Некоторые результаты экспериментального исследования параметров ракетных двигателей малой тяги на газообразном кислородно-водородном топливе
- Авторы: Агеенко Ю.И.1, Лапшин Е.А.2, Морозов И.И.2, Пегин И.В.3, Рыжков В.В.2
-
Учреждения:
- Конструкторское бюро химического машиностроения им. А.М. Исаева - филиал ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева
- Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (национальный исследовательский университет)
- Конструкторское бюро химического машиностроения им. А.М. Исаева - филиал ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева
- Выпуск: Том 13, № 5-3 (2014): Специальный выпуск
- Страницы: 35-45
- Раздел: ВЫПУСК БЕЗ РАЗДЕЛОВ
- URL: https://journals.ssau.ru/vestnik/article/view/2539
- DOI: https://doi.org/10.18287/1998-6629-2014-0-5-3(47)-35-45
- ID: 2539
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье представлены результаты экспериментального исследования параметров и теплового состояния экспериментальных образцов ракетных двигателей малой тяги (РДМТ) на газообразном кислородно-водородном топливе тягой 25 Н и 100 Н. В экспериментальных образцах РДМТ тягой 25 Н и 100 Н воспламенение компонентов топлива организовано в разрядной полости свечи зажигания. Схема смесеобразования двигателей характеризуется взаимодействием закрученных коаксиальных потоков горючего и окислителя, выполненных в виде двух каскадов. При этом реализуется высокотурбулентный поток, способствующий эффективному смешению горючего и окислителя в ограниченном объёме камеры сгорания. Охлаждение камеры двигателя тягой 25 Н организовано с помощью газовой завесы горючего от смесительной головки и применением высокотемпературного конструкционного материала - боро-силицированного графита, из которого выполнены камера сгорания и сопло. В РДМТ тягой 100Н дополнительно организована дозвуковая завеса горючего, расположенная в конце цилиндрического участка камеры сгорания, но при этом в качестве конструкционного материала использована нержавеющая сталь типа 12Х18Н10Т. В результате экспериментальных исследований прошли апробацию два конструктивных варианта организации процесса воспламенения, оценена эффективность схемы смесеобразования газообразных водорода и кислорода. При этом достигнуты следующие значения удельного импульса тяги двигателей: для РДМТ тягой 25Н с геометрической степенью расширения сопла Fа = 45 – 3846 м/с; для РДМТ тягой 100Н с Fа = 45 и Fа = 250 – соответственно 3855 м/с и 4100 м/с. С точки зрения обеспечения теплового состояния конструкции РДМТ на исследуемых компонентах топлива перспективным является применение новых конструкционных материалов типа керамик, материалов на основе графита с отработкой технологий их получения, а также сопряжения со смесительной головкой, выполненной, как правило, из нержавеющей стали. Использование камеры РДМТ тягой 25Н из боросилицированного графита позволило при испытаниях двигателя длительностью 100 с получить максимальную температуру наружной поверхности камеры на уровне 1045 °С.
Об авторах
Ю. И. Агеенко
Конструкторское бюро химического машиностроения им. А.М. Исаева - филиал ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева
Автор, ответственный за переписку.
Email: kbhimmash@korolev-net.ru
Кандидат технических наук
Главный конструктор, начальник отдела жидкостных ракетных двигателей малой тяги
РоссияЕ. А. Лапшин
Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (национальный исследовательский университет)
Email: ke_src@ssau.ru
Инженер Научно-исследовательского центра космической энергетики
РоссияИ. И. Морозов
Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (национальный исследовательский университет)
Email: ke_src@ssau.ru
Научный сотрудник Научно-исследовательского центра космической энергетики
РоссияИ. В. Пегин
Конструкторское бюро химического машиностроения им. А.М. Исаева -филиал ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева
Email: kbhimmash@korolev-net.ru
Заместитель начальника отдела жидкостных ракетных двигателей малой тяги
РоссияВ. В. Рыжков
Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (национальный исследовательский университет)
Email: ke_src@ssau.ru
Кандидат технических наук, научный руководитель Научно-исследовательского центра космической энергетики
РоссияСписок литературы
- Краснов М.В., Чигишев Ю.В. Unigraphics для профессионалов. М.: Лори, 2004. 319 с.
- ANSYS CFX – Solver modeling buide. ANSYS CFX Release 11.0. Canous – burg: ANSYS. Inc., 2006. 566 p.
- Гупта А., Лилли Д., Сайред. Н. Закрученные потоки. М.: Мир, 1987. 588 с.
- Волчков Э.П. Пристенные газовые завесы. Новосибирск: Наука, 1983. 239 с.
- Рыжков В.В., Ивашин Ю.С., Ивашин А.Ю., Петрунин Э.Ю. Автоматизированная система управления и информационного обеспечения исследований жидкостных ракетных двигателей малой тяги // Вестник СГАУ. 2003. Ч. II. С. 38-44.
- Агеенко Ю.И., Нигодюк В.Е., Рыжков В.В., Сулинов А.В., Шустов С.А. Исследование энергетических параметров ЖРДМТ с геометрической степенью расширения сопла Fа =200 // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. 2013. № 2(40). С. 9-19. doi: 10.18287/1998-6629-2013-0-2(40)-9-19
- А.с. 308888 СССР, МПК5 G 01 F 13/00. Устройство / В.В. Рыжков, М.В. Винокуров, С.В. Кебеке, А.И. Косенко, В.В. Старцев (СССР). № 4512781/40-23; заявл. 18.04.89; опубл. 01.02.90.
- Рыжков В.В., Силютин М.В. О возможности исследования теплового состояния ЖРДМТ с помощью инфракрасной тепловизионной системы // Вестник СГАУ. 2001. Ч. III. С. 349-356.