Экспериментальное определение термоциклической долговечности изготовленных из перспективного жаропрочного никелевого сплава рабочих лопаток турбин с различными покрытиями


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Излагается оригинальная методика ЦИАМ экспериментального определения термоциклической долговечности деталей горячего тракта газотурбинных двигателей, в том числе деталей с жаростойкими и керамическими теплозащитными покрытиями, в условиях поверхностного неравномерного разогрева токами высокой частоты при непрерывном охлаждении внутренней полости деталей с заданным расходом воздуха. На основании проведённых испытаний модельных образцов с покрытиями при контроле температуры поверхности с помощью тепловизора показана возможность применения высокочастотного разогрева деталей с покрытиями (в том числе с керамическими теплозащитными покрытиями) для моделирования поверхностного разогрева натурных деталей газотурбинных двигателей. Используемая методика позволяет имитировать температурное состояние детали в эксплуатации. Температурные перепады, наблюдаемые как по поверхности, так и толщине детали, создают в материале термические напряжения, аналогичные возникающим при работе в двигателе. При необходимости к детали могут прилагаться синхронизированные с изменением температуры механические нагрузки для имитации, например, центробежной силы. В статье представлены результаты экспериментальных исследований термоциклической долговечности рабочих лопаток первой ступени турбины из перспективного монокристаллического сплава ВЖМ-5 без покрытия и с различными защитными покрытиями, проведённые по режиму Тmin↔Tmax = 350↔1050˚C. 

Об авторах

Н. Г. Бычков

Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Москва

Автор, ответственный за переписку.
Email: bychkov@rtc.ciam.ru

Кандидат технических наук

Начальник сектора

Россия

Ю. А. Ножницкий

Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Москва

Email: nozhnitsky@ciam.ru

Доктор технических наук

Начальник отделения прочности

Россия

А. Ш. Хамидуллин

Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Москва

Email: khamidullin@rtc.ciam.ru

Инженер

Россия

А. В. Першин

Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Москва

Email: bychkov@rtc.ciam.ru

Научный сотрудник

Россия

В. В. Авруцкий

Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Москва

Email: khamidullin@rtc.ciam.ru

Инженер

Россия

Список литературы

  1. Bychkov N.G., Lukash V.P., Nozh-nitsky Y.A., Perchin A.V., Rekin A.D. Investigation of thermomechanical fatigue for optimization of design and production process solutions for gas-turbine engine parts // International Journal of Fatigue. 2008. V. 30, Iss. 2. P. 305-312. doi.org/10.1016/ j.ijfatigue. 2007.01.046
  2. Бычков Н.Г., Лепёшкин А.Р., Першин А.В. Установка для испытаний лопаток турбомашин на термомеханическую усталость: патент РФ № 2250451; опубл. 20.04.2005.
  3. ОСТ 10097-80. Методы испытаний на термоусталость. М.: 1980. 56 с.
  4. ГОСТ 25505-85. Расчёты и испытания на прочность. Методы испытаний на малоцикловую усталость при термомеханическом нагружении. M.: 1985. 10 c.
  5. Бычков Н.Г., Лепешкин А.Р., Першин А.В. Индуктор для нагрева деталей сложной формы: патент РФ № 2122297; опубл. 20.11.1998.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник СГАУ, 2015

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах