Основные направления реализации стратегии импортозамещения в промышленности Самарской области

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Экономическая война, проведение специальной военной операции на Украине, обострение негативной геополитической ситуации и тотальные санкции в отношении России в настоящее время являются причинами сохранения и развития государственного суверенитета, организации и совершенствования государственной политики в сфере импортозамещения. Дополнительно к этому полный запрет на поставку высокотехнологичной импортной продукции, уход иностранных предприятий с российского рынка создали нестабильную экономическую ситуацию на внутренних рынках страны в части замещения импортной продукции, переориентации отечественной экономики на рынки Китая и Юго-Восточной Азии. В данных условиях при воздействии неблагоприятных масштабных факторов со стороны недружественных стран, роль государства в организации стратегии импортозамещения в промышленном секторе России выражается императивно и представляет основной фактор, гарантирующий рост и развитие национальной безопасности экономики. Оценивая масштаб негативных последствий от санкций и экономической войны, Россия сформировала новую экономическую модель функционирования и развития отечественной промышленности, базирующейся на стратегии импортозамещения и государственной программе по сохранению экономического суверенитета и замещению импортных аналогов продукции на отечественные. В статье отражены основные направления реализации стратегии импортозамещения в промышленном комплексе Самарской области, выявлена роль импортозамещения в развитии внутреннего рынка региона и повышении на данной основе экономической безопасности экономики России в целом. Предложена форма импортозамещения как структурного преобразования промышленного комплекса Самарской области, заключающегося в диверсификации, активизации ее инновационного потенциала для формирования конкурентоспособных обрабатывающих предприятий и инновационного развития реального сектора региональной экономики. Обоснована необходимость реализации государственной промышленной политики диверсификации, направленной на рост производства отечественной продукции на основе существующих промышленных предприятий. Представлены вопросы производства отечественной продукции и ее апробации на внутренних рынках, предложены направления обеспечения независимости государства от импортной продукции и приоритетные направления политики импортозамещения.

Полный текст

Введение

Обострение негативной геополитической ситуации и введенные в отношении России экономические санкции являются причиной совершенствования государственной политики импортозамещения. Запрет Евросоюза и США на поставку высокотехнологичной продукции на российский рынок, уход иностранных предприятий с российского рынка вызвали нестабильную экономическую ситуацию на внутренних рынках государства в части замещения импортной продукции и переориентации российской экономики на рынки Юго-Восточной Азии и Китая.

Требуется заметить, что организация импортных поставок в Россию не является отрицательным фактором – развитие национальной экономики в первую очередь непосредственно связано с интеграцией государства в мировые хозяйственные связи. Другое дело, когда ограничение и запрет на поставку импорта вызваны санкционной войной, имеющей целью разрушить экономику России. Именно в настоящее время запрет на поставку импортной продукции вызвал необходимость обеспечения отечественного рынка собственной продукцией; хотя государственная политика импортозамещения осуществляется в РФ с 2014 года, только сейчас это направление получило значительный приоритет [1].

Активизация политики импортозамещения вызвана еще и тем, что после начала специальной военной операции на Украине страны Евросоюза заморозили российские активы, находящиеся за рубежом, и ввели запрет по привлечению капитала на западно-европейских финансовых рынках и рынках США.

В 2022 году, в отношении ряда российских банков были введены санкции – исключение из международной системы банковских платежей SWIFT, что практически отрезало их от инфраструктуры мировых финансов. Ряд недружественных государств, таких как страны Евросоюза, Великобритания, США и Канада, ввели запрет на использование международных резервов Центральным банком РФ, фактически заморозив и присвоив себе валютные резервы Банка России на сумму 640 млрд. долл. Начиная с марта 2022 года США ввели запрет на импорт российских энергоносителей, а Великобритания полностью отказалась от импорта российской нефти в конце года. Правительство РФ в ответ на введенные санкции повысило процентные ставки: ЦБ РФ 28 февраля 2022 года увеличил ключевую ставку до 20 % с целью удержать стоимость рубля от девальвации.

В настоящее время санкционная война против России продолжается – Евросоюз готовит одиннадцатый пакет санкций, который может существенно ухудшить экономическое положение РФ, вызвав экономический кризис. А прекращение партнерских отношений из-за вывода иностранных компаний, прекращения инвестирования и запрет на импорт продукции могут привести государство к глубокой рецессии и застою в экономике.

В этих условиях при воздействии негативных масштабных санкций со стороны недружественных государств Евросоюза и США значение государства в формировании стратегии импортозамещения в промышленном секторе РФ представлено императивами экономической политики, гарантирующими рост и развитие национальной безопасности и экономического суверенитета государства. В настоящих условиях импортозамещение представляет стратегический вектор для развития российской промышленности [2].

Оценивая масштабы последствий от санкций и предстоящей деятельности по проведению импортозамещения в промышленном комплексе России, необходимо формирование новой экономической модели функционирования региональной промышленности, основанной на стратегии импортозамещения и государственной программе экономического суверенитета по замещению импортной продукции на отечественную [3].

Эволюция развития политики импортозамещения в региональном промышленном комплексе представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Эволюция развития политики импортозамещения в региональных
промышленных комплексах РФ

Table 1 – Evolution of the development of import substitution policy in regional industrial
complexes of the Russian Federation

2000–2008 гг.

2009–2013 гг.

2014-2021 гг.

2022 г. – настояшее время

Условия

Устойчивый рост российской экономики, снижение ограничений в региональной промышленной политике

Кризис и замедление экономического роста, посткризисные явления, ограничения в доступе к передовым технологиям

 

Введение экономических санкций, ухудшение отношений с рядом развитых государств, экономическое эмбарго, коронавирус

Тотальное ухудшение отношений со странами Евросоюза, масштабные санкции, запреты на  поставку импортной продукции, уход с отечественного рынка зарубежных компаний

Мероприятия

Активное привлечение инвестиций, трансфер зарубежных технологий, встраивание отечественной промышленности в цепочки создания стоимости и международное регулирование
рынка

Создание институтов развития, стимулирование инновационной активности, развитие высокотехнологичных производств, модернизация промышленных комплексов регионов, повышение требований к локализации производств

Содействие ускоренному развитию собственных НИОКР, научно-технологи-
ческих компетенций, формирование отраслевых планов и программ импортозамещения в региональной промышленности

 

Организация государственной политики импортозамещения, разработка и замещение недостающих элементов в региональных производственных комплексах, политика технологического суверенитета
и ликвидации импортозависимости

 

Из таблицы 1 следует вывод, что до 2014 года политика импортозамещения на государственном уровне не осуществлялась. Импортная продукция, детали и технологии встраивались в отечественное производство, и, что важно отметить: импортная продукция была представлена в широком ассортименте, особенно в наукоемких технологиях, промышленном производстве и НИОКР.

Несмотря на то что 15.04.2014 Правительством РФ была принята государственная программа импортозамещения «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», согласно которой были утверждены планы импортозамещения для каждого вида экономической деятельности вплоть до 2024 года, значительных успехов в данной сфере достичь не удалось (таблица 2) [4].

Из таблицы 2 следует, что импортозависимость отечественной промышленности по оборудованию находится в пределах 30 %, только в металлургическом производстве насколько ниже – 17,5%. Зависимость от импортных технологий существенно выше: только в критических сферах: «Производство компьютеров, других электронных изделий» достигает 50 %, по услугам инжиниринга, дизайна и сервиса доходит до 55,6 %. Данный факт говорит о том, что за 9 лет после принятия Программы импортозамещения в России представлены слабые позиции по отечественным аналогам импортной продукции, необходимым для устойчивого функционирования экономики, что является угрозой ее экономической безопасности.

 

Основная часть

Самарская область, являясь одним из развитых центров промышленности России, занимает третье место по отгрузке промышленной продукции в Приволжском федеральном округе и одиннадцатое место среди регионов РФ. В Самарском регионе в силу исторических традиций сформированы и функционируют высокотехнологичные промышленные кластеры – автомобильный, аэрокосмический и нефтехимический, сочетающие науку и производство [6].

 В регионе функционируют более 650 средних и крупных промышленных предприятий, в структуре ВРП области в 2022 году доля промышленной продукции достигла 42,5 %. Основу промышленного комплекса составляют [7]:

  • - высокотехнологичные обрабатывающие промышленные предприятия (производство авиационной и космической техники, автомобилестроение, занимающие долю 22 % от общего объема промышленной продукции региона);
  • - предприятия с высокой глубиной переработки (металлургия, химия);
  • - добывающие предприятия региона, их доля составляет 24,3 % промышленного производства, из которых 92,1% представлено добычей нефти и газа;
  • - производство и распределение энергоресурсов, они составляют составляет долю 6,4 %.

 

Таблица 2 – Показатели критической импортозависимости российских предприятий
обрабатывающих видов деятельности, по категориям импортной продукции, % [5]

Table 2 – Indicators of critical import dependence of Russian manufacturing enterprises by
categories of imported products, %

Вид экономической деятельности

Оборудование

Технологии

Услуги (инжиниринг, дизайн, сервис)

Производство продуктов питания

29,7

42,8

45,0

Производство одежды

36.8

46,6

52,5

Производство текстильной продукции

27,0

32,4

38,9

Производство кожи и кожаных изделий

21,1

33,3

42,1

Обработка древесины и производство изделий из дерева

28,9

43,5

50,0

Производство бумаги

20,5

22,5

35,0

Производство лекарственных средств

22,2

34,6

34,6

Производство химической продукции

24,3

36,1

40,8

Производство неметаллической минеральной продукции

29,7

44,1

44,1

Производство пластмассовых и резиновых изделий

27,9

38,5

45,9

Металлургическое производство

17,5

28,2

35,9

Производство металлических изделий

27,2

31,0

45,8

Производство компьютеров, других электронных изделий

30,3

50,0

55,6

Производство электрооборудования

27,4

33,8

46,5

Производство машин и оборудования

32,0

40,2

46,4

Производство автотранспортных средств

27,3

42,4

57,6

Производство мебели

26,3

35,1

55,1

 

Политика Правительства Самарской области направлена на развитие процессов импортозамещения в промышленном секторе с целью создания условий устойчивого развития и роста региона, наполнения регионального потребительского рынка продукцией региональных и местных предприятий. Ключевые принципы проводимой промышленной политики импортозамещения Правительства Самарской области:

  1. Отказ от «фронтального» импортозамещения по всем направлениям путем достижения структурных эффектов в экономике.
  2. Для устойчивого осуществления импортозамещения требуется в первую очередь преодолеть «пороговый уровень» технологических изменений: организацию собственных НИОКР, разработку ключевых производственных инновационных компонентов.
  3. Формирование собственной отраслевой и продуктовой политики импортозамещения для каждого вида экономической деятельности с учетом их специфики и уровня импортозависимости с основой на логике развития индустрий, включающих потребительские предпочтения.
  4. Реализация успешных практик импортозамещения с опорой на потенциал и мотивации предпринимательства путем инициирования проектов импортозамещения «снизу вверх».
  5. Создание баланса между текущими задачами по обеспечению устойчивого развития экономики с долгосрочными задачами формирования технологического суверенитета государства.
  6. Организация новых партнерств с дружественными странами в сфере внешнего производственного и научно-технологического взаимодействия.
  7. Обеспечение устойчивости импортозамещения путем осуществления экспортной деятельности на основе развития конкурентоспособности импортозамещающей продукции с использованием открытой модели импортозамещения [8].

Основу регионального промышленного сектора представляют кластеры: автомобилестроительный, аэрокосмический, нефтехимический. Рассмотрим отдельно стратегии импортозамещения данных кластеров.

С введением санкций, ограничением импорта автомобилестроительный кластер Самарской области, занимающий существенную долю в отечественном производстве, ощутил влияние по нескольким направлениям.

Положительная динамика представлена производством автомобилей, которое по итогам 2022 года увеличилось на 48,3 %, по сравнению с 2021 годом, это вызвано уходом с российского рынка ведущих зарубежных компаний автомобилестроения. Рост выпуска автомобилей был вызван спросом на отечественную продукцию в связи с отсутствием на рынке импортной. Новый отечественный автомобиль LADA Granta Classic, выпущенный АвтоВАЗом в 2022 году в технологической комплектации, явился самым доступным по цене автомобилем, представленным на отечественном рынке.

Отрицательная динамика развития автомобилестроения была вызвана изменением планов выпуска продукции, отсутствием импортных комплектующих. По программе импортозамещения, осуществляемой на заводе, новая модель была разработана с целью формирования максимальной локализацию сборочных компонентов, исключив влияние импорта.

АвтоВАЗ включает в себя исследовательские и конструкторские организации, занимающиеся разработкой недостающих аналогов импортных автокомпонентов. В связи с их отсутствием в середине 2022 года завод вынужден был остановить сборочный конвейер, но с осени 2022 года работа была полностью возобновлена – было найдено решение по замене импортных комплектующих и упрощению модели автомобиля. В настоящее время по программе импортозамещения на АвтоВАЗе осуществляется запуск в производство автомобилей по полному циклу для бренда LADA, а на территории региона, особой экономической зоне «Тольятти», созданы шесть производств автокомпонентнов.

Также отрицательная динамика ощущается в связи с интервенцией китайских автомобилей, конкурентоспособных по цене. В данном направлении проводится политика совместного производства автомобилей и повышения уровня локализации отечественного сектора автокомпонентов. Что касается «серых схем» импорта, то данный сегмент представлен автомобилями с более высокой ценой, отражающей спрос определенной группы покупателей. Еще одним фактором выступает отсутствие сервисных центров для ремонта этих автомобилей, а также оригинальных запасных частей.

Стратегия импортозамещения автомобилестроительного кластера, являющегося одним из развитых секторов промышленного комплекса Самарского региона, представлена «Программой ускоренного импортозамещения», сформированной с учетом производства широкой линейки автомобилей и снижения зависимости от импортных комплектующих, реализуемой совместно с Правительством Самарского региона, основной целью которой выступает создание устойчивых цепей поставок продукции автомобилестроения.

В Самарском регионе функционирует мощный инновационный региональный аэрокосмический кластер, объединяющий предприятия двигателестроения, ракетостроения и производства авиационной техники. Особенностью кластера выступает то, что на территории Самарского региона сосредоточен полный производственный цикл авиакосмической техники. Основными предприятиями аэрокосмического кластера являются: ПАО «ОДК-Кузнецов», АО «РКЦ «Прогресс», АО «Авиаагрегат», АО «Авиакор – Авиационный завод», АО «НИИ «Экран», ПАО «Гидроавтоматика».

С учетом значительных достижений аэрокосмического кластера влияние санкций на предприятия было несущественное, в связи с тем что деятельность кластера обеспечивают специальные конструкторские бюро, НИИ, инновационные организации. В кластере реализуются проекты АО «РКЦ «Прогресс» по строительству малых космических аппаратов на основе отечественных комплектующих. В 2022 году АО «РКЦ «Прогресс» выполнил 19 пусков ракет: 11 – с космодрома Плесецк; 6 – с космодрома Байконур; 1 – с космодрома Восточный; 1 – из Гвианского космического центра. В настоящее время в рамках программы импортозамещения началось осуществление проекта по техническому перевооружению и реконструкции производства по изготовлению ракеты-носителя среднего класса «Союз-5» со сроками окончания в 2024 году.

В Самарской области в 2011 году была сформирована двигателестроительная компания – ПАО «ОДК-Кузнецов», которая входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию РФ.

Предприятие производит газотурбинные двигатели, используемые в газоперекачивающих агрегатах компрессорных станций и электростанций. Деятельность ПАО «ОДК-Кузнецов» идет в рамках государственного оборонного заказа ГК «Роскосмос», Министерства обороны РФ, ПАО «Газпром». До 2016 года ПАО «ОДК-Кузнецов» осуществляло выполнение зарубежных проектов, в границах зарубежного инвестирования. Были приняты в эксплуатацию ряд производственных объектов, гальваническое производство, центр специализации «Коробки приводов и агрегатов», производство компрессоров газотурбинных двигателей. До 2027 года предприятие обеспечено заказами космическими заказами Министерства обороны РФ, ГК «Роскосмос», ПАО «Газпром».

Стратегия импортозамещения осуществляется на ПАО «ОДК-Кузнецов» в рамках инновационных разработок газотурбинных двигателей, а также выхода на новые рынки.

Стратегия импортозамещения аэрокосмического кластера, представляющего высокоразвитый инновационный   космический центр, предполагает полную замену импортных комплектующих высоких переделов и переориентаций партнерских связей в космической деятельности на Китай.

Значительнее всех от экономических санкций пострадал нефтехимический кластер, представляющий более 30 % экономического потенциала Самарской области. В регионе сосредоточены крупнейшие предприятия, производящие высокотехнологичную продукцию и имеющие значимые сегменты на отечественном и мировом рынках. Развитие кластера нефтехимии определяется эффективным осуществлением масштабных проектов по увеличению действующих мощностей, строительству новых производств, в том числе при совместном участии иностранных компаний. Крупнейшие предприятия: АО «Самаранефтегаз», АО «Куйбышевский НПЗ»,  АО «Сызранский НПЗ», АО «Новокуйбышевский НПЗ», ТПП «Самара-Нафта», ПАО «Тольяттиазот», ПАО «КуйбышевАзот», ООО «Тольяттикаучук» и прочие.

В связи с ограничением поставок нефтепродуктов в страны Евросоюза, установления «потолка цен» нефтехимическому кластеру потребовалось перенацелить сбыт продукции на новые рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме этого, необходимо найти покупателей на продукцию низких переделов – мазут, которая ранее экспортировалась в страны Европы. Но основную проблему составляют импортные комплектующие, использующиеся на нефтеперерабатывающих заводах. В связи с данными проблемами за 2022 год общий объем нефтепереработки предприятиями кластера составил 95,4 % к уровню 2021 года – уменьшилось производство топочного мазута (88%) и дизельного топлива (99,4 %).

На ООО «Тольяттикаучук» в рамках импортозамещения и модернизации производства в 2022 году принято в эксплуатацию производство щавелевой кислоты, используемой для изготовления резинотехнических изделий. Инвестиции в нефтехимическом кластере в рамках программы импортозамещения направлены на бурение новых скважин, использование инновационных технологий автоматизированной добычи нефти, повышающих эффективность и надежность эксплуатации скважин с целью снижения себестоимости производимой продукции.

Стратегия импортозамещения нефтехимического кластера выражается высокой инвестиционной активностью, повышением глубины модернизации производства, использованием новых технологий для увеличения объемов производства новых видов нефтехимической продукции в соответствии со стандартами Евро-5, рост энергоэффективности и экологической безопасности.

 

Дискуссия

Предлагаемая авторами комплексная стратегия импортозамещения в промышленном секторе Самарской области построена с учетом специфики функционирования промышленных предприятий и направлений развития промышленного потенциала развития региона (рисунок 1).

Направления стратегического развития импортозамещения в промышленности
Самарской области

Автомобилестроительный кластер: Стратегия импортозамещения кластера представлена «Программой ускоренного импортозамещения», основной целью которой выступает создание устойчивых цепей поставок продукции автомобилестроения, повышение глубины локализации производства

 

Аэрокосмический кластер:

Стратегия импортозамещения кластера, представлена полной заменой импортных комплектующих высоких переделов и переориентацией партнерских связей в космической деятельности на Китай

Нефтехимический кластер: Стратегия импортозамещения кластера выражается высокой инвестиционной активностью, модернизацией производства, использованием новых технологий для увеличения объемов производства новых видов продукции, в соответствии со стандартами
Евро-5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Стратегические направления политики импортозамещения в ведущих промышленных кластерах Самарской области

Figure 1 – Strategic directions of import substitution policy in the leading industrial clusters
of the Samara region

 

Для реализации стратегий импортозамещения в Самарской области создан центр импортозамещения региона. Данный центр помогает заказчикам выявить аналоги импортной продукции, а также поставщиков на территории РФ или в дружественных государствах.

На начало 2023 года в центр импортозамещения региона обратилось свыше 100 компаний по более чем 1000 продуктовым позициям. Среди них ПАО «АвтоВАЗ», ПАО «ОДК-Кузнецов» и другие крупные предприятия. Особый интерес вызывает площадка по IT-технологиям. 

Основной мерой поддержки проектов импортозамещения в Самарском регионе является предоставление инновационным и высокотехнологичным предприятиям кредита до 500 млн руб. на инвестиционные цели или пополнение оборотных средств со ставкой кредитования 3 % годовых на трехлетний период.

Предоставление грантов под импортозамещение идет на срок до двух лет до 100 млн руб. с софинансированием государства, при 100 % возмещении затрат на разработку технологическо-конструкторской документации. В регионе четыре компании аккредитованы в качестве разработчиков данной документации – инжиниринговые центры в Самарском университете и в Самарском медицинском университете, центр инжиниринга при технопарке «Жигулевская долина» и технопарке ООО «Ладуга».

Осуществить полное импортозамещение невозможно, поэтому требуются налаженные внешнеэкономические связи с дружественными станами [9]. Последствиями экономических санкций в регионе явились разрыв имеющихся хозяйственных связей, трансформация внешнеэкономических связей, цепей поставок продукции, рост стоимости транспортной логистики, усложнение расчетов за поставленную продукцию и прочее.

В рамках программ по импортозамещению предусмотрено в Самарской области создание хабов по перегрузке контейнеров из стран Латинской Америки, Азербайджана, Казахстана, Пакистана, Армении, а также развитие транспортных автокоридоров из Китая, Турции, Грузии [10].

Промышленность Самарской области столкнулась с еще одним негативным фактом при введении санкций и эмбарго на импортную продукцию – более высокой стоимостью отечественных аналогов на рынке на ряд изделий, которые требуются для организации производственных циклов. Ранее программы импортозамещения по данной продукции не осуществлялись в связи с отсутствием целесообразности.

Начиная с 2022 года налажено производство данной продукции, себестоимость которой выше импортной в связи с обеспечением государственного суверенитета, несмотря на высокую степень локализации, так как предприятия зависят от мелких, но важных изделий, отсутствующих на российском рынке [11].

С весны 2022 года правительством Самарской области был разработан пакет мероприятий, направленных на стимулирование внутреннего рынка, к которым относятся [2; 12]:

  • - организация долгосрочной, комплексной и последовательной политики импортозамещения в промышленной сфере;
  • - доступность для промышленного сектора необходимых технологий, наличие их альтернатив;
  • - организация аукционов и конкурсных торгов в сфере государственных закупок с установлением необходимости приобретения отечественной продукции;
  • - приоритет в приобретении отечественного программного обеспечения;
  • - введение обязанности заказчиков в сфере закупки продукции, произведенной на территории РФ;
  • - мотивация производителей в части импортозамещения: нейтрализация провалов рынка в цепочках формирования стоимости, повышение устойчивости экономики, технологический суверенитет;
  • - расширение участия отечественных производителей в национальных и мировых цепочках формирования стоимости.

Исходя из вышеизложенного, авторами предлагается стратегия импортозамещения промышленного сектора Самарской области (рисунок 2).

 

Комплексная стратегия импортозамещения продукции, изделий и технологий промышленного сектора

Самарской области

Стратегия импортозамещения аэрокосмического

кластера

Основа: формирование инновационных технологий и производств
опережающего развития

 

Цели: повышение инвестиционной активности; модернизация производства, на базе новых инновационных технологий; увеличение объемов производства новых видов продукции; формирование партнерских связей, создание устойчивых цепей поставок продукции и развитие экспорта; наполнение внутреннего рынка региона отечественной продукцией

Создание региональной базовой платформы (Центр импортозамещения региона)
для развития целевых стратегических приоритетов промышленности и коммуникаций
в сфере импортозамещения

Стратегия импортозамещения автомобилестроительного кластера

Стратегия импортозамещения нефтехимического

кластера

Стратегия развития промышленного сектора региона на основе инновационных производств

Стратегия развития потребительского рынка путем замещения зарубежных аналогов продукции

Результаты реализации комплексной стратегии импортозамещения
промышленного сектора региона

Создание новых высокотехнологичных производств, замещающих импортную продукцию

Наполнение внутреннего рынка региона отечественной продукцией и ее первичная апробация

Развитие НИОКР и интеллектуальной деятельности в промышленной сфере

Повышение качества российской продукции и выход на мировые рынки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Стратегия импортозамещения промышленного сектора Самарской области

Figure 2 – Import substitution strategy of the industrial sector of the Samara region

 

Результаты и выводы

Исходя из политики импортозамещения, проводимой в отношении промышленного сектора Самарской области, можно сформулировать следующие выводы.

  1. Стратегия импортозамещения в промышленном секторе РФ является императивом экономической политики, гарантирующим рост и развитие национальной безопасности и экономического суверенитета государства.
  2. Авторами определены показатели критической импортозависимости российских предприятий обрабатывающих видов деятельности, по категориям импортной продукции (таблица 2).
  3. Разработана стратегия импортозамещения автомобилестроительного кластера Самарского региона на основе «Программы ускоренного импортозамещения», сформированная с учетом производства широкой линейки автомобилей и снижения зависимости от импортных комплектующих, реализуется совместно с правительством Самарского региона, ее основной целью которой выступает создание устойчивых цепей поставок продукции автомобилестроения.
  4. Предложена стратегия импортозамещения аэрокосмического кластера, представляющего высокоразвитый инновационный космический центр, основанная на полной замене импортных комплектующих высоких переделов и переориентацией партнерских связей в космической деятельности на Китай.
  5. Представлена стратегия импортозамещения нефтехимического кластера, определяемая высокой инвестиционной активностью, повышением глубины модернизации производства, использованием новых технологий для увеличения объемов производства новых видов нефтехимической продукции в соответствии со стандартами Евро-5, роста энергоэффективности и экологической безопасности.
  6. Предложены основные направления комплексной стратегии импортозамещения продукции, изделий и технологий промышленного сектора Самарской области.
×

Об авторах

Николай Михайлович Тюкавкин

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: tnm-samara@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6049-897X

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики инноваций

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Валерия Юрьевна Анисимова

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: ipanisimova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8216-5209

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики инноваций

Россия, 443086, Российская Федерация, г.Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. 1. Содномова С.К., Рубцова Н.В. Анализ реализации программы импортозамещения в Российской Федерации // Экономические отношения. 2020. Т. 10, № 1. С. 187–200. DOI: http://doi.org/10.18334/eo.10.1.100700. EDN: https://elibrary.ru/quuixu.
  2. 2. Комков Н.И., Бондарева Н.Н. импортозамещающая стратегия РФ как фактор развития в условиях глобальных вызовов 2017–2019 гг. // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2017. Т. 8, № 4. С. 640–656. DOI: http://doi.org/10.18184/2079-4665.2017.8.4.640-656.
  3. 3. Импортозамещение как новая реальность // Рамблер финансы: официальный сайт. URL: https://finance.rambler.ru/other/44612397-importozameschenie-kak-novaya-realnost (дата обращения: 28.03.2022).
  4. 4. Государственная Программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Утверждена постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года № 328 // СПС «Консультант Плюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162176/8d648bec4eab78b541
  5. d473f109d614c798e52283/.
  6. 5. Статистический бюллетень. Импортозамещение в России: вчера и завтра (февраль 2023 г.). URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/814560067.pdf.
  7. 6. Официальный портал Правительства Самарской области. URL: https://www.samregion.ru.
  8. 7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022. Стат. сб. / Росстат. Москва, 2022. 1122 с. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13204.
  9. 8. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Стратегическое импортозамещение: инвестиционные возможности и приоритеты в условиях глобального кризиса. 2022. URL: https://www.hse.ru/busgov/news/793729004.html.
  10. 9. Колотов К.А. Неоиндустриальное импортозамещение в системе структурных изменений экономики: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01: защищена 15.12.2018. Томск. 2018. 174 с. URL: https://www.dissercat.com/content/neoindustrialnoe-importozameshchenie-v-sisteme-strukturnykh-izmenenii-ekonomiki.
  11. 10. Top-RF.ru: Рейтинги и новости: сайт / агентство деловой информации. Москва, 2022. URL: https://top-rf.ru (дата обращения: 28.03.2022).
  12. 11. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102385609.
  13. 12. Симачев Ю.В., Федюнина А.А., Кузык М.Г. Российская промышленная политика в условиях трансформации системы мирового производства и жестких ограничений // Вопросы экономики. 2022. № 6. С. 5–25. DOI: http://doi.org/10.32609/0042-8736-2022-6-5-25. EDN: https://elibrary.ru/mwjysr.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник Самарского университета. Экономика и управление, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах