Исследование конъюнктуры рынка образовательных услуг при формировании программ стратегического развития региональных вузов
- Авторы: Выборнова Л.А.1, Морозова С.А.2, Бутырина Ю.С.2, Михеева Е.А.2
-
Учреждения:
- Поволжский государственный университет сервиса
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 12, № 1 (2021)
- Страницы: 7-18
- Раздел: ЭКОНОМИКА
- URL: https://journals.ssau.ru/eco/article/view/8637
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0461-2021-12-1-7-18
- ID: 8637
Цитировать
Полный текст
Аннотация
На новом этапе развития системы высшего образования России корректируются миссии, разрабатываются стратегии и программы развития университетов в соответствии с мировыми трендами развития высшего образования и вызовами, стоящими перед страной и регионами. Современный университет выполняет важную роль в обеспечении социально-экономического развития страны и региона, участвует в реализации национальных, федеральных и региональных проектов, стратегических программ развития. В основу программ развития университетов закладывается обеспечение подготовки кадров для приоритетных направлений научно-технологического развития Российской Федерации, отраслей экономики и социальной сферы, развития и реализации прорывных научных исследований и разработок, новых творческих и социально-гуманитарных проектов, а также их внедрения в экономику и социальную сферу высоких технологий. Важными аспектами стратегического планирования университета являются анализ трендов и вызовов в системе высшего образования России, а также исследование рынка образовательных услуг региона. В статье проведен анализ структуры и динамики развития национальной и региональной (на примере Самарской области) систем высшего образования России, выявлены общие закономерности и тенденции, определены направления развития региональных вузов.
Об авторах
Любовь Алексеевна Выборнова
Поволжский государственный университет сервиса
Автор, ответственный за переписку.
Email: vibornova_lyubov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1806-091X
кандидат экономических наук, доцент, врио ректора
Россия, Российская Федерация, г. Тольятти, ул. Гагарина, 4.Светлана Анатольевна Морозова
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Email: morozova_s_a@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0760-6892
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики
Россия, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.Юлия Сергеевна Бутырина
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Email: career@ssau.ru
ORCID iD: 0000-0002-1581-5363
аспирант кафедры экономики
Россия, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.Екатерина Андреевна Михеева
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Email: mikhka99@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-2720-4743
аспирант кафедры экономики
Россия, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.Список литературы
- 1. Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 № 3697-р «О реализации программы стратегического академического лидерства “Приоритет-2030”». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_
- 373487 (дата обращения: 07.01.2021).
- 2. Ректоры вузов – участников Проекта 5–100 подвели итоги года // Российская газета. 2020. 28 дек.
- URL: https://rg.ru/2020/12/28/reg-cfo/rektory-vuzov-uchastnikov-proekta-5-100-podveli-itogi-goda.html (дата обращения: 07.01.2021).
- 3. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Российская газета. 2020. 22 июля // Российская газета. Фед. вып. № 159 (8213). URL: https://rg.ru/2020/07/22/ukaz-dok.html (дата обращения: 07.01.2021).
- 4. Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации». URL http://kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 07.01.2021).
- 5. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019 № 207-р. URL http://
- static.government.ru/media/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf (дата обращения: 07.01.2021).
- 6. Правительство Российской Федерации: национальные проекты. URL: http://government.ru/
- rugovclassifier/section/2641 (дата обращения: 07.01.2021).
- 7. Светлова Н.В. Построение методологии конъюнктурных исследований // Молодой ученый. 2009. № 11 (11). С. 158–162. URL: https://moluch.ru/archive/11/803 (дата обращения: 07.01.2021); https://
- www.elibrary.ru/item.asp?id=15171726.
- 8. Информация о деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, размещаемая в сети «Интернет» в форме открытых данных [сайт]. URL: https://www.minobrnauki.
- gov.ru/opendata (дата обращения: 07.01.2021)
- 9. Гопка А. Рецепт экономического чуда: какие университеты заложат основы для технологического рывка // Forbes. 2020. 18.03.URL: https://www.forbes.ru/biznes/395161-recept-ekonomicheskogo-chuda-kakie-universitety-zalozhat-osnovy-dlya-tehnologicheskogo?photo=18 (дата обращения: 07.01.20210).
- 10. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования // miccedu.ru. URL: indicators.miccedu.ru/
- monitoring/2018/index.php?m=vpo (дата обращения: 07.01.2021).
- 11. Клентак Л.С., Клентак А.С., Зиновьева А.А., Адумян О. Сравнительный анализ научно-образовательного потенциала Самарской области и соседних регионов // Экономика и управление в социальных и экономических системах. 2018. № 4. С. 15–25. URL: https://www.imi-samara.ru/wp-content/uploads/2019/04/Klentak_Klentak_Zinovyeva_Adumyan_15-25.pdf. (дата обращения: 07.01.2021).
- 12. Барышникова М.Ю., Вашурина Е.В., Шарыкина Э.А., Сергеев Ю.Н., Чиннова И.И. Роль опорных университетов в регионе: модели трансформации // Вопросы образования // Educational Studies Moscow. 2019. № 1. С. 8–39. DOI: http://doi.org/10.17323/1814-9545-2019-1-8-43.
- 13. Регионы России. Социально-экономические показатели 2020 // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204 (дата обращения: 07.01.2021).