Интеллектуальный капитал вуза в условиях трансформации рынка инноваций

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

С учетом современных трендов развития инноваций, связанных с воздействием тотальных экономических санкций по отношению к России со стороны США и западных стран, представляющих запрет и значительные ограничения на инновационную деятельности, в частности в системе образования, на первый план выходит формирование и развитие интеллектуального капитала, являющегося активной мерой противодействия западным санкциям. В исследовании представлены научные направления к исследованиям интеллектуального капитала, уточнения его формулировки. В работе раскрыты сущность и содержание интеллектуального капитала, представлены трансформационные процессы, связанные с его развитием, с учетом современных трансформационных процессов на рынке инноваций. Показано, что роль интеллектуального капитала еще более возросла – он является составной частью инновационной продукции, на основе использования интеллектуальных результатов: лицензий, патентов, авторских прав. В исследовании представлены предпосылки, вызывающие трансформацию структуры и функций интеллектуального капитала, приведен его элементный состав. Обосновано, что структурная и функциональная трансформация системы высшего образования осуществляется в рамках программы «Приоритет 2030», в которой определены цели и задачи развития системы образования, представлена парадигма развития интеллектуального капитала вуза. В работе раскрыты направления трансформационных процессов в структуре образования и предложена модель экосистемы интеллектуального капитала.

Полный текст

Введение

Современный период экономического развития государств характеризуется нестабильностью развития, вызванной проявлениями неэкономического развития, которые коснулись практически всех сфер деятельности. Особенно значительны данные трансформационные изменения на рынке инноваций. С одной стороны, повышение динамики трансформационных процессов способствуют развитию инновационной активности, вызывая создание новых, прорывных технологий, создание уникальных новшеств, таких как искусственный интеллект, цифровые двойники, машинное обучение. Также существенное значение имеет цифровизация экономических процессов, преобразовывающая традиционные взгляды на предметы и явления.

Интеллектуальный капитал представляет основной фактор в трансформации субъектов инновационной деятельности, в том числе организаций высшего образования. Значимость интеллектуального капитала в осуществлении инновационной деятельности определяется его научным и практическим характером. На его основе осуществляются: изменение бизнес-среды развития организации, переформатирование инновационных процессов, кратное повышение эффективности деятельности субъектов экономики, учет факторов влияния, производство продукции, аналогов которой еще не представлено на рынке [1]. Основное значение интеллектуального капитала в сфере образования выражено повышением качества образования, переходом к непрерывному образованию, созданием творческой личности и обеспечении ее профессиональной мобильности.

Развитие динамики трансформационных процессов на рынке инноваций имеет и негативные тенденции: жесткие экономические санкции в отношении России со стороны стран Запада и США, ограничение и запрет на осуществление и использование научных результатов, полученных российскими учеными, неприятие странами Запада российских инновационных разработок, запрет использования российских патентов на научные открытия, переманивание российских «умов» за рубеж, введение квот на продажу российской продукции и многое другое. В данной связи интеллектуальному капиталу любой организации требуется оперативно адаптироваться на рынке, чтобы доказать свою конкурентоспособность. Интеллектуальный капитал в своем большинстве представляет источник конкурентных преимуществ, важнейший ресурс и главный фактор экономического успеха организации за счет его использования в инновационной деятельности [2].

Категория «интеллектуальный капитал» появилась в научном обороте в начале 1990-х годов. Первым ученым, который обосновал сущность, содержание и способы оценки, был Т. Стюарт, рассматривавший его как «знание, которым владеют рабочие». По его представлениям, интеллектуальный капитал является «электронной сетью для распространения информации в рамках компании, позволяя реагировать и принимать решения в связи с изменением конъюнктуры рынка» [3]. Другое его определение интеллектуального капитала – это организационное взаимодействие компании и клиентов, повышающее их взаимодействие и привлекающее новых потребителей [3; 14].

Исследование интеллектуального капитала было продолжено Э. Тоффлером. В его публикациях получение богатства обосновывается не физическими способностями человека, а умственными способностями, талантом, что представляет наиболее существенное значение в постиндустриальной экономике [4].

По мнению исследователя В.И. Еременко, интеллектуальный капитал представляет собой «коллективный мозг» организации, соединяющий в себе научные, практические знания, навыки персонала, интеллектуальные результаты, имидж компании и корпоративную информацию [5].

Некоторые исследователи интеллектуального капитала подразумевают под ним интеллектуальную продукцию, торговые знаки, нематериальные активы и пр., отраженные в бухгалтерском учете. Другие исследователи представляют интеллектуальный капитал в виде факторов влияния при применении инновационных технологий, повышении квалификации кадров и др. [5].

С учетом современных трансформационных процессов на рынке инноваций роль интеллектуального капитала еще более возросла – он является составной частью инновационной продукции, на основе использования интеллектуальных результатов: лицензий, патентов, авторских прав [6]. Авторы подходят к определению интеллектуального капитала с позиций дополнения его новыми элементами, которые проявились на современном рынке инноваций: «Интеллектуальный капитал – это комплекс нематериальных активов, использующийся в инновационной деятельности организации, при этом являющийся составной частью человеческого капитала, представляющий интеллектуальные результаты, научные знания и компетенции работников». В данном случае, по мнению авторов, носителем интеллектуального капитала является человек, в отличие от других взглядов ученых, которые представляют интеллектуальный капитал в виде интеллектуальных результатов.

Для раскрытия сущности интеллектуального капитала выделим его особенности с учетом трансформационных процессов рынка инноваций [7]:

  • для формирования интеллектуального капитала необходимы значительные затраты, которые потенциально возмещаются будущими результатами;
  • инвестирование в интеллектуальный капитал предоставляет его обладателю предоставление потенциальные будущие доходы;
  • вложения в интеллектуальный капитал определяются из целей развития организации, инновационной деятельности и его носителя;
  • интеллектуальный капитал имеет свойство накопления, создавая основные тенденции развития организации, инновационной деятельности и его носителя;
  • доходность от интеллектуального капитала варьируется, ограничиваясь границей активной трудовой деятельности субъекта;
  • интеллектуальный капитал требует защиты от его несанкционированного использования;
  • интеллектуальный капитал требует документального подтверждения, уникальности принадлежности и использования.

Методы исследования

В исследовании интеллектуального капитала используются две школы: скандинавская школа (Эдвинссон, Свейби, Рус), занимающаяся изучением характеристик интеллектуального капитала нефинасовыми методами, и североамериканская школа (Бонтис, Лев, Стюарт), которая предлагает исследование и учет нематериальных активов с помощью финансовых параметров. Авторы в работе предлагают синтезированный подход с использованием двух вышепредставленных методов на основе количественного измерения и оценки параметров интеллектуального капитала, предполагающих его представление в стоимостном виде, а также качественных методов анализа интеллектуального капитала с выявлением взаимосвязей с другими показателями деятельности организации.

Основная часть

Трансформационные процессы на рынке инноваций вызвали некоторые изменения в части содержания и структуры интеллектуального капитала. Если до недавнего времени считалось, что интеллектуальный капитал неотделим от его носителя и является практически неликвидным, то в настоящее время в связи с развитием прав собственности некоторые элементы интеллектуального капитала могут быть куплены и проданы. Кроме этого, в связи с появлением искусственного интеллекта, способного самостоятельно производить интеллектуальные результаты, появилась проблема – кто является их правообладателем. Предпосылки трансформации структуры и функций интеллектуального капитала, а также взаимосвязей между его элементами представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Предпосылки трансформации структуры и функций интеллектуального капитала

Figure 1 – Prerequisites for the transformation of the structure and functions of intellectual capital

 

Интеллектуальный капитал характеризует наличие знаний, умений, компетенций и отношений в коллективе, выступающих источниками дополнительных доходов для юридических лиц или непосредственно для человека. Системообразующую базу интеллектуального капитала представляет человеческий капитал. Дополнительно к интеллектуальному капиталу относятся: система организации знаний, образование, которое обеспечивает их эффективное формирование и применение [8]. Формой организации интеллектуального капитала является интеллектуальная собственность, определяющая его принадлежность и исключительные права на использование результатов интеллектуальной деятельности (рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Структура интеллектуального капитала организации

Figure 2 – Structure of the intellectual capital of the organization

 

Структурная и функциональная трансформация системы высшего образования осуществляется в рамках программы «Приоритет 2030», в которой определены задачи:

  • объединение университетов с научными организациями различных ведомственных структур с учетом инновационного развития экономики и социальной сферы регионов РФ;
  • инновационное развитие вузов, осуществляющих прорывные научные исследования, НИОКР, производство инновационной продукции и технологий, для комплексного социально-экономического развития регионов, повышения научно-технологического и кадрового потенциала реального сектора экономики;
  • создание механизмов инновационной интеграции университетов с научными организациями в целях их кооперации с субъектами реального сектора экономики.

Парадигма современного развития интеллектуального капитала в условиях трансформации рынка инноваций представлена на рисунке 3.

 

Рисунок 3 – Парадигма развития интеллектуального капитала вуза

Figure 3 – Paradigm of development of intellectual capital of the university

 

Трансформационные процессы в структуре образования выражены следующими направлениями [9].

  1. Тенденция повышения международной мобильности студентов с учетом ее переориентации на страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Китая, Индии. Данная тенденция формирует преобразование процессов обучения университетов с учетом специфики студентов из этих стран, их менталитета, знания языка, традиций, формирования образовательных программ.
  2. Политические и демографические вариации, воздействующие на мобильность студентов, трансформирующие государственную политику по их обучению. Здесь наблюдается дуализм политики: с одной стороны, государство создает стимулы для обучения отечественных студентов в своей стране, а с другой стороны – стимулы по привлечению иностранных студентов.
  3. Смещение границы международного научного сотрудничества в восточные страны, развитие глобально ориентированных НИОКР.
  4. Повышение качества высшего образования с акцентом на качество исследований, с предоставлением гарантий качества данных исследований университетами.
  5. Расширение доступа к информационным технологиям, используемым в образовательных процессах, формирование экономики знаний на основе открытых онлайн-курсов.
  6. Развитие «больших данных», позволяющих использовать современные ИКТ в сфере высшего образования, таких как электронные научно-образовательные библиотеки, с предоставлением открытого доступа к международным библиотечным и архивным ресурсам, научным трудам ученых.
  7. Формирование новых способов обучения: виртуальное, смешанное, имитационное, с помощью цифровых технологий.

Знание, являющееся основой интеллектуального капитала, начинает выполнять основную роль в формировании конкурентных преимуществ и создании дополнительной экономической стоимости. Образование в настоящее время представляет собой одну из базовых форм функционирования интеллектуального капитала, а расходы на его создание определяются в качестве инвестиций в человеческий капитал. Университет, в данном случае являясь вовлеченным в научные, производственные процессы и НИОКР, трансформируется из классического вуза в субъекта инновационной экономики, осуществляющего предоставление научно-образовательных услуг [10]. Он в полной мере вовлечен в инновационную деятельность, в структуру жизненного цикла инноваций. В этом случае ключевой особенностью инновационной деятельности вуза является поддержка научных инициатив персонала и обучающихся.

Новые тренды, определяемые вызовами современности, вызывающие трансформационные процессы вузов, представляют собой индикаторы развития интеллектуального капитала. На международном фоне обострения конкуренции и снижения мировой стабильности использование интеллектуального капитала повышается через виртуализацию идей, сетевизацию инноваций и инновационную деятельность вузов. В связи с этим особо актуальным является вопрос персонализированной поддержки интеллектуального капитала вуза, заключающейся в создании центров развития инновационной активности, реализации инновационных проектов с формированием индивидуальной траектории инновационного развития.

В последнее время вопросам создания и развития траекторий индивидуального инновационного развития индивида посвящено существенное множество исследований, но авторами в данной работе предложены нововведения, связанные с трансформационными процессами на рынке инноваций. По мнению авторов, траектория индивидуального инновационного развития, представляет собой мероприятия персонального развития инновационного потенциала индивидуума, в условиях воздействия факторов, стимулирующих и сдерживающих инновационную деятельность, возможность сопровождения инновационных проектов на каждом этапе инновационной деятельности, а точнее, противодействия влияния негативным факторам развития за счет:

  • формирования технологий опережающего развития инноваций, используя уникальные знания, навыки и опыт, которые, в дальнейшем трансформируются в компетенции, качество и квалификацию, определяющие дополнительные свойства интеллектуального капитала;
  • создания и реализации новых форматов развития инновационной деятельности вуза путем организации ее сплошного мониторинга и дополнения новыми элементами (информационно-творческие центры).

В рамках трансформационных изменений инновационной деятельности вузов, кроме траекторий индивидуального инновационного развития, авторами предложено формирование региональной экосистемы интеллектуального капитала, на основе региональных вузов в качестве структуры интегрирующей знания, навыки, опыт, каналы распространения инновации, кросс-инновационные технологии и пр. Экосистема интеллектуального капитала формируется на общности целей, задач и направлений реализации инновационной деятельности вуза, интегрируя ее участников и инновационный потенциал вузов. На основе положений, представленных выше авторами, в работе предлагается модель экосистемы интеллектуального капитала с учетом цифровых трансформационных процессов институциональных структур региональных вузов (рисунок 4).

 

Рисунок 4 – Модель экосистемы интеллектуального капитала вуза

Figure 4 – Model of the university's intellectual capital ecosystem

 

Модель экосистемы интеллектуального капитала строится на основе инновационного потенциала региональных вузов с учетом цифровизации и институциональных структур региона. Экосистема интеллектуального капитала интегрирует региональные вузы, институциональные структуры и промышленные предприятия, осуществляющие инновационную деятельность, путем организации сетевых взаимосвязей, образующих системы коммуникаций. Данная модель является ускорителем развития инновационных процессов и обеспечивающей инфраструктуры, драйвером цифровой трансформации, в результате чего осуществляется переход вузов на более высокий уровень развития инновационной деятельности, на котором происходит трансформация научной идеи в инновации.

В вузах воспроизводство интеллектуального капитала представляет собой динамичный процесс развития и возобновления его функциональных свойств. Данный процесс реализуется с использованием экономических категорий, среди них: создание (производство), распределение, обмен (реализация) и использование (потребление) [11–13]. В инновационной деятельности вуза воспроизводство интеллектуального капитала определяется следующими параметрами: масштабом накопления (воспроизводства) интеллектуального капитала, представляющего интеллектуальный потенциал, вузовской спецификой воспроизводства, уровнем (скоростью) воспроизводства, уникальностью трудовых ресурсов вуза, инновационностью интеллектуального капитала, финансированием и инвестированием, законченностью стадий воспроизводственных процессов.

Основные результаты и выводы

  1. Предложено уточненное определение интеллектуального капитала вуза.
  2. Раскрыты предпосылки трансформации структуры и функций интеллектуального капитала вуза.
  3. Разработана структура интеллектуального капитала организации.
  4. Представлена парадигма современного развития интеллектуального капитала в условиях трансформации рынка инноваций.
  5. Дополнены трансформационные процессы в структуре образования.
  6. Предложена модель экосистемы интеллектуального капитала вуза.
×

Об авторах

Виктор Владиславович Ковельский

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Email: kovelskiy@mail.ru

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента, начальник управления по работе с персоналом

Россия, г. Самара

Николай Михайлович Тюкавкин

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева,
, Российская Федерация

Автор, ответственный за переписку.
Email: tnm-samara@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6049-897X

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономики инноваций»

Россия, г. Самара

Список литературы

  1. Липцик Д. Авторское право и смежные права: пер. с фр., предисловие М. Федотова. Москва: Ладомир; ЮНЕСКО, 2002. URL: https://lawbook.online/pravo-avtorskoe/avtorskoe-pravo-smejnyie-prava.html.
  2. Тюкавкин Н.М., Степанов Е.В. Теоретические подходы к исследованию категории «интеллектуальный капитал» высокотехнологичных предприятий // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2021. Т. 12, № 4. С. 72–79. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0461-2021-12-4-72-79. EDN: https://www.elibrary.ru/pbooau.
  3. Мухопад В.И. Коммерциализация интеллектуальной собственности. Москва: Магистр; Инфра-М, 2012. 512 с. URL: http://lib.rgiis.ru/files/2019/ehkonomika-i-kommercializaciya-intel-sobst.pdf.
  4. European Wind Energy Association, Forum for Energy and Development, and Greenpeace International. URL: http://www.greenpeace.org.au (accessed 19 May 2019).
  5. Тоффлер Э. Третья волна. Москва: Лабиринт, 2002. 800 с. Тираж 2000 экз. ISBN: 5-17-011040-5. URL: http://read.virmk.ru/present_past_pdf/Toffler_Tretiya_volna.pdf.
  6. Еременко В.И. Недобросовестная конкуренция в сфере коммерческой тайны (ноу-хау) // Интеллектуальная собственность. 2000. № 11. С. 31–36.
  7. Obeidat B.Y., Tarhini A., Masa’deh R.E., Aqqad N.O. The impact of intellectual capital on innovation via the mediating role of knowledge management: a structural equation modeling approach // International Journal of Knowledge Management Studies. 2017. Vol. 8, Issue 3–4, Pp. 273–298. DOI: http://dx.doi.org/10.1504/IJKMS.2017.10007246.
  8. Леонтьев Б.Б., Мамаджанов Х.А. Интеллектуальные активы малого и среднего бизнеса: классификация, система охраны и коммерциализация / ТПП РФ Комитет по интеллектуальной собственности. Москва: Офсет Принт-М, 2011. 136 c.
  9. Тимошенков И.В. Институциональная модель развития системы образования и ее эмпирическое обоснование // Бизнес Информ. 2013. № 6. С. 249–254. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20177627. EDN: https://www.elibrary.ru/qzofpt.
  10. Щелкунов М.Д. Университеты нового поколения // Вестник экономики, права и социологии. 2017. № 1. С. 187–192. DOI: http://doi.org/10.18454/VEPS.2017.1.5525. EDN: https://www.elibrary.ru/ykgqyt.
  11. Stewart T.A. Intellectual Capital: the new wealth of organization. New York: Doubleday/Currency, 1997. 320 p. Available at: https://books.google.ru/books?id=CIwxhVIrT30C&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false.
  12. Попкова Е.Г., Чечина О.С., Позднякова У.А., Головчанская Е.Э. Инновационное развитие интеллектуальных ресурсов в условиях формирования университетов предпринимательского типа: монография. Москва: Русайнс, 2015. 196 с. URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/171369/1/Инновационное%20развитие%20интеллектуальных%20ресурсов%20в%20условиях%20формирования%20университетов%20предпринимательского%20типа.pdf.
  13. Ковельский В.В. Анализ современного состояния, показателей и методов оценки человеческого капитала в системе образования РФ // Инновационная деятельность. 2019. № 3 (50). С. 24–30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42539698. EDN: https://www.elibrary.ru/yplqro.
  14. Руус Й., Пайк С., Фернстрем Л. Интеллектуальный капитал: практика управления. Санкт-Петербург: Высшая школа менеджмента; ИД СПб ун-та, 2007. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19870748. EDN: https://www.elibrary.ru/qsvpzj.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Предпосылки трансформации структуры и функций интеллектуального капитала

Скачать (218KB)
3. Рисунок 2 – Структура интеллектуального капитала организации

Скачать (513KB)
4. Рисунок 3 – Парадигма развития интеллектуального капитала вуза

Скачать (225KB)
5. Рисунок 4 – Модель экосистемы интеллектуального капитала вуза

Скачать (275KB)

© Ковельский В.В., Тюкавкин Н.М., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах