Инновационная составляющая социально-экономической системы региона

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются инновационные мероприятия, проводимые и прогнозируемые в социально-экономической системе региона. Автором раскрывается содержание термина «регион», а также признаков и принципов разделения структурных объектов региона. Предлагается авторское уточнение определения региона. В статье анализируются различные точки зрения представления региона как совокупности подсистем органов управления. В укрупненном варианте регион представляется, как три подсистемы: экологическая, экономическая и социальная. Автором рассматривается и анализируется термин «региональная экономика». Исследуется возможное равенство понятий «регион» и «субъект РФ». Дается обоснование понятия «регион» как социально-экономической системы. Предложена модель социально-экономической системы региона. Обоснована миссия региона. Показана роль региона в решении социальных проблем населения, особенно в качестве его жизни. Это способствует экономическому росту и развитию региона. Предложено авторское уточнение определения социально-экономической системы. В статье представлены инновационные направления развития регионов как социально-экономических систем с акцентом на активизацию стратегического управления человеческими ресурсами (капиталом) с целью подъема качества жизни его населения. Автором предлагаются конкретные меры на рынке труда региона по стабилизации напряженной обстановки.

Полный текст

Введение

Социально-экономическое положение России в последнее десятилетие характеризует всеохватывающий, глубокий кризис, начавшийся еще в 2008 году и продолжающийся в настоящее время. Он заставляет пересмотреть ряд постулатов, которые еще недавно казались незыблемыми. Начало
XXI века показывает, что сам по себе рынок не может решить имеющиеся проблемы в обществе.  Крайне необходимы значительные поправки не только тактических шагов, но и стратегической планов социально-экономических переустройств.

Реализация актуальных реформ в современной России должна осуществляться, учитывая мировой опыт, в предпочтении социальным целям с учетом обычаев и национальных особенностей страны. Социально-экономическая система (далее СЭС) в мировой практике воспринимается как отражение самого общества и совместной деятельности людей на разных уровнях жизнедеятельности – государство, регионы, муниципалитеты, далее субъекты хозяйствования, в том числе и домашние (семьи) и первичный элемент СЭС – сам человек и его сознание.

Рассмотрим СЭС региона.

 

Ход исследования

В научной экономической литературе уже много лет идут дискуссии по пониманию и содержанию термина «регион», а так же признаков и принципов разделения структурных объектов региона. В зависимости от направлений исследования в понятие «регион» вкладывается различное содержание.

Большая советская энциклопедия и современный толковый словарь русского языка предлагают определение понятия «регион», как «…крупной территориальной единицы…» , например, политической, экономической. По большому энциклопедическому словарю термин «регион» «…в переводе означает страна, край, область…». Синонимом термина «регион» – «район» [1].

Академик А. Г. Гранберг предложил регион определить «… как определенная территории, по ряду признаков отличающейся от других территорий и обладающей целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов…» [2].

Ученый В. Я. Белобрагин полагает, что «…регион в рамках региональной системы РФ входит в нее в качестве подсистемы, функционирование которой подчинено задачам, стоящим перед системой в целом…» [3].

По В.Н. Садовскому (системный подход) «…регион сложная СЭС, состоящая из множества подсистем, компонентов, выступающих целостностью» [4].

Разделяя авторские формулировки термина «регион», уточним его. Под регионом нужно понимать часть страны, район, область, территорию, отличающаяся общностью природных или исторически сложившихся экономических условий и национального состава населения.

Распространена так же точка зрения представлять регион, как совокупность подсистем «природа – хозяйство – население» и органы управления. В укрупненном варианте регион представляется, как три подсистемы: экологическая, экономическая и социальная.

В экономической науке понятие «региональная экономика» применяется в двух вариантах:

– как отрасль экономической науки, разрабатывающей стратегии развития  производительных сил региона [5];

– как система, состоящая из отраслей производства, социальной сферы, инфраструктуры, ресурсов и системы финансов.

Экономика региона может рассматриваться и как социально-экономическая система в рамках территории региона с использованием подходов, закономерностей и выводов экономических и управленческих наук.

Очень широкую дискуссию вызвала статья А.И. Татаркина и Е.Г. Анимицы «Формирование парадигмальной теории региональной экономики» [6]. В статье рассматривается региональная экономика как самостоятельное направление экономических знаний. Базовые принципы региональной экономики: – это сложно организованность самой научной дисциплины; территориальность, как доминант; уникальность местной специфики [6].

По материалам этой статьи затруднительно поставить знак равенства понятий «регион» и «субъект РФ». Исследователи часто просто подменяют понятия, не вдаваясь в суть вопроса, рассматривая «субъект РФ» как некое пространственное экономическое образование, поскольку парадигма «региональная экономика» до сих пор не вызрела с момента написания этой статьи А.И. Татаркина и
Е.Г. Анимицы.

Анализ развития экономики России за последние 25 лет показывает крайнюю потребность совершенствования структуры управления экономикой региона. Это признается как почти всеми российскими экономистами, так и руководителями государства [7].

Потребность в перестройке структуры экономики актуальность не теряет, причем проблема все обостряется.

Экономику такой СЭС, как «регион» относят к классу целеустремленных систем [8]. Понятие «Целеустремленная система» ввели впервые в научный оборот Р. Акофф и Ф. Эмери в одноименной работе [9].

Детально не рассматриваем целеустремленные системы. Они подробно описаны в вышеупомянутых материалах. Рассмотрим, что понимается под региональной СЭС, исходя из требований стратегического управления по экономике будущего. В этой стратегии должны быть обозначены региональные приоритеты развития стратегических направлений через развитие человеческого капитала, качества среды проживания, роста экономики и т. д.

Как уже упоминалось, укрупненная структура региона может быть представлена в виде трех подсистем: экономической, социальной и экологической [10].  Все чаще в состав этой структуры вследствие изменения во времени состояния экономической системы выделяют две подсистемы  – традиционную и инновационную, например , при поведения инновационных институтов в рамках территориальных систем –  Л.И. Абалкин, С.Д. Валентей, П. Линдхольм, Ф. Кук, С. Клайн, Е.А. Лурье, Б. Лундвальд, В. Н. Фридлянов, Ю.В. Яковец [11] и другие авторы.

В состав традиционной подсистемы входят не изменяющиеся элементы, сохраняя при этом свои функции, даже на более высоком уровне развития. В качестве примера – организации, производящие традиционно продукт свыше 5 лет. В инновационную подсистему входят измененные по качеству элементы, которые и обеспечили новый уровень. Эту подсистему формируют организации, внедрившие и выпускающие новую для рынка региона продукцию и услуги.

Для описания отношений (связей) между подсистемами и элементами системы можно построить структурную модель системы, выполнив следующий, единый при построении моделей территориальных систем порядок последовательных этапов.

  1. Определение СЭС.
  2. Описание ситуации.
  3. Определение целей СЭС.
  4. Пути достижения целей.
  5. Определение функций СЭС.
  6. Разработка модели СЭС.

Специфические особенности отдельных этапов могут подчеркивать их отличие.

Выделяя основную цель, на которую сконцентрирована система можно разделить территориальную систему на социальную и на экономическую. Это происходит следующим образом: – если цель социальная, то система стремится к ее достижению, т. е. система с социальным уклоном, если же цель экономическая, то характер системы экономический.

Построение модели СЭС региона позволяет:

– изучить сущность процессов в развитии соответствующих сфер жизни региона;

– исследовать влияние институтов на функционирование и развитие экономики и социума.

На рисунке показана авторская модель  обладающая особенностями, которые появились как синергетический эффект  при интеграции социальной, экономической и инновационной подсистем.

  1. Передача предложений населения и рынка происходит через различные уровни. Запросы рынка, в том числе и социальные блага, принимают вначале организации, производящие продукт и далее передаются на уровень производства и институтов управления.
  2. Согласование уровней управления, при построении модели, позволило выделить институты, влияющие на процессы развития социума и экономики по частям и одновременно.

Анализ и обобщение сложившихся взглядов и генезиса понятия «социально-экономическая система» позволили предложить уточнение трактовки этого понятия. Социально-экономические системы – это комплексные, искусственно образованные структуры, состоящие из экономических, организационных, производственно-технических и социальных структур, созданных человеком в сфере производства, перераспределения и потребления результатов его деятельности. Главной особенностью СЭС и их неотъемлемой частью функционирования является человек. 

Между странами постоянно идет жесткая конкуренция, в которой лидерство «… не в материальном, а именно в этом направлении способно обеспечить прорыв в экономике и социальной политике регионов и страны, как СЭС в целом для достижения ими высокой конкурентоспособности» [12]. Развитие регионов, как СЭС, в области инноваций предполагает такие направления (см. рис.)

  1. Конкурентоспособность власти.
  2. Взаимовыгодное эффективное партнерства власти и бизнеса.
  3. Активация управления человеческим капиталом.
  4. Самоорганизации общества на территории региона.

Главная цель направлена на повышение качества жизни населения СЭС региона и прежде всего в социальной сфере (здравоохранение и образование).

В последнее десятилетие, в связи с сокращением численности населения большинства субъектов РФ, его старением и соответственно сокращением трудоспособного населения приоритетным инновационным направлением становится управление человеческими ресурсами (капиталом) на уровне страны и региона и функциональное управления человеческими ресурсами(капиталом) на уровне организации.

 

УРОВЕНЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Oбщественные организации

Органы власти социальный блок

Органы власти законодательные

Органы власти экономический  блок

 

Органы власти судебные

Объединения хозяйству-
ющих
субъектов

 

 

 

 

Социальная

инфра-
структура

 

 

 

 

Инновационная инфраструктура

 

 

 

 

Инженерная

инфра-
структура

 

 

 

 

Научно-образовательный комплекс

РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ  И УСЛУГ – ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ – ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Б

И

З

Н

Е

С

Р

Ы

Н

О

К

С

О

Ц

И

У

М

Н

А

С

Е

Л

Е

Н

И

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок – Модель СЭС региона

Figure – Model of the socio-economic system of the region

 

Достичь целей такого инновационного направления возможно с мотивированными, квалифицированными работниками в организациях субъекта РФ. Конкурентное преимущество могут обеспечить именно такие работники. Задачами являются в этом случае следующие.

  1. «…постоянный мониторинг рынка труда в субъекте РФ.
  2. Стратегический прогноз потребности в кадрах.
  3. Обеспечение притока квалифицированных кадров.
  4. Создание условий для удержания в организациях талантливых работников.
  5. Подготовка и переподготовка кадров.
  6. Создание условий для самореализации работников» [12].

Управление человеческими ресурсами (капиталом) должно постоянно обеспечивать жизнеспособность любого субъекта. Управление человеческими ресурсами (капиталом) является неотделимой частью общей стратегии регионального предпринимательства, как средство, дающее связи согласования власти субъекта, предпринимательства и человеческих ресурсов (капитала). Чтобы превзойти возможные преграды необходимо предварительно:

– выполнить анализ внешней и внутренней среды;

– провести анализ потребности территории в человеческих ресурсах(капитале);

– сформулировать и логически обосновать содержание стратегии управления человеческими ресурсами(капиталом);

– разработать план действий;

– выполнять поэтапный план в целом;

– определить критерии измерения результатов;

– предусмотреть возможный риск при изменениях.

Для управления в субъекте РФ человеческими ресурсами(капиталом) необходимо, в первую очередь, решение проблем труда по вопросам:

– занятости населения;

– здоровья и образования населения;

– квалификации кадров;

– оплаты труда.

В условиях непрекращающейся пандемии, главной целью политика занятости должно быть нивелирование социальной напряженности в субъектах РФ. К более детализированным мерам в этом направлении можно отнести:

«…– сохранение существующих и создание рабочих мест дополнительно;

– обеспечение работой высвобождаемых граждан;

– социальная адаптация безработных, развитие самозанятости (поддержка малого и среднего бизнеса);

– содействие гражданам в поисках работы;

– профориентация, переподготовка и повышение квалификации высвобождаемых работников и безработных;

– развитие системы образования по переподготовки кадров;

– активное воздействие, как на спрос, так и на предложение труда разных категорий населения (например, пенсионеров, молодежи);

– содействие градообразующим и отраслеобразующим организациям и предприятиям для расширения применения человеческих ресурсов;

– создание на территории региона банка данных о промышленных предприятиях и организациях субъекта РФ» [12].

Кроме вышеперечисленных мероприятий необходимо проводить постоянный мониторинг количества и качества рабочих мест по тем или иным профессиям и специальностям на территории субъекта РФ и мониторинг рынка услуг образования  по сокращению набора невостребованных специалистов.

 

Заключение

Таким образом, выполнение рекомендованных мероприятий даст возможность снизить уровень социальной стратификации, уменьшить масштаб бедности,  стабилизировать социально-экономическую обстановку на территории субъекта РФ, а так же обеспечит рост   доходов населения. Только в этом случае можно ожидать изменения на рынке труда и наметить пути дальнейшего развития инноваций в экономике субъекта РФ и организаций на его территории, как СЭС.

×

Об авторах

Валерий Петрович Смолькин

Ульяновский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: surap99@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2893-6084

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры педагогики профессионального образования и социальной деятельности

Россия, 432970, Российская Федерация, г. Ульяновск, ул. Льва Толстого, 42.

Список литературы

  1. 1. Большой энциклопедический словарь: ред. А.М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2000. 1456 с.
  2. 2. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. Москва: Инфра-М, 2010. 695 с. URL: http://74bp.ru/files/book/kibanov.pdf.
  3. 3. Белобрагин В.Я. Региональная экономика: проблемы качества. Москва: АСМС, 2001. 282 с.
  4. 4. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Москва: Наука, 1974. 279 с. URL: http://systems-analysis.ru/assets/systems_theory_sadovsky.pdf.
  5. 5. Некрасов Н.Н. Региональная экономика. Теория, проблемы, методы. Москва: Экономика, 1978. 340 с.
  6. 6. Татаркин А.И., Анимица Е.Г. Формирование парадигмальной теории региональной экономики // Экономика региона. 2012. № 3. С. 11–21. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-paradigmalnoy-teorii-regionalnoy-ekonomiki/viewer.
  7. 7. Медведев Д.А. Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития // Вопросы экономики. 2018. № 10. С. 5–28. DOI: http://doi.org/10.32609/0042-8736-2018-10-5-28.
  8. 8. Якишин Ю.В. Управление структурой экономики региона в нестабильной среде // Вестник Самар-ского государственного экономического университета. 2019. № 5 (175). С. 9–16. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=37730754.
  9. 9. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах: пер. с англ. / под ред. И.А. Ушакова. Москва: Сов. радио, 1974. 272 с. URL: http://gtmarket.ru/files/book/Russell_Ackoff_Fred_Emery_On_Purposeful_Systems.pdf.
  10. 10. Ускова Т.В. Управление устойчивым развитием региона: монография. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. 355 с. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=19157570; http://os.x-pdf.ru/20ekonomika/273776-1-tv-uskova-upravlenie-ustoychivim-razvitiem-regiona-vologda-2009.php.
  11. 11. Видяев И.С. Оценка развития социально-экономической системы региона: дис. … канд. экон. наук. Томск, 2011. URL: http://www.dissercat.com/content/otsenka-razvitiya-sotsialno-ekonomicheskoi-sistemy-regiona.
  12. 12. Сокольник И.В. Актуальность региональной политики управления человеческими ресурсами // Власть. 2011. № 12. С. 41–44. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17216931.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник Самарского университета. Экономика и управление, 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах