Разработка модификации конструкции диска стартёра для обеспечения локализации фрагментов ротора при разрушении
- Авторы: Каримбаев К.Д.1, Сапронов Д.В.1
-
Учреждения:
- Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Москва
- Выпуск: Том 14, № 3-1 (2015): Специальный выпуск
- Страницы: 60-64
- Раздел: ВЫПУСК БЕЗ РАЗДЕЛОВ
- URL: https://journals.ssau.ru/vestnik/article/view/2812
- DOI: https://doi.org/10.18287/2412-7329-2015-14-3-60-64
- ID: 2812
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В соответствии с сертификационными требованиями необходимо обеспечить локализацию в корпусе фрагментов разрушившегося ротора стартёра ГТД. Корпус стартёра должен выдерживать фрагмент с максимальной кинетической энергией. Доказано, что фрагментом с максимальной кинетической энергией в осесимметричных роторах является 1/3 часть. Для роторов с центральными отверстиями возможно обеспечить разрушение с образованием такого фрагмента при соответствующей подрезке. Для дисков без центральных отверстий, выполненных за одно целое с валом, обеспечить образование такого фрагмента при испытании не удаётся. Есть предположение, что такой вид разрушения невозможен. Возникает задача об определении наиболее энергоёмкого фрагмента при возможном разрушении и выборе способа проведения сертификационных испытаний. Для дисков без центральных отверстий в работе предложен метод, позволяющий облегчить решение задачи локализации фрагментов. Данный метод основан на введении «слабого звена» в подободной части диска ротора – локального утонения в подободной части. Для определения наиболее энергоёмкого фрагмента ротора выделены три наиболее опасных случая: разрушение по «слабому звену», разрушение по произвольному радиусу и разрушение в случае нерас-соединения стартёра с двигателем. При использовании предложенной конструкции ротора стартёра облегчается также проведение сертификационных испытаний.
Ключевые слова
Об авторах
К. Д. Каримбаев
Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Москва
Автор, ответственный за переписку.
Email: kem@ciam.ru
Кандидат технических наук
Начальник сектора отделения «Динамика и прочность»
РоссияД. В. Сапронов
Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, Москва
Email: sapronov.dmitry@gmail.com
Инженер отделения «Динамика и прочность»
РоссияСписок литературы
- Иноземцев А.А., Сандрацкий В.Л. Газотурбинные двигатели. Пермь: Авиадвигатель, 2006. 389 c.
- Авиационные правила. Ч. 33. Нормы лётной годности двигателей воздушных судов. М.: ОАО «Авиаиздат», 2004. 44 с.
- Биргер И.А., Шорр Б.Ф., Иосилевич Г.Б. Расчёт на прочность деталей машин. М.: Машиностроение, 1993. 640 c.