Инновационное развитие отечественного машиностроения в условиях международных санкций: региональный аспект

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В представленной статье рассмотрена современная экономическая ситуация с учетом ограничений импортных поставок продукции, оборудования и технологий. Обоснована необходимость развития отечественного машиностроения в сфере производства высокотехнологического оборудования, создания мощного инновационно-технологического потенциала на базе предприятий, выпускающих современные машины и разрабатывающих передовые технологии. Проанализирована тенденция развития машиностроения в одном из промышленно развитых регионов – Самарской области. Выявлено, что основным поставщиком машин и оборудования на внутренний рынок сегодня является отечественный производитель, производственные мощности которого в некоторых подотраслях работают на пределе. В этой связи необходимо существенное увеличение инвестиций в обновление основных фондов. Увеличение объемов производства инновационного высокотехнологичного оборудования связано со значительными инвестициями и серьезными временными затратами, даже если финансирование будет осуществляться из федерального бюджета. Причиной слабой инвестиционной активности предприятий являются низкая рентабельность производства и нестабильное внешнее окружение. Приоритетом должны стать разработка и освоение инновационного оборудования, соответствующего современным требованиям инновационно-технологического развития промышленности.

Полный текст

Введение

Современную экономическую ситуацию в России сложно назвать благоприятной, особенно для ряда отраслей обрабатывающей промышленности, использующих импортные комплектующие в своем производстве. Обусловлено это действием международных санкций, ограничением импортных поставок продукции, оборудования и технологий. Начиная с 2014 года отечественное производство испытывает отрицательное влияние, связанное с действием западных санкций. По мнению ряда экспертов, в краткосрочном периоде экономическое развитие промышленности может иметь отрицательную динамику, однако в долгосрочной перспективе способно выйти на новый более высокий уровень [1]. В таких условиях повышается значение инновационного развития машиностроительного производства, создающего возможности для перехода на отечественные аналоги производственного оборудования и технологий в кратчайшие сроки.

Методы исследования

В работе для анализа тенденции развития машиностроения Самарского региона использованы методы статистического анализа, экономико-математического анализа.

Исследование уровня инновационного развития предприятий машиностроения региона проводилось с помощью комплексной и системной оценки, в ряде случаев использовались хозяйственный и экономический анализ, общенаучные методы.

Результаты исследования

Рассмотрим тенденцию развития машиностроения на примере промышленно развитого Самарского региона.

Промышленость Самарской области включает разные производственные сектора, в том числе машиностроение (рис.1).

 

Рисунок 1 – Структурирование промышленного производства Самарской области

Figure 1 – Structuring of industrial production of the Samara region

Источник: Разработано автором.

 

Формирование структуры промышленного производства Самарской области пришлось на период с 1940 по 1980-е годы. Структура промышленного сектора региона практически не изменилась с восьмидесятых годов и представлена такими отраслями, как производство машин и оборудования, транспортных средств, металлургическое производство, производство электрооборудования, а также рядом других производств [2].

Для предприятий машиностроения Самарской области характерна технологическая многоукладность. Однако далеко не все предприятия области имеют современные производственно-технологические линии, позволяющие производить современную высокотехнологичную продукцию.

Динамика производства в машиностроении региона за последние годы имеет положительную тенденцию (таблица 1). Резкий скачок в объемах производства произошел в 2022 году в производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов. Спрос на оборудование для добычи полезных ископаемых оставался достаточно устойчивым. Производство легковых автомобилей, электрического и электронного оборудования, комплектующих автотранспортных средств достаточно стабильно развивалось с 2016 года. В 2020 году наблюдалось значительное уменьшение объемов производства (на 15–20 %) в данных секторах, однако уже в 2021 году темпы роста восстановились, а в 2022 году объем производства легковых автомобилей вырос в 2,8 раза [3].

 

Таблица 1 – Объем отгруженных товаров собственного производства машиностроения Самарской области, млн рублей

Table 1 – Volume of shipped goods of own production of machine building of the Samara region, million rubles

Показатели

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022

(январь-август)

Производство машин и оборудования

24139,8

22337,3

25806,5

26432,1

28579,2

30910,5

29279,0

Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

264996,2

324644,4

391200,1

396503,1

343266,9

72094,4

134928,8

Источник: Составлено автором по данным [3].

 

Показатель инновационной активности организаций Самарской области находится на уровне 15 %, в то же время удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, выше 25 %, что значительно опережает аналогичный показатель в целом по стране (более чем в 2 раза) (таблица 2) [4].

 

Таблица 2 – Основные показатели инновационной деятельности в промышленном секторе Самарской области 2021 году

Table 2 – Main indicators of innovative activity in the industrial sector of the Samara region in 2021

Показатели

2021

Уровень инновационной активности организаций, %

14,5

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в общем числе обследованных организаций, %

25,1

Объем инновационных товаров, работ, услуг, млн руб.

154111,1

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, %

8,9

Затраты на инновационную деятельность организаций, млн руб.

63181,0

Удельный вес затрат на инновационную деятельность организаций, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, %

3,6

Источник: Составлено автором по данным [3].

 

Рассматривая инновационную активность предприятий машиностроения Самарской области, следует отметить, что уровень затрат на инновации в совокупных расходах организации невысокий. Наиболее рентабельными являются вложения в инновационные разработки, связанные с производством нефтегазового оборудования. Несмотря на то что многие предприятия участвуют в государственных программах, обеспеченность инноваций собственными средствами остается достаточно высокой (таблица 3).

 

Таблица 3 – Показатели, характеризующие инновационную деятельность АО «РКЦ «ПРОГРЕСС», АО «ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА», АО «АВТОВАЗ» в 2021 году

Table 3 – Indicators characterizing the innovative activities of JSC «RCC PROGRESS», JSC «TRANSNEFT-PRIVOLGA», JSC «AVTOVAZ» in 2021

Название показателя

АО «ТРАНСНЕФТЬ-ПРИВОЛГА»

АО «РКЦ «ПРОГРЕСС»

 

АО «АВТОВАЗ»

Уровень затрат на инновации

0,002

0,0084

0,064

Коэффициент расходов на инновации в составе имущества

0,0005

0,0028

0,92

Рентабельность инноваций

42,84

2,25

0,077

Обеспеченность инноваций собственными средствами

1450,33

87,46

1,211

Источник: Составлено автором по данным [5].

 

Актуальной необходимостью сегодня является развитие инновационного производства высокотехнологичного оборудования, по которому введены импортные ограничения. Высокотехнологичное оборудование в РФ производится в ограниченных объемах. Большинство станков и комплектующих к ним импортировалось из-за рубежа. В связи с ограничением импорта современного оборудования процесс модернизации промышленных предприятий Самарской области замедлился. На предприятиях стали чаще использовать оборудование азиатского производства с менее надежными характеристиками. Потребность в собственных инновационных разработках возрастает. Однако большинство экспертов склоняется к мнению, что импортозамещение в краткосрочном периоде невозможно [6; 7]. Увеличение объемов производства инновационного высокотехнологичного оборудования связано со значительными инвестициями и серьезными временными затратами, даже если финансирование будет осуществляться из федерального бюджета. Предприятия же машиностроения, занимающиеся производством оборудования, осуществляют преимущественно краткосрочные финансовые вложения. Кроме того, существует проблема, связанная с дефицитом денежных ресурсов (таблица 4). Снижение доходов ряда самарских предприятий, включение механизма импортозамещения будут способствовать повышению цен, снижению покупательской способности и, соответственно, росту транзакционных издержек [8–10].

 

Таблица 4 – Финансовые вложения предприятий машиностроения Самарской области в 2020 году, млн рублей

Table 4 – Financial investments of engineering enterprises of the Samara region in 2020, million rubles

Показатели

Всего

 

в том числе:

Накоплено, всего

 

в том числе:

долгосрочные

краткосрочные

долгосрочные

краткосрочные

Обрабатывающие производства, в том числе

1857033,3

2965,1

1854068,2

116924,5

43362,0

73562,5

Производство машин и оборудования

3734,2

3082,2

3148,8

2509,4

639,4

Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

1222020,0

597,4

1221422,6

61936,1

14428,8

47507,2

Источник: Составлено автором по данным [3].

 

Причинами слабой инвестиционной активности предприятий являются низкая рентабельность производства и нестабильное внешнее окружение (таблица 5).

 

Таблица 5 – Затраты на 1 рубль продукции предприятий машиностроения Самарской области

Table 5 – Costs per 1 ruble of products of engineering enterprises of the Samara region

Показатели

Затраты на 1 рубль продукции, коп.

2017

2018

2019

2020

2021

Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки

97,5

94,7

105,0

91,6

94,2

Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

106,7

106,7

109,0

117,5

118,1

Источник: Составлено автором по данным [3].

 

В результате введения санкций сократились иностранные инвестиции в развитие машиностроения Самарской области. Действуют ограничения по кредитованию многих российских организаций. Ужесточились условия конкуренции на внешних рынках, что, соответственно, привело к снижению экспорта и потере прибыли промышленных предприятий в целом и машиностроительных в частности. Вместе с тем для развития инновационных технологий необходим значительный объем финансирования, и прежде всего инвестиции требуются для:

  • информации и автоматизации производственных процессов машиностроительных предприятий;
  • создания банка данных существующих достижений в научно-технологической сфере;
  • подготовки высококвалифицированных кадров, задействованных в инновационных разработках в области машиностроения;
  • осуществления совместных научно-исследовательских работ на предприятиях, в вузах, исследовательских организациях;
  • активного освоения существующих инновационных технологий в машиностроении;
  • стратегического прогнозирования инновационно-технического развития машиностроения и осуществления комплексной инновационной политики на предприятиях и в регионах.

Следует отметить, что с включением международных санкций произошло увеличение среднегодовой производственной мощности машиностроительных предприятий, объемы производства увеличились, машиностроительный сектор заработал интенсивнее (таблица 6).

 

Таблица 6 – Использование среднегодовой производственной мощности предприятиями машиностроения, %

Table 6 – Use of average annual production capacity by mechanical engineering enterprises, %

Показатели

2017

2018

2019

2020

2021

Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки, в том числе: турбины газовые, кроме турбореактивных и турбовинтовых

14,3

4,5

2,1

12,0

12,3

Подшипники шариковые или роликовые

51,6

52,1

43,9

84,1

84,7

Оборудование для кондиционирования воздуха

44,6

80,4

70,0

99,9

100

Дробилки для кормов

90,3

58,7

81,6

82,0

Сеялки

89,0

89,7

87,0

89,4

90,0

Станки металлорежущие

100

Производство транспортных средств, прицепов и полуприцепов, в том числе автомобили легковые

42,3

55,0

50,9

43,7

44,0

Средства автотранспортные грузовые

49,6

41,6

48,0

42,3

42,1

Источник: Составлено автором по данным [3].

 

Однако существует проблема износа производственного оборудования, морального устаревания технологий на самих машиностроительных предприятиях. Актуальна потребность в модернизации материально-технической базы, поскольку срок службы ряда оборудования составляет более 20 лет, что означает, практически стопроцентный его износ.

С 2010 года по настоящее время коэффициент износа основных фондов на предприятиях машиностроения региона растет и сегодня составляет более 60 % (таблица 7).

 

Таблица 7 – Износ основных фондов по полной учетной стоимости, %

Table 7 – Depreciation of fixed assets at full carrying value, %

Показатели

2017

2018

2019

2020

2021

Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки

57,9

57,7

56,9

59,0

60,0

Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

67,9

70,4

72,6

74,9

75,1

Источник: Составлено автором по данным [3].

 

Тогда как коэффициент обновления основных фондов за последние пять лет в производстве машин и оборудования не превышал 11,5 %, а в производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов – 5,3 %. В среднем за весь период исследования он находился на уровне 8,34 % и 3,52 % соответственно. Это достаточно низкий процент, учитывая степень износа оборудования, особенно в сфере производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов. Кроме того, динамика обновления основных фондов машиностроения имеет отрицательное значение, что негативно сказывается на инновационно-технологическом развитии всего промышленного сектора (таблица 8).

 

Таблица 8 – Коэффициент обновления основных фондов, %

Table 8 – Fixed assets renewal rate, %

Показатели

2017

2018

2019

2020

2021

Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки

8,7

11,5

9,8

6,7

5,0

Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

5,3

2,8

3,2

3,2

3,1

Источник: Составлено автором по данным [3].

 

Выводы

Таким образом, учитывая сложившуюся ситуацию, когда основным поставщиком машин и оборудования на внутренний рынок становится отечественный производитель, производственные мощности которого в некоторых подотраслях работают на пределе, необходимо существенное увеличение инвестиций в обновление основных фондов. Приоритетным должна стать разработка и освоение инновационного оборудования, соответствующего современным требованиям инновационно-технологического развития промышленности. В ряде подотраслей требуется строительство новых корпусов производственных помещений.

В целом международные санкции можно расценивать как мощный толчок для инновационно-технологического развития отечественного машиностроения и промышленности в целом, повышения конкурентоспособности промышленной продукции на внешнем рынке.

×

Об авторах

Наталья Александровна Дубровина

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Автор, ответственный за переписку.
Email: nadubrovina@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8216-5209

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой общего и стратегического менеджмента

Россия, г. Самара

Список литературы

  1. Российская промышленность в условиях санкций готова к реиндустриализации – эксперт // ИА REGNUM. URL: https://regnum.ru/news/1855276.html.
  2. Постановление Правительства Самарской области от 04.06.2014 г. № 321. «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие промышленности Самарской области и повышение ее конкурентоспособности до 2020 года» (с изменениями на 19.10.2015). URL: https://docs.cntd.ru/document/464011089.
  3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Самарской области. URL: https://samarastat.gks.ru/.
  4. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/.
  5. Отчетность предприятий. URL: https://www.list-org.com.
  6. Санкции в связи с украинскими событиями 2014 года // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Санкции_против_России_(2014).
  7. Клинова М.В., Сидорова Е.А. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с Европейским союзом // Вопросы экономики. 2014. № 12. С. 67–79. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22619838. EDN: https://elibrary.ru/tazszr.
  8. Татарских Б.Я. Стратегические направления повышения эффективности машиностроительного комплекса России // Вестник Самарского государственного университета. Серия: Экономика и управления. 2013. № 10 (111). С. 89–94. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21300174. EDN: https://elibrary.ru/rycxip.
  9. Загашвили В.С. Западные санкции и российская экономика // Мировая экономика и международные отношения, 2015. № 11. С. 67–77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25054543. EDN: https://elibrary.ru/vcgzir.
  10. База данных международной статистики и индексов. URL: https://russiancouncil.ru/library/stat/?active_id_10=33#top-content.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок 1 – Структурирование промышленного производства Самарской области

Скачать (357KB)

© Дубровина Н.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах