Повышение адгезионных свойств и нагрузочной способности смазочного слоя узлов трения
- Авторы: Громаковский Д.Г.1, Коптев А.А.2, Крышень Е.В.2, Хаустов В.И.3, Шигин С.В.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- АО «Авиаагрегат» холдинга «Технодинамика», г. Самара
- ОАО «Самарский подшипниковый завод»
- Выпуск: Том 15, № 3 (2016)
- Страницы: 53-59
- Раздел: МАШИНОСТРОЕНИЕ И ЭНЕРГЕТИКА
- URL: https://journals.ssau.ru/vestnik/article/view/3109
- DOI: https://doi.org/10.18287/2541-7533-2016-15-3-53-59
- ID: 3109
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассмотрены результаты разработки технологий, обеспечивающих повышение износостойкости, снижение уровня шума и вибрации в узлах трения. Определены наиболее эффективные технологии образования на поверхностях трения фторсодержащих микроразмерных плёнок, повышающих износостойкость, контактную усталость и прочность соединения смазочного слоя с поверхностями трения; молекулярного армирования поверхностных дефектов, замедляющих развитие усталостных повреждений; эффекта мультисмазки, повышающего адгезию и нагрузочные характеристики смазочного слоя, его поглощающую способность и др. Технология образования фторсодержащих плёнок реализуется путём введения присадки фторированного графита в смазочное масло. При молекулярном армировании эффект повышения износостойкости и контактной выносливости связан с пассивацией поверхностных дефектов, образуемых при отделочной обработке. Пассивация дефектов реализуется армированием дефектов в резонансном режиме. При мультисмазке реализуется эффект от создания подслоя смазки из высокоадгезионного материала, например, полиметилсилоксанов. Важной сопутствующей разработкой является создание низкочастотного кавитационного способа и установок для мойки деталей узлов трения.
Ключевые слова
Об авторах
Д. Г. Громаковский
Самарский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: pnms3@mail.ru
доктор технических наук
профессор кафедры «Технология машиностроения», директор НТЦ «Надёжность»
А. А. Коптев
АО «Авиаагрегат» холдинга «Технодинамика», г. Самара
Email: aviaagregat@samtel.ru
главный инженер
РоссияЕ. В. Крышень
АО «Авиаагрегат» холдинга «Технодинамика», г. Самара
Email: ev.kryshen@aviaagregat.net
начальник отдела новой техники
РоссияВ. И. Хаустов
ОАО «Самарский подшипниковый завод»
Email: haustov@spzgroup.ru
директор по развитию
РоссияС. В. Шигин
Самарский государственный технический университет
Email: pnms3@mail.ru
ведущий инженер НТЦ «Надёжность»
РоссияСписок литературы
- Ибатуллин И.Д., Горохов В.А., Кулаков Г.А. Современные технологии и долговечность поверхностей трения при усталостном механизме изнашивания // Трение и смазка в машинах и механизмах. 2006. № 3. С. 11-20.
- Громаковский Д.Г., Кочеров Е.П. Нанотехнологии при производстве узлов трения газотурбинных авиадвигателей. http://mirprom.ru/public/nanotehnologii-pri-proizvodstve-uzlov-treniya-gazoturbinnyh-aviadvigateley
- Громаковский Д.Г., Макарьянц М.В., Ткаченко С.И. Разработка склерометрического способа исследования активационных параметров повреждаемости и разрушения поверхностей, деформируемых трением // Трение и износ. 2014. Т. 35, № 1. С. 35-42.