Актуальные проблемы надёжности узлов трения газотурбинных двигателей
- Авторы: Паровай Е.Ф.1, Ибатуллин И.Д.2
-
Учреждения:
- Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (национальный исследовательский университет)
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 14, № 3-2 (2015): Специальный выпуск
- Страницы: 375-383
- Раздел: ВЫПУСК БЕЗ РАЗДЕЛОВ
- URL: https://journals.ssau.ru/vestnik/article/view/2895
- DOI: https://doi.org/10.18287/2412-7329-2015-14-3-375-383
- ID: 2895
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Эксплуатация подшипниковых и уплотнительных узлов газотурбинных двигателей связана с неблагоприятным явлением изнашивания рабочих поверхностей трущихся деталей. Режиму граничного трения, возникающему при пуске – останове и экстремальных режимах работы двигателя, свойственны высокие значения коэффициента трения и повреждение поверхностей в зонах касания пар трения. При этом происходит накопление повреждений, изнашивание и изменение геометрии поверхностей трения, что ведёт к ухудшению эксплуатационных свойств изделия и возникновению функционального отказа. При этом в подшипниках и уплотнениях роторов турбомашин требования к постоянству геометрии являются очень жёсткими, так как любое нежелательное изменение формы или размера рабочего зазора ведёт к снижению КПД узла и двигателя в целом. Помимо режима граничного трения эффективность работы подшипниковых и уплотнительных узлов снижают потери мощности на трения, повышающиеся при неоптимальном режиме работы узла, в том числе при неправильном выборе смазочного материала и режиме турбулентного течения в рабочем зазоре. Ряд данных проблем решается изменением формы рабочих поверхностей, использованием специальных материалов, перспективных покрытий, а также своевременным контролем чистоты используемой смазки.
Ключевые слова
Об авторах
Е. Ф. Паровай
Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (национальный исследовательский университет)
Автор, ответственный за переписку.
Email: selena_pa@mail.ru
Аспирант
РоссияИ. Д. Ибатуллин
Самарский государственный технический университет
Email: tribo@rambler.ru
Доктор технических наук
Профессор кафедры «Технология машиностроения»
РоссияСписок литературы
- Dimond T., Younan A., Allaire P. A Review of Tilting Pad Bearing Theory // International Journal of Rotating Machinery. 2011. V. 2011. 23 p. doi: 10.1155/2011/ 908469
- Паровай Е.Ф. Проектирование малорасходных подшипников скольжения роторов турбомашин // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. 2014. № 5(47), ч. 2. С. 75-81.
- Braun D., Greiner, C., Schneider J., Gumbsch P. Efficiency of laser surface texturing in the reduction of friction under mixed lubrication // Tribology International. 2014. V. 77. P. 142–147. doi.org/10.1016/ j.triboint.2014.04.012
- Gallyamov A.R., Ibatullin I.D. New technology, properties and application of nanostructured antifriction electrochemical coatings // Life Science Journal. 2014. V. 11, Iss. 12s. P. 586-591.
- Пирсол И. Кавитация. М.: Мир, 1975. 96 с.