Методические и алгоритмические аспекты математического моделирования винтовой авиационной силовой установки
- Авторы: Зиненков Ю.В.1
-
Учреждения:
- Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
- Выпуск: Том 23, № 3 (2024)
- Страницы: 82-93
- Раздел: МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ
- URL: https://journals.ssau.ru/vestnik/article/view/27910
- DOI: https://doi.org/10.18287/2541-7533-2024-23-3-82-93
- ID: 27910
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Описано решение научной задачи, заключающейся в расширении функциональных возможностей вычислительной программы «Расчёт тягово-экономических и удельно-массовых характеристик силовой установки и параметров движения летательного аппарата» за счёт внедрения дополнительных алгоритмов и математических моделей для расчёта высотно-скоростных характеристик винтовых авиационных силовых установок. Используется внутренний расчёт тяги воздушного винта самолёта по экспериментальным аэродинамическим коэффициентам, что позволяет повысить эффективность и достоверность комплексных расчётно-теоретических исследований силовых установок различных типов в составе летательных аппаратов на этапе проектирования. Приведено описание разработанных алгоритмов: алгоритма преобразования мощности на выводном валу газотурбинного двигателя в тягу силовой установки самолёта; математической модели воздушного винта, обеспечивающей расчёт его тяги по экспериментальным аэродинамическим коэффициентам; алгоритма определения тяги силовой установки с учётом сжимаемости воздуха и взаимодействия воздушного винта и элементов планера самолёта. Раскрыты некоторые особенности математического моделирования воздушного винта самолёта, в частности, принцип управления воздушным винтом посредством воздействия на угол установки лопасти и частоту вращения в зависимости от скорости полёта самолёта и способ построения поля аэродинамических характеристик воздушного винта самолёта в широких диапазонах изменения угла установки лопасти и коэффициента скорости. Представлены результаты верификации доработанной программы с анализом полученных высотно-скоростных характеристик.
Об авторах
Ю. В. Зиненков
Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Автор, ответственный за переписку.
Email: Zinenkovy@mail.ru
кандидат технических наук, докторант
РоссияСписок литературы
- Нечаев Ю.Н., Федоров Р.М., Котовский В.Н., Полев А.С. Теория авиационных двигателей. Ч. 1. М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 2006. 366 с.
- Блудов А., Фомин А. «Регионалы» в российском небе – 2020 // Взлёт. 2020. № 9-10 (189-190). С. 50-55.
- Austin R. Unmanned aircraft systems: UAVS design, development and deployment. John Wiley, 2010. 372 c.
- Зиненков Ю.В., Луковников А.В., Фёдоров Р.М. Расчёт тягово-экономических и удельно-массовых характеристик силовой установки и параметров движения летательного аппарата. Свидетельство о гос. регистрации программ для ЭВМ № 2015662803; опубл. 02.12.2015.
- Луковников А.В. Методология формирования технического облика силовых установок летательных аппаратов различного целевого назначения // Наукоёмкие технологии. 2008. Т. 9, № 3. С. 50-58.
- Варуха И.М., Бычков В.Д., Смоленский В.Л. Практическая аэродинамика самолёта АН-12. М.: Транспорт, 1971. 180 с.
- Кравец А.С. Характеристики воздушных винтов. М.: Госиздоборонпром, 1941. 264 с.
- Александров В.Л. Воздушные винты. М.: Госиздоборонпром, 1951. 476 с.
- Юрьев Б.Н. Избранные труды. Т. 1. Воздушные винты. Вертолёты. М.: Академия наук СССР, 1961. 551 с.
- Арепьев А.Н. Выбор проектных параметров и оценка лётных характеристик пассажирских самолётов с турбовинтовыми двигателями: учеб. пособие. М.: МАИ, 2005. 96 c.
- Нечаев Ю.Н., Федоров Р.М., Котовский В.Н., Полев А.С. Теория авиационных двигателей. Ч. 2. М.: ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского, 2006. 448 с.
- Бехтир П.Т., Бехтир В.П. Практическая аэродинамика самолёта Ил-18. М.: Транспорт, 1972. 200 с.