Численное моделирование тонального шума ступени вентилятора двухконтурного турбореактивного двигателя
- Авторы: Пятунин К.Р.1, Архарова Н.В.1, Ремизов А.Е.2
-
Учреждения:
- Научно-производственное объединение «Сатурн», г. Рыбинск
- Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П.А. Соловьёва
- Выпуск: Том 13, № 5-3 (2014): Специальный выпуск
- Страницы: 60-65
- Раздел: ВЫПУСК БЕЗ РАЗДЕЛОВ
- URL: https://journals.ssau.ru/vestnik/article/view/2542
- DOI: https://doi.org/10.18287/1998-6629-2014-0-5-3(47)-60-65
- ID: 2542
Цитировать
Полный текст
Аннотация
С ужесточением норм ICAO по шуму воздушных судов на местности необходимо большее внимание уделять акустическому проектированию силовых установок. Для современных гражданских авиационных двигателей с большой степенью двухконтурности характерно доминирующее влияние вентилятора на суммарный уровень шума. В связи с тем, что конструкция вентилятора и компрессора низкого давления в значительной степени определяет облик будущего двигателя, необходимо на этапе проектирования иметь возможность оценки акустических характеристик данного узла. Такую возможность предоставляет использование методов вычислительной аэроакустики. В данной статье представлены результаты численного моделирования тонального шума вентилятора с использованием коммерческого программного обеспечения. Расчёты выполнены на режиме захода на посадку. Результаты расчётов включают в себя диаграммы направленности акустического излучения на расстоянии 50 м от двигателя в передней полусфере. Моделирование выполнено в полной постановке для всех межлопаточных каналов рабочего колеса и спрямляющего аппарата ступени вентилятора при отсутствии осевой симметрии ступени. В статье дана оценка возможности использования представленного подхода для анализа акустических характеристик элементов авиационных двигателей. Также представлена трудоёмкость и затраты вычислительных ресурсов при выполнении моделирования.
Об авторах
К. Р. Пятунин
Научно-производственное объединение «Сатурн», г. Рыбинск
Автор, ответственный за переписку.
Email: kodlin@bk.ru
Начальник бригады анализа аэродинамики, акустики и динамической прочности
РоссияН. В. Архарова
Научно-производственное объединение «Сатурн», г. Рыбинск
Email: arkharova_nata@mail.ru
Инженер-конструктор
РоссияА. Е. Ремизов
Рыбинский государственный авиационныйтехнический университет имени П.А. Соловьёва
Email: ad@rsatu.ru
Доктор технических наук
Заведующий кафедрой «Авиационные двигатели»
РоссияСписок литературы
- Августинович В.Г., Шмотин Ю.Н. и др. Численное моделирование нестационарных явлений в газотурбинных двигателях. М.: Машиностроение, 2005. 536 с.
- Reese H., Carolus T. Axial fan noise: towards sound prediction based on numerical unsteady flow data – a case study // 7th European Conference on Noise Control: Advanced Solutions for Noise Control, Euronoise: 2008., Paris.
- Giles М.В. Calculation of of Unsteady Wake Rotor Interaction // AIAA
- Journal of Propulsion and Power. 1988. V. 4. P. 356-362. doi: 10.2514/3.23074
- Crocker M.J., Ivanov. N.I. Noise and vibration control in vehicles. St. Petersburg: Politekhnika Publ., 1993. 290 p.
- Tournour M., El Hachemi Z., Read A., Barone F., Investigation of The
- Tonal Noise Radiated By Subsonic Fans Using The Aeroacoustic Analogy
- // Proceedings of Fan Noise Symposium, CETIM Senlis, 2003.
- Maaloum A., Koudri S., Rey R., Aeroacoustic Performance Evaluation of Axial Flow Fans Based on the Unsteady Pressure Field on the Blade Surface // Applied Acoustics. 2004. V. 65, no. 4. P. 367-384. doi: 10.1016/j.apacoust.2003.10.004