Инновационное развитие отечественного машиностроения в условиях международных санкций: региональный аспект
- Авторы: Дубровина Н.А.1
-
Учреждения:
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
- Выпуск: Том 13, № 4 (2022)
- Страницы: 7-15
- Раздел: ЭКОНОМИКА
- URL: https://journals.ssau.ru/eco/article/view/11385
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0461-2022-13-4-7-15
- ID: 11385
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В представленной статье рассмотрена современная экономическая ситуация с учетом ограничений импортных поставок продукции, оборудования и технологий. Обоснована необходимость развития отечественного машиностроения в сфере производства высокотехнологического оборудования, создания мощного инновационно-технологического потенциала на базе предприятий, выпускающих современные машины и разрабатывающих передовые технологии. Проанализирована тенденция развития машиностроения в одном из промышленно развитых регионов – Самарской области. Выявлено, что основным поставщиком машин и оборудования на внутренний рынок сегодня является отечественный производитель, производственные мощности которого в некоторых подотраслях работают на пределе. В этой связи необходимо существенное увеличение инвестиций в обновление основных фондов. Увеличение объемов производства инновационного высокотехнологичного оборудования связано со значительными инвестициями и серьезными временными затратами, даже если финансирование будет осуществляться из федерального бюджета. Причиной слабой инвестиционной активности предприятий являются низкая рентабельность производства и нестабильное внешнее окружение. Приоритетом должны стать разработка и освоение инновационного оборудования, соответствующего современным требованиям инновационно-технологического развития промышленности.
Полный текст
Введение
Современную экономическую ситуацию в России сложно назвать благоприятной, особенно для ряда отраслей обрабатывающей промышленности, использующих импортные комплектующие в своем производстве. Обусловлено это действием международных санкций, ограничением импортных поставок продукции, оборудования и технологий. Начиная с 2014 года отечественное производство испытывает отрицательное влияние, связанное с действием западных санкций. По мнению ряда экспертов, в краткосрочном периоде экономическое развитие промышленности может иметь отрицательную динамику, однако в долгосрочной перспективе способно выйти на новый более высокий уровень [1]. В таких условиях повышается значение инновационного развития машиностроительного производства, создающего возможности для перехода на отечественные аналоги производственного оборудования и технологий в кратчайшие сроки.
Методы исследования
В работе для анализа тенденции развития машиностроения Самарского региона использованы методы статистического анализа, экономико-математического анализа.
Исследование уровня инновационного развития предприятий машиностроения региона проводилось с помощью комплексной и системной оценки, в ряде случаев использовались хозяйственный и экономический анализ, общенаучные методы.
Результаты исследования
Рассмотрим тенденцию развития машиностроения на примере промышленно развитого Самарского региона.
Промышленость Самарской области включает разные производственные сектора, в том числе машиностроение (рис.1).
Рисунок 1 – Структурирование промышленного производства Самарской области
Figure 1 – Structuring of industrial production of the Samara region
Источник: Разработано автором.
Формирование структуры промышленного производства Самарской области пришлось на период с 1940 по 1980-е годы. Структура промышленного сектора региона практически не изменилась с восьмидесятых годов и представлена такими отраслями, как производство машин и оборудования, транспортных средств, металлургическое производство, производство электрооборудования, а также рядом других производств [2].
Для предприятий машиностроения Самарской области характерна технологическая многоукладность. Однако далеко не все предприятия области имеют современные производственно-технологические линии, позволяющие производить современную высокотехнологичную продукцию.
Динамика производства в машиностроении региона за последние годы имеет положительную тенденцию (таблица 1). Резкий скачок в объемах производства произошел в 2022 году в производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов. Спрос на оборудование для добычи полезных ископаемых оставался достаточно устойчивым. Производство легковых автомобилей, электрического и электронного оборудования, комплектующих автотранспортных средств достаточно стабильно развивалось с 2016 года. В 2020 году наблюдалось значительное уменьшение объемов производства (на 15–20 %) в данных секторах, однако уже в 2021 году темпы роста восстановились, а в 2022 году объем производства легковых автомобилей вырос в 2,8 раза [3].
Таблица 1 – Объем отгруженных товаров собственного производства машиностроения Самарской области, млн рублей
Table 1 – Volume of shipped goods of own production of machine building of the Samara region, million rubles
Показатели | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 (январь-август) |
Производство машин и оборудования | 24139,8 | 22337,3 | 25806,5 | 26432,1 | 28579,2 | 30910,5 | 29279,0 |
Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов | 264996,2 | 324644,4 | 391200,1 | 396503,1 | 343266,9 | 72094,4 | 134928,8 |
Источник: Составлено автором по данным [3].
Показатель инновационной активности организаций Самарской области находится на уровне 15 %, в то же время удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, выше 25 %, что значительно опережает аналогичный показатель в целом по стране (более чем в 2 раза) (таблица 2) [4].
Таблица 2 – Основные показатели инновационной деятельности в промышленном секторе Самарской области 2021 году
Table 2 – Main indicators of innovative activity in the industrial sector of the Samara region in 2021
Показатели | 2021 |
Уровень инновационной активности организаций, % | 14,5 |
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в общем числе обследованных организаций, % | 25,1 |
Объем инновационных товаров, работ, услуг, млн руб. | 154111,1 |
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % | 8,9 |
Затраты на инновационную деятельность организаций, млн руб. | 63181,0 |
Удельный вес затрат на инновационную деятельность организаций, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % | 3,6 |
Источник: Составлено автором по данным [3].
Рассматривая инновационную активность предприятий машиностроения Самарской области, следует отметить, что уровень затрат на инновации в совокупных расходах организации невысокий. Наиболее рентабельными являются вложения в инновационные разработки, связанные с производством нефтегазового оборудования. Несмотря на то что многие предприятия участвуют в государственных программах, обеспеченность инноваций собственными средствами остается достаточно высокой (таблица 3).
Таблица 3 – Показатели, характеризующие инновационную деятельность АО «РКЦ «ПРОГРЕСС», АО «ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА», АО «АВТОВАЗ» в 2021 году
Table 3 – Indicators characterizing the innovative activities of JSC «RCC PROGRESS», JSC «TRANSNEFT-PRIVOLGA», JSC «AVTOVAZ» in 2021
Название показателя | АО «ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА» | АО «РКЦ «ПРОГРЕСС»
| АО «АВТОВАЗ» |
Уровень затрат на инновации | 0,002 | 0,0084 | 0,064 |
Коэффициент расходов на инновации в составе имущества | 0,0005 | 0,0028 | 0,92 |
Рентабельность инноваций | 42,84 | 2,25 | 0,077 |
Обеспеченность инноваций собственными средствами | 1450,33 | 87,46 | 1,211 |
Источник: Составлено автором по данным [5].
Актуальной необходимостью сегодня является развитие инновационного производства высокотехнологичного оборудования, по которому введены импортные ограничения. Высокотехнологичное оборудование в РФ производится в ограниченных объемах. Большинство станков и комплектующих к ним импортировалось из-за рубежа. В связи с ограничением импорта современного оборудования процесс модернизации промышленных предприятий Самарской области замедлился. На предприятиях стали чаще использовать оборудование азиатского производства с менее надежными характеристиками. Потребность в собственных инновационных разработках возрастает. Однако большинство экспертов склоняется к мнению, что импортозамещение в краткосрочном периоде невозможно [6; 7]. Увеличение объемов производства инновационного высокотехнологичного оборудования связано со значительными инвестициями и серьезными временными затратами, даже если финансирование будет осуществляться из федерального бюджета. Предприятия же машиностроения, занимающиеся производством оборудования, осуществляют преимущественно краткосрочные финансовые вложения. Кроме того, существует проблема, связанная с дефицитом денежных ресурсов (таблица 4). Снижение доходов ряда самарских предприятий, включение механизма импортозамещения будут способствовать повышению цен, снижению покупательской способности и, соответственно, росту транзакционных издержек [8–10].
Таблица 4 – Финансовые вложения предприятий машиностроения Самарской области в 2020 году, млн рублей
Table 4 – Financial investments of engineering enterprises of the Samara region in 2020, million rubles
Показатели | Всего
| в том числе: | Накоплено, всего
| в том числе: | ||
долгосрочные | краткосрочные | долгосрочные | краткосрочные | |||
Обрабатывающие производства, в том числе | 1857033,3 | 2965,1 | 1854068,2 | 116924,5 | 43362,0 | 73562,5 |
Производство машин и оборудования | 3734,2 | – | 3082,2 | 3148,8 | 2509,4 | 639,4 |
Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов | 1222020,0 | 597,4 | 1221422,6 | 61936,1 | 14428,8 | 47507,2 |
Источник: Составлено автором по данным [3].
Причинами слабой инвестиционной активности предприятий являются низкая рентабельность производства и нестабильное внешнее окружение (таблица 5).
Таблица 5 – Затраты на 1 рубль продукции предприятий машиностроения Самарской области
Table 5 – Costs per 1 ruble of products of engineering enterprises of the Samara region
Показатели | Затраты на 1 рубль продукции, коп. | ||||
2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | |
Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки | 97,5 | 94,7 | 105,0 | 91,6 | 94,2 |
Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов | 106,7 | 106,7 | 109,0 | 117,5 | 118,1 |
Источник: Составлено автором по данным [3].
В результате введения санкций сократились иностранные инвестиции в развитие машиностроения Самарской области. Действуют ограничения по кредитованию многих российских организаций. Ужесточились условия конкуренции на внешних рынках, что, соответственно, привело к снижению экспорта и потере прибыли промышленных предприятий в целом и машиностроительных в частности. Вместе с тем для развития инновационных технологий необходим значительный объем финансирования, и прежде всего инвестиции требуются для:
- информации и автоматизации производственных процессов машиностроительных предприятий;
- создания банка данных существующих достижений в научно-технологической сфере;
- подготовки высококвалифицированных кадров, задействованных в инновационных разработках в области машиностроения;
- осуществления совместных научно-исследовательских работ на предприятиях, в вузах, исследовательских организациях;
- активного освоения существующих инновационных технологий в машиностроении;
- стратегического прогнозирования инновационно-технического развития машиностроения и осуществления комплексной инновационной политики на предприятиях и в регионах.
Следует отметить, что с включением международных санкций произошло увеличение среднегодовой производственной мощности машиностроительных предприятий, объемы производства увеличились, машиностроительный сектор заработал интенсивнее (таблица 6).
Таблица 6 – Использование среднегодовой производственной мощности предприятиями машиностроения, %
Table 6 – Use of average annual production capacity by mechanical engineering enterprises, %
Показатели | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки, в том числе: турбины газовые, кроме турбореактивных и турбовинтовых | 14,3 | 4,5 | 2,1 | 12,0 | 12,3 |
Подшипники шариковые или роликовые | 51,6 | 52,1 | 43,9 | 84,1 | 84,7 |
Оборудование для кондиционирования воздуха | 44,6 | 80,4 | 70,0 | 99,9 | 100 |
Дробилки для кормов | – | 90,3 | 58,7 | 81,6 | 82,0 |
Сеялки | 89,0 | 89,7 | 87,0 | 89,4 | 90,0 |
Станки металлорежущие | 100 | – | – | – | – |
Производство транспортных средств, прицепов и полуприцепов, в том числе автомобили легковые | 42,3 | 55,0 | 50,9 | 43,7 | 44,0 |
Средства автотранспортные грузовые | 49,6 | 41,6 | 48,0 | 42,3 | 42,1 |
Источник: Составлено автором по данным [3].
Однако существует проблема износа производственного оборудования, морального устаревания технологий на самих машиностроительных предприятиях. Актуальна потребность в модернизации материально-технической базы, поскольку срок службы ряда оборудования составляет более 20 лет, что означает, практически стопроцентный его износ.
С 2010 года по настоящее время коэффициент износа основных фондов на предприятиях машиностроения региона растет и сегодня составляет более 60 % (таблица 7).
Таблица 7 – Износ основных фондов по полной учетной стоимости, %
Table 7 – Depreciation of fixed assets at full carrying value, %
Показатели | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки | 57,9 | 57,7 | 56,9 | 59,0 | 60,0 |
Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов | 67,9 | 70,4 | 72,6 | 74,9 | 75,1 |
Источник: Составлено автором по данным [3].
Тогда как коэффициент обновления основных фондов за последние пять лет в производстве машин и оборудования не превышал 11,5 %, а в производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов – 5,3 %. В среднем за весь период исследования он находился на уровне 8,34 % и 3,52 % соответственно. Это достаточно низкий процент, учитывая степень износа оборудования, особенно в сфере производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов. Кроме того, динамика обновления основных фондов машиностроения имеет отрицательное значение, что негативно сказывается на инновационно-технологическом развитии всего промышленного сектора (таблица 8).
Таблица 8 – Коэффициент обновления основных фондов, %
Table 8 – Fixed assets renewal rate, %
Показатели | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 |
Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки | 8,7 | 11,5 | 9,8 | 6,7 | 5,0 |
Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов | 5,3 | 2,8 | 3,2 | 3,2 | 3,1 |
Источник: Составлено автором по данным [3].
Выводы
Таким образом, учитывая сложившуюся ситуацию, когда основным поставщиком машин и оборудования на внутренний рынок становится отечественный производитель, производственные мощности которого в некоторых подотраслях работают на пределе, необходимо существенное увеличение инвестиций в обновление основных фондов. Приоритетным должна стать разработка и освоение инновационного оборудования, соответствующего современным требованиям инновационно-технологического развития промышленности. В ряде подотраслей требуется строительство новых корпусов производственных помещений.
В целом международные санкции можно расценивать как мощный толчок для инновационно-технологического развития отечественного машиностроения и промышленности в целом, повышения конкурентоспособности промышленной продукции на внешнем рынке.
Об авторах
Наталья Александровна Дубровина
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
Автор, ответственный за переписку.
Email: nadubrovina@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8216-5209
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой общего и стратегического менеджмента
Россия, г. СамараСписок литературы
- Российская промышленность в условиях санкций готова к реиндустриализации – эксперт // ИА REGNUM. URL: https://regnum.ru/news/1855276.html.
- Постановление Правительства Самарской области от 04.06.2014 г. № 321. «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие промышленности Самарской области и повышение ее конкурентоспособности до 2020 года» (с изменениями на 19.10.2015). URL: https://docs.cntd.ru/document/464011089.
- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Самарской области. URL: https://samarastat.gks.ru/.
- Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/.
- Отчетность предприятий. URL: https://www.list-org.com.
- Санкции в связи с украинскими событиями 2014 года // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Санкции_против_России_(2014).
- Клинова М.В., Сидорова Е.А. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с Европейским союзом // Вопросы экономики. 2014. № 12. С. 67–79. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22619838. EDN: https://elibrary.ru/tazszr.
- Татарских Б.Я. Стратегические направления повышения эффективности машиностроительного комплекса России // Вестник Самарского государственного университета. Серия: Экономика и управления. 2013. № 10 (111). С. 89–94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21300174. EDN: https://elibrary.ru/rycxip.
- Загашвили В.С. Западные санкции и российская экономика // Мировая экономика и международные отношения, 2015. № 11. С. 67–77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25054543. EDN: https://elibrary.ru/vcgzir.
- База данных международной статистики и индексов. URL: https://russiancouncil.ru/library/stat/?active_id_10=33#top-content.