Transformation of regional industrial policy in the context of sanctions and priority areas for its development, taking into account the processes of import substitution

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The regional industrial policy of import substitution is currently of particular importance for enterprises that find themselves in a difficult economic situation caused by international sanctions. The regional authorities see the solution to this problem in the development of knowledge-intensive industries, which can be a breakthrough for industrial enterprises in terms of import substitution. The ongoing assistance programs are being implemented for the sustainable development of the region and ensuring its independence from import supplies and broken logistics ties with foreign companies that previously supply equipment and components to enterprises in the Samara region. For the smooth operation of industrial enterprises, conditions are created for state regulation of the industrial complex and its development within the framework of innovative processes, based on the existing potential of all types of resources. For this, the main directions of import substitution with the involvement of the scientific potential of the region have been determined, which makes it possible to form a staff of qualified specialists from the field of science and entrepreneurship. In this situation, predictive analytics, automation of production processes and artificial intelligence are of particular importance. The indexes of industrial production in the Samara region considered in the article for the second half of 2022 show positive trends and opportunities for reorientation, both to new logistics and to import substitution of many types of products to meet the needs of the regional market. The decrease in the export component of the region also led to changes in the regional policy aimed at supporting industrial enterprises and consolidating the business community in terms of existing innovative developments that can be introduced in the near future and create competition for imported components and finished products. At the same time, development programs are being developed with countries interested in cooperating with industrial enterprises of the Samara region.

Full Text

Введение

Самарская область является развитым промышленным центром страны. Промышленность региона в рамках российского промышленного производства занимает достойное место. Однако, как и вся страна в целом, в настоящее время регион испытывает трудности со сбытом продукции после ухода ряда иностранных компаний с нашего рынка.

По мнению аналитиков, в рамках санкций после ухода с отечественного рынка крупных компаний, осуществляющих свою деятельность в промышленном производстве страны, в большей степени пострадали сильные регионы, к которым относится Самарская область с развитой диверсифицированной экономикой и крупными объемами экспортных поставок, так как произошел разрыв многих технологических цепочек в важнейших секторах экономики.

В настоящее время в регионе разработан межведомственный План мероприятий, который, по мнению специалистов, «будет содействовать сохранению занятости в условиях действий санкционных мер. Основой данного Плана являлось постановление Правительства Российской Федерации, где была поставлена задача по обеспечению устойчивости экономики» [1; 2].

Таким образом, необходимо найти достойный выход из сложившейся ситуации, особенно в технологических отраслях, привести их в рабочее состояние и дать возможность развиваться устойчивым производствам, решающим проблему импорта по многим позициям промышленной продукции.

Приоритетное место в реализации федеральной промышленной политики занимают регионы РФ. Учет потенциальных возможностей каждого региона в процессе импортозамещения является основным фактором обеспечения его эффективности и экономической безопасности. В связи с этим возрастает роль региональной промышленной политики в целях развития импортозамещения в санкционных условиях.

На территории Самарской области функционирует более 650 крупных и средних промышленных предприятий. В регионе высокая доля промышленности в структуре ВРП: по данным на 2021 год, она составила 46,1 %. При этом доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей составила 24,9 % [3], то есть регион имеет высокий потенциал для развития импортозамещающих отраслей промышленности. В частности, в Самарской области сконцентрированы такие важные для импортозамещения сферы промышленного производства, как автомобилестроение, аэрокосмическая отрасль.

По итогам 2022 года прогнозируется, что объем валовой региональной продукции, произведенной в Самарской области, превысит 2,1 трлн рублей, что составит более 95 % к 2021 году. Снижение объема ВРП в 2022 году связано с тем, что экономика региона строилась в условиях сложной внешнеэкономической ситуации и действующих санкционных ограничений. Наибольшее влияние международные санкции оказали на такие направления промышленности Самарской области, как автомобилестроение, химия и нефтедобыча.

На сегодняшний день в регионе сформирована достаточно эффективная система государственного регулирования промышленного комплекса: с 2008 года функционирует министерство промышленности и торговли Самарской области, сформирована региональная нормативно-правовая база в области региональной промышленной политики. Однако современные реалии развития отечественной экономики и внешнеэкономические вызовы требуют переформатирования региональной промышленной политики с ориентацией на внедрение отечественных инновационных разработок и импорто-
замещение.

Представленное исследование направлено на изучение и анализ региональной промышленной политики Самарской области, определение особенностей и приоритетных направлений ее развития с учетом процессов импортозамещения в условиях международных санкций. Разработанный межведомственный План мероприятий по поддержке промышленных предприятий в условиях действий санкционных мер позволит максимально оперативно запустить в Самарской области дополнительные механизмы по импортозамещению с привлечением квалифицированных кадров в промышленность региона.

 

Ход исследования

В ходе исследования в качестве источников информации использовались нормативно-правовые источники, регламентирующие систему государственного управления промышленного комплекса на федеральном и региональном уровнях, процесс импортозамещения, документы стратегического планирования промышленности.

Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 01.05.2022) «О промышленной политике в Российской Федерации» дает следующее определение промышленной политики: «Комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции» [4]. Исходя из представленного определения, можно сказать, что этот же комплекс мер, реализуемых на уровне субъекта РФ, будет относиться к региональной промышленной политике.

В Самарской области региональная промышленная политика регламентируется Законом Самарской области от 11 февраля 2004 года № 10-ГД «О промышленной политике в Самарской области» (с изменениями 13.07.2022 № 81-ГД) [5]. Помимо данного закона в регионе действует ряд государственных программ, направленных на развитие промышленного комплекса. Среди них необходимо выделить следующие:

– Государственную программу Самарской области «Развитие промышленности Самарской области и повышение ее конкурентоспособности до 2024 года» [6], утвержденную постановлением Правительства Самарской области от 04.06.2014 № 321;

– Государственную программу Самарской области «Создание благоприятных условий для инвестиционной и инновационной деятельности в Самарской области» на 2014–2030 годы, утвержденную постановлением Правительства Самарской области от 14.11.2013 № 622 [7].

Проблемам формирования и развития промышленной политики в регионах уделено внимание во многих научных исследованиях. В условиях международных санкций актуальность приобретает изучение процесса импортозамещения и внедрения инноваций как одного из направлений реализации региональной промышленной политики. В Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года отводится важная роль обрабатывающим производствам региона в целях инновационного развития [8].

Для обеспечения импортозамещения особое внимание уделяется инновационным технологиям, которые во все времена были востребованными в различных сферах деятельности, а также использованию имеющегося потенциала всех видов ресурсов, без которых получение положительных результатов от внедрения инновационных технологий будет затруднено. Однако следует учесть, что инновационные технологии постоянно трансформируются при изменении рынка труда и могут эффективно создавать, использовать и развивать промышленность региона.

Согласно сложившимся тенденциям на рынке производства, в выигрыше будет тот производитель, который наиболее быстро ориентируется на инновации, что, в свою очередь, решает проблемы потребителя, сохраняя при этом возможность долгосрочного и взаимовыгодного сотрудничества.

Высокотехнологичные предприятия научились управлению во внутренних процессах и применяют эти методы управления. В основном принимаемые решения обозначены такими сферами их деятельности, как:

– технологии производства и их выбор;

– услуги для потребителей и способы поставки;

– основные направления, связанные с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами, которые согласуются с ресурсными возможностями или инвестициями.

Что касается рыночного окружения, то здесь возникает проблема относительно событий, происходящих в рыночной среде, которые даже инновационные предприятия не всегда могут контролировать, так как все, что происходит, – это большинстве случаев не зависящая от них ситуация. При таком воздействии рыночных факторов предприятия могут уйти с рынка в связи с невозможностью им противостоять, остаться могут только те, которые сформировали эффективный менеджмент по инновациям.

По жизнеспособности применяемые технологии можно разделить на два типа. Первые из них будут решать тактическую задачу, такую как применение систем автоматизации в процессе импортозамещения, вторые будут работать в долгосрочном периоде и прогнозировать потребности рынка региональной промышленности.

Использование цифрового пространства может упростить взаимодействие между региональными промышленными субъектами, поэтому в данной связи необходимо выработать общие требования, применяемые в правоотношениях между ними. Преимуществом цифровых технологий является переход к инновационному развитию региональных предприятий с учетом их потенциала.

Создание единого цифрового пространства в рамках высокотехнологичных областей промышленности Самарского региона сможет решить множество поставленных перед ней задач и, в частности, две из них глобальные. Одна из них – это автоматизация процессов производств и управление данными с учетом их структуризации, вторая – привлечение высококвалифицированных кадров на производственные предприятия в рамках развития импортозамещения.

Высокие технологии проникают во все сферы деятельности, развиваются и изменяют способы работы промышленных предприятий как во внешнем пространстве, так и внутри них, видоизменяя отношение и к производству, и к самому труду работающих.

В ближайшем будущем необходимо увеличивать финансовые ресурсы по трем основным направлениям: прогнозной аналитике, автоматизации процессов производства и в искусственном интеллекте. Причем данная проблема является актуальной для всех стран, где следствием является программа «Цифровая экономика», и в ней необходимо урегулировать правовые вопросы по робототехнике и искусственному интеллекту. Например, между Францией и BPI-Groupe в 2014 году была заключена Конвенция о программе инвестиций будущего, где уже предусмотрены инвестиции на автоматизацию и роботизацию промышленности [9; 10].

Самарская область является промышленно развитым регионом Российской Федерации. Регион по отгрузке товаров промышленного производства занимает 11-е место среди субъектов РФ.

На сегодняшний день промышленность региона представлена конкурентоспособными высокотехнологичными отраслями авиакосмической, автомобильной, нефтехимической сфер, а также машиностроения. В регионе находится ряд крупных промышленных предприятий, занимающих высокие позиции в отечественной и мировой экономике: АО «АвтоВАЗ», АО «РКЦ «Прогресс», АО «Тяжмаш», ПАО «Тольяттиазот» (ТОАЗ), ЗАО «АлкоаСМЗ». В регионе сформированы ключевые промышленные кластеры: аэрокосмический, автомобильный и нефтехимический. Автомобильный кластер на
1-м месте по производству легковых автомобилей в России и более 60 % автокомпонентов. Аэрокосмический кластер обеспечивает 100 % пилотируемых запусков в космос в России и 3-е место в мире по производству ракет-носителей. Нефтехимическая промышленность региона занимает 2-е место в РФ по переработке нефти, а также обеспечивает более 20 % производства аммиака [11].

Промышленность Самарской области органично встроена в международные торгово-экономические отношения. Введенные в 2022 году международные экономические санкции отразились на темпах развития промышленных предприятий региона. Динамика промышленного производства в Самарской области на основе данных представлена на рис. 1.

 

Рисунок 1 – Индексы промышленного производства по Самарской области в 2022 году [12]

Figure 1 – Industrial production indices for the Samara region in 2022 [12]

 

По данным, представленным на графике рисунка 1, можно заметить, что с введением санкций в феврале-марте 2022 года произошел резкий спад индексов промышленного производства Самарской области, который продолжался до мая. В апреле-мае было падение индекса промышленного производства около 20 % в сравнении с 2021 годом. С июня можно заметить положительные тенденции в промышленном производстве региона. Такую динамику можно объяснить тем фактом, что большинство предприятий с введением санкций не сразу смогли перестроиться, сформировать новые цепочки поставок комплектующих, определить новые каналы сбыта продукции. В августе показатель индекса промышленного производства составил 103 % по отношении к августу 2021 года На конец анализируемого периода по сравнению с показателем предыдущего года рост промышленного производства в регионе составил 100,4 %. Здесь можно отметить два фактора, повлиявших на такую динамику, – это ускорение процессов импортозамещения ушедшей с рынка импортной продукции вследствие увеличения спроса на продукцию отечественных производителей, а также формирование новых каналов поставок с переориентацией с европейского на азиатские рынки и применение параллельного импорта.

Можно считать, что в обеспечении устойчивости промышленного производства в условиях экономических санкций немаловажную роль сыграла региональная промышленная политика. Прежде чем рассмотреть и проанализировать систему функционирования региональной промышленной политики Самарской области, хотелось бы обратить внимание на структуру внешнеторгового оборота промышленной продукции в регионе. На рисунке 2 представлена структура экспорта и импорта промышленной продукции Самарской области в 2021 году.

 

Рисунок 2 – Структура экспорта и импорта промышленной продукции Самарской области в 2021 году [12]

Figure 2 – Structure of exports and imports of industrial products of the Samara region in 2021 [12]

 

В структуре экспорта промышленной продукции Самарской области наибольшую долю составляет экспорт продукции химической промышленности. Такая структура обусловлена тем, что Самарская область занимает лидирующие позиции в мире по экспорту аммиака. Также пятую часть экспорта региона составляли машины и оборудование, это обусловлено тем, что в 2021 году АО «АвтоВАЗ» поставило на экспорт 35,8 тыс. автомобилей, увеличив рост показателя на 9,4 %. Также в структуре экспорта региона высокая доля металла и металлических изделий. Всего экспорт промышленной продукции в Самарской области в 2021 году составил около 2,1 млрд долл.

С введением экономических санкций были нарушены каналы сбыта продукции на экспорт, в частности, возникали сложности с аммиакопроводом в Европу. Также возникли проблемы в экспорте в связи с ограничением международных платежей. Поэтому одной из задач региональной промышленной политики должна стать поддержка региональных экспортеров промышленной продукции.

Импорт продукции промышленного производства в 2021 году составил около 1,9 млрд долл. В структуре импорта промышленной продукции Самарской области наибольшую долю, равную. 62,8 %, занимает импорт машиностроительной продукции, в состав которой включена продукция
автомобилестроения. Значительную долю в региональном импорте занимает импорт металлических изделий и химической продукции.

Таким образом, можно сделать вывод, что в региональной экономике, несмотря на достаточно высокий уровень импорта, есть потенциальные возможности импортозамещения ушедших с отечественного рынка товаров промышленного производства.

Региональная промышленная политика на сегодняшний день является важнейшим инструментом поддержки промышленного комплекса региона и развития процессов импортозамещения. В условиях недостаточно эффективных институциональных, финансовых механизмов развития импортозамещения необходим кардинальный пересмотр устоявшейся за эти годы промышленной политики.

В связи с этим важен анализ реализации промышленной политики Самарской области в целях импортозамещения в условиях внешних экономических санкций.

Региональная промышленная политика реализуется на основе Закона Самарской области от 11 февраля 2004 года № 10-ГД «О промышленной политике в Самарской области» с изменениями от 13 июля 2022 года.

Поддержка импортозамещения в рамках региональной промышленной политики представлена в двух направлениях: финансовом и организационном. В рамках финансовой поддержки используются два инструмента – это Государственный фонд развития промышленности Самарской области и Государственная программа «Развитие промышленности Самарской области и повышение ее конкурентоспособности до 2024 года», средства которых направлены на развитие конкурентоспособного промышленного комплекса в регионе. Организационная поддержка импортозамещения проводится в рамках общей экономической политики посредством онлайн-сервиса «Биржа импортозамещения» реализуемого на электронной торговой площадке Газпромбанка на базе Государственной информационной системы промышленности.

Помимо этого, в Самарской области в рамках региональной промышленной политики запланированы и реализуются ряд мероприятий в целях развития импортозамещения:

1) Предоставление промышленным предприятиям региона субсидий в целях возмещения затрат, связанных с модернизацией, техническим перевооружением, НИОКР;

2) Организация и проведение маркет-фестивалей;

3) Создание Центра импортозамещения для оказания помощи предприятиям, зависимым от импортного сырья, материалов, оборудования и комплектующих к нему;

4) Организация бизнес-миссий для представителей промышленных предприятий региона в зарубежные страны для налаживания связей с потенциальными партнерами.

В Самарской области осуществляет свою деятельность Центр импортозамещения, созданный на базе «Клуба экспортеров» при поддержке Министерства экономического развития и инвестиций Самарской области. Основная цель создания данного центра – это оперативное и своевременное решение проблем зависимости промышленных предприятий региона от импортного сырья, оборудования, комплектующих и программного обеспечения за счет содействия замещению источников импорта, созданию отечественных производств либо расширению номенклатуры российских предприятий.

Таким образом, в Самарской области при реализации региональной промышленной политики используются инструменты поддержки, применяемые на федеральном уровне. В частности, сформирована структура, позволяющая оперативно решать проблемы, связанные с импортозамещением необходимой для промышленного производства продукции. Скоординированы взаимосвязи между региональными органами исполнительной власти и координирующими общественными организациями в сфере внешнеэкономической деятельности региона. Тем не менее для дальнейшего совершенствования региональной промышленной политики необходимо сделать акцент на повышении импортозамещающего потенциала регионального промышленного комплекса.

Согласно проведенным исследованиям, можно констатировать, что Самарский регион синергетически подготовлен реализовывать и внедрять научные изыскания, а также эксперименты по новым и наиболее перспективным и прорывным направлениям наукоемкой продукции. При этом регион может быть инвестиционно привлекательным за счет увеличения объема выпуска передовых технологий и высокотехнологичной продукции, а также за счет повышения конкурентоспособности продукции самарских отраслевых кластеров.

Сложившаяся ситуация, связанная с уходом многих иностранных компаний с российского рынка, способствует интеграции потенциалов научно-производственного комплекса, налаживанию производственных и научных связей между крупными промышленными предприятиями и малым наукоемким предпринимательством, в том числе в части трансфера новых технологических решений и инновационных разработок [13; 14].

Проанализируем динамику показателей инновационной деятельности предприятий Самарской области (рис. 3).

 

Рисунок 3 – Динамика показателей, характеризующих эффективность инновационной деятельности предприятий Самарской области в 2019–2021 гг. [12]

Figure 3 – Dynamics of indicators characterizing the efficiency of innovative activity of enterprises of the Samara region in 2019–2021 [12]

 

В Самарской области за период 2019–2021 гг. уровень инновационной активности предприятий увеличился на 8 %, а удельный вес предприятий, осуществлявших в регионе технологические инновации, вырос на 6,2 %, и достиг значения в 29,8 %. Представленные данные свидетельствуют о расширении инновационной деятельности в регионе, и не последнюю роль в этом процессе играет государственная и региональная поддержка инновационной деятельности.

Формирование и развитие нового видения рыночной инфраструктуры должны создаваться в интересах малых и средних инновационных предприятий, имеющих прежде всего результаты научных исследований и разработок, а также проектов с инновационной составляющей, которые могут развиваться в крупном бизнесе. При этом необходим механизм по оказанию помощи в создании и развитии малых инновационных предприятий, предназначенных для реализации исследований и разработок. Таким образом, есть возможность реализации научно-технических проектов и программ, направленных на создание наукоемких технологий и конкурентоспособной продукции, ускоренное их освоение в производстве [15; 16].

Не стоит забывать и о ситуации обучения и подготовки инновационных предпринимателей и специалистов в сфере инновационного менеджмента и маркетинга инноваций, а также повышении уровня их профессиональных, правовых, экономических и управленческих знаний.

 

Заключение

Инновационный путь предприятий достаточно сложен, однако его активное развитие без использования инновационных технологий невозможно. Понимание приоритетов в разработке и внедрении инновационных технологий в производственном процессе промышленных предприятий в рамках импортозамещения позволит развивать конкурентные производства Самарского региона.

Пути инновационного развития важны и для развития творческого потенциала, а формирование инициативных групп позволит повысить качество и количество инноваций и обеспечит положительный результат инновационной деятельности предприятий в целом.

Инновационный вариант развития экономики региона, который может базироваться на интенсивных структурных сдвигах в пользу высокотехнологичных секторов экономики, предполагает значительные объемы капитальных вложений и более высокие темпы роста по сравнению с вариантом инерционного развития, которое наблюдалось в последнее десятилетие [17].

Предпосылками импортозамещения являются такие факторы, как наличие в г.о. Самара высокотехнологичного авиационно-космического кластера, мощных научных школ и баз для подготовки высококвалифицированных специалистов, инфраструктуры поддержки инноваций, позитивного практического опыта работы по организации поддержки и продвижения инновационных проектов. Для реального решения вопроса по импортозамещению необходимо:

  • - создание оптимальных условий для взаимодействия представителей бизнес-структур и ученых со всеми возможными инструментами поддержки;
  • - содействие развитию сложившихся и формирующихся территориальных кластеров Самарского региона, в первую очередь авиационно-космических;
  • - обеспечение эффективной синергии в условиях территориальной близости партнерства бизнес-сообщества, инновационных компаний, органов власти;
  • - решение вопросов кооперации малого и среднего инновационного предпринимательства, коллективов ученых и разработчиков для опережающего развития экспортно ориентированных инновационных производств;
  • - содействие обеспечению технологической и экономической безопасности России.

Таким образом, Самарский регион стоит на пути формирования территориальной инновационной системы, ориентированной на эффективное использование научно-технического потенциала региона с целью импортозамещения на основе наукоемких технологий для реализации региональных целевых инновационных программ и проектов.

×

About the authors

Tatyana A. Oruch

Volga Region State University of Service

Author for correspondence.
Email: oruch_t@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2398-5298

Candidate of Economics, associate professor of the Department of Economics and Business

Russian Federation, 4, Gagarina Street, Togliatti, 445017, Russian Federation

Tatyana A. Zhuravleva

Volga Region State University of Service

Email: tatiana502007zhuravleva@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-5647-9802

Candidate of Economics, associate professor of the Department of Economics and Business

Russian Federation, 4, Gagarina Street, Togliatti, 445017, Russian Federation

References

  1. Federal Law № 46-FZ as of March 8, 2022 «On Amendments Being Made to Certain Legislative Acts of the Russian Federation». Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203080001 (accessed 02.03.2023). (In Russ.)
  2. Interdepartmental action Plan for maintaining employment in the context of sanctions measures for 2022. Available at: https://trud.samregion.ru/2022/03/17/uroven-zanyatosti-v-regione-pod-nadezhnym-kontrolem/ (accessed 02.03.2023). (In Russ.)
  3. Ministry of Industry and Trade of the Samara Region. Samara region in figures. Available at: https://economy.samregion.ru/activity/ekonomika/values_so/ (accessed 01.03.2023). (In Russ.)
  4. Federal Law as of December 31, 2014 № 488-FZ (as amended on December 5, 2022) «On Industrial Policy in the Russian Federation». Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119. (In Russ.)
  5. Law of the Samara region «On industrial policy in the Samara region» dated 04.06.2004 № 10-GD. Retrieved from the official website of the Ministry of Industry and Trade of the Samara Region – as amended on 13.07.2022. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=156027275&backlink=1&&nd=156011275. (In Russ.)
  6. Decree of the Government of the Samara Region «On approval of the state program of the Samara Region «Development of the industry of the Samara Region and increasing its competitiveness until 2024»» dated 04.06.2014 № 321. Retrieved from the official website of the Ministry of Industry and Trade of the Samara Region – as amended on 29.04.2022. Available at: https://minprom.samregion.ru/wp-content/uploads/sites/9/
  7. /05/321.pdf. (In Russ.)
  8. Decree of the Government of the Samara Region «On Approval of the State Program of the Samara Region «Creating Favorable Conditions for Investment and Innovation Activities in the Samara Region» for 2014–2030 dated November 14, 2013 № 622]. Retrieved from the electronic fund of regulatory-technical and regulatory information Consortium «Kodeks». As amended on 14.09.2022. Available at: https://docs.cntd.ru/
  9. document/464008199. (In Russ.)
  10. Decree of the Government of the Samara Region «On the Strategy for the Social and Economic Development of the Samara Region for the period up to 2030» dated July 12, 2017 № 441. Retrieved from the electronic fund of regulatory-technical and regulatory information Consortium «Kodeks». As amended on 28.06.2022. Available at: https://docs.cntd.ru/document/450278243. (In Russ.)
  11. Arkhipov V.V., Naumov V.B. On certain issues of theoretic grounds for development of robotics legislation: aspects of will and legal personality. Zakon, 2017, no. 5, pp. 157–170. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29144841. EDN: https://elibrary.ru/ynuesf. (In Russ.)
  12. Heshmati A. A Review of the Circular Economy and its Implementation. Discussion Paper, December, 2015, no. 9611, p. 3. Available at: https://docs.iza.org/dp9611.pdf (accessed 25.02.2020) (In Russ.)
  13. Ministry of Economic Development and Investments of the Samara Region. Available at: http://economy.samregion.ru/activity/ekonomika/values_so/#prom (accessed 01.03.2023). (In Russ.)
  14. Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Samara Region. Updated monthly. Available at: https://samarastat.gks.ru (accessed 25.02.2023). (In Russ.)
  15. Guseva D.A., Mironova E.A. Theoretical approaches to the study of innovative activity of the regional industrial complex. Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie = Vestnik of Samara University. Economics and Management, 2022, vol. 13, no. 2, pp. 23–31. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0461-2022-13-2-23-31. (In Russ.)
  16. Alpenberg Jan, Wnuk-Pel Tomasz, Henebäck Amanda. Environmental Orientation in Swedish Local Governments. Sustainability, 2018, vol. 10, issue 2, p. 459. DOI: https://doi.org/10.3390/su10020459.
  17. Abdikeev N.M. Import substitution in high-tech industries under external sanctions. Management sciences, 2022, vol. 12, no. 3, pp. 53–69. DOI: http://doi.org/10.26794/2304-022X-2022-12-3-53-69. (In Russ.)
  18. Kirchherr Julian, Reike Denise, Hekkert Marko. Conceptualizing the Circular Economy: An Analysis of 114 Definitions. Resources, Conservation & Recycling, 2017, vol. 127, p. 221–232. DOI: http://doi.org/
  19. 1016/j.resconrec.2017.09.005.
  20. Krishtal I.S., Shavina E.V. National technology initiative within the framework of industrial policy implementation and regional development. Geoeconomics of Energetics, 2022, vol. 19, no. 3, pp. 137–165. DOI: http://doi.org/10.48137/26870703_2022_19_3_137. EDN: https://elibrary.ru/ksbapx. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Vestnik of Samara University. Economics and Management

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies