Опыт доводки пусковых характеристик камеры сгорания ВСУ
- Авторы: Чечулин А.Ю.1
-
Учреждения:
- ОАО «УАП «Гидравлика», г. Уфа
- Выпуск: Том 14, № 2 (2015)
- Страницы: 202-210
- Раздел: МАШИНОСТРОЕНИЕ И ЭНЕРГЕТИКА
- URL: https://journals.ssau.ru/vestnik/article/view/2671
- DOI: https://doi.org/10.18287/2412-7329-2015-14-2-202-210
- ID: 2671
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Описан рабочий процесс камеры сгорания испарительного типа, применяющейся на большинстве типов современных вспомогательных силовых установок (ВСУ), имеющей при установившейся режимной работе высокоэффективный рабочий процесс с высокой полнотой сгорания, низким уровнем выбросов СО и NOx и малое давление впрыска топлива. Однако пусковые характеристики камеры сгорания испарительного типа требуют совершенствования. Рассматриваются пути совершенствования пусковых характеристик вспомогательного газотурбинного двигателя (ГТД) с камерой сгорания испарительного типа путём оптимизации количества, месторасположения пусковых форсунок центробежного типа, корректировки закона топливоподачи. При этом приводятся сравнительные расчëтно-экспериментальные данные по изменению полноты сгорания топлива, парциальности работы турбины, полей температуры газа перед турбиной. Моделирование процесса запуска осуществляется по разработанной нелинейной динамической модели запуска, в которой полнота сгорания топлива представлена в виде произведения двух составляющих: известного критерия форсирования Kv и составляющей, аппроксимированной в зависимости от теплового состояния испарительной трубки камеры. Проверка запуска двигателя с мероприятиями по доработке камеры сгорания на высотно-климатическом стенде ЦИАМ показала необходимость корректировки характеристики топливоподачи для высотных условий Н ≥ 4000 м. Показана возможность снижения максимальной локальной температуры газа перед турбиной на 50-60°С, расширения диапазона надёжного запуска двигателя по подаче топлива в 1,5-2 раза за счëт проводимых мероприятий.
Об авторах
А. Ю. Чечулин
ОАО «УАП «Гидравлика», г. Уфа
Автор, ответственный за переписку.
Email: Antt2008@yandex.ru
Кандидат технических наук
Главный конструктор КБ авиационных ВСУ
РоссияСписок литературы
- Федоров Е.П. Исследование кольцевой испарительной камеры сгорания применительно к малоразмерным газотурбинным двигателям // Сб. статей «Вертолетные газотурбинные двигатели». М.: Машиностроение, 1966. С. 36-71.
- Ланский А.М., Лукачёв С.В., Матвеев С.Г. Вынужденное зажигание топливно-воздушной смеси в камерах сгорания малоразмерных газотурбинных двигателей // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета имени академика С.П. Королёва (национального исследовательского университета). 2010. № 1 (21). С. 145-154.
- Ланский А.М., Лукачёв С.В., Матвеев С.Г. Влияние подвода вспомогательного воздуха к корню топливного факела на качество подготовки топливно-воздушной смеси и запуск камер сгорания малоразмерных газотурбинных двигателей // Вестник СамГУПС. 2012. № 4. С. 77-81.
- Виленский Г.Я. Экспериментальные исследования пусковых характеристик двигателей ТА-6А в термобарокамере предприятия ЦИАМ. Технический отчёт ЦИАМ. 1974. № 7442. 37 с.
- Дейч М.Е., Трояновский Б.М. Исследования и расчёты ступеней осевых турбин М.: Машиностроение, 1964. 628 с.
- Дорошенко В.Е. О процессе горения в камере ГТД // Труды ЦИАМ. 1959. № 354. 26 с.
- Фатиков В.С., Чечулин А.Ю. К вопросу описания работы камеры сгорания испарительного типа в математической модели ГТД на режимах запуска // Сборник отраслевой НТК по малоразмерным ГТД. М.: ЦИАМ, 1989. № 4. С. 57-63.
- Черкасов Б.А., Фатиков В.С., Чечулин А.Ю. Расчётно-экспериментальная методика определения характеристик камеры сгорания на режимах запуска и разгона // Межвузовский сборник научных статей «Испытания АД». Уфа, 1986. № 14. С.133-138.
- Мирошник Д.Л., Лысенко В.И., Чечулин А.Ю. Заключение ЦИАМ по первому этапу испытаний изделия ТА6А №ОП-5 на высотно-климатическом стенде У-7М. М.: ЦИАМ. 1984. № 847. С. 12.
- Ланский А.М., Лукачёв С.В. Исследование характеристик запуска камер сгорания малоразмерных газотурбинных двигателей // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2011. № 163. С. 221-223.