ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «АВТОВАЗ»)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье показано, что промышленные предприятия отечественного автомобилестроения – это наиболее энергоемкие сектора промышленного производства, в которых используется значительное количество первичных и вторичных ресурсов, полуфабрикатов и автокомпонентов. Данное исследование вызвано тем, что на автомобилестроительных предприятиях в силу их специфики применяется энергоемкое промышленное и технологическое оборудование, находящееся в постоянной эксплуатации и интенсивном использовании, что вызывает существенное увеличение потребления энергоресурсов. Сфера энергопотребления и энергоэффективности автомобилестроительных производств является актуальной темой. В статье представлено исследование промышленных производств автомобилестроения на предмет энергосбережения, достигаемого с помощью модернизации производственных процессов. Рассмотрена организационная структура промышленных производств АвтоВАЗа, показаны основные мероприятия трансформации промышленного комплекса АвтоВАЗа на основе энергосбережения и повышения энергетической эффективности, проведен анализ энергетического производства АвтоВАЗа, включающего пять энергетических цехов: металлургического производства, главного корпуса, западной и восточной зоны, внешних объектов. Авторами показано, что одним из вопросов организации деятельности в сфере энергосбережения и развития энергетической эффективности является модернизация производственной структуры предприятия. Исследован экономический эффект от внедрения мероприятий модернизации в производство АвтоВАЗа. В статье авторами обосновывается, что управление вопросами энергосбережения и повышения энергетической эффективности требует особых методических подходов, базирующихся на внедрении инноваций в производственный процесс предприятия.

Об авторах

Николай Михайлович Тюкавкин

Самарский национальный исследовательский университет имени академика
С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: tnm-samara@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6049-897X

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики инноваций

Россия

Екатерина Сергеевна Подборнова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика
С.П. Королева

Email: kate011087@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-5135-7961

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики инноваций

Россия

Список литературы

  1. «Энергетическая стратегия России до 2030 года». Утверждена Распоряжением Правительства РФ
  2. от ноября 2009 года № 1715-р). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  3. «Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года». Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 года № 831-р). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  4. Распоряжение Правительства РФ № 703-р от 19.04.2018 года «Комплексный план мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики РФ». Доступ из СПС «Гарант».
  5. Приказ Минэкономразвития РФ № 471 от 01.08.2019 года. «Методика расчета энергоемкости ВВП Российской Федерации и оценки вклада отдельных факторов в динамику энергоемкости ВВП Российской Федерации». Доступ из СПС «Гарант».
  6. Комплексный анализ состояния и развития автомобилестроения государств – членов Евразийского экономического союза в 2016–2018 гг.
  7. Постановление Правительства РФ от 30 августа 2012 г. № 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств».
  8. Приказ Минэкономразвития РФ № 657 от 14.10.2019 года «О привлечении ФГБОУ ВО “Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации”». Доступ из СПС «Гарант».
  9. Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ Министерства промышленности и энергетики РФ и Министерства финансов РФ от 15 апреля 2005 года № 73/81/58н «Об утверждении порядка, определяющего понятие “промышленная 71 сборка” и устанавливающего применение данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701–8705 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов».
  10. Госпрограмма РФ «“Энергоэффективность и развитие энергетики”, включающая 7 подпрограмм, в т. ч. “Энергосбережение и повышение энергетической эффективности”» (распоряжение Правительства РФ
  11. от апреля 2013 г. № 512-р).
  12. Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ и Министерства финансов РФ от 24 декабря 2010 года № 678/1289/184н «О внесении изменений в порядок, определяющий понятие “промышленная сборка моторных транспортных средств” и устанавливающий применение данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701–8705 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов».
  13. Россия в цифрах. 2019: крат. стат. сб. / Росстат. Mосква, 2019. 549 с. ISBN 978-5-89476-465-8. URL: https://gks.ru/bgd/regl/b19_11/Main.htm.
  14. АвтоВАЗ. URL: http://ac.vaz.ru.
  15. Франк Е.В., Ахметов С.М., Тюкавкин Н.М. Методические подходы к исследованию ресурсосбережения промышленных предприятий // Теоретико-методологические проблемы инновационных способов повышения энергоэффективности региональных промышленных комплексов: сб. материалов Междунар. научно-практич. конф. Самара, 2018. С. 12–17. URL: http://
  16. repo.ssau.ru/bitstream/Teoretikometodologicheskie-i-prakticheskie-problemy-integracii/METODIChESKIE-PODHODY-K-ISSLEDOVANIU-RESURSOSBEREZhENIYa-PROMYShLENNYH-PREDPRIYaTII-660/1/03_12-17_Ahmetov.pdf.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Николай Михайлович Тюкавкин, Екатерина Сергеевна Подборнова, 2020

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах