Меры поддержки малого и среднего бизнеса в период кризиса на примере легкой промышленности
- Авторы: Денисова И.В.1, Антонов В.Г.2
-
Учреждения:
- Государственный университет управления
- РАНХиГС
- Выпуск: Том 14, № 1 (2023)
- Страницы: 19-25
- Раздел: ЭКОНОМИКА
- URL: https://journals.ssau.ru/eco/article/view/20223
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0461-2023-14-1-19-25
- ID: 20223
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной статье рассматривается актуальность диверсификации в текущих экономических условиях как один из возможных путей развития малого и среднего предпринимательства и повышения его стратегической устойчивости, эффективности и гибкости в сегодняшних непростых экономических условиях. Авторами обозначен ряд проблем, которые существуют сегодня в легкой промышленности и представлены возможные пути решения данных проблем, которые находят свое выражение в необходимости государственной поддержки, в первую очередь административной, предприятий малого и среднего бизнеса с целью эффективного импортозамещения. Основной акцент авторы делают на необходимость тесного сотрудничества бизнеса малого и среднего бизнеса и государства, так как именно малый и средний бизнес способны снизить воздействие санкций на российскую и экономику и стать драйверами роста. И огромная потребность в данном сотрудничестве есть именно сейчас, когда достаточно много иностранных производителей остановили производства и поставки на территории России, тем самым предоставив широкие возможности для российских предприятий занять полочное пространство российских ретейлеров. Опираясь на данное исследование, авторы делают выводы, что малый и средний бизнес – хорошая основа для использования инновационных технологий в производстве разнообразных продуктов в силу гибкости и мобильности, но, к сожалению, в своем большинстве не располагающий достаточными финансовыми возможностями для инновационной деятельности, и это еще один путь тесного сотрудничества малого и среднего бизнеса, но уже с крупным бизнесом, модератором которого должно стать государство.
Полный текст
Введение
Актуальность данной темы обоснована тем, что в сегодняшней непростой экономической ситуации многие предприятия малого и среднего бизнеса находятся на грани выживания, при этом ряд предприятий в период пандемии устояли и продолжали успешно развиваться, пойдя по пути диверсификации деятельности.
Целью данной работы являются обоснование необходимости поддержки предприятий малого и среднего бизнеса в кризис и поиск конкретных путей решения для бизнеса в сложившейся экономической ситуации.
Высокая доля импорта сырья и оборудования, послужившая причиной роста товарной зависимости государства от зарубежных стран, устаревшее оборудование, социальная и кадровая проблема, заключающаяся в нехватке высококвалифицированных специалистов, управленческих кадров, основных и вспомогательных рабочих по всем технологическим переходам, – все это характеризует кризис в легкой промышленности. В отличие, например, от металлургической промышленности, в которой проблема состоит в первую очередь в том, что мощности превышают внутреннее потребление, а экспорт в сегодняшних условиях крайне ограничен.
Сейчас перед экономикой стоят вызовы, связанные с неопределенностью на рынках, вызванной в том числе введенными ограничениями. Чтобы с этими вызовами бороться, нужны новые драйверы роста – создание импортозамещающих производств. Для этого необходимо привлекать ресурсы – бюджетные и внебюджетные, разделять риски, в том числе между банками и институтами развития. В результате будет создана база, которая станет новой промышленной основой страны, отметил Петр Фрадков на пленарном заседании Национального промышленного саммита «Промышленная политика в новых реалиях»1. Если раньше думали, что рынок сам все может урегулировать, то сейчас есть четкое понимание, что без государственных регуляторов не обойтись. Минимизация убытков, снижение рисков, защита и повышение эффективности финансовых вложений – вот основные направления деятельности компаний в кризис.
Легкая промышленность в России будет успешно развиваться и функционировать в том случае, если государство обратит пристальное внимание на эту отрасль [1]. Необходима серьезная государственная поддержка предприятий в части субсидирования модернизации, чтобы у компаний была возможность технически обновлять оборудование и внедрять новые технологии, так как уже было отмечено, что многие предприятия легкой промышленности работают на очень устаревшем оборудовании, которому не один десяток лет и которое не позволяет выпускать более современную и конкурентоспособную на мировом рынке продукцию.
Многие предприятия легкой промышленности сейчас находятся в сложной ситуации, некоторые прекратили свою деятельность. Как показывает практика, предприятия, которые в период пандемии смогли диверсифицировать свою деятельность, сейчас продолжают успешно развиваться. Но в целом отрасль демонстрирует снижение показателей уже не один десяток лет. И не только тому виной устаревшее оборудование и технологии производства. Кризис в легкой промышленности характеризуется также недостатком собственных оборотных средств и неплатежами. Все мы знаем отсрочки платежа ретейлеров 90–120 дней, а где-то и договора комиссии. В отличие, например, от пищевой отрасли, в которой на законодательном уровне закреплена максимальная отсрочка в 40 календарных дней2.
События последних месяцев открыли широкие возможности для предприятий легкой промышленности. За последние месяцы из России ушло много иностранных брендов, официально присутствовать у нас они не могут, но никто не отменял контрактное производство. И в этой ситуации поддержка государства в увеличении производственных мощностей может оказаться очень кстати. Российское производство может быть реальной альтернативой для брендов, нацеленных на «средний» ценовой сегмент [2]. Но смогут ли российские производители воспользоваться сложившейся ситуацией?
Рассматривая возможные способы поддержки бизнеса, следует обратить внимание также на льготное финансирование, субсидирование модернизации производств в рамках импортозамещения, содействие диверсификации малого и среднего бизнеса со стороны государственных институтов, помощь в подготовке кадров.
Именно сегодня Россия, вовлеченная в мировой финансовый кризис, имеет все шансы не только снизить высокий уровень монополизации и сырьевой направленности своей экономики, но и начать ее планомерную диверсификацию.
Методы и материалы
В многочисленных публикациях российских ученых затрагивается тема необходимости введения мер поддержки предприятий малого и среднего бизнеса для возможности их последующей диверсификации с целью повышения устойчивости бизнеса в условиях нестабильной экономической ситуации. Теоретической основой для исследования направлений мер поддержки малого и среднего бизнеса послужили труды Е.К. Карпуниной, Е.Г. Дегтяревой, А.В. Кравченко, А.В. Генераловой и других авторов.
Экономический кризис – это путь к оздоровлению экономики, это процесс санации экономической системы, ее очищения от различных явлений, таких как спекулятивный перегрев, высокая коррупционность, чрезмерный монополизм отдельных структур и других, становящихся серьезным тормозом на пути ее прогрессивного развития. И в этом смысле экономический кризис – это шанс перехода страны к качественно более высокому уровню экономического развития. Не упустить этот шанс – дело профессионализма и ответственности [3].
Сейчас в отрасли легкой промышленности как никогда актуальна стратегия диверсификации, которая в силу последних политических и экономических событий, а именно ухода большого числа иностранных предприятий с российского рынка, открывает широкие возможности для российских предпринимателей. В основном предприятия прибегают к стратегии диверсификации, когда все остальные варианты развития предприятия исчерпаны или предприятие находится в кризисном положении. В основном диверсификация происходит за счет развития внутри компании. Внутренняя диверсификация направлена на эффективное перемещение человеческих ресурсов и производственных мощностей, что способствует повышению производительности [4]. Диверсификация в кризис может снижать риски, а может и создавать новые. По словам Н.В. Линдер, диверсификация – это «самостоятельная стратегическая альтернатива, способствует обеспечению рыночной маневренности промышленной компании» [5].
Диверсификация – это подход, позволяющий повысить эффективность бизнеса и снизить риски.
По словам Н.Б. Рудык, диверсификация – это процесс проникновения корпораций в новые отрасли производства и географические сегменты рынка с целью снижения риска и стабилизации потоков денежных средств, поступающих от этих операций [6]. Одной из основных задач менеджмента диверсифицированной компании является выбор для этого подходящих отраслей и компаний [7].
Результаты исследования и их обсуждение
Именно в кризис компании нуждаются в комплексных государственных программах поддержки диверсификации, которые в свою очередь будут локомотивом политики импортозамещения. Одна из задач государственной поддержки – это стимулирование компаний для проведения политики диверсификации в приоритетные для государства отрасли, которая должна реализовываться и в длинных и дешевых кредитных продуктах, в и налоговых льготах, и в субсидиях на НИОКР (научно-иссле-
довательские и конструкторские работы), и дешевой аренды производственных площадей.
И здесь крайне важной становится государственная поддержка не только крупного, а в первую очередь мелкого и среднего бизнеса (с количеством занятых на предприятии до 250 чел. и ежемесячным оборотом до 150 тыс. руб.), с прицелом на производственную сферу. Кризис только увеличивает важность поддержки и расширения предпринимательской инициативы в формате малого бизнеса.
В июле 2020 г. Президентом России В.В. Путиным Правительству было дано поручение подготовить предложения по уточнению национального проекта по поддержке МСП (малое и среднее предпринимательство). На заседании проектного комитета 29 сентября 2020 г. был утвержден новый паспорт национального проекта. В нем сократилось количество федеральных проектов до четырех вместо пяти, в модернизированном виде сохранились такие федеральные проекты поддержки, как «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» и «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса». Были добавлены новые федеральные проекты поддержки: 1) проект, направленный на создание цифровой платформы для дистанционного доступа МСП к мерам господдержки; 2) федеральный проект, позволяющий создавать благоприятные условия для работы самозанятых граждан [8].
Но на сегодняшний день субсидии на реализацию мероприятий по диверсификации выделяются только предприятиям оборонно-промышленного комплекса. Но стоит обратить внимание на опыт других стран, в частности на Турцию, которая выбирает сегмент и предоставляет ему преференции, в результате, пользуясь выгодными условиями, сегмент получает сверхприбыль, постепенно льготы отменяются, а сверхприбыль идет в пользу государства, помимо этого, государство получает еще и хорошо развитый сегмент отрасли. Системные государственные меры, направленные на поддержку диверсификации промышленных предприятий, позволят выжить и продолжить развитие предприятиям, в условиях разрушенных кооперационных и логистических цепочек. Бизнес активно работает по переориентации рынков. Трансформация кооперационных и логистических цепочек будет происходит независимо от государства. Но государство, устанавливая правила игры диверсификации, может расставить отраслевые приоритеты и стимулировать более быстрое развитие в сторону технологического суверенитета. Опираясь на высказывания ученых, мы видим, что одним из решений улучшения ситуации в отрасли является диверсификация. Она дает возможность переключить ресурсы предприятия на наиболее перспективный на данный момент сегмент рынка с целью повышения эффективности финансовых вложений стейкхолдеров.
Принято говорить, что диверсификация касается только крупного бизнеса, но практика показывает, что сегодня, имея в своем портфеле незадействованные ресурсы, в первую очередь финансовые и трудовые, малый и средний бизнес делает шаги в сторону диверсификации. И государство может помочь бизнесу в этом, а также подкорректировать под нужды отрасли.
Именно малый бизнес способен уменьшить негативное воздействие санкций на российскую экономику в сложный период, так как практика показывает, что по сравнению с крупными предприятия небольшие и средние предприятия более гибки, мобильны и адаптивны. Именно они имеют возможность взять на себя функции по созданию новых рабочих мест, что повлечет снижение уровня безработицы и в целом социальной напряженности.
Помимо этого, малый бизнес – хорошая основа для использования инновационных технологий в производстве разнообразных продуктов (работ, услуг), так как его мобильность позволяет максимально быстро внедрять новые технологии, а риск потерь в случае неудач, безусловно, не столь обширен, как в ситуации с крупным бизнесом. И здесь крайне важна кооперация крупного бизнеса с малым и средним, но при этом роль модератора должно взять на себя государство, так как, к сожалению, крупный бизнес крайне несерьезно относится к МСП. Но, как показывает опыт других стран, именно малый и средний бизнес может и должен играть решающую роль в экономике.
Для развития инновационных технологий необходимо на государственном уровне воссоздать отраслевые научно-технические комплексы. Говорить о глобальных разработках в данной отрасли сейчас кажется неуместным, но пойти по пути, например, Китая или Турции на сегодняшний день видится целесообразным, они во время перестройки 90-х годов скопировали наше оборудование и начали свое производство.
В Подмосковье совместно с Корпорацией МСП была разработана программа субсидирования процентной ставки, опираясь на перечень импортозамещающих ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Московская область определила приоритетные отрасли для импортозамещения, в которые вошла швейная промышленность. Происходит синергия бюджетов, и появляется возможность поддержать именно приоритетные для региона отрасли, которые позволят реализовать политику в сфере импортозамещения, создать новые рабочие места3.
Понятно, что без накопления человеческого капитала невозможен инновационный вектор. Сегодня основная проблема многих предприятий производственной сферы – это отсутствие квалифицированных кадров. Отрасль испытывает колоссальный недостаток в квалифицированных специалистах, в первую очередь среди швей и закройщиков. Средний возраст работающих на швейных предприятиях 45 +. В условиях дефицита кадров различных уровней квалификации в текстильной промышленности необходимо развивать и популяризировать соответствующие программы образования в профильных учебных заведениях различного уровня. Стоит обратить внимание на опыт соседнего государства – Белоруссии, в котором образовательные учреждения готовят столько кадров, сколько требуется производствам, и при этом на бюджетной основе. Помимо квалифицированной команды специалистов для успешной реализации проектов требуются значительные финансовые ресурсы. И нередки ситуации, когда компании не рассчитывают должным образом предполагаемые затраты, и проекты прекращают свое существование именно по причине недостатка финансов.
Основной особенностью организации проведения процесса диверсификации в условиях кризиса является необходимость в первую очередь планирования учета отраслевых особенностей. В основном бизнес осуществляет планирование централизованно, но в ситуации кризиса необходимо прибегать к децентрализации, что позволит постоянно корректировать данные, оценивать риски, а в случае, если направление бизнеса приносит убытки, следует задуматься над сменой вектора диверсификации. Также необходимо своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка [9].
Сегодняшняя российская, да и мировая экономическая ситуация заставляет постоянно держать руку на пульсе, нужно смотреть как минимум на шаг вперед. Топ-менеджмент компаний должен быть достаточно гибким и легко адаптироваться, учитывая быстроменяющиеся реалии. Мы живем в век постоянно меняющихся технологий, помимо этого, потребитель становится все более требовательным, ему есть из чего выбирать. И менеджмент компании должен думать не только о том, что производить, но и как продавать. Сегодня мы имеем очень избирательного потребителя, который хочет не только получить необходимый ему товар, но и удобным для него способом. Становится крайне важно для предприятия найти свою целевую аудиторию, своего потребителя. Диверсификация дает возможность переключить ресурсы предприятия на наиболее перспективный на данный момент сегмент рынка с целью повышения эффективности финансовых вложений стейкхолдеров. Анализируя компании, прибегающие к диверсификации, стоит сказать, что сегодня изменились и мотивы, побужда-
ющие компании прибегать к стратегии диверсификации, в первую очередь это возможность застраховаться от спада [10]. Если говорить о долгосрочной перспективе, отказываясь от диверсификации, компании лишают себя огромных возможностей [11].
Заключение
В заключение стоит сказать, что компании, выбирая диверсификацию, пытаются повысить устойчивость бизнеса в условиях быстроменяющейся конъюнктуры рынка, хотя иногда просто пытаются использовать подвернувшуюся возможность поменять или расширить сферы деятельности предприятия. Отрасли, которые выбирают компании для осуществления диверсификации, должны быть привлекательными с точки зрения их структуры или должны быть потенциально способны обеспечить такую привлекательность. Часто компании игнорируют критерий привлекательности из-за слишком высокого барьера входа. И чаще всего выбор падает на отрасль, которая проще для уже существу-
ющего бизнеса, но сталкиваются с невыгодностью структуры отрасли. Практика показывает, что отрасли, имеющие серьезные барьеры для входа, более удобны для диверсификации, так как конкуренция в них значительно ниже из-за высоких порогов входа.
Сегодняшняя ситуация диктует свои правила, и государственная поддержка диверсификации с целью реализации политики импортозамещения может помочь российским компаниям выбрать не только отрасли с низким барьером входа, но с более высокой конкуренцией, а наоборот, менее конкурентные на данный момент отрасли, но имеющие хороший потенциал для развития. Однако они на сегодняшний момент малопривлекательны для малого и среднего бизнеса в силу их высокого входа и нарушенных логистических цепочек. Комплексная государственная программа поддержки диверсификации, закрепленная в нормативных актах, станет большим подспорьем МСП в переориентации на другие отрасли. Бизнес нуждается не только в адресной помощи государства, но и в формировании новых цепочек создания ценности. Требуется некий регулятор, и эта практика не является чем-то новым, «во многих странах на первых этапах диверсификации применялась политика протекционизма, в том числе высокие пошлины или квотирование импорта потребительских и промышленных товаров, субсидирование экспортеров наряду с освобождением от пошлин, импортируемых оборудования и технологий» [12]. Необходимо создать условия, чтобы малый и средний производственный бизнес получил более широкие возможности для освоения новых видов деятельности, в первую очередь это гарантированность сбыта, минимальная доходность, снижение административных барьеров. Но уже сейчас мы столкнулись в легкой промышленности с неоднозначной ситуацией. Параллельный импорт, разрешенный законодательно, повлечет за собой поток не очень качественных, но и бюджетных подделок. Безусловно, в каких-то отраслях без него не обойтись, но безоговорочно ли для всех товаров? Государство, защищая производителей от дешевых импортных товаров, будет только стимулировать развитие технологического суверенитета.
1 Петр Фрадков: создание импортозамещающих производств ляжет в основу новой промышленной политики страны. URL: https://www.psbank.ru/Bank/Press/News/2022/05/26-01 (дата обращения: 12.06.2022).
2 Закон Российской Федерации «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ // Российская газета. 2009. Ст. 9, с изм. и допол., в ред. от 01.04.2022.
3 Новая мера поддержки для МСП появилась в Подмосковье // Правительство Московской области. URL: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/novaya-mera-podderzhki-dlya-msp-poyavilas-v-
podmoskove (дата обращения: 26.04.2022).
Об авторах
Ирина Владимировна Денисова
Государственный университет управления
Автор, ответственный за переписку.
Email: idenisova@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0001-6509-5344
преподаватель
Россия, 109542, Российская Федерация, г. Москва, Рязанский проспект, 99, стр. 1Виктор Глебович Антонов
РАНХиГС
Email: v.antonov1949@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-6491-6849
доктор экономических наук, профессор
Россия, 127273, Российская Федерация, г. Москва, Сигнальный проезд, 23Список литературы
- 1. Томпсон-мл. А.А., Стрикленд III А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа: пер. с англ. 12-е изд. Москва: Издательский дом «Вильямс». 2008. 928 с. URL: https://finances.social/menedjment-strategicheskiy/strategicheskiy-menedjment-kontseptsii.html.
- 2. Картавая М.Н. Состояние и проблемы развития легкой промышленности // Молодой ученый. 2017. № 6 (140). С. 46–48. URL: https://moluch.ru/archive/140/39376 (дата обращения: 28.05.2022); https://elibrary.ru/item.asp?id=28395478. EDN: https://elibrary.ru/xxjvlr.
- 3. Карпунина Е.К. Направления реализации диверсификации в повышении конкурентоспособности предпринимательства в период кризиса // Социально-экономические явления и процессы. 2009. № 3 (015). С. 21–23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-realizatsii-diversifikatsii-v-povyshenii-konkurentosposobnosti-predprinimatelstva-v-period-krizisa.
- 4. Портер М. Международная конкуренция: пер. с англ. под ред. и с предисл. В.Д. Щетинина. Москва: Международные отношения, 1993. 896 c. URL: https://djvu.online/file/1TRfy9Hmq6M4j.
- 5. Линдер Н.В. Стратегии диверсифицированного роста и определения оптимальных границ крупных промышленных бизнес-групп // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2014. № 1 (82). С. 90–99. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21491242. EDN: https://elibrary.ru/schpuh.
- 6. Рудык Н.Б. Конгломеративные слияния и поглощения: Книга о пользе и вреде непрофильных активов: учеб.-практическое пособие. Москва: Дело, 2005. 224 с. URL: https://dracobook.xyz/books/konglomerativnyie-sliyaniya-i.
- 7. Кравченко А.В., Генералова А.В. Современные проблемы развития отечественной легкой промышленности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 801–805. URL: https://e-koncept.ru/2016/96073.htm (дата обращения: 27.05.2022).
- 8. Дегтярева Е.Г. Государственная поддержка предприятий малого и среднего предпринимательства. Московской области в современных условиях // Вестник Университета. 2021. № 11. С. 66–72. DOI: http://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-11-66-72.
- 9. Стоит ли проводить диверсификацию? // Стратегии роста: пер. с англ. Констанинос Маркидес. Москва: Альпина Бизнес Бук, 2008. 213 с.
- 10. Денисова И.В., Антонов В.Г. Анализ зарубежного опыта управления процессами диверсификации и возможности применения его отдельных аспектов на российском рынке // Экономика и предпринимательство. 2021. № 11 (136). С. 302–305. DOI: https://doi.org/10.34925/EIP.2021.11.136.063. EDN: https://elibrary.ru/eugvhq.
- 11. Шестакова Е.В. Диверсификация компании: особенности планирования // Справочник экономиста. 2013. № 1. URL: https://www.cfin.ru/management/strategy/holdings/diversification.shtml (дата обращения: 28.05.2022).
- 12. Жулина Е.Г., Мягкова Т.Л., Кацуба О.Б. Диверсификация деятельности предприятия // Управление персоналом. Москва, 2006. URL: http://www.ipr-ras.ru/wp-content/uploads/2021/12/Источник-заимствований-2.pdf.