Investment development of the Orenburg region in the modern period

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The relevance of the topic of the article is connected with the need to study issues reflecting the investment development of the Orenburg region, as well as directions for further effective use of investments to achieve socio-economic goals by the region. The purpose of the article is to identify the features of the investment activity of the Orenburg region in 2010–2022, the dynamics and structure of investments, the formation of development institutions, the implementation of major investment projects. Particular attention is paid to the rating assessment of the investment activity of the Orenburg region, the achievements of the region are shown as a result of the growth of its business activity. Contradictions between GRP growth and low per capita income are revealed. According to the authors, this is due to the fact that the agricultural sector occupies a significant share in the region's economy, in which the income level is significantly lower than in other sectors of the economy. In addition, a significant number of jobs in the region have low efficiency, i.e. they are poorly paid. It is also important to emphasize that long-term investments yield returns in the form of income only after a few years. Due to the deterioration of the region's rating in the political, economic and financial-economic blocks, measures are proposed to improve management and budget policy, promote and defend the interests of the region in the federal center, consolidate the regional elite and civil society. The scientific novelty of this study is to identify the features of the investment activity of the region – specific, organizational, structural, institutional, its results and contradictions and to develop directions for their resolution. The main role in this should be played by the improvement of management and the activation of the administrative apparatus of the region, the consolidation of the regional elite and civil society. The main research methods used were analysis, synthesis, induction, deduction, tabular, comparison, generalization, logical and statistical analysis. Systematic and integrated approaches allowed us to identify cause-and-effect relationships between parts of the object under study.

The practical significance of the research results lies in the possibility of using its results in the development of a strategy for the investment development of the region. Further research is expected to continue in the direction of a conceptual analysis of budgetary, tax relations with the federal center, the development of a system of measures to resolve the problems of political, managerial and financial and economic development of the region.

Full Text

Введение

Экономический рост и экономическое развитие регионов осуществляются в результате воздействия многих факторов. Важнейшим из них являются инвестиции. Инвестиции представляют собой основную составляющую экономических процессов, происходящих в стране, регионе и предприятии. Они способствуют увеличению капитала, внедрению достижений науки и техники в производство, создавая условия для экономического роста, выступая локомотивом развития. Динамика инвестиционных процессов в регионе позволяет характеризовать общее состояние дел в регионе, тенденции его развития, направления совершенствования структуры производства, устранения диспропорций в отраслевом развитии, решения социальных проблем, получения прибыли и создания надежной финансовой базы региона. Инвестиции на уровне региона решают проблемы не только данной территории, но и имеют большое значение для всей страны, способствуя выравниванию уровня социально-экономического развития регионов, росту экономики всей страны. Особенность инвестиций в регионе заключается в том, что инвестиционные вложения, в основном, осуществляются за счет региональных источников. Для этого используются средства региональных бюджетов, сбережения населения, средства частных предприятий. Кроме того, могут быть использованы централизованные источники (федеральный бюджет), а также средства других регионов и кредиты банков.  В условиях рынка вопросы инвестиций рассматриваются как проблема накопления капитала. Исследование законов накопления капитала впервые было осуществлено представителями классической экономической теории – А. Смитом и Д. Рикардо [1; 2]. Дальнейшее развитие эта теория получила в работах К. Маркса [3], Дж. Кейнса, Э. Хансена [4; 5] М. Фридмена [6], Т. Пикетти [7] и др. Вопросы инвестирования находятся в центре научных интересов и современных исследователей [8–19]. Российские экономисты А.Г. Аганбегян, А.В. Алексеев, И.А. Буданов, Е.М. Бухвальд, В.В. Ивантер, И.В. Липсиц, А.С. Нешитой и др. уделяют большое внимание обоснованию роли инвестиций в обеспечении экономического роста, структурной трансформации экономики страны и ее перехода на инновационный путь развития. Многие экономисты считают, что в инвестиционной цепочке регион является наиболее важным звеном. По мнению А.Г. Аганбегяна, экономический рост в России на 80 % зависит от инвестиций [8]. Широко обсуждается экономистами норма накопления капитала в нашей стране. В.В. Ивантер считает, что в России экономического роста 4–5 % в год можно достигнуть при норме накопления в 25–28 % (в Китае норма накопления – 30–35 %) [12]. В.В. Ивантер обосновал положение о том, что инвестиционные вложения необходимо осуществлять в первую очередь в те регионы, которые располагают необходимыми условиями для модернизации производства, где инвестиции могут дать наибольший эффект в краткосрочной и среднесрочной перспективе. К таким регионам он относит регионы традиционно промышленные, регионы с формирующимися новыми точками роста, где создаются условия для мультипликационного эффекта, а также те регионы, которые обеспечивают геополитические и национальные стратегические приоритеты России [12]. Накопление капитала представляет собой использование части национального дохода (прибыли капиталиста) на расширение производственных и непроизводственных фондов, запасов и резервов.

Капитал выступает не только в качестве фактора производства, но и является важной движущей силой экономического развития. Основой для развития процесса эффективного накопления капитала является инвестиционная политика страны. Инвестиции представляют собой  долгосрочные вложения капитала в развитие экономики с целью получения прибыли. В соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1998 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» к инвестициям относятся денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, которые используются в объектах предпринимательской и (или) иной деятельности для получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Деятельность, которая  связана с вложением средств в объекты инвестирования, называется инвестиционной деятельностью, а движение различных форм инвестиций представляет собой инвестиционный процесс. Инвестиционный процесс тесно связан с инвестиционной привлекательностью, которая означает наличие условий для инвестирования, включающих потребительский спрос, экономическую ситуацию в регионе, значимость инвестиционных предложений, особенности налогообложения, разнообразие объектов инвестирования и др. Она влияет на выбор инвестором объекта вложения средств. Инвестор обязательно учитывает инвестиционные риски, характеризующие возможность внезапных финансовых потерь в процессе инвестиционной деятельности. Инвестиции имеют особое значение для социально-экономического развития региона, его производственной и социальной инфраструктуры [16; 20–22]. Инвестиционное развитие региона – это процесс, связанный с увеличением инвестиций в экономику и социальную сферу  региона с целью достижения экономического роста и развития. Инвестиционное развитие является важнейшим фактором  устойчивого развития региона. Оно охватывает широкий диапазон  вложений средств, включая производство, научные исследования, технологии, подготовку рабочей силы, развитие инфраструктуры. На инвестиционное развитие региона оказывают влияние следующие факторы:

  • политическая стабильность и надежность правового обеспечения инвестиционной деятельности;
  • высокий уровень развития финансового сектора и доступность кредитных ресурсов;
  • качество управления регионом и качество человеческого капитала.

Губернатор Оренбургской области Д.В. Паслер, оценивая роль инвестиций в развитии региона и обращаясь к инвесторам, подчеркивает: «Наша цель – сделать Оренбургскую область самым комфортным местом в стране для ведения бизнеса. Ваши проекты встретят полную поддержку на всех уровнях власти, а деловые инициативы будут реализовываться в надежной экономической атмо-
сфере».

 

Методология и методы

Методология исследования базируется на позитивном подходе к оценке опыта инвестиционного развития Оренбургской области в современный период, сравнительном анализе инвестиций, их темпов, структуры, институтов развития. Логический и статистический анализ позволил выявить противоречие в социально-экономическом развитии региона и обосновать направления его разрешения. Благодаря системному подходу к исследованию проблемы дана комплексная характеристика инвестиционного развития региона с акцентом на повышение роли управления в инвестиционном процессе.

 

Ход исследования

Рассмотрим инвестиционное развитие Оренбургской области за 2010–2022 гг. Доля инвестиций в основной капитал Оренбургской области в валовом региональном продукте в 2005 г. составляла 18,8 %, к 2010 г. она возросла до 22,6 %, за 2010–2018 гг. осталась неизменной.

По показателям – объем инвестиций в основной капитал всего и на душу населения Оренбуржье занимает, соответственно, 5-е и 6-е места в Приволжском федеральном округе (впереди Татарстан, Башкортостан, Нижегородская область, Пермский край, Самарская область).

В 2021 г. самую большую долю инвестиций в основной капитал в их структуре занимали вложения в машины и оборудование (33,1 %), на втором месте находились вложения в здания и сооружения, на улучшение земель (29,3 %), на третьем – в жилые здания (15,4 %), на четвертом – в объекты интеллектуальной собственности (6,5 %). Структура инвестиций по формам собственности характеризуется следующим образом: первое место занимает российская собственность – 89 %, в том числе частная – 75,8 %, второе место – иностранная – 8,3 %. В структуре инвестиций, отражающей источники финансирования, первое место занимают собственные средства (76,4 %). Второе местопринадлежит привлеченным средствам (23,6 %), в том числе кредитам банков – 3,2 % и бюджетным средствам – 9 %.44,3 % инвестиций вложено в добычу полезных ископаемых, 10,7 % – в обрабатывающие производства, 10,3 % – в транспортировку и хранение, 6,7 % – в обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционированием воздуха, 6,3 % – в строительство. 70 % организаций расходовали инвестиции на замену изношенной техники и оборудования, 49 % – на механизацию и автоматизацию производственных процессов, 41 % – на новые  производственные технологии. Основной вклад в инвестиционную деятельность региона вносят предприятия нефтяной и газовой промышленности.

В таблице 1 представлена динамика инвестиций в основной капитал Оренбургской области.

 

Таблица 1 – Динамика инвестиций в основной капитал Оренбургской области, млн руб.

Table 1 – Dynamics of investments in fixed assets of the Orenburg region, million rubles

Годы

Млн руб. в фактически
действовавших ценах

В  % к предыдущему году
(в сопоставимых ценах)

2010

103 648,2

105,5

2011

116 657,7

103,5

2012

151 250,2

125,0

2013

152 876,9

92,0

2014

153 978,9

97,8

2015

169 243,3

103,7

2016

167 278,5

90,8

2017

184 877,2

104,1

2018

208 105,1

113,0

2019

212 039,4

96,5

2020

201 333,4

92,2

2021

198 131,4

95,9

2022

234 742,0

104,6

 

Источник: Составлено авторами на основе: Оренбургская область. Статистический ежегодник, Оренбург; 2022.

 

Из таблицы 1 видно, что за 2010–2022 гг. в области объем инвестиций ежегодно составлял 109–234 млрд руб. в действовавших ценах, к концу периода ежегодные инвестиции увеличились почти в 2 раза. Высокие темпы роста инвестиций наблюдались в 2012 и 2018 гг. В 2018–2021 гг. объем инвестиций составлял ежегодно около 200 млрд руб. По росту инвестиций в основной капитал в 2022 г. Оренбургская область заняла 4-е место в Приволжском федеральном округе. Объем инвестиций составил 234,7 млрд руб., т. е. на 4,6 % больше, чем в предшествующем году. В сентябре 2021 г. наш регион впервые занял первое место в рейтинге «Инвестиционная активность регионов» (рейтинг публикуется в журнале «Инвест-Форсайт»).

За последние 2 года Оренбуржье улучшило позиции в ведущих рейтингах России. Оренбургская область вошла в ТОП-20 регионов в Национальном рейтинге АСИ. В рейтинге «Индекс Бориса Титова» наша область заняла 25-е место как регион с наименьшим административным давлением на бизнес.

Рост инвестиционной активности региона, несомненно, связан с улучшением управления инвестиционной деятельностью региона. В Оренбуржье выполняется Стратегия социально-экономического развития Оренбургской области до 2030 г., предусматривающая рост объема инвестиций в основной капитал до 410 млрд руб. в год в 2030 г. и рост количества реализованных проектов до 10 единиц в год. Инвестиционная политика региона включает реализацию таких проектов как «Благоприятный инвестиционный климат» (совершенствование государственной поддержки инвестиционной деятельности, нормативно-правовой базы, обеспечение позиционирования региона в российском и международном информационном пространстве), «Снижение административной нагрузки» (устранение бюрократических барьеров, упрощение процедур получения разрешений на строительство и регистрации прав собственности, подключения к объектам инфраструктуры и т. д.), «Качество и доступность инфраструктуры» (открытие новых площадок для привлечения инвестиций, развитие региональной инфраструктуры и т. д.), «Развитие «точек роста» (создание территорий с особым экономическим статусом как инструментов привлечения инвестиций и т. д.) [3].

Эта Стратегия отражает направления территориально-пространственного, социального и экономического развития региона и отдельных отраслей. Инвестиционное развитие региона обеспечивалось созданием правовой базы инвестиционной деятельности. В Оренбургской области были приняты законы и изданы постановления Правительства, регулирующие развитие инвестиционной деятельности. Нормативно-правовая база включает Закон от 05.10.2003 «Об инвестиционной деятельности на территории Оренбургской области, осуществляемой в форме капитальных вложений», Закон от 20.11.2010 «Устав (основной закон) Оренбургской области», Закон от 29.09.2009 «О развитии малого и среднего предпринимательства», Постановление Правительства Оренбургской области от 29.09.2011 «О Концепции улучшения инвестиционного климата», Постановление Правительства Оренбургской области от 13.02.2014 «О сопровождении инвестиционных проектов», Закон от 05.05.2016 «О промышленной политике».

В Оренбургской области действуют институты развития: «Агентство инвестиционного развития Оренбургской области», «Центр поддержки экспорта», «Региональный центр компетенций в сфере производительности труда», «Центр поддержки предпринимательства», «Оренбургский областной центр поддержки малого предпринимательства», «Гарантийный фонд для субъектов малого и среднего предпринимательства», «Инвестиционный совет при губернаторе Оренбургской области», которые предоставляют информационные, консультационные, проектные, организационные, финансовые, кредитные услуги бизнесу. В регионе расположены 223 площадки для инвестирования. Среди них следует отметить 2 особые экономические зоны (Оренбург и Орск), 2 площадки – территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) – Ясный и Новотроицк, технопарки и индустриальные парки – 2 площадки, иные площадки – 217 единиц. Преимущества этих инвестиционных площадок заключаются в их локализации в промышленных центрах, в обеспечении их земельными участками, удобной логистикой и инфраструктурой, предоставлении налоговых льгот и преференций. Всего в Оренбургской области реализуется 65 крупных инвестиционных проектов на сумму 415 млрд руб.

В 2022 г. реализованы такие крупные инвестиционные проекты, как: ввод в эксплуатацию элеваторно-мельничного комплекса в Оренбургском районе, 150 рабочих мест (объем инвестиций 1 млрд руб.); Ново-Троицкого завода бисульфита и пиросульфита (химическое производство), 39 рабочих мест (объем инвестиций 305 млн руб.); российского комплекса «РИФАР» в Гае (производство систем отопления), 50 рабочих мест (объем инвестиций 840 млн руб.); Южно-Уральского химзавода, (производство сернокислого магния), 225 рабочих мест (объем инвестиций 170 млн руб.).

В настоящее время реализуются такие крупные инвестиционные проекты как строительство маслоэкстракционного завода по переработке 2 тыс. т масличного сырья в сутки в Бузулуке, 319 рабочих мест (объем инвестиций 20млрд.руб.), строительство прокатного стана в ОАО «Уральская сталь», 500 рабочих мест (объем инвестиций 100 млрд руб.), строительство животноводческих помещений в Северном районе, 348 рабочих мест (объем инвестиций 5 млрд руб.) и др., построены многие объекты социального назначения (больницы, школы и др.).

Таким образом, в результате улучшения инвестиционного климата и повышения уровня управления инвестиционной деятельностью в экономику Оренбургской области за последние пять лет было вложено 1053 млрд руб. В 2021 г. уровень инвестиционной привлекательноcти Оренбургской области занял позицию А-3, что означает высокий уровень инвестиционной привлекательности. В рейтинге регионов России по основным показателям развития в 2022 г. Оренбургская область заняла 26-е место, а в 2020 г. она занимала 27-е место.

По динамике валового регионального продукта Оренбургская область заняла 22-е место. По качеству жизни наша область заняла 33-е место (в 2021 г. была на 40-м месте). В таблице 2 представлено место Оренбургской области по основным показателям развития среди регионов России.

 

Таблица 2 – Место Оренбургской области по основным показателям развития среди
регионов России, 2021 г.

Table 2 – Place of the Orenburg region by the main development indicators among the regions of Russia, 2021

Показатели

Место в рейтинге

Площадь территории

29

Численность населения

25

Доля налогов на душу населения

26 % область получает в консолидированный бюджет из перечисленных в центр налогов (для сравнения – Пензенская область – 63 %)

Валовый региональный продукт на душу населения

24

Инвестиции в основной капитал

25 (2017)

Доходы на душу населения

66

 

Источник: Составлено авторами на основе различных данных.

Данные таблицы 2 показывают, что Оренбургская область, занимая по площади 29-е, а по численности населения – 25-е места, имеет высокие показатели по производству ВРП и инвестициям на душу населения. Это свидетельствует о высокой эффективности хозяйственной деятельности региона. Однако, по доходам на душу населения Оренбуржье занимает 66-е место (на уровне Северной Осетии-Алании). По нашему мнению, это объясняется тем, что в регионе значительное количество рабочих мест неэффективно, т. е. недостаточно оплачиваемо, особенно, если учесть, что значительная часть рабочих мест приходится на сельское хозяйство, где оплата труда ниже, чем в других отраслях экономики. Следует учитывать, что в соседних с Оренбургской областью регионах уровень жизни выше (Самарская область – 17-е место, Татарстан – 11-е). Наиболее экономически активное население Оренбургской области мигрирует в более благополучные по уровню жизни регионы, что ставит под угрозу перспективы успешного развития области.

Необходимо отметить, что органами региональной власти Оренбургской области была проведена большая работа по развитию региона, повышению его инвестиционной активности и привлекательности. Увеличение инвестиций в основной капитал привело к росту валового регионального продукта. По производству ВРП на душу населения Оренбургская область в Приволжском федеральном округе в 2020 г. находилась на 3-м месте (539 тыс.руб.) после Татарстана (675 тыс. руб.) и Пермского края (541 тыс. руб.).

В то же время в рейтинге по уровню доходов наш регион в 2021 г. занимал 66-е место среди регионов России. Оренбургская область в Приволжском федеральном округе по уровню доходов в 2021 г. находилась на 9-м месте (в 2020 г. – на 7-м месте). Очевиден разрыв между уровнем производства ВРП и уровнем доходов населения. Причиной такого положения, кроме указанной нами выше (значительная часть населения занята в сельском хозяйстве, где доходы ниже занятых в других отраслях экономики), является действие закономерности, которая свойственна долгосрочным вложениям в основной капитал, – инвестиции дают большую прибыль на третий, четвертый год после вложения [7; 11; 14]. Поэтому в последующие годы следует ожидать рост доходов населения. Видимо, следует также провести работу и с представителями бизнеса в регионе в отношении повышения оплаты труда работников, занятых в негосударственном секторе экономики. Что касается занятых в бюджетной сфере, то здесь также необходимо ставить вопрос о повышении доходов.  Источником средств может быть увеличение поступлений в бюджет региона из федерального бюджета перечисленных налогов (непонятно, почему область получает в консолидированный бюджет только 26 % перечисленных в центр налогов, в то время как соседние благополучные по доходам населения регионы получают больше. Например, Пензенская область – 63 %). В таблице 3 представлен итоговый рейтинг Оренбургской области по показателям эффективности работы региональной власти.

 

Таблица 3 – Итоговый рейтинг Оренбургской области по показателям эффективности работы региональной власти в 2021 г.

Table 3 – Final rating of the Orenburg region by indicators of the efficiency of the regional government in 2021

Субъект РФ

Общий итог

Политико-управленческий блок

Социальный блок

Финансово-экономический блок

Балл

Ранг

Балл

Ранг

Балл

Ранг

Балл

Ранг

Оренбургская область

0,572

(0,595)

55

(47)

0,588

(0,644)

59

(41)

0,595

(0,597)

36

(39)

0,532

(0,543)

65

(56)

 

Источник: IX Рейтинг эффективности управления в субъектах Российской Федерации в 2021 году. АПЭК: 2021. URL: http://www.apecom.ru/projects/item.php?SECTION_ID=90&ELEMENT_ID=7691. (дата обращения: 03.08.2023).

 

Данные таблицы 3 показывают, что в 2021 г. наблюдалось ослабление позиций региона по всем блокам. Менее всего пострадал социальный блок. В  этом блоке дана оценка состояния образования, здравоохранения, межконфессиональных и межнациональных отношений, ЖКХ и социально значимой транспортной инфраструктуры. В социальном блоке рейтинг Оренбуржья повысился. Область переместилась на 36-е место с 39-го. В политико-управленческом блоке позиции области значительно ухудшились. В этом блоке дана оценка уровня консолидации элиты и общественной поддержки главы области, а также взаимодействия с федеральным центром по продвижению интересов и инициатив региона, включая выполнение требований федерального центра в регионе и эффективность работы аппарата управления. По политико-управленческому блоку регион переместился с 41-го места в 2020 г. на 59-е в 2021 г. Велики потери и в финансово-экономическом блоке. Здесь оценивались эффективность управления экономикой и бюджетная политика, а также  улучшение инвестиционного климата. Область в этом блоке область перешла на 65-е место с 56-го в 2020 г.

 

Заключение

Таким образом, Оренбургская область за 2010–2022 гг. добилась значительных результатов в инвестиционном развитии. В 2022 г. область по увеличению объема инвестиций в основной капитал заняла 4-е место в Приволжском федеральном округе, объем инвестиций составил 234,7 млрд руб. За последние 5 лет в экономику области было вложено более 1трлн.руб., реализованы крупные инвестиционные проекты в газовой, нефтяной, металлургической, обрабатывающей промышленности, в сельском хозяйстве, в социальной сфере. Оренбургская область значительно продвинулась вперед по созданию благоприятного инвестиционного климата, увеличилась инвестиционная активность региона. Успехи в инвестиционном развитии оказали благоприятное воздействие на рост валового регионального продукта. По его производству на душу населения Оренбургская область в 2021 г. заняла 24-е место среди регионов России. Конечно, эти достижения не могли быть достигнуты без усилий региональной власти, без кропотливой, планомерной работы по привлечению в регион инвесторов, созданию для инвестиционной деятельности благоприятных условий в виде нормативно-правовой базы, институтов развития, особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития, площадок для инвестирования и др. Научная новизна исследования  заключается в том, что в нем обобщен положительный опыт Оренбургской области в инвестиционном развитии региона, выделены его особенности, связанные с отраслевой направленностью инвестиций (ведущую роль играют инвестиции в добывающую промышленность), с формой собственности (89 % инвестиций составляет российская собственность, в том числе частная – 75,8 %),  структурой вложения средств (70 % организаций расходовали инвестиции на замену устаревшей техники, 49 % – механизацию и автоматизацию производственных процессов, 41 % – на новые технологии в производстве, т. е. инновационное развитие). Высокие темпы роста инвестиций позволили региону занять первое место в рейтинге «Инвестиционная активность регионов». Организационные особенности инвестиционного развития  Оренбуржья состоят в использовании в качестве инструментов  стимулирования инвестиционной деятельности федеральных целевых программ, реализации Стратегии социально-экономического развития Оренбургской области и инвестиционных проектов, создания точек роста (территорий с особым статусом). Инвестиционному развитию региона способствует  формирование институтов развития: нормативной базы, организаций по оказанию различных услуг бизнесу, создание инвестиционных площадок и др. Все это свидетельствует о высокой степени адаптации российского и оренбургского бизнеса в условиях жесточайших санкций зарубежных стран против нашей страны и значительного повышения уровня управления регионом. В то же время обращает на себя внимание выявленное противоречие инвестиционного развития Оренбургской области: рост ВРП не сопровождается ростом доходов населения.  По доходам на душу населения область находится на 66-м месте среди регионов России. Соседние регионы имеют гораздо лучшие позиции по этому показателю, что влечет за собой отток экономически активного населения Оренбуржья в соседние регионы с большим уровнем доходов населения. На наш взгляд, для изменения положения  необходимо проводить работу с бизнес-элитой региона, а также повысить эффективность бюджетной политики и теснее взаимодействовать с федеральным центром по уровню возвращаемых в регион перечисленных налогов. Итоговый рейтинг Оренбургской области по показателям эффективности работы региональной власти в 2021 г. также указывает на недостатки в финансово-экономическом блоке. Ухудшение позиций области свидетельствует о недостатках экономического управления регионом и бюджетной политики. Больше всего ухудшились показатели политико-управленческого блока. Для нормализации положения необходимо проводить работу по повышению эффективности аппарата управления, активнее продвигать и отстаивать интересы области в федеральном центре, консолидировать региональную элиту. Совершенствование организационно-экономического механизма управления регионом должно базироваться на глубоко продуманной и научно обоснованной кадровой политике, консолидации всех слоев регионального сообщества, включая региональную элиту и гражданское общество.

Результаты исследования имеют теоретическую и практическую значимость, они могут быть использованы  при дальнейшем исследовании  этой проблемы, а также в разработке стратегии инвестиционного развития Оренбургской области и совершенствовании организационно-экономического механизма управления социально-экономическим развитием региона.

В качестве направлений дальнейших исследований предлагается продолжить концептуальный анализ бюджетных отношений с федеральным центром, разработать систему мер по достижению лучших показателей политико-управленческого и финансово-экономического блоков оценки результативности деятельности региона.

×

About the authors

Maria G. Lapaeva

Orenburg State University

Author for correspondence.
Email: mgb2141@gmail.com

Doctor of Economics, professor, professor, Department of Economic Theory, Regional and Sectoral Economics

Russian Federation, 2а, Solyanoy Lane, Orenburg, 460000, Russian Federation

Sergey P. Lapaev

Orenburg State University

Email: doctor56733@mail.ru

Doctor of Economics, associate professor, professor, Department of Economic Theory, Regional and Sectoral Economics

Russian Federation, 56, Chkalov Street, Orenburg, 460035, Russian Federation

References

  1. Smith A. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations: Translated from English. Moscow: Eksmo, 2016, 1056 p. Available at: https://vk.com/wall-61771654_1669?ysclid=lt2v3lc3hh363765640. (In Russ.)
  2. Ricardo D. On the Principles of Political Economy and Taxation: Translated from English. Moscow: Eksmo, 2007, 953 p. Available at: https://libertarium.ru/lib_ricardo_reader10. (In Russ.)
  3. Marx K. Capital: in 3 vols. Moscow, 2001. Vol. 1, 1460 p. Available at: https://msrabota.ru/content/book_docs/Marks_K_Kapital_Tom_Perviyyi.a6_.pdf. (In Russ.)
  4. Keynes J. The general theory of employment, interest and money: Translated from English by N. Lyubimov. Moscow: AST, 2021, 448 p. Available at: https://socioline.ru/files/5/316/keyns.pdf?ysclid=lt2vqw4uhh831284210. (In Russ.)
  5. Hansen A.H. Business Cycles and National Income: Translated from English by E.G. Leikin, L. Ya. Rozovsky. Moscow: Izd-vo inostr. lit., 1959, 760 p. Available at: http://ek-lit.narod.ru/neoksod2.htm. (In Russ.)
  6. Friedman M. Quantitative theory of money: Translated from English. Moscow: El'f-press, 1996, 131 p. Available at: https://www.ek-lit.org/fridsod.htm. (In Russ.)
  7. Piketty T. Capital in the XXI century: Translated from French. Moscow: AdMarginem Press, 2015, 592 p. Available at: https://djvu.online/file/9ZeGlWCO1tJ0W?ysclid=lt2w9a2gby290792846. (In Russ.)
  8. Aganbegyan A.G. How to resume social and economic growth in Russia? Scientific Works of the Free Economic Society of Russia, 2020, vol. 222, no. 2, pp. 164–182. DOI: https://doi.org/10.38197/2072-2060-2020-222-2-164-182. EDN: https://elibrary.ru/dfasfc. (In Russ.)
  9. Akmarov P.B., Voytovich V.Yu., Knyazeva O.P. Investment development of a region as a basis of effective government. Bulletin of Udmurt University. Series Economics and Law, 2019, vol. 29, no. 3, pp. 259–269. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38327222. EDN: https://www.elibrary.ru/qduifi. (In Russ.)
  10. Budanov I.A. Russia in anticipation of investment growth: threats and opportunities. Ekonomist, 2019, no. 1, pp. 9–22. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41289403. EDN: https://www.elibrary.ru/vmbiou. (In Russ.)
  11. Ivanov O.B., Bukhvald E.M. Investment priorities in the regional strategies of socio-economic development in Russia. ETAP: Economic Theory, Analysis, and Practice, 2018, no. 2, pp. 31–47. DOI: http://doi.org/10.24411/2071-6435-2018-10014. (In Russ.)
  12. Ivanter V.V. Structural and investment policy in order to ensure economic growth in Russia: monograph; under academic editorship by Ivanter V.V. Moscow: Nauchnyi konsul'tant, 2017, 196 p. Available at: https://ecfor.ru/wp-content/uploads/2017/08/strukturno-investitsionnaia-politika.pdf?ysclid=lt3zlb8d1q519
  13. ; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29412729. EDN: https://www.elibrary.ru/whhdpg. (In Russ.)
  14. Alekseev A.V., Kazantseva L.K. (Eds.) Investment process and structural transformation of Russian economy: monograph. Novosibirsk: IEOPP SO RAN, 2020, 402 p. Available at: http://lib.ieie.nsc.ru/docs/2020/Investicionniy_process_i_structurnaya_transformaciya/Investicionniy_process_i_structurnaya_transformaciya_ros_econ.pdf; https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43945499. EDN: https://www.elibrary.ru/debttw. (In Russ.)
  15. Lipsits I.V., Kossov V.V. Economic analysis of real investments. Moscow: Izd. Dom «Magistr-Press», 2007, 347 p. (In Russ.)
  16. Gupta K. Capital Region Indicators – Benchmarking Progress in New York’s Capital Region. Albany, New York: Capital District. Regional Planning Commission, 2016, 95 p. Available at: https://cdrpc.org/wp-content/uploads/2016/11/FINAL-Capital-District-Regional-Indicators-2016-LANDSCAPE-FORMAT.pdf.
  17. Kholodilin K.A., Kooths S., Siliverstovs B. A Dynamic Panel Data Approach to the Forecasting of the GDP of German Länder. Spatial Economic Analysis, 2008, vol. 3, issue 2, pp. 195–207. DOI: https://doi.org/10.1080/17421770801996656.
  18. Mendoza J.A.H. (2011) Region and capital. Available at: https://www.academia.edu/829614/REGI%C3%93N_Y_CAPITAL (accessed: 09.05.2023).
  19. Jeshuk H. Monitoring Mechanism for Investment Development of Regions’ Infrastructure. Baltic Journal of Economic Studies, 2017, vol. 3, no. 4, pp. 142–150. DOI: https://doi.org/10.30525/2256-0742/2017-3-4-142-150.
  20. Tsvyrko A.A. Perfection of the economic mechanism of investment activity of the region. Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences, 2017, no. 1 (61), pp. 53–59. DOI: https://doi.org/10.18551/rjoas.2017-01.06. (In Russ.)
  21. Gerasimenko T.I., Zaloznaya G.M., Chmyshenko E.G., Tikhonov N.B. Investment basics of industrial infrastructure in the region. Vestnik of the Orenburg State University, 2015, no. 4 (179), pp. 257–265. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24097631. EDN https://www.elibrary.ru/uhinvp. (In Russ.)
  22. Lapaeva M.G., Lapaev S.P. Economic development of the Orenburg region during the period of market reforms: monograph. Orenburg: Orenburgskii gosudarstvennyi universitet, 2021, 164 p. ISBN 978-5-7410-2681-6. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50301483. EDN: https://www.elibrary.ru/zepeil. (In Russ.)
  23. Lapteva E.V. Investment attractiveness of the Orenburg region. Age of Quality, 2021, no. 2, pp. 91–107. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46299705. EDN: https://www.elibrary.ru/suuuzj. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Vestnik Samarskogo universiteta. Ekonomika i upravlenie Vestnik of Samara University. Economics and Management

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies