Функциональные компоненты модели педагогической деятельности преподавателя в системе дистанционного обучения
- Авторы: Белоусов А.И.1, Громова Т.В.2
-
Учреждения:
- Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (национальный исследовательский университет)
- Самарский государственный экономический университет
- Выпуск: Том 14, № 2 (2015)
- Страницы: 248-260
- Раздел: ЭКОНОМИКА И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
- URL: https://journals.ssau.ru/vestnik/article/view/2676
- DOI: https://doi.org/10.18287/2412-7329-2015-14-2-248-260
- ID: 2676
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Представлена функционально-ролевая модель преподавателя, работающего в системе дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Преподаватель рассматривается как личность, владеющая многоаспектными качествами, так как ему необходимо организовывать, осуществлять, мотивировать и контролировать интенсивную и целенаправленную самостоятельную учебно-познавательную, научно-исследовательскую и профессионально-практическую деятельность студентов «на расстоянии», т.е. в условиях практически полного отсутствия непосредственного общения и личного контакта. С точки зрения ролевой концепции преподаватель ДОТ выступает носителем множества ролей-функций: от оператора дидактических средств до автора курса. Определена и раскрыта сущность основных функциональных компонентов его педагогической деятельности в системе ДОТ. Это – функции проектирования процесса обучения, сопровождения и развития обучающихся, управленческая, контрольно-диагностическая, информационно-содержательная, мотивационная, организационно-деятельностная, консультационная, коммуникативная, рефлексивная.
Об авторах
А. И. Белоусов
Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (национальный исследовательский университет)
Автор, ответственный за переписку.
Email: aibelousov@mail.ru
Доктор технических наук
Профессор кафедры конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов
РоссияТ. В. Громова
Самарский государственный экономический университет
Email: gromova73@yandex.ru
Доктор педагогических наук
Профессор кафедры иностранных языков
РоссияСписок литературы
- Ахматова Д.Б., Гурье Л.И. Преподаватель вуза и инновационные технологии // Высшее образование в России. 2001. № 4. С. 138-144.
- Белоусов А.И., Громова Т.В. Диверсификация деятельности преподавателя в системе дистанционного обучения как условие конкурентоспособности вуза // Материалы 7-й международной научно-практической конференции «Проблемы развития предприятия: теория и практика». Ч. 4. Логистика, коммерция, маркетинг и сервис. Маркетинговые проблемы на предприятии. Самара: Самарский государственный экономический университет, 2008. С. 337–341.
- Белоусов А.И., Громова Т.В. Повышение квалификации преподавателя вуза для работы в системе дистанционного обучения // Сб. материалов межрегиональной научно-методической конференции «Актуальные проблемы развития университетского технического образования в России». Самара: СГАУ, 2009. С. 34–35.
- Зимняя И.А. Общая культура и социально-професcиональная компетентность человека // Интернет-журнал «Эй-дос». 2006/0504. www.eidos.ru/journal
- Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие / под ред. Н.В. Кузьминой. М.: Народное образование, 2002. 208 с.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Педагогика, 1994. 215 с.
- Дистанционное обучение: учеб. пособие / под ред. Е.С. Полат. М.: Гуманитарный издательский центр ВДАДОС, 1998. 192 с.
- Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. М.: Наука, 2002. 527 с.
- Benque N. Online training for tutors, proceedings of online educationenque. Berlin. 1999. 208 р.
- Khursheed B. Students and tutors on line. Oxford. TALL, 2001. 218 р.
- Белоусов А.И. Модель преподавания профилирующих дисциплин с учётом компетентностного подхода // Сб. материалов межрегиональной научно-методической конференции «Актуальные проблемы развития университетского технического образования в России». Самара: СГАУ, 2009. С. 24-34.
- Белоусов А.И., Громова Т.В. Готовность преподавателя вуза к использованию дистанционных технологий как условие модернизации образования // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королёва (национального исследовательского университета). 2009. № 3 (19). Ч. 1. С. 106-114.
- Громова Т.В. Актуальные аспекты формирования профессиональной готовности преподавателя вуза к деятельности в системе дистанционного обучения. Самара: Глагол, 2011. 268 с.
- Белоусов А.И., Громова Т.В. Определение готовности преподавателя вуза к дистанционному обучению в контексте модернизации системы образования // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королёва (национального исследовательского университета), 2011. № 3 (27). Ч. 2. С. 287-295.
- Белоусов А.И. Методологические аспекты преподавания специальных аэрокосмических учебных дисциплин // Сб. материалов международной научно-технической конференции «Проблемы и перспективы развития двигателестроения». Ч. 2. Самара: СГАУ, 2014. С. 50-52.