Corporate social responsibility as an integral component of Russian business

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Socially responsible behavior of domestic business in the context of the instability of the current socio-economic situation is a decisive factor in its competitiveness. This necessitates the development of corporate social responsibility as an effective tool for the implementation of economically, socially and environmentally responsible activities of companies for sustainable development. The problems of formation and improvement of corporate social responsibility are the subject of analysis of numerous scientific and practical studies. Of particular relevance is the study of the modern paradigm of the development of corporate social responsibility. The purpose of the article is to analyze corporate social responsibility as an integral component of modern business. The implementation of this goal involves solving problems related to the identification of criteria for conceptual approaches to the definition of corporate social responsibility, consideration of its essence within the framework of the presented concepts, as well as the features of its transformation in the context of digitalization of the economy. In the course of the study, the author uses the system method, methods of deduction, induction, analysis, synthesis, generalization of theoretical material and factual data reflecting the practical experience of the development of corporate social responsibility of Russian business. Based on the definition of criteria of conceptual approaches to the consideration of the essence of corporate social responsibility, it is concluded that there is a need for an integrated approach to the analysis of this category on the basis of a single integral system of selected criteria in their interconnection and interdependence. The study of corporate social responsibility as an integral part of modern business made it possible to identify the key aspects of interaction between stakeholders, taking into account changes in their values under the influence of global and national factors.

Full Text

Введение

При всех сложностях современной геополитической обстановки и экономической ситуации одним из основных векторов развития российского бизнеса является повышение уровня его социальной ответственности, в значительной степени определяющем сегодня его устойчивое развитие. Активизация социальной направленности функционирования компаний способствует росту эффективности их деятельности и мультипликативному эффекту для общественного развития. Это определяет значимость реализации корпоративной социальной ответственности (КСО), отражающей ответственность компании за результаты деятельности в социальной, экономической, экологической сферах, достижение целей социально-экономического развития. Накопленный опыт и профессиональные исследования в области КСО отражают сложность и многоаспектность возникающих в связи с этим как научных, так и практических изысканий.

Ход исследования.

Изучение вопросов, связанных с социально ответственным поведением бизнеса, свидетельствует об эволюции концепции КСО, в развитие современной интерпретации которой, начиная с середины ХХ века, заметный вклад внесли такие ученые как Г. Боуэн, Ч. Бернард, Т. Крепс, М. Фридман, А. Кэрролл, Э. Эпштейн, Т. Джонс, Э. Фриман, Ф. Туцолино, Д. Кернс и др. [1–7].

В настоящее время проблемы развития КСО по-прежнему находятся в центре внимания теоретиков и практиков, отражая тем самым как актуальность, научную и практическую значимость данной проблематики, так и отсутствие единого подхода к вопросам формирования и реализации КСО.

Об этом, в частности, можно судить по многообразию теоретико-методологических подходов к исследованию принципов, моделей КСО, инструментов и механизмов ее реализации, оценки ее результатов, разработки инновационных стратегий ее развития.

Особое значение в связи с этим имеет понимание сущности КСО и ее особенностей. В теории однозначного толкования КСО как научной категории сегодня нет.

Исследователи предлагают различные концептуальные подходы к ее интерпретации. Анализ этих подходов позволяет выделить основные критерии, положенные в основу понимания сущности КСО в рамках различных концепций.

В таблице 1 представлены критерии концептуальных подходов к определению КСО, в соответствии с которыми ее сущность рассматривается как качественно новая «философия» ведения бизнеса.

 

Таблица 1: Критерии концептуальных подходов к определению КСО.

Table 1: Criteria for Conceptual Approaches to the Definition of CSR.

 Критерии

 Сущность КСО

 Многоаспектность ответственности

Концепция, обосновывающая необходимость учета экономического, социального и экологического аспектов ответственности в деятельности компании в целях устойчивого развития

 Взаимодействие с заинтересованными сторонами

 Концепция, основанная на учете интересов всех заинтересованных сторон (стейкхолдеров) компании в принятии решений и их практической реализации

 Многоуровневость системы ценностей

 Концепция, интерпретирующая КСО как многоуровневую совокупность ценностей, принципов и этических норм, которые формируют основу экономической, правовой, этической и филантропической ответственности

 Участие в достижении целей устойчивого развития

 Концепция, определяющая КСО как элемент современного бизнеса, направленного на устойчивое развитие с учетом экономических, социальных и экологических последствий воздействия на общество и окружающую среду

 Соответствие нормативной базе

 Концепция, согласно которой обосновывается необходимость согласования КСО с законодательными нормами, стандартами, кодексами поведения для корпораций

 Интеграция в основные бизнес-процессы и стратегии

 Концепция, определяющая КСО как неотъемлемую составляющую современного бизнеса, интегрирующего ее в свои бизнес-процессы и стратегии

 Цифровизация

 Концепция, в рамках которой в качестве современной модификации КСО рассматривается корпоративная цифровая социальная ответственность (КЦСО), связанная с цифровой трансформацией ее инструментов и способствующая экономически, социально и экологически ответственному применению цифровых технологий

 

Современная парадигма КСО как интегральной составляющей бизнеса отражает экономически, социально и экологически ответственную деятельность компаний в целях устойчивого развития.

Рассмотрение сущности КСО с точки зрения выделенных критериев отражает ее сложность и многогранность. Важно отметить необходимость комплексного подхода к анализу КСО на основе единой целостной системы данных критериев в их взаимосвязи и взаимозависимости. Такой комплексный системный подход к исследованию КСО имеет практическую направленность.

Деловая практика КСО в отечественном бизнесе отличается относительной новизной. Она связана с необходимостью социальных инвестиций, направляемых во внутреннюю и внешнюю среду организации.

Понимание КСО с учетом критерия взаимодействия с заинтересованными сторонами позволяет выделить внутреннюю и внешнюю КСО. В процессе взаимодействия субъектов внутренней КСО (персонал, работодатели) и субъектов внешней КСО (клиенты, бизнес-партнеры, поставщики, конкуренты, инвесторы, акционеры, профессиональные организации и ассоциации, представители органов власти, общественные организации, некоммерческие организации, политструктурные образования, средства массовой информации) каждый субъект партнерства, общество в целом, природная среда испытывают значительное влияние [3].

Это влияние, интересы и потребности сотрудников, клиентов, всех стейкхолдеров должны быть приняты во внимание корпорациями при выработке управленческих решений и их реализации с учетом экономического, социального и экологического аспектов в своей деятельности.

Особое значение при этом имеет готовность корпораций функционировать в соответствии с существующими в обществе моральными ценностями. Акцент делается на этических нормах, ценностях, принципах. Их соблюдение, согласно концепции, предложенной известным исследователем в области КСО Арчи Кэрроллом, позволяет выделить в деятельности корпораций четыре основных уровня ответственности – экономический, правовой, этический и филантропический (пирамида Кэрролла) [8, 9]

Изучение накопленного опыта показывает, что компании, деятельность которых основана на принципах КСО, достигают конкурентных преимуществ за счет повышения доверяя клиентов, инвесторов, создания позитивного имиджа, популяризации бренда, привлечения компетентного персонала, реализации его творческого потенциала, роста стабильности трудовых коллективов.

Общественные ожидания сегодня во многом связаны с ответственным поведением компаний в решении экономических, социальных, экологических вопросов.

На рис. 1 проведены свидетельствующие об этом данные исследований Ассоциации менеджеров.

 

Рис. 1: Общественные ожидания от социально ответственного поведения бизнеса

 

Следует отметить направленность развития современной КСО, как неотъемлемой составляющей бизнеса, на создание устойчивой экономики, в которой корпорации принимают на себя ответственность за последствия воздействия на общество и окружающую среду в соответствии с экологическими, социальными и корпоративно-управленческими принципами ведения бизнеса (ESG).

В этом проявляется их участие в улучшении качества жизни общества в целом, в достижении устойчивого развития, содействии решению глобальных проблем по борьбе с бедностью, социальным неравенством, повышению уровня жизни людей, защите окружающей среды в рамках принятых ООН в 2015 году 17 Целей устойчивого развития (ЦУР), представляющих собой программу действий мирового сообщества по преобразованию мира на период до 2030 года [10].

По оценке экспертов, вовлеченность компаний в достижение этих целей во многом связана с соответствием ЦУР как принципам КСО и устойчивого развития, так и корпоративным ценностям. Так, согласно исследованиям Ассоциации менеджеров, актуальными ЦУР для российских компаний - «лидеров КСО» являются «Хорошее здоровье и благополучие», «Достойная работа и экономический рост», «Качественное образование», «Партнерство в интересах устойчивого развития», «Ответственное потребление и производство» [11].

Как свидетельствуют результаты организованного в 2023 году рейтинга «Топ-1000 российских менеджеров», для многих компаний деятельность в области КСО и устойчивого развития является приоритетной. В их числе АО «ХК “Металлоинвест”»", ПАО «Сбербанк России», ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ПАО «ГМК „Норильский никель“», ПАО «Сибур Холдинг», АО «Лаборатория Касперского», ОАО «РЖД», ООО «Сахалинская Энергия», ПАО «Мегафон», ПАО «МТС», ООО "СИСТЕМА ПБО", АО "Дом.РФ" АО Агорохолдинг «Степь», ПАО «ГК ”Самолет”» АО «Группа Компаний "Медси"» и др. [12].

В деятельности российских компаний особую значимость имеют нормативные аспекты КСО, которые предполагают ответственность корпораций за результаты деятельности в социальной, экономической, экологической сферах в рамках разработанных стандартов, норм, кодексов поведения. Информация об этих результатах за определенный временной период с учетом интересов заинтересованных сторон должна отражаться в соответствующей отчетности по КСО.

Основные принципы, рекомендации, указания по ее составлению определяются существующими международными стандартами, которые могут быть использованы компаниями при формировании своих отчетов. Содержание и форматы отчетов (о социальной ответственности, о заинтересованных сторонах, по устойчивому развитию) зависят от отраслевых, региональных стандартов, масштабов и специфики деятельности компании, ожиданий стейкхолдеров.

Проблемы, связанные с публичной нефинансовой отчетностью, являются весьма актуальными для российских компаний. На основе анализа лучших практик КСО отечественного бизнеса, проведенного Ассоциацией менеджеров в 2019 г., специалистами сделан вывод о росте степени вовлеченности компаний в работу по подготовке публичной нефинансовой отчетности при относительно невысоких темпах этого роста [11].

На важность «ежегодной публикации нефинансовой отчетности для крупных предприятий» было обращено внимание в выступлении В.В. Путина на съезде РСПП 16 марта 2023 г.[13].

Публичная нефинансовая отчетность способствует информационной открытости и прозрачности бизнеса, а значит и росту доверия к нему. Это, в свою очередь, требует решения комплекса вопросов, связанных с разработкой соответствующей нормативной базы.

Понимание КСО как неотъемлемой составляющей современного бизнеса обусловливает интеграцию ее в бизнес-процессы и стратегии компаний. Формирование и развитие КСО следует рассматривать не как самостоятельное направление деятельности, а как интегральную часть бизнеса.

При разработке и принятии стратегических решений необходимо учитывать социальные и экологические аспекты деятельности компании, интегрируя их в основные бизнес-процессы, а также в стратегии всех уровней стратегического управления (корпоративную, бизнес- и функциональные стратегии).

Об актуальности практической реализации такого подхода свидетельствуют исследования Ассоциации менеджеров лучших практик КСО отечественного бизнеса, отражающие современную тенденцию развития корпоративной социальной деятельности.

Данные, иллюстрирующие интеграцию принципов КСО и устойчивое развитие в функциональные стратегии российских компаний – «лидеров КСО», приведены в таблице 2.

 

Таблица 2: Интеграция КСО в функциональные стратегии компаний (2019г.)

Table 2: Integration of CSR into the functional strategies of companies (2019)

 Функциональные стратегии

 Доля компаний(%)

 Производственная

 45

 Маркетинговая

 55

 Управление человеческими ресурсами

 83

 Исследования и разработки

 28

 Финансовая

 33

 Управление цепочкой поставок

 45

 

При этом нельзя не учитывать, что современное развитие КСО отечественного бизнеса обусловлено влиянием факторов глобального и национального характера, особое значение среди которых имеет цифровая трансформация экономики.

В программе, обозначенной в «Послании Президента Федеральному Собранию» от 29.02.2024г., подчеркнута важность решений, связанных с цифровой трансформацией, использованием технологий искусственного интеллекта, предоставляющих «…возможность создавать цифровые платформы, которые позволяют оптимально выстроить взаимодействие граждан, бизнеса и государства между собой» [14].

Выделение цифровизации как одного из основных критериев концептуальных подходов к пониманию сущности КСО, ее формированию и развитию отражает актуальность относительно нового направления - современной модификации КСО - корпоративной цифровой социальной ответственности (КЦСО) [15]. Цифровая трансформация инструментов КСО направлена на совершенствование практик КСО и устойчивого развития.

При этом использование цифровых технологий обусловливает неоднозначность реализации внутренней и внешней КСО. Процессы цифровизации создают новые возможности для оптимизации взаимодействия стейкхолдеров, способствуют прозрачности бизнеса, повышению качества публичной отчетности, росту открытости взаимоотношений субъектов внутренней и внешней КСО, определяя тем самым не только успешность ее реализации, но и необходимость учета негативных последствий цифровизации, связанных, в частности, с кибербезопасностью, технологическими рисками.

Современное общество в условиях роста его информированности предъявляет высокие требования к деятельности компаний, актуализируя такие потребительские ожидания как обеспечение конфиденциальности информации, предоставляемой стейкхолдерами, защита их цифровых активов с целью уменьшения рисков утраты информации, использование персональных данных заинтересованных сторон с учетом этических норм, оптимизация их взаимодействия на основе создания цифровых платформ, цифровизации коммуникационных процессов, социальная защита трудовых отношений в условиях автоматизации и роботизации бизнес-процессов и др.

Реализация этих потребительских ожиданий в практической деятельности компаний способствует укреплению их деловой репутации, признанию ценности инноваций, сотрудничества, построенного на честных, доверительных, открытых отношениях всех заинтересованных сторон.

Особую значимость в связи с этим имеет соблюдение этических норм и принципов. Поэтому для компаний, разрабатывающих и применяющих цифровые технологии с учетом социальных, этических, экологических аспектов, цифровая трансформация инструментов КСО является устойчивым конкурентным преимуществом.

Изучение отечественного опыта свидетельствует о возрастающем значении КСО в бизнесе, для которого характерно осознание необходимости и целесообразности социально ответственной деятельности с учетом экономических, социальных и экологических последствий воздействия на общество и окружающую среду. Развитие КСО как интегральной части бизнеса в условиях чрезвычайной динамичности, неопределенности и нестабильности внешней среды, во многом связанной с современной геополитической и геоэкономической ситуацией, направлено на устойчивое развитие в соответствии с ESG–принципами ведения бизнеса.

Использование современным бизнесом потенциала КСО в соответствии с общественными потребностями и ценностями в значительной степени способствует достижению компаниями конкурентных преимуществ. Однако возможны ситуации, когда признание КСО как решающего фактора устойчивого развития бизнеса может иметь для некоторых компаний лишь формальный, декларативный характер или реализовываться в отдельных социальных, экологических программах. Исследование накопленного опыта доказывает необходимость комплексного системного подхода к развитию КСО как интегральной составляющей современного бизнеса, результативность которого сегодня в значительной степени обусловлена успешностью реализации КСО.

Заключение

  1. Определены критерии концептуальных подходов к сущности КСО как качественно новой «философии» ведения бизнеса.
  2. Обоснована необходимость комплексного подхода к анализу КСО на основе единой целостной системы данных критериев в их взаимосвязи и взаимозависимости.
  3. Установлено, что формирование современной парадигмы КСО как интегральной составляющей бизнеса обусловливает экономически, социально и экологически ответственную деятельность компаний в целях устойчивого развития.
  4. Выявлены ключевые аспекты взаимодействия заинтересованных сторон с учетом изменений их ценностей под воздействием факторов глобального и национального характера.
  5. Отражено влияние цифровизации экономики на совершенствование практик КСО и устойчивого развития.

 

 Конкурирующие интересы: Конкурирующих интересов нет.

×

About the authors

Tamara B. Zavodchikova

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: toma.zavod@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-1158-1803

Candidate of Economics, Associate Professor; Associate Professor of Department of General and Strategic Management

Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086

References

  1. Kuraev A.N., Morozova I.G., Gruninaz A.A., Suray N.M., Shatokhin M.V. Evolution of the Concept of Corporate Social Responsibility and Ways of Its Development in Modern Russia. The series "Society. History. Modernity". – 2023. – Vol. 8. – No. 3. – pp. 116–123. EDN: OEJXDG
  2. Kivarina M. V., Eldieva T. M. Social responsibility of business as a paradigm of regional development (on the example of the Novgorod region). – 2023. – Vol. 15. – No. 5. – pp. 1–16. EDN: ESKYXE
  3. Kalakutok B.A., Izmailova M.A. Conceptual model of corporate social responsibility. Series: Economics and Management. – 2021. – No. 2(54). – pp.187–194. EDN: LNGARW
  4. Erkinbekova Zh.E. Corporate social responsibility: history and evolution of the conceptual paradigm in modern economic science. April-June. – 2023. – Vol. 4. – No 2. – pp. 87–115. textttEDN: WXKTOP
  5. Kurganova M.V., Saprykina O.A. Corporate social responsibility: concept, essence, evolution of theories. Siberian Financial School. – 2020. –No. 1. – pp. 18–26. EDN: NVYJBI
  6. Gviliya N.A. The concept of corporate digital responsibility in the management of mesologistic systems. Series: Economics. – 2021. – No. 3. – pp. 88–101. EDN: HYTMDO
  7. Vovchenko N.G., Andreeva O.V. Development of corporate social responsibility in modern economic conditions. – 2021. –Vol. 2. – No. 4. – pp. 233–248. EDN: UZKUFW
  8. Carroll A.B. Corporate social responsibility: Evolution of definitional construct // Business and Societe. – 1999. – No. 38(3). – pp. 268–295. https://doi.org/10.1177/000765039903800303
  9. Dorozhkina T.V., Krutikov V.K., Arakelyan S.A., Fedorova O.V. Corporate social responsibility. Kaluga: Eidos. – 2015. – 178 p. ISBN 978-5-905698-86-9
  10. Alekseev P.V. Directions for the implementation of ESG-principles in the Russian economy. – 2023.– No. 1(218). – pp. 31–38. EDN: HPOIUT
  11. Report on Social Investments in Russia 2019: Towards Business Transformation in the Interests of Sustainable Development / Yu.E. Blagov, A.A. Petrova-Savchenko; Ed. Yu.E. Blagova. Moscow, Association of Managers Publ. – 2020. – 74p. https://amr.ru/upload/iblock/435/4356def1f8d2cbeb228da1e761fec5ee.pdf (accessed: 19.01.2024)
  12. Top–1000 Russian managers. Available at: https:// tsifrofond.rf/portal/news/view/ v_top1000_rossiiskikh_menedzherov_voshli_25_direktorov_po_ustoichivomu_razvitiiu_i_ kso_63416 (accessed: 9.02.2024)
  13. Plenary meeting of the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs. March 16. – 2023. http://www.kremlin.ru/events/president/news/70688 (accessed: 11.02.2024)
  14. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated February 29. – 2024. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_471111/?ysclid=ltmudeq0311415 38093 (accessed: 1.03.2024)
  15. Kalakutok B.A. Corporate social digital responsibility in the conditions of digitalization. – 2023. – No. 4(334). – pp. 12–16. EDN: LJJKDH

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 2: Public Expectations of Socially Responsible Business Behavior

Download (284KB)

Copyright (c) 2024 Vestnik of Samara University. Economics and Management

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies