Mechanisms and tools for stimulating innovative activities of business entities in the context of import substitution
- Authors: Tyukavkin N.M.1
-
Affiliations:
- Samara National Research University
- Issue: Vol 15, No 3 (2024)
- Pages: 192-209
- Section: Articles
- URL: https://journals.ssau.ru/eco/article/view/28003
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0461-2024-15-3-192-209
- ID: 28003
Cite item
Full Text
Abstract
The presented study defines the goal of increasing the innovative activity of business entities, the basis of which is the development of innovative activity, reducing the negative economic consequences of the innovative policy of unfriendly countries, focusing domestic organizations and enterprises on the intensification of production. The analysis of the indicators of innovative activity, reflecting the lack of its development, is carried out, the features of increasing innovative activity are identified, its components are disclosed and methods for its definition are presented, the existing tools for intensifying innovative activity are studied. The main provisions of the new draft law ”On Technological Policy” are proposed, designed to eliminate the gap between science and production, with the existing practice of technology transfer, planned for adoption in September 2024, allowing for the implementation of a new direction of state policy - innovative policy for the development of technological sovereignty. The provisions (main tools) for stimulating the innovative activity of business entities are presented: increasing profits, reducing production costs of enterprises from the introduction of innovations and, on their basis, increasing the added value of manufactured products.
Full Text
Введение
В настоящее время развитие инновационной активности, в условиях экономических санкций, геополитической неопределенности и импоротозамещения, представляет государственное значение. России требуется кратно повысить свою инновационную, так она является основной составляющей технологического суверенитета государства.
Переход к модели развития инновационной активности государства, с опорой на инновационной потенциал регионов, заключается в том, что значительная часть вопросов становления инновационной экномики должна быть решена с помощью регулирующей деятельности государства, осуществления продуманной политики научно-технического развития и импортозамещения.
По мнению разных ученых, государство отвечает за финансирование фундаментальной науки, системы подготовки кадров, создание инфраструктуры и пр. Кроме этого, государство реализует задачу по формированию благоприятных условий для развития инновационной деятельности, создавая необходимую институциональную среду, при которой инноваторы, изобретатели и предприниматели получают дополнительные конкурентные преимущества и отдачу от инновационной деятельности.
Понимание того, что экономическое развитие невозможно без инноваций, сложилось в России в начале 90-х годов ХХ века, при ее переходе на рыночный путь развития. В данный период особенно остро проявились проблемы отставания государства и ее низкой конкурентоспособности от ведущих капиталистических стран, даже несмотря благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру, поддерживаемую высокими ценами на экспортируемые сырьевые ресурсы, нефть и газ.
В этот период, существенным был и рост иностранных инвестиций, пришедших на отечественный рынок, но из которых более 80% направлялись в финансовые активы, а не в производство.
В сложившихся условиях, экономическое развитие в переходный период не могло обеспечиваться только традиционными инструментами, так как сырьевая экономика, с существенной долей добывающей промышленности, старыми технологиями, отсталой производственной базой и большим объемом военно-промышленного производства не могла обеспечить конкурентоспособность на мировых рынках и решить внутренние проблемы нового экономического уклада.
В конце 1990-х и самом начале 2000-х годов в России были предприняты попытки перехода к инновационной модели развития отечественной экономики. Отражением этого выступают принятие государственных программ и документов, к которым относятся: ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (1998 и 2002 годы), «Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 года» (2005 и 2011 годы), «Стратегия научно-технологического развития РФ» (2004 год), «Стратегия развития РФ в области науки и инноваций на период до 2015 года» (2006 год) и др.
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» (2008 год) была разработана цель: переход от сырьевой модели экономического развития и роста, к инновационной.
Для достижения данной цели необходимо наличие структурной экономической политики, в которой предполагаются государственные приоритеты развития экономики и соответствующие инструменты их реализации.
К сожалению, приходится отметить, что за тридцатилетний период экономических реформ, основные показатели эффективности осуществления инновационной деятельности, представленные только в первоначальных документах, до сих пор не достигнуты.
Так, согласно «Стратегии научно-технологического развития РФ», доля предприятий промышленности, реализующих технологические инновации, должна была составить до 40 - 50% от общего количества предприятий, которые осуществляют данные технологические инновации, но, в настоящее время, их доля не превышает 23%.
Исследование инновационной деятельности государств мира отражено в докладе «Глобальный инновационный индекс»(ГИИ), содержащий результаты сравнительного анализа инновационных систем 132 государств и их рейтинг по степени инновационного развития за 2023 год. ГИИ отражает условия осуществления и развития инновационной деятельности, а, следовательно и инвестиционную привлекательность данной деятельности.
Анализируя данный рейтинг, видим, что положение РФ, практически изменяется только в сторону ухудшения, – если в 2020 – 2022 годах она занимала 47 место, то в 2023 году, снизила позиции на четыре пункта, выйдя на 51 строку [1].
Лидерами рейтинга, по-прежнему остаются Швейцария, США, Швеция, Великобритания и др. Китай находится на 12-м месте. У этих государств наивысшие показатели использования как инновационных ресурсов, так и результатов интеллектуальной деятельности, они демонстрируют максимальный эффект от инноваций, т.е. соотношения между затраченными ресурсами и полученными результатами.
По мнению директора Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Л. Гохберга, данный рейтинг «отражает средний уровень конкурентоспособности российской инновационной системы на фоне глобальной конкуренции национальных экономик»[2].
Также он отмечает, что лидерство в инновационной сфере зависит не столько от объемов используемых в инновациях, сколько от эффективности их использования, определяемых параметрами: деловой климат, качество государственной инновационной политики, мотивацией к инновационной деятельности и др.
На современном этапе социально-экономического развития является очевидным, что инновационная сфера представляет собой ключевой драйвер и общемировую тенденцию, которую требуется учитывать при формировании программ национального, отраслевого и регионального уровня реализации.
Однако существенного прорыва в этом направлении не представлено. Спрос на инновационные разработки находится на низком уровне, что отражает неспособностью отечественных компаний конкурировать с иностранными предприятиями, а в большей мере связан с недостаточностью ресурсов и мотивации к повышению инновационной активности[3].
РФ по объемам инвестиций в НИОКР (0,9 %) находится позади Южной Кореи (4,3 %), Израиля (4,1 %), Японии (3,6 %), США (3 %), Швейцарии (3 %), Словении (2,4 %) [4]. Основные параметры инновационной деятельности предприятий и организаций РФ представлены в таблице 1.
Таблица 1: Основные параметры инновационной деятельности организаций и РФ
Table 1: The main parameters of innovative activity of organizations and the Russian Federation
№ | Показатели | 2010 | 2016 | 2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 |
1. | Инновационная активность, всего, % | 9,5 | 8,4 | 12,8 | 9,1 | 10,8 | 11,9 | 11,0 |
2. | Удельный вес предприятий, осуществлявших технологические инновации, % | 7,9 | 7,3 | 19,8 | 21,6 | 23,0 | 23,0 | 22,8 |
3. | Затраты на инновационную деятельность, млрд. руб., в том числе: | 411,0 | 129,8 | 148,4 | 195.4 | 213,4 | 237,0 | 266,2 |
4. | Объемы выпуска инновационной продукции (работ, услуг), млрд. руб. | 1,123 | 4,364 | 4,516 | 4,863 | 5,189 | 6,003 | 6,377 |
Из таблицы 1 можно сделать выводы:
- технологические инновации занимают лидерство по доле субъектов хозяйствования, представляющих данные новшества (23% в 2020 и 2021 годах);
- затраты на НИОКР, в 2022 году, составили 266,2 млрд. руб. в промышленности;
- объем отгруженной инновационной продукции, за 2022 год, достиг 6,377 млрд. руб;
- особое место в инновационной деятельности занимает инновационная активность предприятий и организаций, которая в 2022 году снизилась на 0,9%.
На основании данных можно сказать, что динамика основных показателей инновационной активности, в целом, по РФ, имеет негативные тенденции. Данная тенденция, по мнению ряда ученых сложилась вследствие того, что РФ приступила к оргнаизации инновационной деятельности на старых производственных фондах, которые не отвечали требования инновационной деятельности.
Данное положение подтверждается и тем, что развитие инновационной активности в РФ, напрямую связаны с НИОКР. Динамика количества организаций и предприятий, реализующих НИОКР представлена в таблице 2.
Таблица 2: Динамика количества организаций и предприятий, реализующих НИОКР, ед.
Table 2: Dynamics of the number of organizations and enterprises implementing R&D, units.
Показатели | 2000 | 2010 | 2020 | 2021 | 2022 |
Всего, в том числе: | 4 099 | 3 492 | 4 175 | 4 175 | 4 195 |
НИИ и научно-исследовательские организации | 2 686 | 1 840 | 1 633 | 1 627 | 1 584 |
Проектно-изыскательские организации | 85 | 36 | 12 | 13 | 13 |
Конструкторские организации | 318 | 362 | 239 | 233 | 249 |
Организации высшего образования | 390 | 517 | 969 | 990 | 991 |
Промышленные предприятия, имевшие научно-исследовательские и проектные структуры | 284 | 238 | 441 | 446 | 494 |
Другие | 303 | 452 | 846 | 833 | 834 |
Из таблицы 2 следует вывод, что число НИИ и научно-исследовательских организаций РФ имеет снижающиеся тренды.
Положительные тренды представлены численностью структуры персонала, осуществляющего НИОКР по сферам деятельности (таблица 3).
Таблица 3: Динамика численности структуры персонала, осуществляющих НИОКР по сферам деятельности, чел.
Table 3: The dynamics of the number of personnel engaged in R&D in the fields of human activity.
Показатели | 2000 | 2010 | 2020 | 2021 | 2022 |
Всего, в том числе исследователи | 887 729 | 736 540 | 679 333 | 662 702 | 669 870 |
инженерно-технический состав | 75 184 | 59 276 | 59 557 | 60 474 | 61 369 |
вспомогательный персонал | 240 506 | 183 713 | 158 298 | 152 066 | 154 750 |
прочий персонал | 146 085 | 124 636 | 114 981 | 110 020 | 113 085 |
В 2022 году наметился рост численности исследователей, иженерно-технического и вспомогательного состава, осуществляющих НИОКР.
Основное значение в инновационной деятельности играет финансирование НИОКР. Динамика затрат на НИОКР по источникам финансирования отражена в таблице 4.
Таблица 4: Динамика затрат на НИОКР по источникам финансирования, млрд. руб.
Table 4: Dynamics of R&D costs by sources of financing, billion rubles.
Показатели | 2000 | 2010 | 2020 | 2021 | 2022 |
Всего затрат, в том числе: | 76,7 | 523,4 | 174,5 | 301,5 | 435,9 |
из бюджета РФ | 41,2 | 360,3 | 768,8 | 840,4 | 923,7 |
собственные средства субъектов хозяйствания | 6,9 | 47,4 | 205,5 | 242,9 | 253,1 |
финансирование из фондов поддержки инновационной деятельности | - | - | 14,4 | 13,0 | 16,6 |
средства системы высшего образования | 0,1 | 0,5 | 1,5 | 2,0 | 2,7 |
средства предпринимательской среды | 14,3 | 85,9 | 161,9 | 176,5 | 207,6 |
иностранные источники финансирования, в том числе: | 9,1 | 18,6 | 20,7 | 25,1 | 30,3 |
средства международных организаций | - | 3,7 | 1,6 | 3,2 | 11,6 |
средства иных зарубежных организаций (фонды, некоммерческие организации) | - | 1,2 | 1,6 | 2,9 | 2,4 |
Данные таблице 4, отражают, что основные финансовые затраты га НИОКР представлены средствами бюджета РФ и собственными средствами субъектов хозяйствования. Причем, в общем объеме затрат на инновационную деятельность, собственные средства субъектов хозяйствования, практически в пять раз меньше бюджетных средств. Это следствие того, что они не хотят рисковать, осуществляя инновационную деятельность, им проще закупить импортные технологии, уже прелставившие свою успешность, чем разрабатывать собственные выскорискованные инновационные продукты и технологии.
В таблице 5 представлена патентная активность субъектов инновационной деятельности. Здесь сразу заметим, что, начиная с 2022 года, европейские государства отказываются патентовать российские разработки и не признают российские патенты.
Таблица 5: Патентная активность инновационной деятельности субъектов хозяйствования в РФ, ед.
Table 5: Patent activity of innovative activity of business entities in the Russian Federation, units
Подано заявок на выдачу патентов: на изобретения – всего, из них: | 28 688 | 42 500 | 34 984 | 30 977 | 26 924 |
российскими заявителями | 23 377 | 28 722 | 23 759 | 19 569 | 18 970 |
на полезные модели | 4 631 | 12 262 | 9 195 | 9 079 | 8 521 |
на промышленные образцы: | 2 290 | 3 997 | 7 740 | 7 726 | 6 898 |
Выдано патентов: на изобретения, всего, из них: | 17 592 | 30 322 | 28 788 | 23 662 | 23 315 |
на полезные модели | 4 098 | 10 581 | 6 748 | 6 955 | 7 178 |
на промышленные образцы | 1 626 | 3 566 | 5 038 | 5 909 | 5 585 |
Число действующих патентов – всего, в том числе: | - | 259 698 | 353 303 | 349 824 | 344 770 |
на изобретения | - | 181 904 | 266 189 | 264 587 | 259 020 |
на полезные модели | - | 54 848 | 45 953 | 42 861 | 41 062 |
на промышленные образцы | - | 22 946 | 41 161 | 42 376 | 44 688 |
Динамика патентной активности РФ имеет неустойчивый и отрицательный характер. В рейтинге стран по патентной активности, в 2022 году, по числу поданных заявок Китай занимает первое место с количеством 70 015 патентов, больше на 0,6%, чем в 2021 году. США находится на втором месте (59 056 заявок), что ниже на 0,6%, относительно 2021 года. На третьем месте находится Япония, представив 50 345 заявок. Россия занимает седьмое место.
В таблице 6 представлено число разработанных передовых технологий РФ за 2022 год.
Таблица 6: Разработанные передовые технологии РФ по уровню новизны, ед.
Table 6: The developed advanced technologies of the Russian Federation in terms of novelty, units.
Показатели | Количество технологий – всего | Из них: новые для РФ | Из них: принципи -ально новые | Количество запатентованных технологий |
Всего, в том числе: | 2 621 | 2 314 | 307 | 635 |
инжиниринг и проектирование | 483 | 437 | 46 | 132 |
промышленное производство | 772 | 665 | 107 | 206 |
технологии контроля и идентификации | 160 | 132 | 28 | 31 |
ИКТ, управление и геоматика | 237 | 215 | 22 | 57 |
технологии АСУ ТП | 333 | 300 | 33 | 66 |
технологии больших данных | 318 | 284 | 34 | 67 |
«зеленые» технологии | 129 | 107 | 22 | 48 |
технологии управления производством | 189 | 174 | 15 | 28 |
Из таблицы 6 следует, что РФ имеет небольшое число запатентованных технологий, что является негативным фактором стимулирования инновационной активности субъектов предпринимательской деятельности.
Проведенный анализ инновационной деятельности в РФ отражает основной ее аспект, а именно – недостаточный уровень развития инновационной активности в условиях импоротозамещения, определяемый, по, мнению автора:
- несоответствие используемых основных фондов промышленного сектора для осуществления инновационной деятельности;
- недостаточным развитием производственной базы для осуществления НИОКР и производства инноваций;
- низким уровнем инициации и создания собственных инноваций, вместо использования трансфера технологий;
- низким уровнем мотивации персонала к инновационной деятельности;
- недостаточным уровнем интенсивности инновационной деятельности;
- низким уровнем создания добавленной стоимости от результатов инновационной деятельности.
Таким образом, целью исследования является анализ и предложение инструментария стимулирования инновационной активности субъектов хозяйствования.
1. Материалы и методы исследования
Междисциплинарный характер исследования инструментария стимулирования инновационной активности предопределил использование комплекса теоретических и эмпирических, взаимно дополняющих друг друга подходов и методов методологического инструментария, включающего:
- теоретические методы: анализ и синтез в том числе анализ понятия «инновационная активность» и и перечня ее компонентов;
- эмпирические общенаучные методы: описание, измерение, наблюдение;
- предложенную автором логику исследования категории «инновационная активность».
В основной части исследования, использовались общенаучные методы логики, дедукции и индукции, анализа и синтеза, экономико - статистические методы, функциональный, системный, процессный и сценарный методы, анализ и оценка инновационной деятельности, анализ инновационной активности и другие методы.
Информационную, методологическую и теоретическую основу исследования составили:
- фундаментальные труды зарубежных и российских ученых по теоретическим проблемам инновационной политики, инструментов реализации политики импортозамещения;
- законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, субъектов РФ, являющиеся базой для разработки целевых программ и концепций по развитию инновационной активности;
- официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ;
- научные публикации в научных изданиях и периодической печати, отражающие процессы импортозамещения, технологического суверенитета и инновационной активности субъектов хозяйствования;
- официальные сайты и порталы Правительства РФ, электронные и web-ресурсы, относящиеся к тематике исследования;
- результаты собственных научно-практических исследований автора по развитию инструментария симулирования инновационной активности.
2. Основная часть
В настоящее время, в РФ, в условиях импоротозамещения, уделяется большое внимание повышению технологического суверенитета и научно-технологическому развитию государства.
Данное положение подтверждается национальным проектом «Наука» и применением «Концепции научно–технологического развития РФ до 2030 года», которая представляет базу по формированию и реализации государственной политики в сфере развития инновационной деятельности [6].
Компоненты категории «инновационная активность» представлены на рис. 1.
Рисунок 1: Компоненты категории «инновационная активность» [7]
Категория «инновационная активность» представляет качественный показатель, оценка которого отражает уровень инновационного потенциалам субъекта хозяйствования, масштабы инновационной деятельности, степень создания и внедрения инноваций, тренды инновационного развития и формирования инновационной политики [8].
Особая значимость Концепции заключается в масштабировании НИОКР, в сбалансированном инновационном развитии, в росте конкурентоспособности регионов, в обоснованности инновационных проектов для государства и экономики.
Существенную роль в развитии инновационной активности, в условиях международной конкуренции и импоротозамещении играет инновационный потенциал регионов, от реализации которого зависит трансформация результатов НИОКР в инновационные технологии и продукцию.
В связи с этим, перед государством стоит задача создания результативного инструментария стимулирования инновационной активности субъектов инновационной деятельности.
Для аналитики параметров инновационной активности, в основном, применяются методы экспертных оценок, представленные комплексом показателей (таблица 7).
Таблица 7: Показатели, применяемые для оценки инновационной активности субъектов хозяйствования
Table 7: Indicators used to assess the innovative activity of business entities
Показатели | Структура показателей |
1. Прибыль, эффективность, рентабельность и рентабельность инновационной деятельности | Представляют показатели доходности и возможности по их увеличению при осуществлении инноваций |
2. Инновационный потенциал | Представляет ресурсную базу создания и использования инновационного потенциала |
3. Степень мобильности инновационного потенциала | Способность к мобилизации и результативному использования НИОКР, инновационных ресурсов, информации, компетенций персонала и пр. |
4. Производственные затраты | Снижение затрат на производство за счет исползования инноваций |
5. Добавленная стоимость | Рост добавленной стоимости при осуществлении инновационной деятельности |
6. Качество инновационной стратегии предприятия | Определятся достиженимем индикаторов инновационной стратегии, миссии, целям предприятия, взаимосвязью с другими стратегиями |
7. Объемы привлекаемых инвестиций | Использование источников инвестиций, их стоимость, способность к привлечению инвестиций в необходимых объемах |
8. Показатели обоснованности инновационной стратегии | Уровень соответствия инновационной активности состоянию инновационной деятельности |
9. Уровень соответствия конкурентной ситуации | Использование инструментов конкурентной стратегии на основе состояния объекта инновационной деятельности и внешней среды |
При исследовании имеющегося инструментария стимулирования инновационной активности субъектов хозяйствования регионов решаются задачи:
- осуществить систематизацию инструментов государственного и частного развития и стимулирования инновационной активности;
- провести анализ инновационного климата и существующей системы стимулирования инновационной активности субъектов хозяйствования;
- определить проблемы и разработать современные методы стимулирования инновационной деятельности субъектов инноваций.
Существующие методы и инструменты стимулирования инновационной активности в России основываются на ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», включающих прямые и косвенные методы, «представляющие оказание льгот и преференций по уплате налогов, сборов, информационной и консультационной поддержки, содействие в создании и спроса и коммерциализации на инновационную продукцию и технологии» [10].
Экономический инструментарий государственного стимулирования инновационной активности представляет собой использование регуляторов денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, инвестиционной политики, в качестве определенных финансовых инструментов для развития инновационной деятельности субъектов хозяйствования.
Современные используемые методы стимулирования инновационной активности представлены в таблице 2.
Таблица 8: Используемые методы стимулирования инновационной активности субъектов хозяйствования
Table 8: The methods used to stimulate the innovative activity of business entities
Экономические | Представляют инструменты поддержки и стимулирования инновационной активности; направлены на финансирование инновационной деятельности субъектов хозяйствования; имеют прямой и косвенный характер |
Финансовые | Включают различные виды инвестирования и льготного кредитования инновационных проектов, венчурным финансированием, финансовыми инструментами лизинговой и франчайзинговой деятельности [11] |
Административно-правовые | Административно-правовыми инструментами государственного стимулирования инновационной активности выступают законодательные, нормативные и административные акты органов власти, направленные на формирование условий по организации стимулирования инновационной активности. А также законодательное представление и нормативное закрепление прав и обязанностей субъектов инновационной деятельности [12] |
Организационные | Организационными инструментами стимулирования инновационной активности выступают мероприятия по обеспечению развития инновационной деятельности: стимулирование развития предпринимательства; поиск партнеров; создание условий для выхода на внешние рынки; развитие методов продвижения продукции на рынках и пр. |
Кадровые | Кроме этого, к организационному инструментарию стимулирования относится Организация подготовки персонала для реализации инновационной деятельности, содействие системе инновационного образования (проведение лекций, семинаров, обучающих курсов и др.). |
Информационные | Информационный инструментарий стимулирования инновационной активности Инструментарий представляет доведение до субъектов инновационной деятельности определенных мероприятий государственной поддержки, результатов научно-технологической деятельности, для осуществления эффективных коммуникаций между участниками |
В настоящее время, в регионах РФ созданы «институты развития». Данное понятие пока не имеет четкого определения, но по мнению Минэкономразвития, они представляют инструменты государственной политики, стимулирующие инновационную деятельность и развитие инновационной инфраструктуры. Данные структуры, нацелены на активизацию инновационной деятельности, стимулирование инвестиций, создание инфраструктуры, обеспечивая доступ субъектов хозяйствования к используемым ресурсам.
В России созданы инструменты организационного типа, направленные на стимулирование условий для развития инновационной активности. Среди них выделяются:
- инструментарий развития и повышения квалификации компетенций персонала субъектов хозяйствования, научных работников;
- инструментарий использования государственно-частного финансирования;
- инструментарий платформенной интеграции участников инновационной деятельности для инвестирования;
- инструментарий развития инновационной инфраструктуры.
Стимулирование инновационной активности предприятий и организаций в условиях импоротозамещения, как на федеральном, региональном, и корпоративном уровнях предусматривает применение различного инструментария, в основном, финансово-экономического характера. Инструменты финансового стимулирования государства подразделяются на две большие группы: инструменты государственной поддержки инновационной деятельности, представляющие государственное стимулирование на начальных стадиях инновационной деятельности (научные исследования, генерирование инноваций, НИОКР).
Последующие стадии (опытное и массовое производство), в том числе и выведение инновационной продукции на рынок остаются, практически, без государственного внимания, отдаются на финансирование самих субъектов хозяйствования. не затронутыми. Эти стадии в большей степени стимулируются со стороны региона и направлены на снижение затрат хозяйствующих субъектов.
Производство инновационной продукции в существенной мере определяется ресурсными возможностями предприятиями, вследствие этого, недостаток финансовых средств представляет, своего рода барьер, тормозящий реализацию инновационных проектов, уменьшая уровень инновационной активности.
В целях устранения данных недостатков, Минэкономразвития, приступил к формированию законодательства для осуществления технологического прорыва в России — создание законопроекта «О технологической политике», который предназначен для устранения разрыва между наукой и производством, с существующей практикой трансфера технологий и разработки «патентов на полку».
Данный законопроект планируется к принятию в сентябре 2024 года, позволяющий реализовать в РФ новое направление государственной политики – технологическую инновационную политику, с использование двух параллельно осуществляемых процессов:
- развитие приоритетных отечественных инновационных технологий (определяется государством с учетом потребностей рынка) и развитие инновационной инфраструктуры для их освоения, с обеспечением цифровой автономии и технологического суверенитета государства;
- реализация перечня критических и сквозных технологий, являющихся прерогативой Правительства РФ, также определяющих порядок государственного стимулирования и информационную систему обработки данных о национальных проектов по технологическому суверенитету и проектах развития инновационных технологий.
Законопроект «О технологической политике» развивает «Концепцию технологического развития РФ до 2030 года», которая была принята в мае 2023 года и задает приоритеты государственной инновационной политики в сфере технологического суверенитета, инновационного развития и импортозамещения. Целью создания данного документа выступает согласование интересов науки и промышленной политики, в контексте единой логики — достижение опережающего инновационно-технологического развития. Логика реализации данного закона заключаться в том, что на его основе будут формироваться приоритеты для промышленной политике, и формироваться заказы для научно-технической политики. Отсюда вытекают основные принципы промышленной политики:
- базой для критических технологий должны выступать проекты технологического суверенитета (в РФ, в настоящее время, их насчитывается десять). Принцип отнесения к критическим технологиям следующий: проекты технологического суверенитета разделяются на основные этапы производства, в которых, необходимые, но выпадающие технологии включаются в перечень критических;
- структура политики и процессов импортозамещения должна быть более четко выраженной – должны быть закреплены интеллектуальные права на результаты интеллектуальной деятельности и обеспечение производства под национальным контролем;
- в сфере сквозных технологий необходимо более четко определить механизм форсайта (прикладной научный прогноз на 10–15 лет, с ежегодной актуализацией), на выходе которого должен быть представлен перечень конкретных технологий для использования;
- отдельным треком выступает формирование благоприятной среды для ускоренной разработки (создание приоритетов для координирующей роли государства) и внедрения инноваций (институциональное обеспечение, то есть создание условий, при которых бизнес будет заинтересован реализации инноваций).
Инновационное развитие экономики и укрепление технологического суверенитета каждгого государства имеет особенности, но, существуют единые механизмы и инструменты стимулирования развития инновационной деятельности субъектов хозяйствования, основной целью применения которых является формирование условий для увеличения инновационной активности.
На современном этапе развития экономики «в рамках стимулирующей инновационной политики, выступают:
- бюджетное финансирование инновационных проектов (доля участия государства в финансировании НИОКР превышает 50%);
- льготное кредитование, долевое и венчурное финансирование;
- предоставление льготной аренды (или на безвозмездной основе) государственного имущества для новых инновационных предприятий, стартапов;
- налоговые льготы и преференции для инновационных компаний;
- формирование объектов инновационной инфраструктуры» [13].
Стимулирующий грантовый инструментарий инновационной активности осуществляются на уровне государства и крупных корпораций ( Ростх, Газпром и пр.). Гранты на инновационную деятельность предоставляют: «Фонд содействия инновациям», «Фонд национальной технологической инициативы» (НТИ), «Агентство по технологическому развитию», фонд «Сколково» [14].
Одним из государственных инструментов стимулирования инновационной активности предприятий являются государственные заказы, которые формируют первоначальный спрос на инновации. Внедрена федеральная контрактная система (ФКС), развивающая инновационную активность, финансирование НИОКР, коммерциализацию инноваций, за счет создания и утверждения нормативов и стандартов качества инновационной продукции, стимулирования рыночного спроса на инновации.
Основными инструментами стимулирования инновационной активности субъектов хозяйствования, по мнению автора, выступают повышение прибыли и снижение производственных затрат предприятий от внедрения инноваций.
Данные инструменты являются основным критерием определения стимулирующей инновационной политики – они показывают результативность тех или иных мероприятий направленных на развитие инновационной деятельности. Инструменты стимулирования инновационной активности, отражающие повышение прибыли от внедрения инноваций представлены на на рис. 2.
Рисунок 2: Инструменты стимулирования инновационной активности, отражающие повышение прибыли от внедрения инноваций
Мероприятия, отражающие снижение производственных затрат от внедрения инновационных разработок в производство, также являются стимулирующими инструментами инновационной активности. Здесь нужно иметь ввиду следующие положения:
- инновации замещают имеющиеся производственное оборудование и технологии, в целях реализации более эффективных процессов производства;
- на первоначальных этапах внедрения нового оборудования в производство, затраты возрастут, вследствие стоимости данного оборудования и технологий, обучения персонала, отладки производственных процессов, но, в дальнейшем, данные затраты кратно понизятся из-за инновационности данных процессов.
- снизятся и трансакционные издержки, вследствие выполнения новых, внепроизводственных функций;
- повышается и добавленная стоимость, за счет использования новых возможностей инноваций, применяемых в производстве.
Данное положение основывается на том, что производственная функция, на графиках которой представлено, что субъекты хозяйствования, не реализующие инновационную деятельность, имеют равномерно повышающуюся функцию производственных затрат (устаревание технологий и оборудования, снижение объемов производства и реализации продукции, повышение заработной платы и др.), что отражается повышением затрат и снижением прибыли. При внедрения инноваций в производственную деятельность, функции производственных затрат имеет понижающийся тренд.
Таким образом, делаем вывод, что повышение инновационной активности предприятий и организаций отражается повышением их прибыли, снижением производственных затрат и увеличением добавленной стоимости, чвляющихся основным инструментарием стимулирования инновационной деятельности. Данные инструменты отражают необходимые условия, которые способствуют получению требуемого результата и являются процедурой развития инновационной деятельности. Мероприятия, отражающие снижение производственных затрат субъектов хозяйствования от внедрения инновационных разработок представлены на рис. 3.
Рисунок 3: Мероприятия стимулирования инновационной активности, отражающие снижение производственных затрат субъектов хозяйствования от внедрения инноваций
3. Основные результаты и выводы
Несмотря на обширное число методов и инструментов стимулирования инновационной активности, в настоящий период, инновационная деятельность субъектов хозяйствования, не приносит значимых, прорывных результатов, а Россия отстает от инновационных стандартов, существующих в передовых индустриальных странам мира.
Основная проблема развития инновационной активности заключается в отсутствии эффективного механизма взаимодействия субъектов инновационной деятельности.
Помимо этого, базовой проблемой является отсутствие современных основных средств, инновационно-технологической базы, для создания инноваций.
В результате исследования:
- Представлена цель повышения инновационной активности субъектов хозяйствования, основой которой является развитие инновационной деятельности, снижение негативных экономических последствий от инновационной политики недружественных стран, ориентация отечественных организаций и предприятий на интенсификацию производства.
- Проведен анализ показателей инновационной деятельности, отражающий недостаток ее развития, выявлены особенности повышения инновационной активности, раскрыты компоненты и представлены методы ее определения, исследован существующий инструментарий интенсификации инновационной активности.
- Предложены к использованию основные положения нового законопроекта «О технологической политике», предназначенные для устранения разрыва между наукой и производством, с существующей практикой трансфера технологий, планируемый к принятию в сентябре 2024 года, позволяющий осуществить новое направление государственной политики – инновационную политику развития технологического суверенитета.
- Предложены авторские положения (основные инструменты) по стимулированию инновационной активности субъектов хозяйствования: повышение прибыли, снижение производственных затрат предприятий от внедрения инноваций и, на их основе - увеличение добавленной стоимости выпускаемой продукции. Данные инструменты являются ключевым критерием стимулирующей инновационной политики – они отражают результативность мероприятий направленных на развитие инновационной деятельности.
Конкурирующие интересы: Конкурирующих интересов нет.
About the authors
Nikolay M. Tyukavkin
Samara National Research University
Author for correspondence.
Email: tnm-samara@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6049-897X
Head of the Department of ”Economics of Innovation”
Russian Federation, 34, Moskovskoe shosse, Samara, 443086References
- https://www.kommersant.ru/doc/6250698
- https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2020/07/22/835097
- Gladysheva I.V. Economic and innovative development of Russia and the world: trends and landscape // RUDN University Bulletin. Series: Economy. – 2018. – Vol. 26. – No. 4. –C. 570–584. EDN: ZAQDBR
- Vlasova V.V., Gokhberg L.M., Gracheva G.A. et al. Indicators of innovation activity: 2024: statistical digest. – M.: ISSEK HSE. – 2024. – 260 p. ISBN 978-5-7598-3014-6
- Russian Statistical Yearbook. 2023: Stat.sb./Rosstat. – R76. M.: – 2023. – 701 p. https://rosstat.gov.ru/
- The Concept of Technological Development of the Russian Federation until 2030. Approved by the Government Order of May 20 2023. – No. 1315–r. – SPS "Garant". http://innov.eltech.ru/Innovation/innov.html
- Vinokurov V.I. Basic Terms and Definitions in the Sphere of Innovations // Innovations. – 2005. – No. 4. – pp. 6–22. https://cyberleninka.ru/article/n/ osnovnye-terminy-i-opredeleniya-v-sfere-innovatsiy.
- National Association of Innovations and Information Technology Development. http: //www.nair-it.ru/news/18.03.2010/135
- Rudneva L.N. Trends in Innovative Development of the Russian Economy // Fundamental Research. – 2023. – No. 2. – pp. 50–56. EDN: KVNTYF
- Federal Law No. 127–FZ "On Science and State Scientific and Technical Policy". Adopted by the State Duma of the Russian Federation on August 23 1996 – SPS "Garant".
- Falkov V.N. Strategy for Innovative Development // Innopolis. – 2021. https:// www.shkrab.ru/images/doc/RAN/progects_conf_inno/Falkov_VN_Strtegia_innovacionnogo_ razvitia.pdf
- Bogachev Yu.S., Kiselev V.N. Mechanisms for stimulating, supporting and developing innovative activities // Economy. Taxes. Law. 2015. No. 3. – pp. 71–76. EDN: UCIKYP
- Nikityuk L.G., Timchuk O.G. Formation of a mechanism for stimulating innovative activities of industrial enterprises // Bulletin of NSUEM. – 2018. – No. 2. – pp. 321–333 EDN: UTITHB
- Ledeneva M.V., Okhremenko I.V. Modern methods of state stimulation of innovative activity of organizations // Business. Education. Law. – 2021. – No. 2(55). – pp. 20–25. EDN: MGCLOK