Функциональные компоненты модели педагогической деятельности преподавателя в системе дистанционного обучения


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлена функционально-ролевая модель преподавателя, работающего в системе дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Преподаватель рассматривается как личность, владеющая многоаспектными качествами, так как ему необходимо организовывать, осуществлять, мотивировать и контролировать интенсивную и целенаправленную самостоятельную учебно-познавательную, научно-исследовательскую и профессионально-практическую деятельность студентов «на расстоянии», т.е. в условиях практически полного отсутствия непосредственного общения и личного контакта. С точки зрения ролевой концепции преподаватель ДОТ выступает носителем множества ролей-функций: от оператора дидактических средств до автора курса. Определена и раскрыта сущность основных функциональных компонентов его педагогической деятельности в системе ДОТ. Это – функции проектирования процесса обучения, сопровождения и развития обучающихся, управленческая, контрольно-диагностическая, информационно-содержательная, мотивационная, организационно-деятельностная, консультационная, коммуникативная, рефлексивная.

Об авторах

А. И. Белоусов

Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (национальный исследовательский университет)

Автор, ответственный за переписку.
Email: aibelousov@mail.ru

Доктор технических наук

Профессор кафедры конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов

Россия

Т. В. Громова

Самарский государственный экономический университет

Email: gromova73@yandex.ru

Доктор педагогических наук

Профессор кафедры иностранных языков

Россия

Список литературы

  1. Ахматова Д.Б., Гурье Л.И. Преподаватель вуза и инновационные технологии // Высшее образование в России. 2001. № 4. С. 138-144.
  2. Белоусов А.И., Громова Т.В. Диверсификация деятельности преподавателя в системе дистанционного обучения как условие конкурентоспособности вуза // Материалы 7-й международной научно-практической конференции «Проблемы развития предприятия: теория и практика». Ч. 4. Логистика, коммерция, маркетинг и сервис. Маркетинговые проблемы на предприятии. Самара: Самарский государственный экономический университет, 2008. С. 337–341.
  3. Белоусов А.И., Громова Т.В. Повышение квалификации преподавателя вуза для работы в системе дистанционного обучения // Сб. материалов межрегиональной научно-методической конференции «Актуальные проблемы развития университетского технического образования в России». Самара: СГАУ, 2009. С. 34–35.
  4. Зимняя И.А. Общая культура и социально-професcиональная компетентность человека // Интернет-журнал «Эй-дос». 2006/0504. www.eidos.ru/journal
  5. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие / под ред. Н.В. Кузьминой. М.: Народное образование, 2002. 208 с.
  6. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Педагогика, 1994. 215 с.
  7. Дистанционное обучение: учеб. пособие / под ред. Е.С. Полат. М.: Гуманитарный издательский центр ВДАДОС, 1998. 192 с.
  8. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. М.: Наука, 2002. 527 с.
  9. Benque N. Online training for tutors, proceedings of online educationenque. Berlin. 1999. 208 р.
  10. Khursheed B. Students and tutors on line. Oxford. TALL, 2001. 218 р.
  11. Белоусов А.И. Модель преподавания профилирующих дисциплин с учётом компетентностного подхода // Сб. материалов межрегиональной научно-методической конференции «Актуальные проблемы развития университетского технического образования в России». Самара: СГАУ, 2009. С. 24-34.
  12. Белоусов А.И., Громова Т.В. Готовность преподавателя вуза к использованию дистанционных технологий как условие модернизации образования // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королёва (национального исследовательского университета). 2009. № 3 (19). Ч. 1. С. 106-114.
  13. Громова Т.В. Актуальные аспекты формирования профессиональной готовности преподавателя вуза к деятельности в системе дистанционного обучения. Самара: Глагол, 2011. 268 с.
  14. Белоусов А.И., Громова Т.В. Определение готовности преподавателя вуза к дистанционному обучению в контексте модернизации системы образования // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королёва (национального исследовательского университета), 2011. № 3 (27). Ч. 2. С. 287-295.
  15. Белоусов А.И. Методологические аспекты преподавания специальных аэрокосмических учебных дисциплин // Сб. материалов международной научно-технической конференции «Проблемы и перспективы развития двигателестроения». Ч. 2. Самара: СГАУ, 2014. С. 50-52.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник СГАУ, 2015

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах