Экспериментальное и теоретическое исследование бифуркаций вибраций в авиационных трансмиссиях


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В трансмиссионной системе авиационного двигателя в качестве передачи крутящего момента от двигателя к агрегатам применяются зубчатые передачи. В процессе нагружения их зубьев возникают различные силы. Зубчатые колёса, входящие в состав трансмиссионной системы авиационного двигателя, состоят из таких элементов, на которые действует как жёсткая, так и мягкая восстанавливающие силы. Скачкообразное изменение жёсткости при изменении числа пар зубьев, находящихся в зацеплении, является причиной параметрических колебаний зубчатых колёс. Из этого следует, что трансмиссия является не только нелинейной, но и параметрической колебательной системой.  Максимальная амплитуда  при прохождении резонанса не реализуется, когда быстро изменяется частота вращения. И на стационарном режиме, при одинаковых значениях частоты вращения, можно регистрировать два различных значения колебаний. Эта двойственность называется бифуркацией. В авиационных трансмиссиях нередко наблюдаются бифуркации вибраций. В статье теоретически доказано существование бифуркаций вибраций в авиационных трансмиссиях и описано экспериментальное исследование, подтверждающее теоретические выводы о наличии бифуркаций колебательных процессов в зубчатых передачах. Определены бифуркационные параметры. 

Об авторах

В. Л. Дорофеев

Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Москва

Автор, ответственный за переписку.
Email: vld@ciam.ru

Доктор технических наук, профессор

Главный научный сотрудник отделения динамики и прочности авиационных двигателей

Россия

В. В. Голованов

Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Москва

Email: vvg@ciam.ru

Начальник отдела авиационных приводов

Россия

С. Г. Гукасян

Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Москва

Email: gsg@ciam.ru

Начальник сектора экспериментальных исследований

Россия

Д. В. Дорофеев

Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Москва

Email: dl@list.ru

Кандидат технических наук

Ведущий инженер

Россия

В. Г. Сторчак

Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Москва

Email: svg@ciam.ru

Инженер сектора экспериментальных исследований

Россия

И. А. Афанасьев

Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Москва

Email: u394@ciam.ru

Инженер сектора экспериментальных исследований

Россия

Список литературы

  1. Стокер Дж. Нелинейные колебания в механических и электрических системах. М.: Издательство иностранной литературы, 1952. 264 с.
  2. Дорофеев В.Л. Основы расчёта нагрузок и напряжений, действующих в зацеплении цилиндрических зубчатых передач // Вестник машиностроения. 1983. № 3. С. 14-16.
  3. Дорофеев В.Л., Голованов В.В., Дорофеев Д.В. Система моделирования «AEROFLANK» & прямой синтез износостойких и малошумных зубчатых передач // Вiсник НТУ «ХПI». Cерiя: Проблеми механиiчного приводу. 2013. №40(1013). С. 39-48.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник СГАУ, 2015

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах