Актуальные проблемы надёжности узлов трения газотурбинных двигателей


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Эксплуатация подшипниковых и уплотнительных узлов газотурбинных двигателей связана с неблагоприятным явлением изнашивания рабочих поверхностей трущихся деталей. Режиму граничного трения, возникающему при пуске – останове и экстремальных режимах работы двигателя, свойственны высокие значения коэффициента трения и повреждение поверхностей в зонах касания пар трения. При этом происходит накопление повреждений, изнашивание и изменение геометрии поверхностей трения, что ведёт к ухудшению эксплуатационных свойств изделия и возникновению функционального отказа. При этом в подшипниках и уплотнениях роторов турбомашин требования к постоянству геометрии являются очень жёсткими, так как любое нежелательное изменение формы или размера рабочего зазора ведёт к снижению КПД узла и двигателя в целом. Помимо режима граничного трения эффективность работы подшипниковых и уплотнительных узлов снижают потери мощности на трения, повышающиеся при неоптимальном режиме работы узла, в том числе при неправильном выборе смазочного материала и режиме турбулентного течения в рабочем зазоре. Ряд данных проблем решается изменением формы рабочих поверхностей, использованием специальных материалов, перспективных покрытий, а также своевременным контролем чистоты используемой смазки. 

Об авторах

Е. Ф. Паровай

Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (национальный исследовательский университет)

Автор, ответственный за переписку.
Email: selena_pa@mail.ru

Аспирант

Россия

И. Д. Ибатуллин

Самарский государственный технический университет

Email: tribo@rambler.ru

Доктор технических наук

Профессор кафедры «Технология машиностроения»

Россия

Список литературы

  1. Dimond T., Younan A., Allaire P. A Review of Tilting Pad Bearing Theory // International Journal of Rotating Machinery. 2011. V. 2011. 23 p. doi: 10.1155/2011/ 908469
  2. Паровай Е.Ф. Проектирование малорасходных подшипников скольжения роторов турбомашин // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. 2014. № 5(47), ч. 2. С. 75-81.
  3. Braun D., Greiner, C., Schneider J., Gumbsch P. Efficiency of laser surface texturing in the reduction of friction under mixed lubrication // Tribology International. 2014. V. 77. P. 142–147. doi.org/10.1016/ j.triboint.2014.04.012
  4. Gallyamov A.R., Ibatullin I.D. New technology, properties and application of nanostructured antifriction electrochemical coatings // Life Science Journal. 2014. V. 11, Iss. 12s. P. 586-591.
  5. Пирсол И. Кавитация. М.: Мир, 1975. 96 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник СГАУ, 2016

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах