновационными бизнес-процессами в организации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Управление инновационными бизнес-процессами организации заключается в их осуществлении с требуемыми параметрами качества и эффективности, а также развития у субъектов управления необходимого уровня профессиональных, интеллектуальных и креативных компетенций, требуемых для реализации инновационной деятельности. Система управления инновационными бизнес-процессами в организации при взаимодействии с внешней средой осуществляет свой функционал за счет формирования бизнес-процессов обеспечения: кадрового, организационного, информационного, финансового и др. Субъекты управления инновационной деятельностью классифицируются по различным основаниям и масштабами деятельности, целями, мотивацией, интересами, направленностью функционирования организации и ее развитием, по структуре, составу и др. Главное место в системе управления занимает обеспечение инновационной деятельности работниками высокой квалификации, развития у них креативного, профессионального и интеллектуального уровня. Категория субъекта управления инновационными бизнес-процессами интерпретируется в широким смысле, представляющим их воздействие на объект управления. Это определяется как наличием множества различных видов и типов инноваций, наличием в их структуре различных фаз, так и особенностями самой деятельности, которая имеет межорганизационный междисциплинарный характер. Взаимодействие системы управления с внутренней и внешней средой организации осуществляется за счет создания системы поддержки управленческих решений при производстве инновационной деятельности, в которой происходит реализация функционала управления инновационным процессом.        Методическая организация BPM нацелена на развитие конкурентоспособности организации и улучшение взаимоотношений с потребителями, поставщиками и персоналом. Основной акцент в концепции BPM делается на кросс-функциональных, общекорпоративных процессах, приносящих увеличение ценности продукции (услуг) клиентам (внешним и внутренним). Результативность управления инновационными бизнес-процессами представлена показателями эффективности инновационной деятельности. В работе отмечается, что на организацию инновационной деятельности значительным образом влияет степень развития человеческого капитала. Модель управления человеческим капиталом организации создается на основе системного подхода к управлению бизнес-процессами, в которой отражены взаимосвязи между инновационным потенциалом организации и человеческим капиталом, при развитии которых могут меняться параметры эффективности управления. К основным факторам, определяющим эффективность деятельности субъектов инновационного бизнеса, в первую очередь относят характеристики непосредственно самого человека, его потенциальные качества, жизненные убеждения. Анализируя типы жизненных убеждений персонала, можно определить сферу деятельности сотрудников, где они могут максимально осуществить свои возможности и реализовать собственный потенциал. Основными фигурами в инновационном бизнесе являются предприниматель и персонал, задействованный в осуществлении инноваций. Следовательно, для понимания категории управления бизнес-процессами необходимо понять, что собой представляет человек, действующий в среде инновационного бизнеса.

Полный текст

Введение

Под управлением инновационными бизнес-процессами организации понимается новая концепция управления, в которой функционирование организации представлено в виде процессов (административных регламентов при государственном управлении). Имеется определение Конни Мура, в котором «под управлением бизнес-процессами (ВРМ – Business Process Management) понимается особая концепция управления, интегрирующая стратегию и цели деятельности организации с потенциальными потребностями и ожиданиями потребителей путем организации «сквозных процессов» (текущий процесс начинается на предыдущей стадии, а заканчивается на последующей). ВРМ объединяет стратегию, цели, ресурсы, организационную структуру, методологии, культуру, роли, нормативы и программные средства для:

 а) анализа, оценки, разработки, реализации, управления и улучшения сквозных инновационных процессов;

б) осуществление диагностики и регулирования деятельности в сфере процессного управления, для их непрерывного совершенствования»[8].

Методическая организация BPM нацелена на развитие конкурентоспособности организации и улучшение взаимоотношений с потребителями, поставщиками и персоналом. Основной акцент в концепции BPM делается на кросс-функциональных, общекорпоративных процессах, приносящих увеличение ценности продукции (услуг) клиентам (внешним и внутренним). То есть, организации, осуществляющие процессный подход к инновациям, создают новую ценность для клиентов. Обоснованное и целенаправленное управление инновационными бизнес-процессами, в конечном счете, приводит к развитию ведения бизнеса компании, что выражается в более эффективной ее деятельности, более высокой производительности труда и, в конечном счете, в более существенной отдаче от инноваций.

Категория субъекта управления инновационной деятельностью интерпретируется в широким смысле, представляющим их воздействие на объект управления. Это определяется как наличием множества различных видов и типов инноваций, наличием в их структуре различных фаз, так и особенностями самой деятельности, которая имеет межорганизационный междисциплинарный характер. С учетом подхода, на основе жизненного цикла инноваций, видим, что в инновационном процессе участвуют как три группы субъектов: инициаторы, разработчики и распространители. С точки зрения осуществления инновационной деятельности и возможностей участников, диапазон потенциальных субъектов инновационной деятельности может варьировать от одного работника, так и до общего числа работников корпорации или отрасли.

Субъекты управления инновационной деятельностью классифицируются по различным основаниям, различающимся масштабами деятельности, целями, мотивацией, интересам, направленности функционирования организации и ее развитием, по структур, составу и пр. Это может быть общество в целом, выступающее в качестве потребителей инноваций, отдельные научные организации, институты, учреждения, научно-производственные структуры, являющиеся инициаторами инновационных разработок,   государство, осуществляющее направления развития инновационной деятельности, образовательные учреждения, инновационные центры, бизнес-инкубаторы, техно-парки, инновационные предприятия, техно-полисы, малые инновационные организации, венчурные структуры, а также отдельные работники – изобретали и рационализаторы.

Среди представленных субъектов управления, наибольший интерес вызывают креативные представители, имеющие способность продуцировать при осуществлении управления инновационным процессом новые идеи, понятия, подходы и пр. Категория «инновативность» применяется для представления   адекватности, успешности новых идей, полезности коммерциализованных результатов инновационного процесса. 

Начало теории управления, с точки зрения субъектов управления – персонала организации, положил ученый из США – Г. Беккер, являющийся нобелевским лауреатом 1992 года [15]. Определение, данное субъектам управления, принадлежит Т. Шульцу, представленное в публикации «Теория человеческого капитала» [16]. Т. Шульц предложил обширную трактовку субъекту управления организацией, под которой он понимает наличие наиболее полезных свойств человека. Из его определения можно выделить основные положения, определяющие сущность субъектов управления инновационными бизнес-процессами в организации:

– персонал организации – это особенно важный фактор роста и совершенствования экономической эффективности деятельности;

– субъекты управления инновационными бизнес-процессами в организации, в основном, представляет субъективную компоненту; 

– дискуссионным вопрос о жизненных убеждениях и ценности человеческого качества.

К основным факторам, определяющим эффективность деятельности субъектов инновационного бизнеса, в первую очередь, относят характеристики непосредственно самого человека, его потенциальные качества. Они может быть представлен:

  1. В качестве субъекта, у которого имеются сложившиеся жизненные убеждения (ЖУ). Т. Батлер и Дж. Уолдруп определяют ЖУ как «определенные влечения человека, которые основаны на его сформированных и устойчивых психологических потребностях» [3]. Анализируя типы жизненных интересов персонала, можно определить сферу деятельности сотрудников, где они могут максимально осуществить свои возможности и реализовать собственный потенциал. В своих исследованиях Т. Батлер и Дж. Уолдруп выделяют восемь типов ЖУ [16]:

– аналитические убеждения – персонал с таким ЖУ представляет в анализе и оценке оптимальный способ коммерческих идей и решений.

– технологические убеждения – персонал, увлеченный внутренними закономерностями инновационных бизнес–процессов, поиском эффективных способов использования технологий. Данные работники осуществляют планирование и проектирование бизнес–процессов;

– убеждения, представляющие теоретическое мышление – это персонал, которому присущи размышления об абстрактных идеях, осуществление научных исследований;

– персонал с навыками наставничества и обучения, стремящийся помогать другим сотрудникам для их роста и совершенствования;

– персонал, предрасположенный к созидательному творчеству – сотрудники, которые имеют богатое воображением и способности генерировать новые идеи;

– персонал, имеющий навыки в управлении людьми или взаимоотношениями между ними, в совершенствовании необходимых качеств сотрудников;

– персонал, предрасположенный к коммуникациям между сотрудниками и процессами;

– организаторские убеждения, контроль, руководство процессами и осуществление предпринимательской деятельности;

  1. В качестве носителя компетенций, которые способны обеспечить решение профессиональных задач.
  2. В качестве индивидуума с конкретными личностными компетентностями, которые представляют особенности его интеллектуальной деятельности, сформированных ценностей, организационных и коммуникативных качеств и навыков. В научных трудах Лебедевой Н.М. и Ясина Е.Г. основными и наиболее ценными качествами субъекта управления инновационными бизнес-процессами в организации являются его самостоятельность, мотивация, достижение и стимуляция, а менее значимыми – конформизм и традиции [7]. Данные субъекты в значительной мере ценят творчество, новизну, свободу выбора, познание и состязательность в осуществлении какой-либо деятельности; стремятся быть независимыми и автономными, представлять свои выводы и интересы; двигаются к достижению успеха [7]. Противоположностью им являются сотрудники, занимающие консервативные положения в отношении инноваций. Им присущи определенные ценности как стабильность, безопасность, предсказуемость и определенность осуществляемой деятельности [12]
  3. В качестве субъекта с определенным поведенческим типом, который может реализовывать определенные роли в команде по реализации проектов управления инновационными бизнес-процессами. Р.М. Белбин, в трудах, посвященных анализу теории командных ролей, отмечает, что данным субъектом присущи роли исполнителя, координатора, «генератора» идей, исследователь ресурсов и др. [4].

Необходимость совершенствования управления инновационными бизнес-процессами с точки зрения субъектов управленческой деятельности в условиях инновационной экономики, определяется наличием проблем:

– доля российской инновационной продукции на глобальном рынке составляет 0,9 %, тогда как доля инновационной продукции индустриально развитых зарубежных стран достигает 32 %;

– в сопоставимых рейтингах оценки инноваций (Global Innovation Index – 2020) РФ занимает лишь 47-е место в общем списке из 131 страны;

– отечественная экономика, с ее значительным инновационным потенциалом, в первую очередь, требует высококвалифицированные кадры, вследствие того, что на российских предприятиях уровень инновационной активности составляет только 12 %;

– в экономике РФ имеется существенный недостаток персонала с высоким уровнем инновационных компетенций, что сократило уровень развития НИОКР в 2020 году на 23 %, по сравнению с 2019 годом

– методология и инструментарий оценки субъектов управления инновационными бизнес-процессами не позволяют развивать, в полной мере, интеллектуальные, креативные и профессиональные качества персонала для развития инновационных процессов [1].

Вопросы совершенствования деятельности субъектов управления инновационными бизнес-процессами в организации определяют актуальность исследования и представляют необходимость в разработке методических подходов к анализу и оценке инновационных бизнес-процессов.

 

Основная часть

Начало исследований деятельности субъектов управления инновационными бизнес-процессами в организации заложено в работах представителей классической экономики: А. Смита, Д. Рикардо, У. Пети [9]. Они предложили ввести в научный обиход категории «особенности человека», «способностей человека», «личностные качества», которые проявляются и влияют на росте благосостояния общества и увеличения богатства страны.

В дальнейших исследованиях Адам Смит, также отводил основную роль способностям человека, относительно других факторов производства. Он также отмечал, что повышение производительности труда, в основном, в первую очередь, определяется навыками и умениями работника, а только затем – качеством машин и инструментов, при помощи которых он осуществляет свои профессиональные функции [9].

Представим главные фигуры, задействованные в инновационных бизнес-процессах и приведем их характеристики по выше предложенным показателям – определим предпринимательские качества, независимо от видов бизнеса и инновационных бизнес-процессов.  Основной фигурой в инновационном бизнесе является предприниматель. Предприниматель является двигателем прогресса, так он формирует инновационную стратегию развития своего бизнеса, определяет направления деятельности и предвидит конечный результат, заключающийся в получении дохода и прибыли от нововведений.

Таким образом, для понимания категории управления бизнес-процессами необходимо понять, что собой представляет человек, действующий в среде инновационного бизнеса, какими характеристиками и жизненными убеждениями он обладает, а также каковы принципы его деятельности, подходы к принятию управленческих решений.

А. Томсон, основываясь на экспертном опросе предпринимателей по методике Bolton Thomson Entrepreneur Indicator (BTEI), определил шесть групп личностных характеристик (система FACETS), представленных в таблице 1.

 

Таблица 1 – Особенности личностных характеристик предпринимателей по методике
BTEI [10]

Table 1 – Features of the personal characteristics of entrepreneurs according to the BTEI
methodology [10]

Показатель группы

Содержание

F (focus) – фокус-группа

Представляет ориентированность на цель, время осуществления деятельности, определенное действие

A(advantage) – показатель преимущества

Представляет способность оценивать и формировать перспективные возможности, стратегичность проектов и пр.

C (creativity) – показатель креативности

Отражает способности предпринимателя генерировать и формировать новые идеи, видение новых путей решения и возможностей деятельности

E (еgо) – человеческие особенности, сущность

Это стремление отличаться от других, двигаться к достижению цели, преданность делу, самоуверенность, желание управлять собственной судьбой. Данные параметры выражаются в способностях, ответственности, и готовности устранять неудачи

T (team) – командная работа

Это способность к отбору нужных и компетентных людей, созданию эффективной команды, с существенным уровнем коммуникаций

S (social) – решение социальных вопросов

Представляет возможности и способности к созданию социальной сети с теми людьми, которые представляют ценность для предпринимателя, его команды и бизнеса

 

Комплекс FACETS представляет комплексный профиль успешного предпринимателя, системно, в целом.

Далее требуется определение специфических характеристик предпринимателя, которые отличают его, как инновационного предпринимателя, от других субъектов хозяйственной деятельности. Для этого автором предлагается набор компетентностей инновационного предпринимательства. Компетенции характеризуют личность в решении профессиональных задач, путем использования ее личностных качеств и навыков. В нашем случае под инновационными компетентностями понимаются определенные качества личности, такие как умения и способности, позволяющие обоснованно, оперативно и качественно реализовывать в профессии предпринимателя основные ключевые задачи и сферы деятельности. Кроме этого, требуется честь факт того, что инновационный бизнес имеет отличия от обычного предпринимательства, в первую очередь –  более существенную степень рисков и неопределенности реализуемых проектов.

Таким образом, к основным компетенциям предпринимателя, осуществляющего деятельность в инновационной сфере, относится выполнение задач:

– обоснование и принятие управленческих решений в ситуациях высокого риска и неопределенности;

– организация деятельности при наличии внешних угроз, внешнего давления, неудач;

– организация деятельности и управление кросс-функциональными проектными командами, которые состоят из талантливых и неординарных людей;

– формирование и разработка инновационной стратегии развития при плохо прогнозируемых и неоднозначных параметрах внешней и внутренней бизнес – среды.

Автором представлен рейтинг компетентностей для предпринимателя, осуществляющего инновационную деятельность. Рейтинг состоит из 7 ранговых оценок.

Предлагаемые компетентности можно классифицировать по критерию их развития у предпринимателя, осуществляющего инновационную деятельность.  Профессиональные компетенции у предпринимателя, осуществляющего инновационную деятельность по мере развития и совершенствования бизнес-процессов могут изменяться, а зачастую требоваться иные компетентности (табл. 2).

 

Таблица 2 – Рейтинг субъектов управления инновационной деятельностью

Table 2 – Rating of subjects of innovation management

Ранг

Компетентности

7

Инновативность – характеризуется способностью предпринимателя находить новые, нестандартные направления решения задач, благодаря интуиции, интеллекту, креативности, гибкости мышления, аналитичности [5]

7

Решительность в ситуации неопределенности – характеризуется готовностью принимать решения в ситуации повышенных рисков и неопределенности, осуществлять деятельность с учетом толерантности и авантюрности

7

Лидерство – характеризуется существенным уровнем харизматичности, интеллектом, умение доветси важность задач до подчиненных и организовать на выполнение [2]

6

Целеустремленность – выражается в настойчивости при реализации целей деятельности, уверенности в реализации проекта и в себе, ориентации на конечный результат, перфекционизме и оптимизме

5

Инициативность – характеризуется проявлением амбициозности, проактивности, мотивации к достижению целей, конкурентоспособности

4

Ситуационное планирование и проектное воображение – характеризуется видением реализации проекта в целом и его отдельных этапов [6]

3

Контактность – характеризуется коммуникативными свойствами личности

2

Автономность – характеризуется самостоятельностью принятия решений и осуществления деятельности

1

Ориентация на изменение и развитие – характеризуется умением ставить нестандартные, креативные цели, ориентироваться на передовые достижения [13]

 

Одной из главных задач организации и выполнения бизнес процессов, особенно на начальной стадии реализации инновационного проекта является подбор персонала и формирование команды проекта.

В данном аспекте выделим две основные группы работников, положив в качестве главного отличительного признака, представляющего особую значимость их деятельности – инновативность. Под инновативностью понимается способность персонала обеспечивать генерирование, создание, восприятие и реализацию новых идей. К первой группе относятся работники, для которых инновационность выступает основной компетентностью. В нее входят две категории персонала: работники инновационных структур и команд, то есть люди персонал, создающий инновации и представляющий инновационный человеческий капитал компании – ученые, научный персонал, конструкторы, инженеры, разработчики новых программных продуктов и др. К второй группе относятся работники, которые обеспечивают условия для организации и выполнения инновационной деятельности. Данный персонал предоставляет для реализации инновационного бизнес-проекта оперативную информацию, решает маркетинговые, логистические, учетные задачи, осуществляет планирование, финансирование, выполняет прочие обеспечивающие задачи.

Представим типовые модели субъектов управления инновационными бизнес-процессами в организации инновационной предпринимательской деятельности: инновационного предпринимателя, инноваторов-разработчиков и инновационных менеджеров, определив для каждой группы характерные ЖУ, компетентности, компетенции и командные роли (таблица 3).

Без данной информации нельзя эффективно организовать решение управленческих задач, сформировать культуру организации, разработать инновационную стратегию развития бизнеса компании, разработать и реализовать стратегию развития персонала, определит параметров конкурентные преимущества сотрудников и пр. Данные факторы, в целом, отражают благоприятные воздействия внутренней среды организации для развития управления бизнес-процессами, а также инновационного потенциала человеческого капитала.

Кроме этого, автор для субъектов управления инновационными бизнес-процессами организаций представляет факторы, определяющие особенности формирования структуры инновационных бизнес-процессов, к которым относит:

– фазы и последовательность осуществления инновационных бизнес-процессов; повышенная рискованность деятельности;

– существенную значимость интеллектуальных ресурсов;

– ограниченность инвестиций;

– высокую точность планирования реализации проектных инноваций;

– предъявляемые требования к коммерциализации и времени поставок инноваций на рынок;

– сложности прогнозирования решений потребителей на востребованность инновационной продукции (табл. 3).

 

Таблица 3 – Характеристики ЖУ субъектов управления инновационными бизнес-процессами [11]

Table 3 – Characteristics of ZhU of subjects of management of innovative business processes [11]

Характеристики ЖУ

Субъекты управления инновационными бизнес-процессами

Инноваторы-разработчики

Инновационные менеджеры

Инновационные предприниматели

Личностные ЖУ

Исследование теории, разработка технологий, 

креативное мышление,

созидательные процессы и творчество

Управление коллективами и людьми их взаимоотношениями, информационное влияние.

Организаторские способности и созидательное, инновационное творчество

Компетенции и выполняемые профессиональные задачи

Деятельность в условиях неопределенности, повышенных рисков, формирования и отстаивания собственных идей

Разработка инновационных проектов, выполнение решение управленческих задач в условиях риска и неопределенности

Разработка инновационной стратегии развития бизнеса, осуществление деятельности в ситуации неопределенности, кризиса, проактивное планирование

Индивидуальные характеристики

Креативность, инновационность,

целеустремленность, автономность, способность анализировать процессы в смежных областях знаний, использовать различные подходы к решению задач, нешблонное мышление

Целеустремленность, инициативность, позитивность в контактах с людьми, уверенность, организаторские способности, конкретика в поведении

Проектное мышление, решительность в осуществлении задуманноголидерство, ориентация на развитие, инициативность, целеустремленность

Роли в команде

Инициатор новых идей, специалист, эксперт

Исследователь, координатор, аналитик

Координатор, аналитик,

исследователь

 

Подводя итог, автор отмечает, что для управления инновационными бизнес-процессами предприятий характерны особенности, влияющие на их структуру: порядок и последовательность фаз реализации инновационных бизнес-процесса; существенные риски; значимость интеллектуальной составляющей; коммуникативные возможности организации и пр.

 

Выводы и предложения

В результате проведенного исследования, автором установлено.

  1. Ключевой акцент в концепции BPM делается на кросс-функциональных, общекорпоративных процессах, приносящих увеличение ценности продукции (услуг) клиентам (внешним и внутренним); организации, осуществляющие процессный подход к инновациям, создают новую ценность для клиентов.
  2. Обоснованное и целенаправленное управление инновационными бизнес-процессами, в конечном счете, приводит к развитию ведения бизнеса компании, что выражается в более эффективной ее деятельности, более высокой производительности труда и, в конечном счете, в более существенной отдаче от инноваций.
  3. Среди субъектов управления, наибольший интерес вызывают креативные представители, имеющие способность продуцировать при осуществлении управления инновационным процессом новые идеи, понятия, подходы и пр.
  4. Анализируя типы жизненных интересов персонала, можно определить сферу деятельности сотрудников, где они могут максимально осуществить свои возможности и реализовать собственный потенциал.
  5. Представлен рейтинг компетентностей для предпринимателя, осуществляющего инновационную деятельность и типовые модели субъектов управления инновационными бизнес-процессами в организации инновационной предпринимательской деятельности.
  6. Предложены факторы, определяющие особенности формирования структуры инновационных бизнес-процессов
×

Об авторах

Василиса Сергеевна Василенко

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: vasilisa001vs@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-8560-6858

магистрант кафедры экономики инноваций

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. 1. Айер Б., Дейвенпорт Т. Разбираем по винтикам инновационный механизм Google // Harvard business review Россия, Июнь-июль 2008. 55 с. URL: https://hbr-russia.ru/management/korporativnyy-opyt/a9472.
  2. 2. Барш Дж., Дэвидсон Дж., Капоцци М. Лидерство и инновации // Вестник McKinsey. 2010. № 21. URL: http://www.mckinsey.com/russianquarterly/articles/issue21/10_0210.aspx?tid=24.
  3. 3. Батлер Т., Уолдруп Д. Моделирование работы: искусство сохранения ценных сотрудников // Классика HBR: Как найти и удержать лучших сотрудников. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2006. С. 181–183.
  4. 4. Белбин Р.М. Команды менеджеров. Москва: Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2009. 238 с.
  5. 5. Дайер Д., Грегерсен Х., Кристенсен К. Ген изобретательства // Harvard business review Россия, Январь-февраль 2010. 58 с. URL: https://hbr-russia.ru/management/upravlenie-izmeneniyami/a10062.
  6. 6. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 320 с. URL: http://www.ludmila-petrashko.com.ua/assets/files/kurs/Traning-CMP/Literatura/kameron_kuin_ok.pdf.; https://elibrary.ru/item.asp?id=20087814.
  7. 7. Лебедева Н.М., Ясин Е.Г. Культура и инновации: к постановке проблемы // Форсайт, 2009. Т. 3, № 2, С. 16–26. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16210811; https://foresight-journal.hse.ru/data/2010/12/31/1208181644/yassin.pdf.
  8. 8. Свод знаний по управлению бизнес-процессами: BPM CBOK 3.0 / под ред. А.А. Белайчука, В.Г. Ели-фёрова; пер. с англ. Москва: Альпина Паблишер, 2016. 480 с. URL: https://f.ua/statik/files/products/515946/svod-znaniy-po-upravleniyu-biznes-processami-bpm-cbok-3-0_5744.pdf.
  9. 9. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Москва: Эксмо, 2007. 149 с. URL: http://ek-lit.narod.ru/smitsod.htm.
  10. 10. Томпсон А. Экономика фирмы: учеб. пособие для вузов. Москва: Издательство: БИНОМ, 1998. 544 с. ISBN 0-13-092867-4.
  11. 11. Тюкавкин Н.М. Моделирование инновационной деятельности субъектов РФ // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2020. Т. 6, № 4. С. 100–107.
  12. 12. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. Москва: Издательский дом «Класси-ка-XXI», 2007. С. 106–109. URL: https://vk.com/wall11145467_2385.
  13. 13. Экономика инноваций. Лекции в схемах / под. ред. Н.П. Иващенко. Москва: ТЕИС, 2010, 99 с. URL: https://www.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=80665&p=attachment.
  14. 14. Яголковский С.Р. Психология креативности и инноваций. Москва: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007, 157 c. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20093695.
  15. 15. Becker G. Investment in human capital: a theoretical analysis. Journal of Political Economy, 1962, Volume 70, no. 5, part 2. Investment in Human Beings. DOI: https://doi.org/10.1086/258724.
  16. 16. Schultz Theodor W. Economic value of education. New York, 1963.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник Самарского университета. Экономика и управление, 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах