Расчётное исследование эффективности работы демпфера сухого трения конического зубчатого колеса тарельчатого типа при резонансных колебаниях по различным формам


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрены различные конструкции демпфера сухого трения, применяемые с целью снижения амплитуды резонансных колебаний конических зубчатых колёс, и существующие подходы к моделированию структурно-изменяемых систем с сухим трением. Разработана параметрическая конечно-элементная модель контактного взаимодействия «тарельчатый демпфер – колесо» в объёмной постановке. Определены собственные частоты системы при различных параметрах контакта. Построено семейство амплитудно-частотных характеристик системы «демпфер – колесо» по перемещению точки приложения силы при различных величинах поджатия тарельчатого демпфера. Рассчитана работа вынуждающей силы за период колебаний. Путём определения среднего за период количества контактных элементов, работающих в режиме относительного проскальзывания, исследованы основные режимы работы демпфера сухого трения – с длительными и мгновенными относительными остановками. Исследовано влияние величины поджатия демпфера на относительную амплитуду резонансных колебаний конического колеса по различным формам. На основе результатов расчётов сделан вывод о том, что применение демпфера сухого трения является эффективным способом снижения амплитуды резонансных колебаний конического колеса.

Об авторах

Е. В. Кожаринов

Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Москва

Автор, ответственный за переписку.
Email: egor@ciam.ru

Инженер

Россия

Ю. М. Темис

Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Москва

Email: tejoum@ciam.ru

Доктор технических наук, профессор

Начальник отдела математического моделирования

Россия

Список литературы

  1. Лопатин Б.А., Цуканов О.Н. Цилиндро-конические зубчатые передачи. Челябинск: Южно-Уральский государственный университет, 2005. 200 с.
  2. Иванов М.Н. Детали машин. М.: Высшая школа, 2000. 383 с.
  3. Геккер Ф.Р., Темис Ю.М. Исследование работы амортизатора с сухим трением // Известия вузов. Машиностроение. 1971. Т. 2, № 4. С. 18–24.
  4. Матвеев В.В. Демпфирование колебаний деформируемых тел. Киев: Наукова думка, 1985. 263 с.
  5. Яковкин В.Н., Бессчетнов В.А. Расчёт демпфирующей способности тарельчатого демпфера для конической шестерни коробки приводов газотурбинного двигателя // Труды МАИ. 2014. № 76. C. 6.
  6. AGMA. AGMA 973-A12, Design Guidelines for Aerospace Gearing. 2012.
  7. ISO 10300-1 Calculation of load capacity of bevel. 2001.
  8. Бидерман В.Л. Теория механических колебаний. М.: Высшая школа, 1980. 408 с.
  9. Основы трибологии: учебник для технических вузов / под ред. А.В. Чичинадзе. М.: Машиностроение, 2001. 575 c.
  10. Крагельский И.В., Михин Н.М. Узлы трения машин. М.: Машиностроение, 1984. 280 c.
  11. Тимошенко C.П. Колебания в инженерном деле. М.: Государственное издательство физико-математической литературы, 1959. 439 c.
  12. Геккер Ф.Р. Динамика машин, работающих без смазочных материалов в узлах трения. М.: Машиностроение, 1983. 167 c.
  13. Kozharinov E., Temis J. Simulation of accessory drives bevel gears dynamic conditions // Proceedings of the ASME 2014 Gas Turbine India Conference, GTINDIA2014-8139, 2014. doi.org/10.1115/ gtindia2014-8139
  14. Биргер И.А., Шорр Б.Ф., Иосилевич Г.Б. Расчет на прочность деталей машин. М.: Машиностроение, 1993. 640 c.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник СГАУ, 2015

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах