Экспериментальное определение термоциклической долговечности изготовленных из перспективного жаропрочного никелевого сплава рабочих лопаток турбин с различными покрытиями
- Авторы: Бычков Н.Г.1, Ножницкий Ю.А.1, Хамидуллин А.Ш.1, Першин А.В.1, Авруцкий В.В.1
-
Учреждения:
- Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Москва
- Выпуск: Том 14, № 3-1 (2015): Специальный выпуск
- Страницы: 99-105
- Раздел: ВЫПУСК БЕЗ РАЗДЕЛОВ
- URL: https://journals.ssau.ru/vestnik/article/view/2817
- DOI: https://doi.org/10.18287/2412-7329-2015-14-3-99-105
- ID: 2817
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Излагается оригинальная методика ЦИАМ экспериментального определения термоциклической долговечности деталей горячего тракта газотурбинных двигателей, в том числе деталей с жаростойкими и керамическими теплозащитными покрытиями, в условиях поверхностного неравномерного разогрева токами высокой частоты при непрерывном охлаждении внутренней полости деталей с заданным расходом воздуха. На основании проведённых испытаний модельных образцов с покрытиями при контроле температуры поверхности с помощью тепловизора показана возможность применения высокочастотного разогрева деталей с покрытиями (в том числе с керамическими теплозащитными покрытиями) для моделирования поверхностного разогрева натурных деталей газотурбинных двигателей. Используемая методика позволяет имитировать температурное состояние детали в эксплуатации. Температурные перепады, наблюдаемые как по поверхности, так и толщине детали, создают в материале термические напряжения, аналогичные возникающим при работе в двигателе. При необходимости к детали могут прилагаться синхронизированные с изменением температуры механические нагрузки для имитации, например, центробежной силы. В статье представлены результаты экспериментальных исследований термоциклической долговечности рабочих лопаток первой ступени турбины из перспективного монокристаллического сплава ВЖМ-5 без покрытия и с различными защитными покрытиями, проведённые по режиму Тmin↔Tmax = 350↔1050˚C.
Об авторах
Н. Г. Бычков
Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Москва
Автор, ответственный за переписку.
Email: bychkov@rtc.ciam.ru
Кандидат технических наук
Начальник сектора
РоссияЮ. А. Ножницкий
Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Москва
Email: nozhnitsky@ciam.ru
Доктор технических наук
Начальник отделения прочности
РоссияА. Ш. Хамидуллин
Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Москва
Email: khamidullin@rtc.ciam.ru
Инженер
РоссияА. В. Першин
Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Москва
Email: bychkov@rtc.ciam.ru
Научный сотрудник
РоссияВ. В. Авруцкий
Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Москва
Email: khamidullin@rtc.ciam.ru
Инженер
РоссияСписок литературы
- Bychkov N.G., Lukash V.P., Nozh-nitsky Y.A., Perchin A.V., Rekin A.D. Investigation of thermomechanical fatigue for optimization of design and production process solutions for gas-turbine engine parts // International Journal of Fatigue. 2008. V. 30, Iss. 2. P. 305-312. doi.org/10.1016/ j.ijfatigue. 2007.01.046
- Бычков Н.Г., Лепёшкин А.Р., Першин А.В. Установка для испытаний лопаток турбомашин на термомеханическую усталость: патент РФ № 2250451; опубл. 20.04.2005.
- ОСТ 10097-80. Методы испытаний на термоусталость. М.: 1980. 56 с.
- ГОСТ 25505-85. Расчёты и испытания на прочность. Методы испытаний на малоцикловую усталость при термомеханическом нагружении. M.: 1985. 10 c.
- Бычков Н.Г., Лепешкин А.Р., Першин А.В. Индуктор для нагрева деталей сложной формы: патент РФ № 2122297; опубл. 20.11.1998.