К исследованию работы газотурбинного двигателя в запылённой атмосфере


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрены экспериментальные данные по влиянию эрозии элементов турбомашин на характеристики двигателя. Анализ проводился для генератора сжатого воздуха установки очистки трубопроводов, который эксплуатировался в условиях повышенной концентрации пыли в воздухе – в полупустыне, и газоструйной установки по очистке временных технологических железнодорожных путей. Обе установки созданы на базе конвертированных авиационных двухвальных турбореактивных двигателей. По модели эрозионного износа установлено, что глубина эрозии зависит от размерности двигателей: большему двигателю соответствует большая глубина эрозии. Показана возможность раннего обнаружения приближающего отказа двигателя, работающего в запылённой атмосфере, на основе анализа трендов его параметров с использованием различных вариантов статистического сглаживания: простое, с линейным трендом, с экспоненциальным трендом, с демпфированным трендом. Выявлено, что первым из рассмотренных контролируемых параметров рабочего процесса на приближение к отказу двигателя реагирует частота вращения ротора высокого давления. Своевременное обнаружение тенденций изменения параметров из-за развития ряда необратимых процессов позволит прогнозировать текущие и критические состояния устойчивой работы газотурбинных двигателей, соответствующие потере газодинамической устойчивости двигателя.

Об авторах

Б. Р. Абдуллин

Уфимский государственный авиационный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: parallaksya@yandex.ru

Кандидат технических наук

Доцент кафедры авиационных двигателей

Россия

Р. Г. Акмалетдинов

Уфимский государственный авиационный технический университет

Email: akmar51@inbox.ru

Кандидат технических наук

Старший преподаватель кафедры электромеханики

Россия

Х. С. Гумеров

Уфимский государственный авиационный технический университет

Email: profgumerov@yandex.ru

Доктор технических наук

Профессор кафедры авиационных двигателей

Россия

Р. Р. Нигматуллин

ООО «Газпром трансгаз Уфа»

Email: nrr@bk.ru

Главный инженер – заместитель начальника Шаранского линейного производственного управления магистральных газопроводов

Россия

Список литературы

  1. Гумеров А.В., Акмалетдинов Р.Г. Моделирование эрозионного износа лопатки компрессора // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. 2011. № 3(27), ч. 2. С. 233-239.
  2. Адгамов Р.И., Боровик В.О., Дмитриев С.В., Кожевников Ю.В., Шибанов Г.П. Обработка и анализ информации при автоматизированных испытаниях ГТД. М.: Машиностроение, 1987. 126 с.
  3. Мокроус М.Ф. Применение методов диагностической обработки и анализа термогазодинамических параметров при стендовых испытаниях авиационных ГТД // Межвузовский сб. научных трудов «Испытания авиационных двигателей». Т. 5. Уфа: УАИ, 1977. C. 29-34.
  4. Вайну Я.Я.-Ф. Корреляция рядов динамики. М.: Статистика, 1977. 119 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник СГАУ, 2015

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах