Разработка утилизационного воздушно-турбинного двигателя
- Авторы: Елисеев Ю.С.1, Федорченко Д.Г.1, Цыбизов Ю.И.1, Тюлькин Д.Д.1, Ткаченко А.Ю.2
-
Учреждения:
- АО «Металлист-Самара»
- Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
- Выпуск: Том 15, № 4 (2016)
- Страницы: 57-63
- Раздел: АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
- URL: https://journals.ssau.ru/vestnik/article/view/3302
- DOI: https://doi.org/10.18287/2541-7533-2016-15-4-57-63
- ID: 3302
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассмотрены способы утилизации тепла выхлопных газов для повышения энергетической эффективности тепловых машин. Для создания привода генератора мощностью 150 кВт, предназначенного для выработки электроэнергии на нужды газоперекачивающей станции, выбрана концепция воздушно-турбинного двигателя. В воздушно-турбинном двигателе рабочим телом является атмосферный воздух, подогреваемый выхлопными газами газотурбинного привода газоперекачивающего агрегата. Выполнено моделирование и исследование термодинамического цикла трёх схем воздушно-турбинного двигателя: с подводом тепла к рабочему телу от продуктов сгорания газотурбинной установки в рекуперативном воздухоподогревателе; эжектированием продуктов сгорания газотурбинной установки воздухом, поступающим из компрессора воздушно-турбинного двигателя, и дальнейшей подачей смеси в турбину; комбинированная – с предварительным подогревом активного воздуха, поступающего из компрессора в эжектор. На основании результатов термогазодинамических расчётов определена рациональная конструкция воздушно-турбинного двигателя, включающая двухступенчатый осевой компрессор, рекуперативный воздухоподогреватель, эжектор и одноступенчатую осевую турбину. В эжекторе в качестве активного потока используется сжатый воздух от компрессора воздушно-турбинного двигателя, а в качестве пассивного – продукты сгорания двигателя НК-16СТ. Рекуперативный воздухоподогреватель и эжектор размещаются в выхлопном тракте газоперекачивающего агрегата. Выбранный конструктивный облик воздушно-турбинного двигателя соответствует техническим требованиям, предъявляемым предприятиями газотранспортной отрасли.
Ключевые слова
Об авторах
Ю. С. Елисеев
АО «Металлист-Самара»
Автор, ответственный за переписку.
Email: metallist@metallist-s.ru
доктор технических наук
исполнительный директор
Д. Г. Федорченко
АО «Металлист-Самара»
Email: metallist@metallist-s.ru
кандидат технических наук
главный конструктор
Ю. И. Цыбизов
АО «Металлист-Самара»
Email: metallist@metallist-s.ru
доктор технических наук, профессор
ведущий конструктор
Д. Д. Тюлькин
АО «Металлист-Самара»
Email: metallist@metallist-s.ru
инженер-конструктор
РоссияА. Ю. Ткаченко
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
Email: tau@ssau.ru
кандидат технических наук
доцент кафедры теории двигателей летательных аппаратов
Список литературы
- Зиновьев Е.А., Довгялло А.И., Воротников Г.В. Гармоническая модель термодинамического цикла, реализуемого в регенераторе термоакустического двигателя // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королёва (национального исследовательского университета). 2011. № 3 (27), ч. 4. С. 11-15.
- Грек А. Верхом на реакторе // Популярная механика. 2003. № 7. С. 24-29.
- Гриценко Е.А., Данильченко В.П., Лукачев С.В., Реник В.Е., Цыбизов Ю.И. Конвертирование авиационных ГТД в газотурбинные установки наземного применения. Самара: Самарский научный центр РАН, 2004. 266 с.