К исследованию работы газотурбинного двигателя в запылённой атмосфере
- Авторы: Абдуллин Б.Р.1, Акмалетдинов Р.Г.1, Гумеров Х.С.1, Нигматуллин Р.Р.2
-
Учреждения:
- Уфимский государственный авиационный технический университет
- ООО «Газпром трансгаз Уфа»
- Выпуск: Том 13, № 5-2 (2014): Специальный выпуск
- Страницы: 95-102
- Раздел: ВЫПУСК БЕЗ РАЗДЕЛОВ
- URL: https://journals.ssau.ru/vestnik/article/view/2515
- DOI: https://doi.org/10.18287/1998-6629-2014-0-5-2(47)-95-102
- ID: 2515
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассмотрены экспериментальные данные по влиянию эрозии элементов турбомашин на характеристики двигателя. Анализ проводился для генератора сжатого воздуха установки очистки трубопроводов, который эксплуатировался в условиях повышенной концентрации пыли в воздухе – в полупустыне, и газоструйной установки по очистке временных технологических железнодорожных путей. Обе установки созданы на базе конвертированных авиационных двухвальных турбореактивных двигателей. По модели эрозионного износа установлено, что глубина эрозии зависит от размерности двигателей: большему двигателю соответствует большая глубина эрозии. Показана возможность раннего обнаружения приближающего отказа двигателя, работающего в запылённой атмосфере, на основе анализа трендов его параметров с использованием различных вариантов статистического сглаживания: простое, с линейным трендом, с экспоненциальным трендом, с демпфированным трендом. Выявлено, что первым из рассмотренных контролируемых параметров рабочего процесса на приближение к отказу двигателя реагирует частота вращения ротора высокого давления. Своевременное обнаружение тенденций изменения параметров из-за развития ряда необратимых процессов позволит прогнозировать текущие и критические состояния устойчивой работы газотурбинных двигателей, соответствующие потере газодинамической устойчивости двигателя.
Об авторах
Б. Р. Абдуллин
Уфимский государственный авиационный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: parallaksya@yandex.ru
Кандидат технических наук
Доцент кафедры авиационных двигателей
РоссияР. Г. Акмалетдинов
Уфимский государственный авиационный технический университет
Email: akmar51@inbox.ru
Кандидат технических наук
Старший преподаватель кафедры электромеханики
РоссияХ. С. Гумеров
Уфимский государственный авиационный технический университет
Email: profgumerov@yandex.ru
Доктор технических наук
Профессор кафедры авиационных двигателей
РоссияР. Р. Нигматуллин
ООО «Газпром трансгаз Уфа»
Email: nrr@bk.ru
Главный инженер – заместитель начальника Шаранского линейного производственного управления магистральных газопроводов
РоссияСписок литературы
- Гумеров А.В., Акмалетдинов Р.Г. Моделирование эрозионного износа лопатки компрессора // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. 2011. № 3(27), ч. 2. С. 233-239.
- Адгамов Р.И., Боровик В.О., Дмитриев С.В., Кожевников Ю.В., Шибанов Г.П. Обработка и анализ информации при автоматизированных испытаниях ГТД. М.: Машиностроение, 1987. 126 с.
- Мокроус М.Ф. Применение методов диагностической обработки и анализа термогазодинамических параметров при стендовых испытаниях авиационных ГТД // Межвузовский сб. научных трудов «Испытания авиационных двигателей». Т. 5. Уфа: УАИ, 1977. C. 29-34.
- Вайну Я.Я.-Ф. Корреляция рядов динамики. М.: Статистика, 1977. 119 с.