Метод исследования упругогидродинамического контакта в подшипниках скольжения со сжимаемой или несжимаемой смазкой
- Авторы: Темис М.Ю.1
-
Учреждения:
- Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Москва
- Выпуск: Том 14, № 3-1 (2015): Специальный выпуск
- Страницы: 238-249
- Раздел: ВЫПУСК БЕЗ РАЗДЕЛОВ
- URL: https://journals.ssau.ru/vestnik/article/view/2838
- DOI: https://doi.org/10.18287/2412-7329-2015-14-3-238-249
- ID: 2838
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Представлен алгоритм решения задачи упругогидродинамического контакта для определения характеристик радиальных и осевых подшипников со смазкой маслом или газом. Алгоритм основан на совместном решении задачи течения смазки в зазоре, образованном поверхностями скольжения подшипника, и задачи определения изменения формы зазора за счёт изменения положения и деформаций поверхностей скольжения, вызванных давлением смазки в зазоре. Для определения параметров подшипника используются модификации уравнения Рейнольдса, описывающего течение несжимаемой (жидкой) или сжимаемой (газовой) смазки в радиальном или осевом зазоре. Для решения уравнения Рейнольдса применён метод конечных элементов (МКЭ). Условие замкнутости прямоугольной области для радиального подшипника обеспечивается применением множителей Лагранжа. Шаговый процесс с самокоррекцией погрешности на каждом шаге применён для решения нелинейного уравнения Рейнольдса для сжимаемой смазки. В подшипниках с несжимаемой смазкой форма зазора для смазки определяется при расчёте равновесного положения колодок в подшипниках с учётом деформаций поверхностей скольжения и деталей подшипника под действием давления смазки. В газовых подшипниках форма зазора для смазки определяется деформациями упругих лепестков, которые определяются при решении задачи деформирования и контактного взаимодействия лепестков между собой и корпусом подшипника под действием давления смазки. Представленный метод расчёта упругогидродинамического контакта в подшипниках скольжения позволяет учесть конструктивные особенности реальных изделий при исследовании характеристик опор роторов.
Об авторах
М. Ю. Темис
Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Москва
Автор, ответственный за переписку.
Email: Mikhail.temis@gmail.com
Кандидат физико-математических наук
Начальник сектора «Теоретические основы многодисциплинарного моделирования и автоматизированное проектирование деталей и узлов ГТД»
РоссияСписок литературы
- Токарь И.А. Проектирование и расчёт опор трения. М.: Машиностроение, 1971. 168 с.
- Muszynska A. Whirl and Whip Rotor/Bearing Stability Problems // Journal of Sound and Vibration. 1986. V. 110, no. 3. P. 443–462. doi.org/10.1016/s0022-460x(86) 80146-8
- DellaCorte C., Bruckner R.J. Remaning Technical Challenges and Future Plans for Oil-free Turbomachinery // ASME Turbo Expo 2010: Power for Land, Sea and Air. Glasgow, UK. V. 5. doi.org/10.1115/gt2010-22086
- Heshmat H., Walton J.F. On the Development of an Oil-free, High-speed and High-temperature Turboalternator // ASME Turbo Expo 2010. Power for Land, Sea and Air/ Glasgow, UK. V. 5. doi.org/10.1115/ gt2010-22852
- Salehi M., Heshmat H., Walton J.F., Tomaszewski M. Operation of a Mesoscopic Gas Turbine Simulator at Speeds in Excess of 700 000 rpm on Foil Bearings // ASME Turbo Expo 2004. Power for Land, Sea and Air. Vienna, Austria. V. 6. P. 8. doi.org/10.1115/gt2004-53870
- Simmons J.E.L., Knox R.T., Moss W.O. The development of PTFE (polytetrafluoroethylene) faced hydrodynamic thrust bearings for hydrogenerator application in the United Kingdom // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part J: Journal of Engineering Tribology. 1998. V. 212, no. 5. P. 345-352. doi.org/10.1243/1350650981542155
- Heshmat H., Jahanmir S., Walton J.F. II. Coatings for High Temperature Foil Bearings // ASME Turbo Expo 2007. Power for Land, Sea and Air. P. 971-976 doi.org/10.1115/gt2007-27975
- Carter C.R., Childs D.W. Measurements Versus Predictions for the Rotordynamic сharacteristics of a 5-pad, Rocker-pivot, Tilting-pad Bearing in Load Between Pad Configuration // ASME Turbo Expo 2008. V. 5: Structures and Dynamics, Parts A and B. Р. 891-901. doi.org/10.1115/gt2008-50069
- San Andres L., Chirathadam T.A. A Metal Mesh Foil Bearing and a Bump-type Foil Bearing: Comparison of Performance for Two Similar Size Gas Bearings // ASME Turbo Expo 2012. V. 7: Structures and Dynamics, Parts A and B. Р. 859-869. doi.org/10.1115/gt2012-68437
- Bently D.E., Petchenev A. Dynamic Stiffness and the Advantages of Externally Pressurized Fluid-Film Bearings // Orbit. 2000. First Quarter. P. 18-24.
- Ertas B.H. Compliant Hybrid Journal Bearings Using Integral Wire Mesh Dampers // ASME Turbo Expo 2008. P. 1215-1226. doi.org/10.1115/gt2008-50984
- Темис Ю.М., Темис М.Ю. Характеристики жёсткости и демпфирования гидродинамического подшипника скольжения с податливыми рабочими поверхностями // Трение и износ. 2007. Т. 28, № 2. С. 128-137.
- Темис М.Ю., Лазарев А.П. Расчёт 6- и 8-сегментных осевых деформируемых подшипников скольжения // Трение и износ. 2012. Т. 33, № 1. С. 78-89.
- Темис Ю.М., Темис М.Ю., Мещеряков А.Б. Модель газодинамического лепесткового подшипника // Трение и износ. 2011. Т. 32, № 3. С. 286-295.
- Темис Ю.М., Самокорректирующийся шаговый метод в нелинейных задачах теории упругости и пластичности // Труды ЦИАМ. 1980. № 918. С. 24.
- Temis J.M., Temis M.J. Contribution of Bearing Structure in Gas Turbine Power Unit Rotor Dynamics // Proc. 3rd Int. Symp. on Stability Control of Rotating Machinery. Cleveland, USA, 2005. P. 570-581.
- Темис Ю.М., Темис М.Ю., Егоров А.М., Гаврилов В.В., Огородов В.Н. Расчётно-экспериментальное исследование динамики ротора на газовых опорах // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета имени С.П. Королёва. 2011. № 3(27), ч. 1. С. 174-182.