Инновационный проект как процесс преобразований

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Для развития экономики, достижения целей стратегического развития государства все большее внимание уделяется управлению инновациями и проектами, реализуемыми на их основе. Начиная с 2005 года в России были утверждены основные направления государственной политики в области развития науки и инноваций, и с тех пор понятие «инновационный проект», объединившее в себе два термина – «инновации» и «проект», стало особо значимым для развития науки и экономики России. В статье проводится краткий экскурс в историческое образование термина: рассмотрены мысли древнегреческих философов, ставших основоположниками термина: Аристотеля, Й. Шумпетера, которые вкладывали в термин значение новшества, нововведения, а также творческой деятельности, в результате которой производители создают новый продукт или услугу, ранее незнакомую населению или рынку, или наделяют уже известные объекты новыми свойствами. В работе определено, что инновационный проект представляет собой комплексный процесс, который, в свою очередь, может быть рассмотрен с трех позиций: в качестве новых знаний, с точки зрения внедрения инноваций в практическую деятельность и в качестве распространения инновационного опыта в различные сферы общественной жизни. В настоящей работе содержаттся исторический экскурс в понятие инновационного проекта, анализ теоретических подходов к определению термина «инновационный проект», обзор определений, данных отечественными и зарубежными авторами в их исследованиях, исследована роль инноваций в современной экономической науке. Особое внимание уделено исследованию определения, сущности, критериев инновационных проектов в рамках Международного стандарта по управлению проектами ISO 21500:2012. Помимо этого, рассмотрены этапы реализации инновационных проектов на предприятии, а также содержание, характеристика, классификация и особенности реализации инновационных проектов в рамках деятельности предприятий в современных экономических условиях. Представлен обзор на модели управления инновационными проектами, а также статистические показатели реализации инновационных проектов в отраслях и причины, по которым предприятия инициирую их старт.

Полный текст

Введение

Инновации для развития экономики играют существенную роль. Несмотря на то что исследование инноваций началось еще со времен существования греческих философов, таких как Платон, Аристотель, обращение к термину и его сущности происходит по сегодняшний день. Изменяются условия существования рынков, характер взаимодействия стейкхолдеров, потребительские предпочтения, и все это в совокупности приводит к необходимости предприятий быть готовыми к изменениям, совершенствовать технологии производства, товары или услуги. Процесс создания инновационного продукта реализуется в виде инновационных проектов, которые сегодня стали неотъемлемой частью экономической системы и важнейшим инструментом для отдельных финансово-хозяйствующих субъектов (предприятий) и фундаментом развития экономики целых государств. В настоящем исследовании будут представлены подходы к определению терминов «проект», «инновационный проект», будут исследованы современные классификации инновационных проектов, модели управления проектами, а также статистические показатели реализации проектов в различных отраслях экономики.

Результаты исследования

В последние годы в Российской Федерации особое значение приобрели инновации как инструмент достижения целей, предусмотренных программами стратегического и устойчивого развития государства. В 2005 году впервые Указом Президента были утверждены направления государственной политики в области развития науки и инноваций, а в 2016 году была утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года (на основании поручения Президента Российской Федерации от 14.07.2015 Пр-1369 [1] и Федерального закона Российской Федерации от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации») [2].

Понятие инноваций в современной экономической науке является одним из центральных: значению и сущности термина посвящено множество исследований отечественных и зарубежных авторов, но начало исследования было положено еще во времена существования древнегреческих философов, которые рассматривали процессы и деятельность человека с позиции творчества и искусства [3]. Некоторые из исследователей, к примеру, Аристотель, исследовали новшества и нововведения, но так или иначе эти термины стали прародителями для современного понятия «инновация». Одним из первых исследователей, представивших собственное видение на определение термина, был Й. Шумпетер. В XX веке в работе «Теория экономического развития» он рассмотрел вопросы «новых комбинаций» и, по сути, объяснил значение понятия инновационного процесса. В 30-е годы XX века Й. Шумпетер ввел в обиход сам термин «инновация», и придал ему значение деятельности, направленной на создание новых потребительских товаров, средств, рынков, форм организации в экономике и промышленности [3]. Инновационный процесс в видении исследователя представлялся в виде схемы, приведенной на рис. 1.

 

Рисунок 1 – Схема инновационного процесса [3]

Figure 1 – Scheme of the innovation process [3]

 

Акимов Р.А., исследуя философские подходы к определению инноваций, указывает на то, что в ранних научных работах и текстах инновации рассматривались «в качестве результата творческого процесса, в самом широком его смысле, в виде созданных и внедренных новых потребительских стоимостей» [4]. При этом в работе акцентируется внимание на том, что фундаментальным признаком инновации выступает новизна свойств полученного в результате деятельности предмета или разработанной услуги, то есть инновация – это нечто, которое направлено на удовлетворение потребительских потребностей за счет предоставления потребителю абсолютно новых (или усовершенствованных свойств ранее существовавших) продуктов труда.

Инновации, проекты и процессы являются одной из самых изучаемых проблем в научной отрасли, это обусловлено ростом уровня конкуренции в экономике, динамичным изменением рынков, потребительских предпочтений и запросов. В общем смысле инновации необходимы для создания новых продуктов, которые будут отличать предприятия от конкурентов за счет новых, ранее не существовавших свойств продуктов производства. В связи с тем что структура рынка изменяется, предприятия вынуждены разрабатывать решения, которые позволят сохранять уровень конкурентоспособности и повышать его с целью эффективного существования предприятия на рынке. Внедрение инноваций происходит в рамках проектной деятельности, и поэтому целесообразным видится исследование инновационных проектов как процесса преобразований.

В основе понятия «инновационный проект» заложены два термина – «инновации» и «проект». Акимов Р.А. определяет инновации как «результат творческой и инвестиционной деятельности, главной целью которой является коммерциализация научных исследований и разработок» [4]. Инновационный проект же представляет собой процесс создания инновации, проект, содержащий обоснование конечной инновационной деятельности. Обратимся к определениям термина «проект» нескольких исследователей.

В современной экономической науке и теории управления выделяют три взаимосвязанных термина: «проект», «инновационный проект» и «управление проектом». Галстян А.С. определяет проект в качестве предприятия, функционирующего для достижения обозначенных стратегических целей, достижение которых будет выступать окончанием проекта [5]. В исследовании Цвининской М.В. проект

 

определяется с двух точек зрения. Во-первых, авторы рассматривают проект в качестве деятельности, направленной на достижение целей, во-вторых, в качестве совокупности нормативных документов, регулирующих выполнение какой-либо работы [6].

Особое внимание необходимо уделить тексту Международного стандарта по управлению проектами (ISO 21500:2012), в котором содержатся критерии проектов в качестве экономической сущности. Критерии приведены на рис. 2.

Рисунок 2 – Критерии проектов в соответствии с ISO 21500:2012 [7]

Figure 2 – Project criteria according to ISO 21500:2012 [7]

 

Начальной стадией реализации инновационного проекта на любом предприятии выступает проведение анализа возможностей и угроз развития предприятия. В результате проведенного анализа (наиболее популярными методами выступают SWOT-, PEST-, STEP-, SNW-анализы) выделяются возможности развития предприятия. После определения перечня возможностей (потенциала развития) руководством принимается решение о наличии условий для начала реализации определенного проекта, который позволил бы усовершенствовать систему производства, управления, технологии или создать абсолютно новый продукт для его дальнейшей коммерциализации. Акимов А.Р. пишет следующее: «…возможности могут быть оценены <…> для принятия решений руководством для выявления подходящих проектов, которые смогли бы преобразовать <…> возможности в выгоды» [4].

В качестве примера можно привести выявленные на предприятии возможности создания нового продукта, который удовлетворил бы измененные предпочтения и потребности покупателей [8]. Если предприятие имеет все необходимые для разработки и внедрения новшества ресурсы, то на этом этапе может быть запущена инициатива по старту инновационного проекта. Для качественного управления проектом зачастую назначают ответственное лицо – куратора проекта, который несет ответственность за разработку программы проекта, координацию служб в процессе реализации проекта, контроль и мониторинг качества работ и результата по окончании проекта. Инициация проекта предполагает его оценку на всех этапах реализации: оценка может проводиться по совокупности критериев, например соответствию проекта стратегическим целям развития предприятия, определению степени социальной значимости проекта и проч.

Любой инновационный проект основывается на четырех принципах. Во-первых, проект нацелен на достижение определенного результата. Во-вторых, проект должен быть реализован с помощью скоординированных и взаимосвязанных операций, исполняемых отделами предприятия для достижения его цели. В-третьих, каждый проект реализуется в условиях ограниченных ресурсов – времени, денежных средств и трудового потенциала. И в-четвертых, любой инновационный проект подразумевает, что его результат будет уникален и неповторим.

Отличительной особенностью инновационного проекта выступает его неповторимость. Зай-
цев Ю.В. указывает на то, что инновационный проект есть «однократная неповторяющаяся деятельность», а границы проекта очерчены временными рамками, то есть проект реализуется от момента разработки идеи до достижения конкретного результата [9]. Исходя из этого, автор формирует собственное видение термина «проект»: «…ограниченное по времени организованное определенным образом целенаправленное изменение отдельной системы, ограниченное бюджетом всех видов ресурсов и содержащее конкретные требования к параметрам конечного результата» [9]. Эффективное управление проектом основано на структуризации, которая заключается в делении проекта на подсистемы и компоненты, которые выступают объектом управления. Если рассматривать проект в качестве социально-экономической системы, то можно выделить признаки, приведенные на рис. 3.

 

Рисунок 3 – Признаки проекта, которые должны быть учтены в управлении

Figure 3 – Features of the project that must be taken into account for management

 

Инновационные проекты могут быть разделены на группы в зависимости от конечных целей реализации проектов. В отечественных исследованиях есть большое количество классификаций инноваций. В материалах Зайцева Ю.В. представлены несколько классификаций. Одна из них предусматривает исследование инновационных проектов с двух позиций: с позиции новшества и нововведения, которые, несмотря на тесную взаимосвязь, имеют отличия. Так, нововведение автор рассматривает в качестве процесса, заключающегося в практической реализации новшества. А новшество, следовательно, рассматривается автором, как основа нововведения в качестве процесса [9]. Другие же исследователи, к примеру Галстян С.А., не разделяют эти понятия и утверждают, что новшество и нововведение – это одна и та же сущность, поскольку оба слова происходят из английского языка от термина «инновация» [5].

Интересно представить классификацию отечественных исследователей Завлина П.Н. и Василье-
ва А.В., о которой также пишет Зайцев Ю.В. Авторы выделяют в классификации инноваций признак и группировки инноваций. Представим классификацию исследователей в виде рис. 4.

Тускаева М.Р. предлагает другую классификацию инноваций и проектов, связанных с их реализацией: автор выделяет два признака, один из которых – структурная характеристика и целевые изменения. Тускаева М.Р. указывает на то, что с позиции структурной характеристики инновации могут быть расположены на входе и выходе из предприятия, а также рассмотрены в качестве системы. По целевому признаку исследователь классифицирует инновации с точки зрения конечного результата и выделяет пять видов:

  • инновации, направленные на создание принципиального нового продукта;
  • инновации, направленные на разработку нового метода производства и технологий;
  • инновации, направленные на создание новых рынков;
  • инновации, направленные на освоение новых источников ресурсов;
  • инновации, направленные не реинжиниринг процессов или структуры управления [10].

Обращение к двум классификациям инноваций позволяет определить, что в обеих из них инновация рассматривается в качестве экономической категории. В исследовании Стакановой Л.В. указывается, что инновации и проекты, связанные с их реализацией, наделяются такими признаками, как: причина инноваций, предмет и сферы инноваций, а также тип потребностей, которые инновации в силах удовлетворить. В работе автора выделяются три вида классификаций: в зависимости от технологических параметров, от типа новизны и от места в системе предприятия. В первом группе классификации выделяются инновации продуктовые и процессные, по типу новизны инновации могут быть рассмотрены в качестве новшеств в рамках отрасли, отрасли в рамках конкретного государства или в рамках новшеств, внедряемых на базе конкретного предприятия. Стаканова Л.В. также выделяет еще одну группу классификации инноваций, схожую с представленной Тускаевой М.Р. (инновации на входе в предприятие. На выходе из предприятия и в качестве системной структуры предприятия).

Можно рассматривать инновации и проекты по признаку их глубины: базовые, улучшающие и модификационные. По сферам деятельности Зайцев В.Ю. представляет инновации технологические, производственные, экономические, торговые, социальные и проч. Вне зависимости от того, к какой группе относятся инновации и направленные на их реализацию проекты, инновации управля-
емы [9].

 

Рисунок 4 – Классификация инноваций Завлина П.Н. и Васильева А.В. [9]

Figure 4 – Classification of innovations Zavlin P.N. and Vasiliev A.V. [9]

 

Исходя из рассмотренных классификаций, можно сформулировать общую схему-классификацию инноваций по функциональному признаку. Данная классификация представлена на рисунке 5 [10].

В общем управление инновационными проектами может быть представлено в виде пяти этапов: инициации, планирования, выполнения, контроля и закрытия. Кленин О.С., Долгова В.Н. в исследовании «Управление инновационными проектами в сфере малого и среднего бизнеса» представляют схему по осуществлению работ по управлению проектами. Сформированная авторами схема приведена в таблице.

Управление инновационным проектом включает в себя пять групп этапов, каждый из которых подразумевает исполнение определенных процессов. В современной практике выделяется множество моделей управления инновационными проектами, однако наиболее распространенная из них – модель, разработанная в 1970 году, модель называется совмещенной. Данная модель управления заключается в том, что в ее рамках объединяются все возможности производства и условия, в рамках которых проекты реализуются. В основе модели – генерирование идей на основе анализа потребностей, а в качестве инструментария – применение новых технологий. Анализ потребностей подразумевает исследование потребностей общества и рынка. На рис. 6 отражена обобщенная схема совмещенной модели, структурированная на основе анализа исследований отечественных авторов.

 

Рисунок 5 – Классификации инноваций по функциональному признаку [10]

Figure 5 – Classification of innovations by functional feature [10]

 

Таблица – Работы по управлению инновационными проектами [11]

Table – Work on the management of innovative projects [11]

Этап

Группы

Инициация

Планирование

Выполнение

Контроль

Закрытие

1

Инициация проекта

Планирование предметной области

Организация и координация выполнения плана

Представление отчетов о ходе выполнения

Административное завершение
проекта

2

Разработка концепции проекта

Структурная декомпозиция проекта

Развитие
команды

проекта

Управление изменениями

Закрытие
контрактов

3

Технико-экономическое обоснование

Определение работ и их взаимосвязей

Распределение информации

Контроль
качества

x

4

Оценка и утверждение проекта

Планирование
ресурсов

Подтверждение предметной области

Качество
выполнения

x

5

x

Оценка продолжительности работ

x

x

x

 

Второй по частоте применения моделью выступает модель на основе открытых инноваций, которая была предложена Генри Чесбро. Модель состоит из трех стадий:

  • процесс изнутри наружу организации (создание прототипов для дальнейшего вывода продукта на новые рынки);
  • процесс снаружи вовнутрь (поиск новых технологий, в том числе вне фирмы) на рынке инноваций;
  • связанный процесс [3].

Потребности общества и рынка

Современные технологии и производство

Новая потребность

Новые

технологии

Генерирование идей

Разработка

Производство прототипов

Маркетинг продаж

Производство

Рынок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6 – Схема совмещенной модели управления инновационными проектами [3]

Figure 6 – Scheme of the combined model of innovative project management [3]

 

Данная модель имеет основное отличие от совмещенной в том, что она подразумевает поиск инновационных решений не только в рамках одного предприятия, но и за его пределами. В качестве примера применения модели открытых инноваций на практике можно привести разработку и создание нового устройства компанией Apple – iPod. Оно стало прорывным продуктом на рынке технологий: идея создания устройства принадлежала внешнему предпринимателю, а реализация (разработка, создание) происходила силами американской компании Apple, помимо этого, к разработке были привлечены инвесторы и партнеры – General Magic и другие.

В соответствии со статистикой, большая часть инноваций и инновационных проектов реализуется в промышленном производстве. Представим на рис. 7 усредненный показатель удельного веса инновационной продукции в объеме отгруженных товаров за 2019–2021 гг.

Из исследования Дектяревой А.В. следует, что «самая высокая доля инновационности продукции зарегистрирована в производствах летательных и космических аппаратов, судостроении, автомобилестроении, производстве компьютеров, электронных и оптических изделий» [12]. Также в исследовании представлена статистика, согласно которой большинство инновационных продуктов, реализованных в результате инновационных проектов в России, представлены в виде создания и выпуска на рынок новых продуктов для предприятия (классификация Стакановой Л.В.), а также усовершенствованных видов продукции, которая была выпущена в период последних трех лет, на этот тип инноваций приходится 35,3 % [13].

Инновационные проекты распространены особенно в промышленности (как легкой, так и тяжелой), потому как внедряемые предприятиями инновации чаще всего заключаются в совершенствовании технологий разработки и создания продуктов, улучшении стандартов производства, разработке новых свойств конечного продукта с целью повышения качества и возможности удовлетворять потребности конечных потребителей [14]. На рис. 8 представим причины, по которым предприятия реализуют инновационные проекты.

Из материалов Института статистических исследований и экономики знаний следует, что большинство российских предприятий действительно реализуют инновационные проекты с целью совершенствования уже имевшихся ранее на предприятии технологий производства или выпускаемой продукции (наделение уже имеющегося товара новыми свойствами). Классическими примерами введения подобных инноваций можно считать разработку электрических автомобилей (автомобиль как предмет производства существовал уже давно, электричество также известно человечеству долгие годы, но синтез автомобиля и электроэнергии привел к появлению на рынке автотранспортных средств нового типа транспорта, первый электромобиль был сконструирован в 1841 году).

Рисунок 7 – Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров и услуг в промышленности России, % [12]

Figure 7 – Share of innovative products in the total volume of shipped goods and services in Russian industry, % [12]

 

Рисунок 8 – Причины реализации инновационных проектов [15]

Figure 8 – Reasons for implementing innovative projects [15]

Также примером инновации в виде наделения прежнего товара новыми свойствами можно считать выпуск компанией Dyson в 2018 году фена-стайлера. К привычному устройству для сушки волос были добавлены новые функциональные возможности – создание укладок одновременно с сушкой, и устройство мгновенно приобрело популярность ввиду своей многофункциональности, став одним из самых обсуждаемых товаров в Интернете в последние несколько лет.

 

Выводы

Таким образом, инновационный проект действительно может рассматриваться как процесс преобразований, направленный на придание ранее существовавшим товарам или услугам новых свойств, отличающих и уникализирующих новый продукт на рынке с целью повышения качества удовлетворения потребностей, роста конкурентоспособности предприятий и проч.

Обобщая представленный в статье материал, следует подытожить, что инновации плотно вошли в жизнь современного общества: на сегодняшний день они распространены в большинстве экономических отраслей России и являются ядром развития экономики [16]. Инновационное развитие, реализация проектов, связанных с внедрением инноваций, не только актуально для отдельных хозяйствующих субъектов (предприятие), но и полезно для общества и государства. Глобальные тренды экономики – появление новых прорывных технологий в производствах, цифровизация и автоматизация процессов, значительное ускорение жизненного цикла инноваций – приводят к трансформации отдельных отраслей и экономики в целом. Расширение границ применения инновационных проектов ведет к изменениям цепочек создания стоимости, влечет повышение уровня конкуренции, что также оказывает влияние на развитие отдельных отраслей, ускоряя внедрение новых идей и разра-
боток.

×

Об авторах

Анастасия Валерьевна Дектярева

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: a.dektyareva@bk.ru
ORCID iD: 0009-0009-2792-3212

аспирант кафедры экономики инноваций

Россия, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

  1. 1. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 03.03.2023).
  2. 2. Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [принят Государственной думой 12 июля 1996 года; одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года] (ред. от 2 июля 2021 года) // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507.
  3. 3. Макаренко Е.В., Мищенко С.А. Управление реализацией инновационных проектов на предприятии // Open Innovation: сборник статей X Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и Просвещение, 2019. С. 76–80. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39551963. EDN: https://elibrary.ru/gngoho.
  4. 4. Акимов Р.А. Философские подходы к изучению феномена инноваций // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы Международной науч.-практ. конф. Екатеринбург, 23–24 апреля 2015. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. Т. 1. С. 59–62. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26999415. EDN: https://elibrary.ru/wsvnqj.
  5. 5. Галстян А.С. Выбор инновационной стратегии и управление инновационным проектом // Финансовая экономика. 2021. № 5. С. 24–27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45846733. EDN: https://elibrary.ru/zvtnit.
  6. 6. Цвицинская М.В. Управление инновационными проектами в Российской Федерации // Современные аспекты экономики. 2019. № 11 (267). С. 33–41. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41538307. EDN: https://elibrary.ru/xjebyq.
  7. 7. Опубликован международный стандарт по управлению проектами ISO 21500. URL: https://pmpractice.ru/news/2012/1557 (дата обращения: 05.03.2023).
  8. 8. Национальный стандарт Российской федерации ГОСТ Р 54157-2010 Группа Т58 Стратегический и инновационный менеджмент. Термины и определения. Москва: Стандартинформ, 2011. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200086161 (дата обращения: 05.03.2023).
  9. 9. Зайцев Ю.В., Дорожкина Т.В., Крутиков В.В, Федорова О.В., Тюрин Д.В. Управление инновационным проектом: учебно-методическое пособие. Калуга: ИП Стрельцов И. А. (Издательство «Эйдос»), 2016. 214 с. URL: http://vkrutikov.ru/files/docs/38/posobie-upr-innovac-proektom.pdf.
  10. 10. Тускаева М.Р., Лакгуева Ф.Т. Инновационный проект – как новая форма организации инноваций // Актуальные направления и перспективы развития национальной экономики: сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции, Владикавказ, 13 апреля 2019 года. Владикавказ: Б. и., 2019. С. 338–343.
  11. 11. Кленин О.С., Долгова В.Н. Управление инновационными проектами в сфере малого и среднего бизнеса. URL: https://s.econf.rae.ru/pdf/2013/07/2601.pdf. (дата обращения: 04.03.2023).
  12. 12. Дектярева А.В. Инновационные проекты как основа инновационного развития промышленных предприятий // Экономика и предпринимательство. 2022. № 9 (146). С. 777–783. DOI: https://doi.org/10.34925/EIP.2022.146.9.152. EDN: https://elibrary.ru/rtrmtb.
  13. 13. Stankova L.V. Theoretical model measuring innovation project success // Science and World. 2019. № 4–2 (68), Vol. II. P. 16–18. URL: https://www.researchgate.net/publication/332736142_THEORETICAL_MODEL_
  14. FOR_MEASURING_INNOVATION_PROJECT_SUCCESS.
  15. 14. Набиева С.А. Управление инновационными проектами в производственной деятельности предприятия // Научно-аналитический журнал Наука и практика Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2022. Т. 14, № 2 (46). С. 126–135. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48463481. EDN: https://elibrary.ru/hlwzwu.
  16. 15. Институт статистических исследований и экономики знаний. Развитие инновационной деятельности в 2021 году. URL: https://issek.hse.ru/news/760571653.html (дата обращения: 03.03.2023).
  17. 16. Фонотов А.Г. Стратегия-2035. Желаемое. Возможное. Достижимое // Инновации. 2016. № 6 (212). С. 24–31. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29778238. EDN: https://elibrary.ru/zbqoml.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник Самарского университета. Экономика и управление, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах