Инновационные механизмы конкурентной разведки в обеспечении экономической безопасности организации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность данной статьи обуславливается тем, что на сегодняшний день конкурентная разведка важна на современных динамичных рынках и в будущем по мере того, как будут происходить новые технологические прорывы. Инструменты конкурентной разведки помогают организациям разумно конкурировать, продвигаться вперед и иметь преимущества на рынке, а также отслеживать своих конкурентов, отраслевые сегменты, клиентов и весь конкурентный ландшафт. Целью данной работы стало выявление инновационных механизмов и инструментов конкурентной разведки на предприятии, влияющих на уровень его экономической безопасности. Авторы поставили перед собой следующие задачи: изучение понятия, функций и типологии конкурентной разведки; выявление преимуществ конкурентной разведки, определение ее роли в компании; изучение способов проведения конкурентной разведки. Использованы такие методы исследования, как: статистический метод, методы анализа, классификации, изучения и анализа литературы. Представлены типы конкурентной разведки, к ним можно отнести: конкурентный анализ, маркетинговую разведку, стратегическую разведку, технологическую разведку и финансовую разведку. Также авторами были выявлены преимущества и проблемы внедрения конкурентной разведки. К преимуществам конкурентной разведки можно отнести следующее: прогнозирование действий конкурентов, понимание ожиданий клиентов, уточнение собственной маркетинговой стратегии и готовность к будущему. Проблемами внедрения конкурентной разведки являются анализ и сбор точных данных, действие на основе тенденций и быстрое реагирование на тенденции. Авторами представлены статистические данные по конкурентной разведке за 2020–2023 гг. В качестве информационной базы для написания данной статьи выступили научные работы отечественных и зарубежных ученых.

Полный текст

Введение

На сегодняшний день организации по всему миру все чаще инвестируют в высокотехнологичные инструменты конкурентной разведки и программное обеспечение. В связи с этим конкурентная разведка стала не только общепризнанным принципом принятия корпоративных решений, но и важным видом деятельности для поддержания и развития бизнеса.

Конкурентная разведка важна для компаний как часть их бизнес-стратегии, поскольку помогает им понять конкурентную среду, ее возможности, а также проблемы. Каждая организация использует конкурентную разведку в той или иной форме для разработки маркетинговых стратегий, дорожных карт продуктов и принятия стратегических решений. Современные рынки очень динамичны, и любая компания, желающая быть на вершине своей целевой отрасли, должна отслеживать своих конкурентов.

Цель данной работы заключается в выявлении инновационных механизмов и инструментов конкурентной разведки в обеспечении экономической безопасности в организации. Для достижения поставленной цели необходимо решение таких задач, как:

  • изучить понятие конкурентной разведки, ее функции и типологию;
  • выявить преимущества конкурентной разведки;
  • определить роль конкурентной разведки в компании;
  • установить роль конкурентной разведки в обеспечении экономической безопасностью организации;
  • изучить способы проведения конкурентной разведки.

В статье были использованы следующие методы исследования: статистический метод, методы анализа, классификации, изучения и анализа литературы.

Теоретической и методологической основой исследования явились труды следующих авторов: Бальжановой Б.М., в работе которой было дано определение конкурентной разведки [1], Галстян С.С. и Недомолкина Я.Н. в своих трудах описали основные функции конкурентной разведки [2; 3], на основании исследования Плешаковой Н.В. были рассмотрены преимущества конкурентной разведки [4] и многих других отечественных и зарубежных ученых.

 

Ход исследования

Конкурентная разведка представляет собой получение, анализ и оценку информации, имеющей отношение к компании, о ее клиентах, конкурентах, структуре и динамике ее отрасли, конкурентных силах, действующих на рынке, технологические и организационные инновации, экономический, технологический и правовой контекст и мониторинг изменений, происходящих в этих рамках [1; 5].

Основными целями конкурентной разведки являются следующие.

  1. Предоставление точной и своевременной информации, что помогает принимать обоснованные решения, которые могут положительно повлиять на эффективность компании.
  2. Выявление возможностей роста компании и изолирование потенциальных угроз, которые могут негативно или положительно повлиять на бизнес.
  3. Оценивание своих сильных и слабых сторон, сравнив собственные ключевые показатели эффективности с показателями конкурентов, такие как доля рынка, рост выручки, прибыльность, удовлетворенность клиентов и инновационные возможности [6; 7].

К функциям конкурентной разведки относятся:

  • детальное изучение деятельности конкурентов;
  • контроль лояльности деловых партнеров;
  • получение информации о рынке из средств массовой информации и открытых источников;
  • маркетинговый анализ рынка в регионе;
  • стратегии прогнозирования основных конкурентов;
  • анализ перспектив расширения бизнеса [2; 3].

Экономическая деятельность предполагает развитие тесного делового сотрудничества, обмен информацией, оказание услуг и многое другое. Экономическая безопасность напрямую зависит от эффективного уменьшения рисков на каждом этапе экономической деятельности. Конкурентная разведка, в свою очередь, напрямую связана с получением и обменом информацией. Тогда можно сказать, что конкурентная разведка напрямую может влиять на уровень экономической безопасности [8].

Далее авторами были определены и рассмотрены типы конкурентной разведки в компании (рисунок 1).

 

 

Источник: Составлено самостоятельно на основе [9].

 

Рисунок 1 – Типы конкурентной разведки

Figure 1 – Types of competitive intelligence

 

Конкурентный анализ включает в себя сбор и оценку данных о продуктах, услугах, ценах и маркетинговых усилиях конкурентов с целью получения лучшего понимания их конкурентной позиции на рынке. Она также включает в себя изучение стратегии конкурентов, тенденций отрасли и потребностей клиентов, чтобы определить области, в которых собственный бизнес может совершенствоваться или внедрять инновации.

Маркетинговая разведка фокусируется на сборе информации о поведении и предпочтениях клиентов, а также отраслевых тенденциях, которые могут повлиять на эффективность работы компании на рынке. Данный тип разведки использует опросы, интервью с клиентами, статистический анализ текущих рыночных условий и другие методы исследования для получения ценной информации, которая может быть использована для обоснования стратегических бизнес-решений.

Стратегическая разведка – это понимание внешней среды, такой как политические и экономические тенденции, которые могут повлиять на компанию. Она также может включать анализ действий конкурентов, чтобы определить, какие стратегии или тактики они могли бы использовать для получения преимущества на рынке [10].

Технологическая разведка направлена на сбор информации о технологиях конкурента и исследование технологических достижений, которые могут быть использованы компанией для улучшения своих продуктов и услуг.

Финансовая разведка включает в себя сбор данных о финансовых показателях конкурента, таких как показатели продаж, нормы прибыли и другие финансовые показатели, чтобы получить представление об их общей бизнес-стратегии. Данный тип разведывательной информации полезен для принятия стратегических решений, связанных с ценообразованием и маркетинговыми усилиями [9].

Преимущества конкурентной разведки представлены на рисунке 2.

Основная цель проведения конкурентной разведки заключается в умении предсказывать действия конкурентов и идти на опережение. Анализ изменений на веб-сайтах конкурентов, обновлений в социальных сетях, PR-объявлений, предложений продуктов и услуг может дать четкое представление об их текущей и будущей стратегии. Одним из преимуществ конкурентной разведки является то, что она позволяет лучше подготовиться к изменениям рынка и меняющимся ожиданиям клиентов [11].

Преимущества конкурентной разведки распространяются и на собственные маркетинговые усилия. Маркетинговые коммуникации и стратегии играют решающую роль в создании имиджа своего бренда и того, как клиенты воспринимают организацию. Конкурентная разведка помогает анализировать маркетинговые стратегии конкурентов и понимать предпочтения собственной целевой аудитории [4; 12].

 

Источник: Составлено самостоятельно на основе [4].

 

Рисунок 2 – Преимущества конкурентной разведки

Figure 2 – Advantages of competitive intelligence

 

Одним из наиболее важных преимуществ конкурентной разведки является понимание ожиданий клиентов. Выводы, полученные в результате анализа клиентов конкурентов, дадут четкое представление о том, что ищут целевые клиенты [12]. Можно понять, что они ценят больше всего и что можно сделать для улучшения качества обслуживания клиентов. Также, если клиенты недовольны определенными функциями или продуктами конкурента, можно использовать это для улучшения собственных предложенных продуктов и услуг.

Чаще всего маркетинговые команды могут столкнуться с творческим застоем и в конечном итоге делать одно и то же, не оставляя места для инноваций. Однако преимущества конкурентной разведки могут включать в себя необходимое вдохновение для пересмотра стратегий продаж и маркетинга с целью улучшения результатов бизнеса, улучшения качества обслуживания клиентов и укрепления позиций бренда. Конкурентная разведка позволяет постоянно отслеживать тенденции рынка и меняющееся покупательское поведение клиентов. Таким образом, можно быть всегда готовым к будущим изменениям рынка и требованиям клиентов.

Однако ведение и управление конкурентной разведкой на предприятии – сложный и длительный процесс. Проблемы внедрения конкурентной разведки приведены на рисунке 3.

Конкурентная разведка требует сбора данных из различных источников, включая конкурентов, клиентов и отраслевых экспертов. Это может быть непростой задачей, поскольку требует значительного количества времени и ресурсов для обеспечения точности, и актуальности данных.

Как только данные собраны, их необходимо проанализировать для выявления тенденций. Для этого требуется глубокое понимание отрасли и способность осмысленно интерпретировать данные. После анализа данных их необходимо использовать для обоснования решений и стратегий. Для этого требуется четкое понимание конкурентной среды и способность быстро реагировать на тенденции [14].

Конкурентная среда постоянно меняется, поэтому важно быть в курсе последних идей. Для этого требуется приверженность постоянному мониторингу и анализу [13].

Авторам удалось изучить статистические данные на 2020–2023 гг. по конкурентной разведке, которые привели их к следующим выводам [15].

  1. Несмотря на преимущества, внедрение больших данных в бизнесе по-прежнему сопряжено с трудностями: 73,4 % организаций мира считают это постоянной проблемой.
  2. Используя конкурентную разведку, 56 % руководителей следят за своими потенциальными конкурентами и строят планы по завоеванию новых рынков в ближайшие три года.
  3. В 2021 году 81 % маркетологов ожидали, что через два года они будут конкурировать в основном или полностью на основе опыта клиентов со своими конкурентами.
  4. В 2020 году 94 % предприятий инвестировали в конкурентную разведку.
  5. 90 % респондентов, принявших участие в опросе, говорят, что их отрасль теперь более конкурентоспособна.
  6. В 2020 году 57 % организаций мира имеют команды по конкурентной разведке из двух и более человек, это на 20 % больше, чем всего два года назад (37 %).
  7. В качестве основного источника данных конкурентной разведки 98 % респондентов считают, что лучше всего подойдет веб-сайт конкурента.

 

 

Источник: Составлено самостоятельно на основе [13].

 

Рисунок 3 – Проблемы внедрения конкурентной разведки 

Figure 3 – Problems of implementing competitive intelligence

 

Далее авторами были рассмотрены методы проведения конкурентной разведки. Выделяют два способа: конкурентная разведка собственными силами организации или с помощью привлечения специальных агентств [16; 17].

Конкурентная разведка собственными силами подразумевает получение необходимой информации о конкуренте, не прибегая к чьей-либо помощи. Без привлечения сторонних лиц организация может прибегнуть к следующим действиям для проведения конкурентной разведки.

  1. Изучить сайт конкурента, аккаунтов в социальных сетях, получить информацию из открытых источников [12].
  2. Стать «тайным покупателем», чтобы ознакомиться со всем ассортиментом и предложениями конкурента, узнать особенности сотрудничества.
  3. Ознакомиться с отзывами клиентов и партнеров о деятельности конкурента, посмотреть обзоры на работу организации [16; 17].

Следующий способ – конкурентная разведка через агентства. Такой метод включает в себя все те же самые действия, что и при проведении конкурентной разведки собственными силами. Главным отличие является то, что все действия будут выполняться профессионалами. Для этого можно создать отдел в своей компании для изучения конкурентов или же обратиться за помощью в специализированную организацию. Такой способ подходит при ограниченном бюджете фирмы, однако первый метод гарантирует полный контроль со стороны руководства [16; 17].

Настоящее время характеризуется эпохой цифровизации, поэтому появляются новые инновационные подходы к конкурентной разведке. Для сбора и анализа огромных объемов данных в стратегиях конкурентной разведки используются передовые технологии. На рисунке 4 приведены основные элементы такой стратегии.

Искусственный интеллект играет важнейшую роль при разработке стратегии конкурентной разведки. Алгоритмы машинного обучения позволяют быстро анализировать большие наборы данных, чтобы находить идеи, закономерности и тенденции, которые было бы сложно или невозможно найти иным способом. Бизнес-организации могут извлечь выгоду из искусственного интеллекта, автоматизируя сбор данных, анализ и отчетность, освобождая аналитиков для концентрации на стратегических задачах [19].

 

Источник: Составлено самостоятельно на основе [18].

 

Рисунок 4 – Основные элементы стратегии конкурентной разведки

Figure 4 – Main elements of a competitive intelligence strategy

 

Механизмы искусственного интеллекта в конкурентной разведке следующие.

  1. Автоматизация сбора и анализа данных. Сбор данных требует больше времени и энергии, чем большинство сотрудников могут позволить себе потратить. Привлечение людей, даже целого отдела, для сбора и просеивания тонн данных заняло бы много времени. Более того, люди склонны к ошибкам, и на их производительность и результативность могут влиять многие факторы внутри и за пределами бизнес-среды.

С другой стороны, машины более точны и при хорошем обслуживании могут выдавать стабильные результаты. Искусственный интеллект автоматизирует сбор данных, одновременно повышая эффективность и целостность собранных данных.

  1. Улучшение понимания рынка и клиентов. Программы конкурентной разведки позволяют маркетологам лучше понимать динамику рынка. Искусственный интеллект в конкурентной разведке помогает увидеть, как рынок реагирует на изменения в экономической и социальной среде, и как можно воспользоваться ситуацией для достижения конкурентного преимущества.
  2. Оптимизация внутренних процессов. Искусственный интеллект может использоваться для автоматизации и рационализации бизнес-процессов несколькими способами. Например, его можно использовать для автоматизации задач обслуживания клиентов, таких как реагирование на запросы клиентов и персонализация контента для отдельных клиентов. Сегодня многие компании используют роботов с искусственным интеллектом для автоматизации повторяющихся административных задач, таких как заполнение документов и планирование встреч.

Стратегия конкурентной разведки также включает в себя такой мощный инструмент, как обработку естественного языка (NLP), который может помочь компаниям быстро и точно анализировать большие объемы текстовых данных, чтобы получить представление о стратегиях, продуктах и услугах своих конкурентов. Данный метод может использоваться для:

  • выявления тенденций в продуктовых предложениях конкурентов, ценообразовании и обслуживании клиентов;
  • анализа пресс-релизов конкурентов, контента веб-сайта и сообщений в социальных сетях, чтобы получить представление об их стратегиях;
  • выявления потенциальных возможностей компаний отличаться от своих конкурентов. Анализируя контент конкурентов, компании могут выявлять пробелы в предложениях своих конкурентов и разрабатывать стратегии для восполнения этих пробелов;
  • выявления ключевых слов и фраз, связанных с определенной темой или отраслью. Это может помочь компаниям выявить потенциальные возможности и угрозы на рынке;
  • анализа отзывов клиентов. Анализируя настроения клиентов, компании могут получить ценную информацию о том, как продукты и услуги конкурентов воспринимаются их клиентами. Это может помочь компаниям определить области, в которых они могут улучшить свои собственные продукты и услуги [20].

Большие и сложные наборы данных анализируются с помощью аналитики больших данных для того, чтобы делать выводы и выявлять тенденции. Эта стратегия лучше всего подходит компаниям, у которых много данных для анализа, таких как данные о клиентах, транзакциях и социальных сетях. С помощью анализа больших данных компании могут лучше понимать своих конкурентов и
рынок [21].

Жизненно важным элементом стратегии конкурентной разведки является визуализация данных. Заинтересованным сторонам проще выявлять тенденции и принимать разумные решения, когда предприятия представляют сложные наборы данных в понятном формате с использованием инструментов визуализации данных. Компании могут принимать более быстрые и точные решения, используя визуализацию данных для быстрого выявления закономерностей, тенденций и аномалий в своих данных [18].

Также авторами были приведены статистические данные, касающиеся инструментов конкурентной разведки. Те или иные методы конкурентной разведки используют в своей работе такие крупные компании, как: Google, Apple, Facebook, Microsoft и Amazon. Исследование, где приняли участие около 150 специалистов по конкурентной разведке из США, Европы и Карибских островов, показало следующие результаты:

  • 65 % используют бесплатные средства для анализа, тогда как 25  % применяют платные инструменты и 10 % совмещают оба метода в своей деятельности;
  • всего 32 % организаций используют различные средства для изучения деятельности конкурентных компаний;
  • лишь 48  % компаний непрерывно исследуют информацию от конкурентов в своей сфере деятельности;

Основным средством исследования является компьютер, его применяют в своей работе 78 %, далее для изучения используют смартфоны и все реже – планшеты [17].

Таким образом, инструменты конкурентной разведки различаются многообразием подходов. Они включают в себя ряд законных подходов, позволяющих планировать, анализировать развитие организации. Для каждой компании главное – сохранить конфиденциальную и ценную информацию в неприкосновенности и не дать ей попасть к организации-конкуренту.

 

Заключение

Благодаря конкурентной разведке компания адаптируется к окружающей среде, чтобы улучшить свои позиции по отношению к конкурентам и добиться успеха. С помощью конкурентной разведки можно стратегически отслеживать развитие рынка, его участников и новые передовые технологии, что помогает принимать правильные решения и отражать собственную роль с точки зрения сильных и слабых сторон.

Инструменты на базе искусственного интеллекта позволяют быстро и точно собирать, и анализировать огромные объемы данных из различных источников, таких как веб-сайты компаний, форумы и платформы социальных сетей. Искусственный интеллект также может собирать информацию из событий, источников новостей, советов по обзору вакансий и многих других источников.

Конкурентная разведка организации имеет прямую связь с обеспечением ее экономической безопасности. При помощи конкурентной разведки компании получают необходимую информацию, помогающую руководству организации принимать обоснованное решение, которое касается важных вопросов и проблем в компании.

При отсутствии конкурентной разведки на предприятии или минимальном ее внедрении, организация лишается следующих преимуществ.

  1. Четкое понимание организацией своего положения на рынке и то, как она соответствует бизнес-целям своих конкурентов, определение своих сильных и слабых сторон, а также разработка стратегии для получения конкурентного преимущества.
  2. Использование инструментов конкурентной разведки в создании новых товаров и услуг, а также выявление закономерностей в новых тенденциях и предпочтениях потребителей.
  3. Понимание маркетинговых и рекламных стратегий своих конкурентов и, следовательно, максимизация своих маркетинговых и рекламных усилий, анализируя поведение своих конкурентов в Интернете.
  4. Выявление возможностей повышения производительности, снижения затрат, улучшения качества продукции и, тем самым, улучшение управления цепочками поставок.
  5. С помощью инструментов конкурентной разведки выявление потенциальных опасностей, рисков и угроз для своей деятельности, а также разработка резервных планов по их снижению, ориентируясь на активность конкурентов и тенденции рынка [22].

Внедрение же конкурентной разведки в организации положительно повлияет на различные отделы, такие как:

  • Отделы продаж смогут достигать более высоких показателей, заключать больше сделок и быть более уверенными в себе;
  • Команды маркетологов смогут создавать убедительные маркетинговые сообщения и создавать мощные кампании, которые будут выделять предприятие среди конкурентов и стимулировать рост продаж;
  • Продуктовые команды будут использовать конкурентную разведку для улучшения процесса принятия решений по дорожной карте продукта и создания превосходных продуктов, будучи лучше информированными о рынке и конкурентной среде;
  • Руководство будет лучше информировано о любых серьезных изменениях на рынке в будущем, что поможет принимать обоснованные решения при построении стратегии и определении направлений деятельности организации [23].

Конкурентная разведка должна рассматриваться как необходимое условие при формировании устойчивости, конкурентоспособности и экономической безопасности компании.

Конкурентная разведка – это непрерывный процесс. По мере изменения динамики рынка и появления новых конкурентов важно сохранять бдительность и использовать возможности инструментов для постоянного мониторинга и анализа организаций-конкурентов. Получив глубокое понимание их стратегий, сильных и слабых сторон, компания сможет добиться успеха в бизнесе и обеспечить устойчивый рост.

Инновационные инструменты конкурентной разведки, упомянутые в данной статье, предлагают ряд возможностей, позволяющих компаниям собирать ценную информацию и принимать обоснованные стратегические решения.

×

Об авторах

Светлана Валерьевна Афанасьева

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: afanasyeva_svtln@mail.ru
ORCID iD: 0009-0003-0821-2876

студент факультета бизнеса, таможенного дела и экономической безопасности

Россия, 191023, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21

Екатерина Сергеевна Черепанова

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Email: ms.Katusha01.06@mail.ru
ORCID iD: 0009-0000-2480-1513

студент факультета бизнеса, таможенного дела и экономической безопасности

Россия, 191023, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21

Наталия Владимировна Шехова

Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д.Ф. Устинова

Email: nataly65vf@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-4904-7120

профессор кафедры Р 1 «Менеджмент организации», доктор экономических наук, профессор

Россия, 190005, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, ул. 1-я Красноармейская, 1

Список литературы

  1. Бальжанова Б.М., Попок Л.Е. Принципы построения системы конкурентной разведки // Цифровизация экономики: направления, методы, инструменты: сборник материалов V всероссийской научно-практической конференции. Краснодар. 2023. С. 60–65. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50396003. EDN: https://elibrary.ru/ezxsus.
  2. Галстян С.С. Современные особенности проведения конкурентной разведки // Вестник евразийской науки. 2023. Т. 15, № S1. URL: https://esj.today/43favn123.html; https://elibrary.ru/item.asp?id=53945822. EDN: https://www.elibrary.ru/rqghbe.
  3. Недомолкина Я.Н. Конкурентная разведка как вид информационного обеспечения принятия решений в области формирования и поддержания конкурентоспособности экономического субъекта // Современная экономика: проблемы и решения. 2023. № 4 (160). С. 101–117. DOI: https://doi.org/10.17308/meps/2078-9017/2023/4/101-117. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53876094. EDN: https://www.elibrary.ru/yjtbdy.
  4. Плешакова М.В., Гонин А.А. Конкурентная разведка и промышленный шпионаж как источники информации предприятия // Экономика: теория и практика. 2020. № 4 (60). С. 65–71. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44347649. EDN: https://www.elibrary.ru/scizra.
  5. Bloomenthal A. Competitive Intelligence: Definition, Types, and Uses // Investopedia: Bussiness essentials. 2022. URL: https://www.investopedia.com/terms/c/competitive-intelligence.asp.
  6. Банк С.В., Графов Ю.Г. Повышение эффективности анализа деятельности предприятия на основе данных конкурентной разведки // Российский экономический интернет-журнал. 2023. № 1. URL: https://www.e-rej.ru/upload/iblock/de9/59n0uxq2eyea1pd9l8kjah2ts9r9m6ur.pdf; https://elibrary.ru/item.asp?id=52695182. EDN: https://www.elibrary.ru/evxfli.
  7. Колесников А.Ю. Конкурентная разведка, как легальная составляющая промышленного шпионажа: определение-метод-защита // Механизм реализации стратегии социально-экономического развития государства: сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. Махачкала, 2022. С. 126–130. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50143455. EDN: https://www.elibrary.ru/iybhia.
  8. Shakarishvili D. Business intelligence management and its impact on economic security // University of Maribor Press: 6th Feb International Scientific Conference-2022.
  9. Credence Research: Market Research Report and Consulting Firm. URL: https://www.credenceresearch.com/news/what-is-competitive-intelligence.
  10. Cavallo A., Sanasi S., Gheezzi A., Rangone A. Competitive intelligence and strategy formulation: connecting the dots // Competitiveness Review. 2021. Vol. 31, issue 2. P. 250–275. DOI: https://doi.org/10.1108/CR-01-2020-0009.
  11. Тофан А.Л. Конкурентная разведка как инструмент обеспечения экономической безопасности предприятия // Обеспечение экономической безопасности и эффективности деятельности субъектов хозяйствования: монография. Донецк, 2021. С. 424–439. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47359576. EDN: https://www.elibrary.ru/vdigxk.
  12. SearchInform: Конкурентная разведка. URL: https://searchinform.ru/resheniya/biznes-zadachi/konkurentnaya-
  13. razvedka.
  14. Learning Loop: Gain confidence to unlock your potential. URL: https://learningloop.io/glossary/competitive-intelligence.
  15. Heras-Rosas C., Herrera J. Innovation and Competitive Intelligence in business. A bibliometric analysis // International Journal of Financial Studies. 2021. Vol. 9. Issue 2. P. 31. DOI: https://doi.org/10.3390/ijfs9020031.
  16. WebinarCare: Effortlessly Start and Run your Business. URL: https://webinarcare.com/best-competitive-intelligence-software/competitive-intelligence-statistics/.
  17. Декополитова В.А. Актуальные вопросы реализации методов конкурентной разведки в современных условиях // Экономика и инновации: сборник статей участников межвузовской научно-практической конференции. Москва, 2023. С. 16–20. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50518442. EDN: https://www.elibrary.ru/dguidv.
  18. Блог Checkiant: Тайм трекер для учета времени, заработка и продуктивности. URL: https://blog.checkiant.com/ru/blog-o-produktivnosti/259-konkurentnaya-razvedka-effektivnye-metody-i-populyarnye-instrumenty.
  19. PREDIK Data-Driven: Big Data Analytics Company. URL: https://predikdata.com/competitive-intelligence-solutions-the-innovative-approach/.
  20. Marketing Artificial Intelligence Institute: Artificial Intelligence for Marketing. URL: https://www.marketingaiinstitute.com/blog/ai-for-competitive-intelligence.
  21. Adspire: Agency management just got easier. URL: https://adspire.ai/using-natural-language-processing-for-competitive-intelligence/.
  22. Determ: Media monitoring. URL: https://www.determ.com/blog/a-guide-to-competitive-intelligence.
  23. Эмилов Н.Т. Конкурентная разведка в целях управления внешними рисками // Аллея науки. 2023. Т. 1, № 5 (80). С. 264–271. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54110432. EDN: https://www.elibrary.ru/dmlwhy.
  24. Грошева Е.С. Конкурентная разведка в структуре современной организации // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2020. № 4 (36). С. 5–13. DOI: https://doi.org/10.21685/2227-8486-2020-4-1. EDN: https://www.elibrary.ru/llcccn.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник Самарского университета. Экономика и управление, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах