Подтверждение повышения энергетической эффективности ЖРДМТ с дефлекторно-центробежной схемой смесеобразования


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье приводятся сведения о разработанной в КБхиммаш им. А.М. Исаева дефлекторно-центробежной схеме смесеобразования компонентов топлива азотный тетраоксид и несимметричный диметилгидразин, по которой созданы жидкостные ракетные двигатели малой тяги (ЖРДМТ) в широком диапазоне тяг от 25 до 400 Н. КБхиммаш им. А.М. Исаева на основании результатов совместных с КуАИ (ныне СГАУ им. С.П. Королёва, г. Самара) исследований по изучению и определению параметров первичной плёнки окислителя на дефлекторе, параметров вторичной плёнки окислителя на внутренней стенке камеры сгорания, параметров плёнки конуса распыла центробежной форсунки горючего в месте встречи с вторичной плёнкой окислителя, параметров слоя жидкофазного смешения компонентов окислителя и горючего на внутренней стенке камеры сгорания была создана математическая модель расчётов жидкофазного смешения компонентов в смесительном элементе ЖРДМТ с дефлекторно-центробежной схемой смешения компонентов на стенке камеры сгорания. На основании этого в КБхиммаш разработана методика расчётов и проектирования ЖРДМТ с дефлекторно-центробежной схемой смесеобразования топлива. Используя данную методику в КБхиммаш им. А.М. Исаева разработан параметрический ряд ЖРДМТ тягой 25, 50, 100, 200, 400Н с дефлекторно-центробежной схемой смесеобразования. Были проведены параметрические исследования ЖРДМТ тягой 25, 50, 100, 200, 400 Н по определению степени влияния различных конструктивных и режимных параметров смесительного элемента, таких как угол натекания струй на дефлектор, угол натекания первичных плёнок на стенку камеры сгорания, длина пробега вторичной плёнки окислителя по стенке камеры на показатели эффективности жидкофазного смешения компонентов топлива. Результаты экспериментальных исследований подтвердили повышенную энергетическую эффективность ЖРДМТ тягой 25, 50, 100, 200, 400 Н с дефлекторно-центробежной схемой смесеобразования, выраженную в высоком удельном импульсе более 3000 м/с с одновременным большим запасом по температуре элементов двигателя. Максимальная температура стенки камеры сгорания достигает 1200°С и обеспечивается с значительным запасом около 600°С (допустимая температура материала камеры – ниобиевого сплава с дисилицидным покрытием молибдена МоSi2 1800°С).

Об авторах

Ю. И. Агеенко

Конструкторское бюро химического машиностроения им. А.М. Исаева - филиал ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева

Автор, ответственный за переписку.
Email: kbhimmash@korolev-net.ru

Кандидат технических наук

Главный конструктор, начальник отдела жидкостных ракетных двигателей малой тяги

Россия

И. В. Пегин

Конструкторское бюро химического машиностроения им. А.М. Исаева -
филиал ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева

Email: kbhimmash@korolev-net.ru

Заместитель начальника отдела жидкостных ракетных двигателей малой тяги

Россия

Список литературы

  1. Агеенко Ю.И. Исследование параметров смесеобразования и методический подход к расчётам и проектированию ЖРДМТ со струйно-центробежной схемой смешения компонентов АТ и НДМГ на стенке камеры сгорания // Вестник СГАУ. 2009. № 3(19), ч. 2. С. 171–177.
  2. Агеенко Ю.И., Ильин Р.В., Пегин И.В., Шаламов Е.А. Исследование возможности создания ЖРДМТ тягой 400 Н по дефлекторно-центробежной схеме смесеобразования компонентов топлива АТ и НДМГ // Вестник СГАУ. 2012. № 3(34), ч.1. С. 71–76.
  3. Козлов А.А., Воробьев А.Г., Боровик И.Н. Жидкостные ракетные двигатели малой тяги. М.: МАИ, 2013. 208 с.
  4. Двухкомпонентный ракетный двигатель малой тяги 11Д428А-16. Официальный сайт ФГУП «НИИМАШ». http://niimashspace.ru/index.php/produce/rkt/33-rdmt/7-11428-16
  5. Двухкомпонентный ракетный двигатель малой тяги 11Д458М. Официальный сайт ФГУП «НИИМАШ». http://niimashspace.ru/index.php/produce/rkt/33-rdmt/12-114582
  6. 400 N Bipropellant Apogee Motors. Официальный сайт Airbus Defence & Space. http://cs.astrium.eads.net/sp/spacecraft-propulsion/apogee-motors/400n-apogee-motor.html
  7. 22 N Bipropellant Thruster. Официальный сайт Airbus Defence & Space. http://cs.astrium.eads.net/sp/spacecraftpropulsion/bipropellant-thrusters/22nthruster.html
  8. 200 N Bipropellant Thrusters for ESA`s ATV. Официальный сайт Airbus Defence & Space. http://cs.astrium.eads.net/sp/spacecraft-propulsion/bipropellant-thrusters/220n-atvthrusters.html
  9. Liquid rocket systems. Официальный сайт Делфтского технического университета. http://www.lr.tudelft.nl/index.pdf?id=26229&L=1.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник СГАУ, 2015

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах