Methodological aspects of the formation of a mechanism for implementing the strategy of innovative development at the regional level


Cite item

Abstract

The article is devoted to the study of various aspects of the formation of innovative strategies for the economic development of regions. The authors presented several variants of the definitions of the innovation strategy, essentially compared and analyzed them. Various approaches to the definition of the concept of economic strategy were considered, including G. Hamel and K.K. Prahalada, M.Yu. Porter, C. Macmillan, M. Mescon and A. Chandlenr, on their basis the author's definition was formed. Abstracts were formulated and the algorithms used to create a correct innovative strategy at the regional level were determined. The authors considered the structure of the region's innovation strategy as a connected system, identified key sections and provided explanations for them. The grouping of innovative potentials into 3 groups was also briefly described: the coefficients of promising opportunities, the resulting coefficients, as well as the request for innovative coefficients. The system of principles for the formation of the mechanism for implementing the strategy of innovative development of the region was graphically presented. In addition, the article described the structural elements of the mechanism for implementing the innovation development strategy at the regional level, including the mechanisms for creating conditions for interregional cooperation in the innovation sphere, mechanisms for financing innovation activities in the region, and mechanisms for improving the efficiency of the regional innovation process.

Full Text

Введение

Постепенное качественное изменение модели экономической системы Российской Федерации в сторону в аспекте ее инновационной составляющей ставит ряд задач, важнейшей из которых является модернизация ее региональной системы. С одной стороны, на всех региональных и муниципальных уровнях имеются все формально необходимые регламентирующие нормативные акты, регулирующие и определяющие стратегическое направление развития, с другой же – очевидно, что их инновационная составляющая недостаточно проработана, особенно это касается системы операционных методов, регламентирующих претворение в жизнь.

Нельзя сказать, что такое положение вещей является неожиданным и что на этапе теоретического проектирования данный пласт проблем нельзя было предусмотреть, напротив, для отечественной региональной экономики характерно традиционное отставание от экономически развитого центра. Стоит отметить что здесь мы скорее сталкиваемся с новизной термина «инновационная стратегия», сущностное же ее содержание давно имеет ряд апробированных на практике подходов.

 

Ход исследования

Рассмотрим сначала теоретические подходы к разработке инновационных стратегий, с точки зрения большинства авторитетных ученых-теоретиков, под стратегией понимается совокупность поставленных с задач с формализованным планом по их реализации [1]. Очевидно, что минусом такого определения являются его чрезмерная общность, отсутствие системного подхода в конкретизации задач: любую активность, даже непоследовательную, в таком аспекте можно считать стратегической, потому что, как правило, она имеет результат, достижение которого можно постфактум посчитать поставленной задачей.

Рассмотрим подход к понятию экономической стратегии американского экономиста Майкла Юджина Портера. Он определяет функционирование предприятия как процесс постоянного поиска решений для задач, которые возникают в процессе жизненного цикла предприятия: взаимодействие предприятия как незамкнутой системы с внешним миром приводит к появлению на горизонте событий как новых возможностей, так и новых угроз. Анализ этих новых факторов позволяет определить сильные и слабые стороны выбранной модели поведения или функционирования предприятия. Одновременно анализ горизонта событий ставит перед руководством предприятия задачу выбора одной из возможностей, так как ресурсы предприятия ограничены и необходимо выбрать всего одну перспективу. Комплекс механизмов для выбора конкретного направления развития предприятия и принятия компромиссов и является экономической стратегией [2].

Считаем важным также отметить, что экономическая стратегия далеко не всегда подразумевает не только алгоритмичность действий реализации (то есть условно после события А необходимо предпринять действие B, в случае возникновения условия С, предпринимаем список мер Д, иначе после B реализуем этап Е), но даже и хорошо проработанную систему связанных процедур и рецептов, то есть экономическая стратегия также предполагает подготовленность к ситуациям, не предусмотренным планом. Здесь мы описали точку зрения Чарльза Макмиллана на сущность экономической стратегии.

Г. Хэмел и К.К. Прахалад определяют суть стратегии как процесс опережения конкурентов: то есть перед организацией стоит задача таким образом создавать и реализовывать появляющиеся возможности, чтобы выбранная конкурентами существующая инновационная модель внедрения инноваций занимала больше времени, чем выбранная менеджментом данной фирмы. Иной вариант: конкуренты должны повторять разработанную авторскую инновационную методику [3].

Еще одним подходом к пониманию сущностного содержания стратегии является понимание ее как некого плана, или даже плана-схемы, например схемы эвакуации. В своей главной работе М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури предлагают понимать под стратегией «детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей» [4].

Поэтому нам кажется наиболее разумным подход А. Чандленра, который уточняет необходимость предварительной постановки отдельно среднесрочных и долгосрочных задач, причем решение долгосрочных должно быть основано на предсказанных заранее потенциальных результатах деятельности по претворению в жизнь среднесрочных, здесь же отметим важность составления предварительных рекомендаций по управлению имеющимися активами и пассивами [5].

Подводя промежуточные итоги и анализируя рассмотренные выше определения, под стратегией мы будем понимать совокупность поставленных среднесрочных и долгосрочных задач, источником появления которых является обусловленная объективными предпосылками необходимость, с одной стороны, и выбранные заранее векторные направления региональной специфики – с другой; эти задачи направлены на достижение поставленных целей и преодоление возможных трудностей согласно сформированной инновационной стратегии.

Исторически сложился определенный набор предписаний, по которым и создается инновационная стратегия (табл. 1).

 

Таблица 1 – Тезисы, предписания и алгоритмика, используемые при создании корректной инновационной стратегии регионального уровня [4]

Table 1 – Theses, prescriptions and algorithmics used in the creation of a correct innovation
strategy at the regional level [4]

 

Тезисы предписания и алгоритмика

1. Сбор сведений, анализ среды с последующим определением точки текущего состояния региональной экономики на карте возможностей, оценка потенциала

2. Обоснование заглавных, системообразующих целей в инновационной стратегии

3. Оценка необходимого времени для реализации проектов и проверка на адекватность проведенной оценки

4. Реализация имеющегося ресурсного  и инновационного потенциала, использование всех факторов производства, которые гарантируют выполнение поставленных задач как в рамках среднесрочных целей, так и плана целиком

5. Периодическая самопроверка на соответствие выполняемых работа поставленным планом задач, вероятное исправление и корректировка для точечной настройки.

6. Обеспечение академической обоснованности и математически обусловленной верификации созданного проекта по реализации инновационной стратегии

 

Отдельно хотим уточнить важность структуры в документе инновационной стратегии. Некоторые инновационные стратегии регионального развития сегодня формируются без этого важного критерия, то есть в них корректно расписаны векторы социально-экономического развития, но не соблюден структурный баланс, а это значит, что ряд важнейших элементов, обозначающих достаточную меру формализации, таких как юридические основы, порядок запуска социально-экономических проектов, не определен [5].

Обозначим ключевые разделы, регламентирующие структуру инновационной стратегии региона: оценку начальных условий, определение точки инновационной эффективности, собственно реализацию инновационного плана с оценкой потенциальных сложностей и определением перспектив, постулирования целей и задач, выбор механизмов реализации, межрегиональное сотрудничество, ожидаемые результаты. Анализ существующих академических исследований, а также документированного регионального опыта разработки и внедрения инновационных стратегий позволил нам предложить вариант построения ее разделов, таблица 2.

 

Таблица 2 – Ключевые разделы, регламентирующие структуру инновационной стратегии региона [6]

Table 2 – Key sections regulating the structure of the innovation strategy of the region [6]

Наименование

Характеристика

Раздел 1. Начальные условия, их анализ, региональные особенности инноваций, их оценка

 

Ключевой элемент в схеме построения инновационной стратегии. В процессе начального анализа исследователь должен руководствоваться рядом принципов:

– целеориентированность (приоритет долгосрочных задач на среднесрочными (промежуточными) в процессе реализации)

– структурность (репрезентация региональной экономики как одного из слов общефедеральной экономики)

– социально-экономическая рентабельность (обеспечение экономической эффективности во всех сферах, кроме реализации социальных программ поддержки)

– комплексность (проведение анализа с учетом взаимозависимости элементов структуры региональной экономики)

Здесь же производим инновационную оценку региона, желательно осуществлять на основе ряда ключевых показателей:

– показатели инновационных перспектив

– показатели потенциальных итогов

– показатели инновационной заинтересованности [7]

Окончание таблицы 2

Наименование

Характеристика

Раздел 2. Постулирование целей и задач

Раздел содержит значительный объем функционального содержания, самоочевидного из названия, в том числе все аспекты целеполагания: с одной стороны, это и формулировка миссии и квинтэссенции стратегии, с другой – сортировка целей по значимости на первоочередные и второстепенные. Отметим тут прежде всего необходимость выделения и поддержания приоритета федеральных интересов в процессе реализации и важность соблюдения социального принципа, то есть последовательную работу по улучшению социальной сферы региона.

Раздел 3. Анализ перс-

пектив инновационной деятельности, фор-
мирование задач по устранению проблем при инновационном внедрении

 

 

Исторически сложилась традиция группировки инновационных потенциалов на 3 группы: коэффициенты перспективных возможностей, результирующие коэффициенты, а также запросные инновационные коэффициенты.

Коэффициенты перспективных возможностей включают в себя показатели, количественно отражающие региональный ВВП (в том числе ВВП на душу населения), инвестиции на душу населения, финансовые показатели дохода населения и т. п.

Результирующие коэффициенты – массив показателей, отображающих процент инновационных товаров и услуг от всех произведенных и оказанных, процент роста выданных патентных удостоверений по сравнению с предыдущим периодом, соотношение внедренных технологических инноваций по сравнению с технологическими приемами, не модернизирующимися более 5 лет

Запросные инновационные коэффициенты – группа показателей, отображающих инновационный спрос: количество предприятий, активно внедряющие инновационные технологии, отношение сумм, потраченных на инновации, к объему ВВП, процент устаревших и новейших технологий, используемых в производстве

Раздел 4. Выбор механизмов реализации и стратегический выбор

Анализ ключевых отраслей промышленности и выделение экономической специфики региона позволяют сделать наиболее адекватный стратегический выбор инновационного развития.

Считаем тут важным отметить необходимость отслеживания ряда ключевых особенностей инновационного развития:

– формирования нового кадрового потенциала и создание инновационного кадрового резерва для обеспечения внедрения инноваций,

– создание условий для возникновения инновационного потенциала на местах, то есть снизу,

– ориентация на повышение уровня жизни населения региона

Раздел 5. Обеспечение взаимодействия между регионами

Важный, стоящий особняком раздел. Часто регионы имеют такую экономическую или промышленную специфику, которая позволяет создавать межрегиональные экономические комплексы (технологическая цепочка АвтоВАЗа, например, где работа нескольких тысяч сотрудников АвтоВАЗа, непосредственно принимающих участие в разработке, сборке тестировании и выпуске автомобилей, на самом деле обеспечивает работу десятков тысяч человек других предприятий в соседних регионах, различные предприятия объединены в производственную цепочку, от  литья металла до производства комплектующих и запчастей, от программирования микропроцессоров до производства светоидных ламп), регионы производственно дополняют друг друга, увеличивая совокупный экономический эффект [8]

Раздел 6. Ожидаемые результаты и подведение итогов

Любой план инновационной стратегии имеет сроки реализации, даже в случае долгосрочных проектов, согласно ключевым принципам формирования стратегии, имеются среднесрочные, примерно в 3–5 лет (возможны меньшие значения, но не большие). По истечению этого срока необходимо сравнить планируемый эффект и итоговый результат, внести уточнения, корректировки и улучшения в шаблон выбранной стратегии

 

Важным вопросом в реализации инновационной стратегии являются вопросы менеджмента. Они регулируют ключевые основы деятельности: это и вопросы выбора методов управления, вопросы поддержания или создания мотивирующих условий для персонала или населения, вопросы контроля за ожидаемым результатом. Отечественная и зарубежные экономические школы разработали немало подходов для структурного классифицирования менеджмента, здесь мы представим несколько дополненную нами общую синтетическую схему классификации, согласно которой методы менеджмента относятся к одному из 3 типов:

– экономически обусловленные;

– структурно-организационные;

– социальные [9].

Экономически обусловленные методы характеризуются тем, что они представляют собой апробированные на практике академически выверенные решения, то есть это фактически результат значительного времени развития экономической науки. Структурно-организационные методы подразумевают полноценную реализацию инновационных возможностей каждого из структурных отделов предприятия. Наконец, социальные методы менеджмента подразумевают стимулирование персонала, это поле работы отдела кадров.

Особо отметим важность следования принципу абстракции и формализации, здесь мы имеем в виду необходимость следования ряду принципов при создании структуры плана инновационного развития. Любой такой план должен быть, с одной стороны, достаточно абстрактен, для того чтобы его «скелет» можно было перенести на другой регион или на другую отрасль промышленности, которую необходимо инновационно модифицировать в случае успешной реализации и исполнения, с другой стороны, он должен обладать достаточной перспективной емкостью, то есть его расширение не должно приводить к сильному организационному нагромождению, одновременно следует помнить о формализации, унификации и следовании существующим юридическим нормам, то есть обеспечении юридической непротиворечивости ни нормативным актам региона, ни тем более федерального уровня.

Исходя из вышенаписанного, при составлении механизма реализации инновационной стратегии необходимо учитывать, что она является системной совокупностью с рядом внутренне созависимых элементов, графически определение инновационной стратегии с указанием важнейших элементов и их влияния друг на друга мы отобразили на рисунке.

Региональный механизм менеджмента – это комплексная система, при которой местные власти, используя предоставленные федеральным Правительством рычаги, оказывают значительное влияние на всю совокупность инновационных механизмов, используемых на предприятиях в регионе. В данной системе в качестве субъектов воздействия принимают участие как жители региона (социальный фактор), так и сторонние инвесторы (предприятия региона и соседних регионов, экономический фактор), все субъекты осуществляют свою деятельность для реализации поставленных задач, сформированных из заранее подготовленного формализованного плана (утвержденной инновационной стратегии), все они действуют в рамках существующей нормативной правовой базы и с учетом социально значимых инициатив.

Таким образом, перечислим основные направления инновационного развития регионов:

1 направление: создание условий для повышения инновационной активности населения и существующего бизнеса, а также для появления новых инновационных компаний на основе использования научно-технологического потенциала региона;

2 направление: наращивание кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;

3 направление: повышение качества жизни населения региона [11].

Методологические аспекты формирования механизма реализации стратегии инновационного развития на региональном уровне включают в себя три иерархично подчиненных механизма:

  • механизм формирования условий межрегионального взаимодействия в инновационной сфере;
  • механизм финансирования инновационной деятельности в регионе;
  • механизмы оценки повышения эффективности регионального инновационного процесса [12].

 

Таблица 3 – Характеристика механизмов внедрения различных региональных инновационных планов

Table 3 – Characteristics of mechanisms for the implementation of various regional innovation plans

Наименование

Характеристика

1. Способы для создания взаимосвязанных производств между регионами

 

Комплекс проверенных на практике академических рекомендаций по формированию технологически связанных цепочек производств. Особое значение здесь имеют инновационные производства, так как они технологически более сложны, и, следовательно, используя их, гораздо проще создавать естественные связанные производства из разных регионов. Следует, однако, заметить, что такие внедрения требуют качественного улучшения квалификации персонала, которое нельзя обеспечить только за счет КПК (курсов повышения квалификации), необходимы специалисты новых профессиональных направлений (как правило, на стыке нескольких специальностей

Окончание таблицы 3

Наименование

Характеристика

2. Финансовое регулирование вопросов, связанных с региональным финансированием

Комплекс мер, направленных на контролируемое привлечение финансирования инноваций в регионе из различных источников: привлечение как государственных, так и частных инвестиций, увеличение активности финансовых организаций (банков) и их количества в регионе, внедрение различных мотивационных механизмов для поддержки предприятий и фирм региона, пошедших по пути инновационных преобразований (например, рекламные кампании, популяризирующие творческую инновационную активность населения) [10]

3. Методы для роста показателей качества внедрения инноваций.

 

Применение различных механизмов для повышения эффективности в процессе мобилизации и реорганизации финансовых потоков, формирования связанных между собой инновационных технологических цепочек между регионами, качественного улучшения в реализации инвестиционных ресурсов, роста инновационного капитала

Рисунок – Система принципов формирования механизма реализации стратегии инновационного развития региона

Figure – System of principles of formation of the mechanism of implementation of the strategy
of innovative development of the region

Заключение

Механизм формирования межрегионального взаимодействия обеспечивает формирование такой промышленной специфики, которая позволяет создавать межрегиональные экономические комплексы, когда регионы дополняют друг друга, увеличивая совокупный экономический эффект. Механизм финансирования инновационной деятельности в регионе – это комплекс мер, направленных на контролируемое привлечение финансового обеспечения региона из различных источников: здесь и государственные, и частные инвестиции, увеличение активности как финансовых организаций (банков), так и их количества, косвенные мотивационные меры поддержки предприятий и фирм региона, пошедших по пути инновационных преобразований, такие как рекламные кампании, программы льготного кредитования и т. п.

Механизмы оценки повышения эффективности региональных инновационных процессов подразумевают анализ ряда показателей и коэффициентов, количественно отражающих региональный ВВП (в том числе ВВП на душу населения), инвестиции на душу населения, финансовые показатели дохода населения, отображающих процент инновационных товаров и услуг от всех произведенных и оказанных, процент роста выданных патентных удостоверений по сравнению с предыдущим периодом, отображающих инновационный спрос: количество предприятий, активно внедряющие инновационные технологии; отношение сумм, потраченных на инновации, к объему ВВП, то есть коэффициенты перспективных возможностей, результирующие коэффициенты и запросные инновационные коэффициенты

Стратегия привлечения инвестиций в регион является схемой, определяющей «путь» руководства данной территории к реализации поставленных целей. Цель разработки стратегии привлечения инвестиций – выявление отраслей промышленности определенных стран, которые с наибольшей вероятностью могут быть привлечены в регион.

Стратегический план развития региона – это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное изложение:

– целей развития региона;

– путей достижения поставленных целей;

– потенциальных возможностей достижения успехов;

– методов организации движения по избранным направлениям;

– ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей;

– способов использования ресурсов.

Каждый из представленных механизмов включает в себя цель, принципы, методы, а также общее нормативно-правовое и информационное обеспечение. Посредством каждого механизма управля-
ющая система (субъект) влияет на управляемую систему (свой объект).

×

About the authors

Elena A. Mironova

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: elena.obrazovanie@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-9645-5717

Doctor of Economics, professor of the Department of Innovation Economics

Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara

Marina V. Chebykina

Samara National Research University

Email: chebyckina@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-6625-8491

Doctor of Economics, professor of the Department of Innovation Economics

Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara

Tatyana N. Shatalova

Samara National Research University

Email: prof.shatalova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7812-210X

Doctor of Economics, professor of the Department of Innovation Economics

Russian Federation, 34, Moskovskoye shosse, Samara

References

  1. Chandler A. Strategy and structure. London, 1962. Available at: https://s3.amazonaws.com/arena-attachments/705027/a973f694aaaee073aeb1cfce037f3b11.pdf.
  2. Ansoff I. New corporate strategy. Saint Petersburg: Piter, 1999. (In Russ.)
  3. Meskon M.Kh., Albert M., Hedouri F. Fundamentals of management: translation from English. Moscow: Delo, 1992. Available at: https://pqm-online.com/assets/files/lib/books/meskon.pdf. (In Russ.)
  4. Shatalova T.N., Chebykina M.V., Kosyakova I.V., Ivanenko L.V., Kurnosova E.A., Berdnikov V.A., Zhirnova T.V. Management technologies for innovative development of the region: theory and methodology. Republic of Bulgaria, Varna, 2022, 206 p. ISBN 978-619-7142-24-2. DOI: http://doi.org/10.38182/978-619-7142-24-2. EDN: https://elibrary.ru/ymruum. (In Russ.)
  5. Kai L., Po-Hsuan H. Innovation Strategy of Private Firms. Journal of Financial and Quantitative Analysis, February 2018, vol. 53, no. 1, pp. 1–32. DOI: http://doi.org/10.2139/ssrn.2407075.
  6. Polshkov Yu.N. Formation of the management strategy of investment and innovation activities at the regional level. In: Topical issues of economy and management: theoretical and applied aspects: materials of the VI International research and practical conference: in 2 parts. Donetsk, 2021, pp. 9–16. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45602932. EDN: https://www.elibrary.ru/zrtkqj. (In Russ.)
  7. Ryapukhina V.N. Classification of management strategies for regional innovative development. In: Tools, mechanisms and technologies of modern innovative development: collection of articles of the International research and practical conference. Perm, 2020, pp. 78–85. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42431286. EDN: https://www.elibrary.ru/rlzuke. (In Russ.)
  8. Nikolaev M.A., Malyshev D.P. The mechanism of investment management in the region: monograph. Pskov: Izdatel'stvo PskovGU, 2019, 316 p. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22522713. EDN: https://www.elibrary.ru/sywmfx. (In Russ.)
  9. Matveeva L.G. Organizational and economic mechanism of rational water use in regional strategies. In: Ushvitsky L.I., Savtsova A.V. (Eds.) Modern challenges and realias of the economic development of Russia: proceedings of the V International research and practical conference. Stavropol, 2018, pp. 332–334. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35080979. EDN: https://www.elibrary.ru/xqdrnj. (In Russ.)
  10. Grechenyuk O.N. Methodological foundations for the formation of innovative strategies for economic systems at the regional level. European Social Science Journal, 2014, no. 8 (11), pp. 393–402. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21224474. EDN: https://www.elibrary.ru/rwlvnf.
  11. Bulaeva Zh.A. Analysis of the trends of regional development in the conditions of formation of the strategy of economic growth. Economics and Society, 2018, no. 12 (55), pp. 225–230. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37112235. EDN: https://www.elibrary.ru/vwmsho.
  12. Furshchik M.A. Regional strategies in the new economic reality: what to bet on. Byudzhet, 2020, no. 9 (213), pp. 28–31. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44688219. EDN: https://www.elibrary.ru/gyylhp.

Copyright (c) 2022 Vestnik of Samara University. Economics and Management

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies