Кластеризация креативных индустрий в развитии региональной экономики
- Авторы: Наумова О.Н.1
-
Учреждения:
- Поволжский государственный университет сервиса
- Выпуск: Том 14, № 2 (2023)
- Страницы: 81-90
- Раздел: ЭКОНОМИКА
- URL: https://journals.ssau.ru/eco/article/view/24838
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0461-2023-14-2-81-90
- ID: 24838
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность исследования связана с определением понятий «креативные индустрии», «креативная экономика», «кластер креативных индустрий», которые вошли в российскую действительность вместе с национальными целями и стратегическими направлениями развития отечественной экономики на период до 2030 года, предусматривающими новые ориентиры в развитии предпринимательства, занятости населения и требующими мер государственной поддержки. Цель исследований состоит в определении сущности и основных характеристик кластеров креативных индустрий в региональной экономике. Задачи исследования тесно связаны с гипотезой, которая состоит в том, что изучение и определение видов экономической деятельности, соответствующих креативным индустриям, позволят адекватно оценивать показатели и тенденции развития креативной экономики в Российской Федерации в целом и отдельных ее территорий. Для проведения исследований нами были использованы научные методы, дающие возможность количественно и качественно оценить сущность креативных индустрий. Применение методов дедукции и индукции, статистического анализа дали возможность нам дифференцировать виды экономической деятельности, характеризующие направления развития креативных индустрий, и выявить тенденции их экономического развития. Практический аспект результатов проведенных исследований заключается в комплексном подходе и формировании содержания и характеристик сферы креативных индустрий как нового сектора в национальной и региональной экономике.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
«Креативные индустрии» – многоаспектное межотраслевое понятие, требующее выработки концептуальных подходов к обоснованию своего содержания. В последние два десятилетия XXI века понятие креативных индустрий не только возникло, но и получило стремительное развитие как с позиций содержания и назначения, так и с точки зрения ощутимого влияния тенденций развития на мировую и национальную экономику. Сегодня креативные индустрии связаны с национальными целями долгосрочного развития экономики России и отдельных ее субъектов – территорий.
Вопрос определения видов экономической деятельности и профессий, соответствующих креативным индустриям, с целью мониторинга и выявления тенденций в показателях экономической эффективности развития данного сектора экономики является актуальным для исследования. Определение видов экономической деятельности, соответствующих направлениям развития креативных индустрий, и стало целью проведенной нами работы.
В качестве задачи проведения исследования нами обозначено определение содержания креативных индустрий, кластеров креативных индустрий, креативной экономики, а также направлений дальнейших исследований данного сектора национальной и региональной экономики.
Применение в исследованиях фундаментальных научных методов, а также методов статистического анализа, а именно метода сравнения, метода группировок и других, позволили нам дифференцировать креативные индустрии по видам экономической деятельности, что дало возможность определить сущностное содержание креативной экономики как нового сектора национальной и региональной экономики.
Основными законодательными и нормативно-правовыми документами, определяющими государственную политику в сфере креативных индустрий и их развития на территории России, являются Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении основ государственной культурной политики» [1], Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [2], Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [3], «Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 года № 2613-р [4]. В ходе исследования нами проведен анализ теоретических и практических подходов, сформированных в настоящее время относительно изучения сектора креативной экономики [6; 7; 10; 11].
Ход исследования
Концепция развития в России креативных индустрий, утвержденная Правительством Российской Федерации, наряду с определением креативных индустрий включает определение креативного кластера, предусматривающего организацию взаимосвязанной деятельности организаций и предприятий (акторов), работающих по видам экономической деятельности, соответствующим креативным (творческим) индустриям. Главная специфическая особенность концептуального подхода к формированию креативного кластера заключается в том, что организации и предприятия, являющиеся акторами или участниками кластера, должны быть размещены на объектах недвижимости, расположенных на определенной территории, и управляемы под единым брендом как центра для создателей и потребителей творческого продукта (товаров или услуг) [4]. При этом важным становится вопрос определения критериев отнесения видов экономической деятельности предприятий и организаций, являющихся акторами кластера, к креативным индустриям. Именно решением этой проблемы обосновывается актуальность представленных в научной статье результатов исследований автора.
Очевидным, исходя из определения, представленного в концепции, становится основной критерий – это виды экономической деятельности, соответствующие по общероссийскому классификатору творческим индустриям. Однако также очевидным является и тот факт, что у хозяйствующих субъектов данные виды экономической деятельности могут быть как основными, так и дополнительными. Следовательно, доля доходов и прибыли от творческих (креативных) видов экономической деятельности, включая доход и прибыль от управления правами на объекты интеллектуальной собственности, в общем доходе и валовой прибыли хозяйствующего субъекта должна стать одним из критериев его отнесения к соответствующему креативному кластеру.
Рассматривая кластер как одну из форм организации предпринимательской деятельности, важно отметить, что концептуально государство определяет поддержку в развитии креативных (творческих) индустрий преимущественно на конкретной территории за счет средств федерального и регионального бюджетов, предусматривая создание на определенной территории инфраструктуры, ориентированной на конкретные виды экономической деятельности, соответствующие креативным индустриям и креативному кластеру.
Таким образом, процесс кластеризации в развитии креативных (творческих) индустрий является, с одной стороны, объективным процессом, с другой стороны, мотивированным с позиций реализации мер государственной поддержки, направленных на увеличение доли в ВВП и ВРП добавленной стоимости от данного сектора экономики. Все это обусловливает актуальность проводимых нами исследований, представленных в научной статье.
Ранее, занимаясь изучением вопросов формирования территориальных кластеров и построения концепции их развития, нами была построена модель кластера для сферы услуг [5], которая имеет практическое применение и для построения модели территориального креативного кластера или кластера креативных индустрий.
Модель территориального кластера креативных индустрий предусматривает организационное взаимодействие хозяйствующих субъектов (акторов) в процессе реализации видов экономической деятельности, соответствующих креативным индустриям, в целях удовлетворения индивидуальных или коллективных потребностей в товарах или услугах, характеризующихся творческим содержанием и обладающих интеллектуальной собственностью.
Независимо от вида экономической деятельности, определяющего ядро креативного кластера, следует обозначить принципы его формирования для участников (акторов) и основные отличительные особенности от других видов кластеров. К основным принципам формирования кластера креативных индустрий следует отнести:
– интеграцию и кооперацию как различных типов объединений в совместной деятельности акторов;
– функциональную взаимосвязь акторов в процессе реализации определенного вида (видов) экономической деятельности и производства товаров услуг;
– комплексность, предусматривающую организацию основных и обеспечивающих процессов в реализации видов экономической деятельности кластера;
– координацию в деятельности акторов;
– юридическую самостоятельность акторов;
– создание условий для внедрения результатов интеллектуальной деятельности и научных знаний с минимальными затратами;
– производство товаров или услуг с высокой добавленной стоимостью;
– создание дополнительных рабочих мест для экономически эффективного использования творческого капитала человека;
– клиентоориентированность продукции производства (товаров и услуг);
– локализацию кластера, то есть связность между направлениями развития кластера и специализацией определенной территории;
– сохранение историко-культурных традиций и народных промыслов в национальном культурном суверенитете и территориальной привлекательности территорий (регионов) России;
– рост ответственности перед обществом и государством за формирование национального культурного кода России.
Исходя из отличительных особенностей, характеризующих креативный кластер, становится возможным определить основные факторы, способные оказать существенное влияние на формирование трендов в развитии креативных индустрий в российской экономике. К ним следует отнести:
– формируемые механизмы государственной поддержки развития креативных индустрий, рассматривая этот сектор экономики как предпринимательский;
– специализацию развития территории и ее инвестиционную привлекательность с позиций наличия или формирования объектов историко-культурного материального и нематериального наследия, историко-культурных традиций и народных промыслов, туристской привлекательности территории;
– дизайн-проектирование объектов, среды, пространства;
– цифровкю трансформацию процессов продвижения товаров и услуг до потребителя, включая формирование цифрового контента информации о товарах и услугах;
– активизацию процессов создания и коммерциализации использования объектов интеллектуальной собственности во всех сферах экономики;
– комплексное связное экономическое развитие определенной территории при эффективном использовании имеющегося творческого потенциала хозяйствующих на ней субъектов и трудоспособного населения.
Таким образом, понятие креативного кластера в полной мере относится к территориальному кластеру и представляет собой территориальное объединение хозяйствующих субъектов и самозанятого населения, реализующих виды экономической деятельности, соответствующие креативным (творческим) индустриям, и обеспечивающих синергетический эффект их управлении как центром для создателей и потребителей творческого продукта (товаров или услуг).
Следовательно, креативный кластер является:
– по пространственной расположенности – территориальным локализованным кластером, в котором деятельность участников (акторов) сконцентрирована в пределах определенной территории при высокой концентрации видов экономической деятельности, относящихся к креативным индустриям;
– по количеству участников (акторов) – кластер может быть многочисленным и малочисленным, но в любом случае реализующим несколько видов экономической деятельности, относящихся к креативным индустриям;
– по количеству видов экономической деятельности – кластер может быть широким в рамках реализации многих видов экономической деятельности и специализированным, если реализуются смежные виды экономической деятельности во взаимосвязи с основным;
– по степени участия в совместной деятельности участников (акторов) кластера – следует выделить кластеры со взаимосвязанными участниками по отношению к конечному продукту потребления и не взаимосвязанные с ним;
– по степени конкурентной среды для участников (акторов) – в кластере может быть создана конкурентная среда для акторов, или деятельность участников кластера может быть организована в неконкурентной среде;
– по сроку создания кластера – выделяют краткосрочные (на срок действия конкретного проекта, заказа) и долгосрочные кластеры;
– по уровню работоспособности – различают работающие, латентные, потенциальные кластеры;
– по наличию централизованного управления – разграничивают институализированные кластеры, в которых создан и функционирует единый орган управления кластером, и неинституализированные кластеры, если единый орган управления кластера отсутствует;
– по степени соответствия государственной политике – кластеры могут быть целевыми, создава-
емыми в соответствии с утвержденными федеральными или региональными программами, и инициативными, создаваемые исключительно для коммерческих целей извлечения прибыли.
В сфере креативных (творческих) индустрий наиболее распространенными в настоящее время являются туристско-рекреационные кластеры, которые формируются по территориальному принципу на базе туристических активов определенной территории и включают в качестве участников (акторов) кластера различные организации по привлечению и обслуживанию туристов, такие как туристские операторы, агентства, гостиницы и средства размещения, организации общественного питания, включая кафе и рестораны, субъекты экскурсионного дела, производители сувенирной продукции, рекламные агентства, культурно-досуговые центры, транспортные предприятия по перевозке пассажиров, страховые, медицинские организации и другие [6]. При этом участниками кластера могут являться и образовательные организации, обеспечивающие подготовку, повышение квалификации, переподготовку, сертификацию (при необходимости) кадров и объектов для развития туристской индустрии.
Широко распространены кластеры информационных технологий, включающие организации по разработке, внедрению и обслуживанию программных продуктов, информационных технологий, компьютерных игр, инфокоммуникационных и телекоммуникационных систем связи, цифровой информации по продвижению создаваемой продукции на рынке товаров и услуг.
Изучая различные стратегии пространственного развития территорий России, становится очевидным, что реализация концепции кластерного развития креативных индустрий уже находит свое отражение в качестве обозначенных центров (драйверов) экономического роста территорий, которые способствуют формированию эффективной занятости населения, достижению экономического результата в виде добавленной стоимости, рационального использования и развития экономического потенциала определенной территории.
Однако на сегодняшний день «универсального прикладного понимания креативных (творческих) индустрий в мире не существует. В результате простые, очевидные и сквозные для всех отраслей экономики критерии распознавания компаний, которые относятся к сектору креативной экономики, отсутствуют» [4]. Этот вопрос становится актуальным для дискуссии исследователей, так как для анализа и прогнозирования темпов развития креативной индустрии важно определить структуру этой сферы в российской экономике.
На эту тему проведен ряд исследований, среди которых наиболее комплексными следует назвать исследования ученых Центра креативной экономики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Центра креативных индустрий ИОН РАНХиГС, Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ НИУ, ведущих специалистов агентства «Творческие индустрии» и экспертов в этой области, нашедшие свое отражение в сформированном справочнике видов экономической деятельности и профессий, относящихся к сфере творческих (креативных) индустрий [7], опубликованном в 2022 году. Исследователи данного проекта систематизировали конкретные виды экономической деятельности в следующей классификации креативных индустрий:
- арт-индустрии;
- народные промыслы;
- музыка, исполнительное искусство, культурно-досуговые учреждения;
- кино и анимация;
- фотография;
- издательская деятельность;
- телерадиовещание;
- ИТ- и видеоигры;
- реклама;
- архитектура;
- мода;
- ювелирное дело;
- библиотеки, архивы, музеи;
- культурное наследие;
- образование в креативных индустриях.
Продолжая исследования в определении видов экономической деятельности, характеризующих креативные индустрии, мы исходили из того, что, с одной стороны, товары и услуги, являющиеся результатом деятельности креативных индустрий, являются непосредственно связанными с потребительским рынком, так как нацелены на удовлетворение индивидуальных потребностей.
Виды экономической деятельности сферы креативных индустрий, в которых производятся товары и услуги для потребления хозяйствующими субъектами, индивидуальными потребителями и органами власти |
Виды экономической деятельности сферы креативных индустрий, в которых производятся товары и услуги для потребления хозяйствующими субъектами и органами власти, создающими условия для развития сферы креативных индустрий
|
Виды экономической деятельности сферы креативных индустрий, в которых производятся товары и услуги для индивидуального потребления
|
Рисунок – Классификация видов экономической деятельности кластера креативных индустрий по группам потребителей
Figure – Classification of economic activities of the cluster of creative industries by consumer groups
С другой стороны, развитие креативных индустрий в виде разработки и использования результатов интеллектуальной деятельности связано с развитием всех отраслей и сфер национальной экономики. Следовательно, в структуре кластеров креативных индустрий следует выделить виды экономической деятельности, нацеленные на удовлетворение потребностей индивидуальных потребителей и хозяйствующих субъектов (см. рисунок), а также установить соответствие между определенными видами экономической деятельности и их принадлежностью к сфере креативных индустрий в качестве основного вида либо дополнительного.
На основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС РЕД.2) [8] и определения креативных индустрий нами была разработана авторская классификация видов экономической деятельности, соответствующих креативным индустриям (см. таблицу).
Следует также отметить, что на ход проводимых нами исследований повлиял тезис Концепции развития творческих (креативных) индустрий в России на период до 2030 года, в котором в качестве одной из ожидаемых тенденций в развитии данной сферы отмечено «повышение туристической привлекательности территорий субъектов Российской Федерации, содействие узнаваемости отечественных брендов, создание позитивного имиджа страны за рубежом, рост туристического и инвестиционного потенциала как Российской Федерации в целом, так и отдельных регионов» [4]. Следовательно, туризм и гостеприимство как отрасли экономики, на наш взгляд, должны являться элементами сектора креативной экономики и креативных индустрий. Кроме того, гастрономия как объект событийного туризма, объект нематериального культурного наследия, «визитная карточка» туристской привлекательности определенной территории в условиях развития национальной кухни как элемента этнической идентичности народов России также становится объектом в развитии креативных индустрий.
Представленная классификация видов экономической деятельности, относящихся к креативным индустриям, не претендует на безапелляционность, так как в ней формализованы общие подходы и принципы, а также присутствуют определенные условности. Тем не менее составленная нами классификация, на наш взгляд, наиболее полно отражает концептуальный подход к тенденциям развития креативных индустрий в экономике России.
Таблица – Классификация видов экономической деятельности сферы креативных
индустрий (авторская разработка)
Table – Classification of types of economic activity in the sphere of creative industries (author's development)
Раздел ОКВЭД | Класс | Наименование вида экономической деятельности (ВЭД) |
1 | 2 | 3 |
Раздел С | 16.29 | Производство прочих деревянных изделий, производство изделий из пробки, соломки |
Раздел С | 23.41.3 | Производство статуэток и прочих декоративно-керамических изделий |
Раздел С | 23.69 | Производство прочих изделий из гипса, бетона или цемента (производство скульптур, мебели, барельефов или горельефов, цветочных горшков и др.) |
Раздел С | 25.93 | Производство изделий из проволоки, цепей и пружин |
Раздел С | 25.99 | Производство прочих готовых металлических изделий, не включенные в другие группировки (производство металлических изделий для домашнего обихода, изготовление готовых металлических изделий хозяйственного назначения по индивидуальному заказу населения) |
Раздел С | 32.99.8 | Производство изделий народных художественных промыслов |
Раздел F | 43.99 | Работы строительные прочие, не включенные в другие группировки (ремонт, реставрация, консервация и воссоздание на объектах культурного наследия) |
Раздел G | 47.78.3 | Торговля розничная сувенирами, изделиями народно-художественных промыслов |
Раздел М | 72.19.9 | Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук, не включенные в другие группировки (проведение научно-исследовательских работ по сохранению и воссозданию объектов культурного наследия и археологии) |
Раздел М | 72.20.2 | Научные исследования и разработки в области гуманитарных наук (проведение историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований в области сохранения и воссоздания объектов культурного наследия) |
Раздел R | 91 | Деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры |
Раздел G | 47.78.5 | Деятельность коммерческая художественных галерей, торговля розничная произведениями искусства в коммерческих художественных галереях |
Раздел G | 47.79.1 | Торговля розничная предметами антиквариата |
Раздел G | 47.79.2 | Торговля розничная букинистическими книгами |
Раздел N | 77.4 | Аренда интеллектуальной собственности и подобной продукции, кроме авторских прав |
Раздел N | 82.3 | Деятельность по организации конференций и выставок |
Раздел R | 90.01 | Деятельность в области исполнительских искусств (театральные, оперные, балетные представления, концерты и другие сценические выступления, деятельность ансамблей, цирков, театральных групп, оркестров, акторов, танцоров, музыкантов, лекторов, режиссеров, продюсеров) |
Раздел R | 90.04 | Деятельность учреждений культуры и искусства |
Раздел N | 77.29.3 | Прокат музыкальных инструментов |
Раздел N | 77.29.4 | Прокат одежды |
Раздел J | 59 | Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ, издание звукозаписей и нот |
Раздел N | 77.22 | Прокат видеокаcсет и аудиокаcсет, грампластинок, компакт-дисков, цифровых видеодисков |
Раздел N | 77.29.1 | Прокат телевизоров, радиоприемников, устройств видеозаписи, аудиозаписи и подобного оборудования |
Раздел R | 93.21 | Деятельность парков культуры и отдыха и тематических парков |
Раздел R | 93.29 | Деятельность зрелищно-развлекательная прочая (эксплуатация видеоигр, деятельность по предоставлению кукольных театров, тиров, деятельность школ танцев, организация обрядов) |
Раздел J | 58.21 | Издание компьютерных игр |
Раздел J | 58.29 | Издание прочих программных продуктов |
Раздел J | 62 | Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуг |
Раздел J | 63 | Деятельность в области информационных технологий |
Раздел G | 47.91 | Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет |
Раздел J | 58 | Деятельность издательская |
Раздел J | 60 | Деятельность в области телевизионного и радиовещания |
Раздел М | 70.21 | Деятельность в сфере общественных связей |
Раздел ОКВЭД | Класс | Наименование вида экономической деятельности (ВЭД) |
1 | 2 | 3 |
Раздел М | 73.1 | Деятельность рекламная |
Раздел М | 73.2 | Исследование конъюнктуры рынка и изучение общественного мнения |
Раздел М | 74.1 | Деятельность специализированная в области дизайна |
Раздел М | 74.2 | Деятельность в области фотографии |
Раздел С | 13 | Производство текстильных изделий |
Раздел С | 14 | Производство одежды (в том числе пошив одежды по индивидуальному заказу населения) |
Раздел С | 15 | Производство кожи и изделий из кожи (в том числе производство изделий из кожи по индивидуальному заказу) |
Раздел С | 22.29.1 | Производство предметов одежды и аксессуаров для нее, включая перчатки из пластмасс |
Раздел С | 31.02.2 | Изготовление кухонной мебели по индивидуальному заказу населения |
Раздел С | 31.09 | Производство прочей мебели (отделка мебели напылением, росписью, полировкой и др.), обивка мебели) |
Раздел М | 71.11 | Деятельность в области архитектуры |
Раздел М | 74.10 | Деятельность специализированная в области дизайна |
Раздел N | 81.3 | Деятельность по благоустройству ландшафта |
Раздел С | 32.1 | Производство ювелирных изделий, бижутерии и подобных товаров |
Раздел I | 56.10 | Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания |
Раздел I | 56.21 | Деятельность предприятий общественного питания по обслуживанию торжественных мероприятий |
Раздел I | 56.29.2 | Деятельность столовых и буфетов при предприятиях и учреждениях |
Раздел I | 56.3 | Подача напитков (включая изготовление и продажу напитков для непосредственного употребления внутри заведения) |
Раздел I | 55 | Деятельность по предоставлению мест для временного проживания |
Раздел К | 65.12.6 | Страхование для путешественников, выезжающих за пределы постоянного проживания |
Раздел М | 72.19.9 | Научные исследования и разработки |
Раздел N | 79 | Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма |
Раздел О | 85.2 | Образование профессиональное (в сфере креативных индустрий) |
Раздел О | 85.3 | Обучение профессиональное (для профессий в сфере креативных индустрий) |
Раздел О | 85.41.2 | Образование в области культуры (дополнительное образование) |
Раздел R | 94 | Деятельность общественных организаций |
Раздел R | 95 | Ремонт компьютеров, предметов личного потреблений и хозяйственно-бытового назначения (ремонт обуви и кожаных изделий, мебели, одежды и аксессуаров, музыкальных инструментов, компьютеров и коммуникационного оборудования, ювелирных изделий) |
Заключение
Таким образом, в результате проведенных исследований нами приведена систематизация видов экономической деятельности, относящихся, на наш взгляд, к креативным индустриям, что позволит впоследствии оценить тенденции развития креативной экономики как сектора национальной и региональной экономики.
Рассматривая дальнейшие направления исследований в формировании структуры креативных индустрий, следует отметить, что классификация может быть:
– детализирована с позиций систематизации видов экономической деятельности, относящихся к креативным индустриям, в единой структуре кодирования с указанием класса, подкласса, группы, подгруппы и конкретного вида экономической деятельности;
– конкретизирована с позиций деления видов экономической деятельности, ориентированных на удовлетворение индивидуальных или коллективных потребностей;
– расширена с позиций включения смежных или дополнительных видов экономической деятельности, связанных с формированием определенных кластеров креативных индустрий по принципу комплексности их функционирования как единого центра;
– дополнена установлением соответствия между видами продукции на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) [9] и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности [8], относящихся к креативным индустриям;
– дополнена установлением соответствия между перечнем должностей в сфере занятости населения и видами экономической деятельности креативных индустрий.
Все вышеуказанные направления дальнейших исследований, несомненно, будут играть значительную роль при анализе и выявлении тенденций в развитии креативной экономики в разрезе отдельных креативных индустрий, тем самым определяя их вклад в ВВП или ВРП с целью формирования мер государственной или региональной поддержки в их развитии.
Об авторах
Ольга Николаевна Наумова
Поволжский государственный университет сервиса
Автор, ответственный за переписку.
Email: onnaumova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8397-0998
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и бизнеса
Россия, 445017, Российская Федерация, Самарская область, г. Тольятти, Гагарина, 4Список литературы
- Об утверждении основ государственной культурной политики: указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 // Официальный сайт Кремля. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208 (дата обращения: 10.03.2023).
- О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 // Официальный сайт Кремля. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 10.03.2023).
- О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 // Официальный сайт Кремля. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 10.03.2023).
- Концепция развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. № 2613-р. // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://government.ru/docs/all/136723 (дата обращения: 10.03.2023).
- Наумова О.Н. Особенности формирования территориальных кластеров в современной экономике // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 3 (29). С. 203–206. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22888674. EDN: https://elibrary.ru/tgwrwd.
- О методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации: письмо Минэкономразвития России № 20615-АК/Д19 от 26.12.2008. URL: https://spbcluster.ru/wp-content/uploads/2020/01/Metodicheskie-rekomendatsii-po-realizatsii-klasternoj-politiki.pdf (дата обращения: 13.03.2023).
- Творческие креативные индустрии. Справочник / Т.В. Абанкина, В.О. Боос [и др.]; под общ. ред. Н.В. Гладких. Москва, 2022. URL: https://ion.ranepa.ru/upload/medialibrary/fbd/Gid_Spravochnik-Tvorcheskie_kreativnye_industrii.pdf (дата обращения: 20.03.2023).
- Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС РЕД.2) // КонсультантПлюс: сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163320/ (дата обращения 10.03.2023).
- Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008). // КонсультантПлюс: сайт. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163703/ (дата обращения: 16.03.2023).
- Маркова Е.А., Коновалова Е.В. Кластеризация элементов региональной экономики как инструмент ревитализации // Креативные стратегии и креативные индустрии в экономическом, социальном и культурном пространстве региона: сборник материалов Третьей региональной научно-практической конференции. Иркутск, 2021. С. 270–274. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47923322. EDN: https://elibrary.ru/edsklm.
- Сопина Н.В. Развитие креативных индустрий в регионах России: возможности и их реализация // Креативная экономика. 2021. Т. 15, № 2. С. 277–294. DOI: https://doi.org/10.18334/ce.15.2.111549. EDN: https://elibrary.ru/fogxuy.