Институциональная структура и государственное регулирование деятельности НИС

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Современная геополитическая ситуация, вызванная недружественной политикой и санкциями в отношении России со стороны государств Западной Европы и США является основной причиной сохранения и развития ее государственного суверенитета, дальнейшего совершенствования политики в сфере инноваций. Дополнительно к вышесказанному можно добавить уход иностранных компаний с российского рынка, запрет поставок российской высокотехнологичной продукции на зарубежные рынки, нестабильность экономической ситуации на внутренних рынках в части импортозамещения продукции и переориентации российской экономики на рынки Юго-Восточной Азии и Китая. С учетом современных трансформационных процессов, происходящих на рынке отечественных инноваций, особая роль отводится Национальной инновационной системе (НИС), состоящей их комплекса взаимосвязанных субъектов хозяйствования и институциональных организаций, взаимодействующих между собой в процессе инновационной деятельности. Основным элементом НИС является государство, обеспечивающее функционирование и комплексную поддержку инновационной деятельности, а также формирование ее стратегических приоритетов, мониторинг и координацию. Функции государственной власти по регулированию экономического развития в сфере инноваций на этапе формирования и функционирования НИС представлены организационной и финансовой поддержкой, созданием стимулов и условий для организации и осуществления инновационной деятельности субъектами хозяйствования. При целенаправленной поддержке государства институциональные структуры НИС способны: повысить объем современных наукоемких технологий и наукоемких производств, увеличить выпуск конкурентоспособной инновационной продукции, стимулировать строительство инновационной инфраструктуры и в целом повысить уровень развития экономики РФ. Государственное регулирование инновационной деятельности включает в себя две подсистемы управления: первая –  служит для обеспечения непосредственного управления инновационной деятельностью в силу своих властных полномочий, а вторая предназначена для государственного регулирования инноваций, осуществляемых крупными корпорациями, высокотехнологичными предприятиями в силу значимости их деятельности для государства. В качестве научного приращения результатов исследования авторами вводится понятие «институциональный механизм развития НИС» с интеграцией ключевых направлений развития. Важнейшей функцией данного механизма является научная и производственно-технологическая сфера с использованием интеллектуальной собственности и технологий искусственного интеллекта, реализуемых в национальных технопарках, региональных инновационных центрах, территории опережающего развития высоких технологий.

Полный текст

Введение

С учетом современных трансформационных процессов, происходящих на рынке отечественных инноваций, вызванных организацией инновационной деятельности, не зависящей от импортных составляющих, ресурсов, проектов и перехода к имортозамещению инновационной деятельности, особое значение отводится Национальной инновационной системе (НИС), представляющей комплекс взаимосвязанных субъектов хозяйствования (научных учреждений, предприятий, банков, объектов инфраструктуры и пр.) и институциональных  структур (законодательных, правовых, финансовых, сервисных, социальных), взаимодействующих между собой в процессе создания и коммерциализации инноваций, направленных на устойчивое развитие национальной экономической системы, способствующих развитию конкурентоспособности предприятий, отраслей, регионов и государства
в целом.

Начало процессов по формированию концепции НИС в качестве научной категории было положено в конце 1980-х годов. В то время преобладающая линейная модель массового производства утратила свою актуальность в связи с появлением ключевых факторов развития экономики – инноваций. Вопросы формулировки понятия концепции НИС и состава ее элементов, наиболее полно и комплексно представляющие понятие НИС и ее ключевые особенности, отражены в трудах ученых-экономистов К. Фримена, Б. Лундвалла и Р. Нельсона.

В частности, К. Фримен отмечал, что НИС представляет собой сеть институтов в частном и общественном секторах государства, в результате осуществления совместной деятельности которых формируются, модифицируются и диффузируют новые технологии [1].

Б. Лундвалл в своих трудах отмечает, что инновационная система формируется из элементов, взаимодействующих в процессе производства, распространения и применения нового полезного знания. Лундвалл полагает, что НИС включает в себя элементы и отношения, находящиеся внутри границ отдельного государства [2].

В работах Р. Нельсона теоретические взгляды при определении сущности НИС основаны на эволюции экономических процессов и реализации научно-технологического прогресса. НИС представлена комплексом взаимодействующих институтов, детерминирующих деятельность национальных организаций в сфере инноваций [3].

Экономист С. Меткалф определяет НИС в качестве совокупности институтов, которые во взаимодействии вносят свой вклад в развитие и диффузию технологий и представляют границы для формирования государственной политики в сфере организации инновационной деятельности. Авторами представлена систематизация основных определений НИС (см. таблицу).

Приведенный обзор определений НИС позволяет сформировать вывод о том, что ее основная цель заключается в [8]:

– формировании благоприятной законодательно-правовой и экономической среды для осуществления инновационной деятельности;

– создании инновационной инфраструктуры;

– оптимизации и обосновании механизмов государственного регулирования инновационных (экспериментальных) разработок и коммерциализации результатов научных исследований.

Главным признаком НИС является ее ориентация на приоритетность научных исследований, образования и высокотехнологичного производства, за счет которых будет обеспечено создание, диффузия и внедрение инноваций.

 

Таблица – Основные определения НИС

Table – Main definitions of NIS

Автор

Определение

К. Фримен [1]

НИС представляет собой сеть институтов в частном и общественном секторах государства, в результате осуществления совместной деятельности которых формируются, модифицируются и диффузируют новые технологии

Б. Лундвалл [2]

НИС состоит из элементов и организационных отношений предприятий, находящихся внутри границ национального государства, по производству, распространению и применению нового полезного знания

Р. Нельсон [3]

НИС – это комплекс взаимодействующих институтов, детерминирующих деятельность национальных организаций в сфере инноваций.

С. Меткалф [4]

НИС – это набор институтов, вносящих свой вклад в развитие и распространение инноваций и определяющих границы формирования и реализации политики воздействия государства на инновационную деятельность

О.Г. Голиченко [5]

НИС представляет комплекс национальных, государственных, общественных и частных организаций с механизмами их взаимодействия, в границах которых производится деятельность по формированию, использованию и диффузии новых знаний, идей и технологий

Н.И. Иванова [6]

НИС – это совокупность организаций, занятых производством и реализацией научных знаний и технологий

в рамках национальных границ.

НИС – это система институтов правовой, социальной и финансовой направленности обеспечения инновационной деятельности, имеющей национальные особенности и традиции

«Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» [7]

НИС – это экономическая система, представляющая совокупность субъектов хозяйствования, взаимодействующих в процессах формирования, освоения, распространения и применения экономически обоснованных знаний и технологий

 

Исходя из определений НИС, представленных в таблице, сделаем вывод, что НИС понимается как комплексная совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных организаций, занимающихся инновационной деятельностью и коммерциализацией инноваций. По-крупному НИС состоит из следующих структурных составляющих (элементов) [1]:

– научно-производственной составляющей, включающей: различные научные организации, университеты, предприятия, компании, государственные структуры и пр.;

– инфраструктуры обеспечения инновационной деятельности, включающей: институциональные структуры и обеспечивающие организации инновационной направленности (инновационные центры, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы, зоны опережающего развития и пр. Основные элементы НИС представлены на рисунке 1.

Для НИС как составной части (подсистемы) национальной экономики, отражающей особенности формирования и развития ее социально-экономических условий, институциональных форм и технологических укладов деятельности на макро-, мезо- и микроуровнях экономики, выделяют императивы ее организации и развития (рисунок 2).

Таким образом, целью данной работы выступает исследование организации и развития НИС на основе институциональных подсистем, ее обеспечивающих, а также процессов государственного регулирования.

 

Методы исследования. В работе используется эволюционный и институциональный подход к исследованию НИС.

 

Ход исследования

На современном этапе развития экономики исследованиям теоретических положений в сфере НИС способствует: организация экономических процессов, базирующихся на «экономике знаний»; использование системного подхода в исследованиях параметров экономического развития; рост числа институтов государства, обеспечивающих генерацию научных знаний и создание инноваций.

 

Основные элементы НИС

Элементы генерации

знаний – организации, выполняющие фундаментальные и прикладные исследования и разработки

Система образования и профессиональной подготовки

Производство

инновационной

продукции и наукоемких технологии

Элементы инновационной инфраструктуры – инновационные фонды, технопарки, бизнес-инкубаторы, инновационные центры, консалтинговые фирмы, финансовые структуры

Элементы институциональной инфраструктуры – правовые, финансовые,

законодательные,

социальные, сервисные и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Основные элементы НИС

Figure 1 – Main elements of NIS

 

Императивы организации и развития НИС

 

 

 

Повышение возможностей институтов развития в обеспечении инновационно-инвестиционных процессов

Повышение роли регионов, территориально-хозяйственных систем в ресурсном обеспечении деятельности НИС

Повышение роли государства, его институциональных ресурсов и функций в создании и развитии НИС по стратегическим направлениям

Формирование и развитие многообразных форм и расширение интеграции науки, образования, производства и рыночной инфраструктуры

Рисунок 2 – Императивы ее организации и развития

Figure 2 – Imperatives of its organization and development

 

Инновационная деятельность является важнейшим источником развития, повышающим конкурентоспособность экономики, а ее результат, представленный инновационными продуктами и технологиями, отражает индикатор деловой активности, позволяющий определять перспективные сектора экономики в условиях привлекательного инвестиционного и инновационного климата.

Взгляд на инновации и экономическую эффективность инновационных процессов в ХХ1 веке претерпел существенные изменения – на предыдущих этапах развития инновационной деятельности ее оценка основывалась на инвестициях в НИОКР и последующей отдаче от них основных научно-производственных структур без учета взаимодействия участников данного процесса, которым так же важны инвестиции в их деятельность. В настоящее время на основе исследования НИС особое внимание уделяется изучению взаимодействия государства, бизнеса, научно-исследовательских организаций и вузов, представляющих институциональную структуру обеспечения инновационной деятельности.

В основе формирования и функционирования НИС заложена идея по совершенствованию конкурентоспособности отечественной экономики, что представляет данные системы в качестве научно-технологической базы для развития экономики. В свою очередь, конкурентоспособность НИС основывается на конкурентоспособности институциональных структур, ее составляющих, способству-
ющих разработке инноваций, их внедрению, а также на эффективности осуществляемой инновационной политики государства. При целенаправленной поддержке государства институциональные структуры НИС способны: повысить объем современных наукоемких технологий и наукоемких производств, увеличить выпуск конкурентоспособной инновационной продукции, стимулировать строительство инновационной инфраструктуры и в целом повысить уровень развития экономики РФ.

Создание современной НИС должно основываться на системном комплексе научных, технологических и организационно-экономических мероприятий:

– усовершенствование концепции развития НИС и инновационной инфраструктуры на основе новых геополитических вызовов с определением стратегической цели – формирования инновационной деятельности опережающего развития и инновационных технологий превосходства для их использования на рынках будущего;

– формирование комплексной программы инновационного развития государства с учетом ее адресности по исполнителям, ресурсам и срокам осуществления мероприятий выполнения целей инновационного развития государства;

– совершенствование нормативно-правовых документов в части организации практической деятельности органов власти по трансформации инновационного развития регионов и государства в целом. 

Основным элементом структуры НИС является государство, обеспечивающее функционирование и комплексную поддержку инновационной деятельности, а также формирование ее стратегических приоритетов, мониторинг и координацию. Государственное регулирование инновационной деятельности включает в себя две подсистемы управления: первая служит для обеспечения непосредственного управления инновационной деятельностью, в силу своих властных полномочий, а вторая предназначена для государственного регулирования инноваций, осуществляемых крупными корпорациями, высокотехнологичными предприятиями в силу значимости их деятельности для государства [1].

В авторском понимании, НИС представлена совокупностью взаимодействующих институциональных элементов, включая государственные и частные сферы экономики, они обеспечивают генерацию и преобразование научных знаний в инновации путем реализации институциональных механизмов развития экономических систем на основе инновационной направленности. Структура НИС представлена следующими основными институциональными элементами (рисунок 3).

Институциональная структура НИС отражает функционал обеспечения инновационной деятельности:

  1. Институты генерирования, создания и распространения знаний: РАН РФ; НИИ; НИПИ; система образования, государственные инновационные компании – «Сколково»; «Газпром»; «Росатом»; «Роскосмос» и др.
  2. Институты по формированию, разработке и реализации государственной политики инновационного развития субъектов экономики: Минэкономразвития РФ; Минпром; Минобрнауки; Минфин; ЦБ РФ; Центр стратегических разработок; Межведомственные комиссии по научно-техническим направлениям.
  3. Институты разработки и формирования законодательной и нормативно-правовой базы по организации инновационной деятельности, основывающиеся в своей деятельности на ГК РФ; проекте Стратегии научно-технологического развития РФ на период до 2035 года; Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике»; стратегиях социально-экономического развития регионов России; других федеральных, региональных и отраслевых нормативно-правовых актах в сфере регулирования инновационную деятельность субъектов хозяйствования.
  4. Институты инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности: бизнес-инкубаторы; технопарки; наукограды; инновацинно-технологические центры; центры трансфера технологий;
    технополисы; информационные комплексы и пр.
  5. Институты содействия коммерциализации инновационных разработок: венчурные компании и венчурные инновационные фонды; лизинговые компании; бизнес-ангелы; стартапы; маркетинговые компании; страховые компании; информационные центры; центры защиты прав на интеллектуальную собственность.

 

  1. Институты-участники инновационных процессов: институты ГЧП; госкорпорации; инновационные и промышленные кластеры; ОЭЗ [11]; транснациональные компании; консалтинговые компании; финансовые компании; международные стратегические альянсы и др.

 

Институты-участники инновационных процессов

Законодательные
и нормативно-правовые институты

Институты содействия коммерциализации инновационных разработок

Инновацинно-технологические центры; центры трансфера
технологий

Наукограды; информационные комплексы

Бизнес-инкубаторы; технопарки; технополисы

Институты инфраструктурного обеспечения инновационной
деятельности

Межведомственные комиссии по научно-технической политике

Минфин; ЦБ РФ; Центр стратегических
разработок

Минэкономразвития РФ; Минпром»; Минобрнауки

Государственные инновационные компании – «Сколково»; «Газпром»; «Росатом»; «Роскосмос» и др

Система образования

РАН РФ; НИИ; НИПИ;

отраслевые НИИ; конструкторские бюро;

отделы НИОКР

Институты по формированию, разработке и реализации инновационной государственной
политики

Институты генерирования, создания и распространения знаний

Институциональные структуры НИС

 

 

Маркетинговые компании; страховые компании; информационные центры; центры защиты прав на интеллектуальную собственность

Институты разработки и формирования
законодательной и нормативно-правовой базы
инновационной
деятельности

Институты ГЧП; госкорпорации; инновационные и промышленные
кластеры; ОЭЗ

Венчурные компании и венчурные инновационные фонды; бизнес-ангелы; стартапы

Транснациональные консалтинговые финансовые компании и др.

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 – Институциональная структура НИС

Figure 3 – Institutional structure of NIS

 

Основным элементом структуры НИС является государство, обеспечивающее функционирование и комплексную поддержку инновационной деятельности, а также формирование ее стратегических приоритетов, мониторинг и координацию [1]. Государственное регулирование инновационной деятельности включает в себя две подсистемы управления: первая – служит для обеспечения непосредственного управления инновационной деятельностью в силу своих властных полномочий за счет

функционирования органов государственной власти, а вторая предназначена для государственного регулирования инноваций, осуществляемых крупными корпорациями, высокотехнологичными предприятиями в силу значимости для государства их деятельности.

Функциями государственной власти по регулированию экономического развития в инновационной деятельности на этапе формирования НИС является их организационная и финансовая поддержка, создание стимулов и условий для организации и осуществления инновационной деятельности, сводящиеся к трем основным функциям:

– регулированию рынка инноваций за счет государственной инновационной политики, в частности: использования антимонопольных мер по развитию конкуренции в сфере рыночных отношений, снятия барьеров входа на рынок предприятиям, осуществляющим инновационную деятельность, создания условий для диффузии инноваций, которые находятся в монопольном использовании, формирования институциональной системы в границах НИС; 

– ликвидацию «провалов» рынка, осуществляется за счет поддержки фундаментальных и прикладных научных исследований, наукоемких сфер промышленности, системы высшего образования, то есть секторов экономики, в которых бизнес не может получать требуемого уровня затрат, а положительные экстерналии имеют национальное значение;

– перераспределению ресурсной базы, осуществляется путем концентрации финансовых средств в бюджетной системе, способствующих положительным структурным сдвигам в экономике, созданию инновационной инфраструктуры с государственным участием.

 

Результаты исследования

В качестве научного приращения результатов исследования авторами вводится понятие «институциональный механизм развития НИС», в отличие от существующих,  представляющее интеграцию ключевых направлений ее развития, а важнейшей функцией данного механизма является научная и производственно-технологическая сфера с использованием интеллектуальной собственности и технологий искусственного интеллекта, реализуемых в национальных технопарках, на инновационных платформах, в региональных инновационных центрах, на территориях опережающего развития высоких технологий. Предлагаемый авторами институциональный механизм позволяет формировать на региональном уровне инвестиционно-привлекательные территории (зоны) создания высоких технологий для производства конкурентоспособной продукции, обеспечивать значительную инновационную активность промышленного комплекса региона. Под институциональным механизмом авторами понимается набор согласованных и взаимосвязанных инструментов, обеспечивающих развитие конкретных институтов (рисунок 4).

Процесс формирования институционального механизма развития НИС должен постепенно заменить старые институты новыми за счет проведения реформ институтов развития и институтов обеспечения НИС. В основе механизма должна быть представлена совокупность методов, форм и инструментов для реализации инновационной деятельности, а также находиться инновационная инфраструктура, интегрирующая требуемые ресурсы и представляющая условия для мотивации инновационной активности. Именно региональные инновационные системы должны стать формой осуществления и повышения эффективности инновационной деятельности.

В рамках предлагаемого механизма авторами осуществлена детализация этапов жизненного цикла инновационного процесса, выделены дополнительные стадии, в частности предпроектная стадия, осуществляемая с целью отбора инновационных проектов к дальнейшей реализации, связанная с обоснованием инновационного предложения, определением потребностей рынка в инновациях, а также возможности их диффузии. В качестве основных параметров институционального механизма выделены следующие:

– возможность применения институционального механизма на различных уровнях управления инновациями;

– научно-техническая значимость инновационного проекта с точки зрения его использования на территории опережающего развития и рынках будущего;

– уровень воздействия отраслевой и функциональной стратегии развития НИС на территории реализуемого проекта. 

В качестве одного из инструментов механизма развития НИС выступает ее создание на основе «национальных кластеров». Данное понятие, вводимое авторами в научный оборот, является в настоящее время дискуссионным. Дискуссия вызвана тем, что кластеры имеют привязку к территории, на которой они находятся.

 

 

Рисунок 4 – Институциональный механизм развития НИС

Figure 4 – Institutional mechanism of NIS development

 

Необходимость введения категории «национальные кластеры» вызвана тем, что кластерный подход в развитии инновационных процессов строится на гипотезе авторов о преодолении и повышении уровня эффективности функционирования региональных кластеров в своих границах за счет расширения масштабов их деятельности, компетенций и задач. В государствах с большим населением и большой территорией актуальна концепция создания национальных кластеров, появление которых предваряет переход кластеров, сумевших расширить охват своей деятельности и кооперацию, в разряд межрегиональных.

Если предприятия-резиденты данных кластеров ограничат свою деятельность территорией государства, то данная конструкция может устойчиво функционировать в течение длительного времени только в случае защиты внутреннего рынка протекционистскими мерами государства, а также при возникновении внешних барьеров.

В качестве примера, с учетом нестабильной геополитической ситуации в мире и введением санкций Евросоюза и США против России, начиная с 2014 года существенно ограничивающих международную торговлю, проводимая политика РФ, направленная на импортозамещение в критически важных сферах производств, целью которой является насыщение внутреннего рынка страны, свидетельствует о том, что модель организации национальных кластеров может являться жизнеспособной.

Кроме этого, привязка к территории в настоящее время не играет особого значения для создания инновационных кластеров, которые по своей сути являются межрегиональными, используют сетевые связи и виртуальную реальность. Таким образом, само положение о привязке кластеров к территории также является дискуссионным.

Институциональный механизм развития территорий, а также НИС обладает возможностью саморазвития на базе государственной поддержки и применения инновационного потенциала наукоемких кластеров с учетом инвестиционных механизмов [4; 12]. Создание национальных кластеров, выпускающих конкурентоспособную продукцию, имеющую спрос на внутреннем рынке, в свою

 

очередь, формирует предпосылки для инновационного развития территорий, имеющих высокий научно-технический, образовательный и производственный потенциал.

 

Основные результаты и выводы

В настоящее время Россия находится перед выбором: имитировать переход на инновационный путь своего развития с ориентацией на сырьевую модель экономики или создать современную НИС, используя для этого институциональные механизмы и инструменты, в том числе и национальные кластеры.

Приращениями научной новизны исследования являются:

  1. Введено понятие «институциональный механизм развития НИС», в отличие от существующих, представляющее интеграцию ключевых направлений ее развития.
  2. Введена категория «национальные кластеры», построенная на гипотезе авторов о преодолении и повышении уровня эффективности функционирования региональных кластеров в своих границах.

 

×

Об авторах

Николай Михайлович Тюкавкин

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: tnm-samara@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6049-897X

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики инноваций

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Борис Николаевич Васильев

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: indestplug@gmail.com

аспирант кафедры экономики инноваций

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Дмитрий Александрович Моисеенко

Ассоциация предприятий машиностроения «Кластер автомобильной промышленности Самарской области»

Email: dmitry.moiseenko@caisr.org

руководитель отдела международных проектов

Россия, 445043, Российская Федерация, г. Тольятти, Южное шоссе, 165

Список литературы

  1. Freeman C. Technology, Policy, and Economic Performance: Lessons from Japan. London: Pinter Publishers, 1987. P. 44–45.
  2. Lundvall B. National Innovation Systems: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. London, 1992. 367 p.
  3. Nelson R. National Innovation Systems. A Comparative Analysis. New York: Oxford University Press, 1993. 560 p.
  4. Меткалф Д. Эволюционная экономика и творческое разрушение (Evolutionary Economics and Creative Destruction). Hove, UK: Psychology Press, 1998. 153 p.
  5. Голиченко О. Национальная инновационная система: от концепции к методологии исследования // Вопросы экономики. 2014. № 7. С. 35–50. DOI: https://doi.org/10.32609/0042-8736-2014-7-35-50. EDN: https://elibrary.ru/sikcgz.
  6. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. Москва: Наука. 2002.
  7. Письмо Президента РФ от 30.03.2002 № Пр-576 «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_91403/7327668c04c
  8. 0470317b26d354e36cb828a4af319/.
  9. Тюкавкин Н.М., Житяева О.И. Институционализация стратегии инновационного развития промышленного комплекса региона // Стратегии и механизмы регионального развития: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Самара, 2021. С. 23–30. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47502744&pff=1. EDN: https://elibrary.ru/nbfxzp.
  10. Васильев Б.Н. Теоретические аспекты организации информационной инфраструктуры Национальной инновационной системы // Экономика и предпринимательство. 2022. № 8 (145). С. 141–146. DOI: https://doi.org/10.34925/EIP.2022.145.8.026. EDN: https://elibrary.ru/lhwfbz.
  11. Гаврилова Н.М. Национальная инновационная система: как это устроено в России и за рубежом. Москва: Проспект, 2013.
  12. Плетнев К.И., Гаврилова Н.М. Реиндустриализационная трансформация архитектуры национальной инновационной системы России // Инновации. 2014. № 12 (194). C. 36–40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reindustrializatsionnaya-transformatsiya-arhitektury-natsionalnoy-innovatsionnoy-sistemy-rossii/viewer.
  13. Гаврилова Н.М. Инновационная инфраструктура России: анализ, проблемы, пути развития. Москва: Спутник+, 2012.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник Самарского университета. Экономика и управление, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах