Перспективы применения аддитивных технологий для создания деталей и узлов авиационных газотурбинных двигателей и прямоточных воздушно-реактивных двигателей


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Важными преимуществами при внедрении аддитивных технологий (АТ) являются возможности уменьшения массы, упрощения конструкции, снижения затрат времени и средств на разработку, изготовление и эксплуатацию. На основе применения АТ можно существенно повысить топливную эффективность, улучшить экологические и другие характеристики авиационных двигателей. В ЦИАМ в настоящее время проводятся исследования возможности применения АТ при создании различных деталей и узлов двигателей. Приведены примеры разработок, выявлены преимущества применения АТ и обозначены проблемы, возникающие при внедрении этих технологий. Спроектированы с использованием методов оптимизации и с учётом возможностей АТ изготовлены модели лопаток турбин с высокоэффективной системой охлаждения, в частности, с проникающим охлаждением. Показаны возможности применения АТ для изготовления элементов пресс-форм для прецизионного литья лопаток газотурбинных двигателей (ГТД) из жаропрочных сплавов и керамических стержней. Спроектированы и изготовлены методом АТ элементы двухзонного фронтового модуля малоэмиссионной камеры сгорания перспективного ГТД. Проводятся исследования перспективных ветвистых древовидных каналов теплообменных аппаратов с взаимно-пористыми телами, которые могут быть изготовлены только методами АТ и применение которых позволит повысить эффективность теплообмена при меньшей массе, чем у конструкций, изготовленных по традиционным технологиям. АТ применены для изготовления сложных элементов прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД). Проведены успешные огневые испытания напечатанных секций камер сгорания. Разработаны ячеистые конструкции для применения в деталях ГТД с целью снижения их массы. Изготовлены методом АТ модельные полые лопатки с ячеистым заполнителем. Проведены испытания спроектированных ячеистых образцов. Показаны возможности снижения массы элементов конструкции при использовании ячеистых структур, полученных методами АТ. Осуществляются исследования созданных с помощью АТ полых дисков турбин и других деталей двигателя. Проведённые работы показывают перспективность применения АТ при создании широкого спектра деталей и узлов двигателей.

Об авторах

Л. А. Магеррамова

Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@ciam.ru

доктор технических наук;
старший научный сотрудник, начальник сектора исследовательского центра «Динамика, прочность, надёжность»

Россия

Ю. А. Ножницкий

Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова

Email: nozhnitsky@ciam.ru

доктор технических наук, профессор;
директор исследовательского центра «Динамика, прочность, надёжность»

Россия

С. А. Волков

Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова

Email: info@ciam.ru

начальник отдела камер сгорания

Россия

М. Е. Волков

Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова

Email: info@ciam.ru

начальник комплекса установок «ВИК» исследовательского центра
«Динамика, прочность, надёжность»

Россия

В. Ж. Чепурнов

Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова

Email: info@ciam.ru

научный сотрудник отдела «Газовые турбины»

Россия

С. В. Белов

Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова

Email: info@ciam.ru

начальник сектора отдела «Газовые турбины»

Россия

И. С. Вербанов

Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова

Email: info@ciam.ru

инженер 2 категории отдела «Авиационные двигатели»

Россия

С. В. Заикин

Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова

Email: info@ciam.ru

начальник КБ «Аэрокосмические двигатели»

Россия

Список литературы

  1. Stimpson C.K., Snyder J.C., Thole K.A., Mongillo D. Scaling roughness effects on pressure loss and heat transfer of additively manufactured channels // Proceedings of ASME Turbo Expo 2016: Turbomachinery Technical Conference and Exposition (June, 13-17, 2016, Seoul, South Korea). V. 5B-2016. doi: 10.1115/GT2016-58093
  2. Stimpson C.K., Snyder J.C., Thole K.A., Mongillo D. Effectiveness measurements of additively manufactured film cooling holes // Proceedings of ASME Turbo Expo 2017: Turbomachinery Technical Conference and Exposition (June 26–30, 2017, Charlotte, North Carolina, USA) V. 5C-2017. doi: 10.1115/GT2017-64903
  3. Назаркин Р.М., Петрушин Н.В., Рогалев А.М. Структурно-фазовые характеристики сплава ЖС32-ВИ, полученного методами направленной кристаллизации, гранульной металлургии и селективного лазерного сплавления // Труды ВИАМ. 2017. № 2 (50). C. 11-17. doi: 10.18577/2307-6046-2017-0-2-2-2
  4. Магеррамова Л.А., Ножницкий Ю.А., Васильев Б.Е., Кинзбурский В.С. Применение аддитивных технологий для изготовления деталей перспективных газотурбинных двигателей // Технология лёгких сплавов. 2015. № 4. C. 7-13.
  5. Магеррамова Л.А. Аддитивные технологии для изготовления охлаждаемых лопаток турбин для ГТД // Сборник тезисов научно-технического конгресса по двигателестроению (НТКД-2018). Т. 2. М.: Ваш успех, 2018. С. 194-197.
  6. Magerramova L., Kratt E., Presniakov P. Application of powder metallurgy technologies for gas turbine engine wheel production // International Scholarly and Scientific Research & Innovation. 2017. V. 11, no. 9. P. 1560-1564.
  7. Subramaniam V., Dbouk T., Harion J.-L. Topology optimization of conductive heat experimental investigation // Applied Thermal Engineering. 2018. V. 131. P. 390-411. doi: 10.1016/j.applthermaleng.2017.12.026
  8. Вербанов И.С., Гулимовский И.А. Система охлаждения многоконтурной газотурбинной установки: патент РФ № 2680636; опубл. 25.02.2019; бюл № 6.
  9. Магеррамова Л.А., Свинарева М.С., Сиверский А.С., Волков М.Е. Ячеистые структуры, изготавливаемые методами аддитивных технологий, для элементов конструкций газотурбинных двигателей // Технология лёгких сплавов. 2017. № 3. С. 26-37.
  10. Магеррамова Л.А., Свинарева М.С., Бортников А.Д. Проектирование лёгких решётчатых/ячеистых конструкций лопаток для газотурбинного двигателя и изготовление их по аддитивной технологии // Технология лёгких сплавов. 2017. № 4. С. 20-31.
  11. Magerramova L., Volkov M., Svinareva M., Siversky A. The use of additive technologies to create lightweight parts for gas turbine engine compressors // Proceeding ASME TurboExpo (July, 11-15, 2018, Oslo, Norway). V. 7A. doi: 10.1115/GT2016-75904
  12. Magerramova L., Volkov M., Afonin A., Svinareva M., Kalinin D. Application of light lattice structures for gas turbine engine fan blades // Proccedings of the 31st Congress of the International Council of the Aeronautical Sciences, ICAS 2018 (September, 09-14, 2018, Belo Horizonte, Brazil).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение, 2019

Ссылка на описание лицензии: https://journals.ssau.ru/index.php/vestnik/about/editorialPolicies#custom-2

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах