Экспериментальное и теоретическое исследование бифуркаций вибраций в авиационных трансмиссиях
- Авторы: Дорофеев В.Л.1, Голованов В.В.1, Гукасян С.Г.1, Дорофеев Д.В.1, Сторчак В.Г.1, Афанасьев И.А.1
-
Учреждения:
- Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Москва
- Выпуск: Том 14, № 3-1 (2015): Специальный выпуск
- Страницы: 183-192
- Раздел: ВЫПУСК БЕЗ РАЗДЕЛОВ
- URL: https://journals.ssau.ru/vestnik/article/view/2830
- DOI: https://doi.org/10.18287/2412-7329-2015-14-3-183-192
- ID: 2830
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В трансмиссионной системе авиационного двигателя в качестве передачи крутящего момента от двигателя к агрегатам применяются зубчатые передачи. В процессе нагружения их зубьев возникают различные силы. Зубчатые колёса, входящие в состав трансмиссионной системы авиационного двигателя, состоят из таких элементов, на которые действует как жёсткая, так и мягкая восстанавливающие силы. Скачкообразное изменение жёсткости при изменении числа пар зубьев, находящихся в зацеплении, является причиной параметрических колебаний зубчатых колёс. Из этого следует, что трансмиссия является не только нелинейной, но и параметрической колебательной системой. Максимальная амплитуда при прохождении резонанса не реализуется, когда быстро изменяется частота вращения. И на стационарном режиме, при одинаковых значениях частоты вращения, можно регистрировать два различных значения колебаний. Эта двойственность называется бифуркацией. В авиационных трансмиссиях нередко наблюдаются бифуркации вибраций. В статье теоретически доказано существование бифуркаций вибраций в авиационных трансмиссиях и описано экспериментальное исследование, подтверждающее теоретические выводы о наличии бифуркаций колебательных процессов в зубчатых передачах. Определены бифуркационные параметры.
Ключевые слова
Об авторах
В. Л. Дорофеев
Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Москва
Автор, ответственный за переписку.
Email: vld@ciam.ru
Доктор технических наук, профессор
Главный научный сотрудник отделения динамики и прочности авиационных двигателей
РоссияВ. В. Голованов
Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Москва
Email: vvg@ciam.ru
Начальник отдела авиационных приводов
РоссияС. Г. Гукасян
Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Москва
Email: gsg@ciam.ru
Начальник сектора экспериментальных исследований
РоссияД. В. Дорофеев
Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Москва
Email: dl@list.ru
Кандидат технических наук
Ведущий инженер
РоссияВ. Г. Сторчак
Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Москва
Email: svg@ciam.ru
Инженер сектора экспериментальных исследований
РоссияИ. А. Афанасьев
Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Москва
Email: u394@ciam.ru
Инженер сектора экспериментальных исследований
РоссияСписок литературы
- Стокер Дж. Нелинейные колебания в механических и электрических системах. М.: Издательство иностранной литературы, 1952. 264 с.
- Дорофеев В.Л. Основы расчёта нагрузок и напряжений, действующих в зацеплении цилиндрических зубчатых передач // Вестник машиностроения. 1983. № 3. С. 14-16.
- Дорофеев В.Л., Голованов В.В., Дорофеев Д.В. Система моделирования «AEROFLANK» & прямой синтез износостойких и малошумных зубчатых передач // Вiсник НТУ «ХПI». Cерiя: Проблеми механиiчного приводу. 2013. №40(1013). С. 39-48.