Последние исследования механизмов с внутренними подплатформенными демпферами


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Подплатформенные демпферы (UPDs) широко используются в качестве демпфера трения и часто применяются для уменьшения последствий резонансных колебаний при усталостном разрушении. Они находят применение в компрессорах и турбинах, как в авиационных двигателях, так и в наземных силовых установках. В связи с нелинейной характеристикой сухого трения, обобщённый анализ конструкций, ограниченных трущимися контактами, довольно сложен. Использование конечных элементов с коммерческим кодом не является подходящим выбором в связи с большим объемом времени, требующегося для вычислений. Следствием этого стала разработка специальных цифровых кодов для частных случаев. Некоторые авторы предпочитают использовать отдельную подпрограмму для вычисления контактных сил как функции перемещений (заделок), другие вводят демпферы в конечно элементную модель лопастного венца. Все численные модели, между тем, требуют понимания и знания параметров трения в контакте, которые определяются либо при помощи прямых измерений на трение, выполняемых в ходе испытаний, проводящихся на механизмах с одиночным контактом, либо посредством уточнённой настройки параметров численной модели и сравнения экспериментальных результатов демпфирования лопатки с результатами расчёта. Стандартный подход заключается в точной настройке и экспериментальной проверке UPD моделей путём сравнения измерений и вычисления вибраций в паре лопаток. Насколько нам известно, никто и никогда не пытался непосредственно измерить усилия, передаваемые между поверхностями через демпфер и относительное движение от демпфера до поверхности. С учётом последних результатов прямых исследований демпферов очевидно, что специализированные подпрограммы для демпфируемых механизмов являются эффективным инструментом для улавливания мелких деталей процесса демпфирования, которые необходимы для соответствующего описания характеристик демпфирования. Это стало возможным благодаря значительным усилиям авторов работы, направленных на точное измерение сил, передаваемых между поверхностями контактов и демпфером. С учётом относительного движения поверхности полученные результаты использовались для проверки численной модели. Перекрестное сравнение расчётных и экспериментальных данных позволяет получить предельно ясное понимание всех случаев контакта (спекание, сдвиг, напор), которые проявляются во время цикла работы, а также позволяет оценить степень их влияния на эффективность демпфирования.

Об авторах

М. М. Гола

Туринский политехнический университет (Технический Университет Турина)

Автор, ответственный за переписку.
Email: muzio.gola@polito.it

Профессор проектирования машин

Руководитель группы DIMEAS AERMEC

Италия

С. Гастальди

Туринский политехнический университет (Технический Университет Турина)

Email: chiara.gastaldi@polito.it

Аспирант

Италия

Список литературы

  1. Cardona A., Lerusse A., Geradin M. Fast Fourier Nonlinear Vibration Analysis // Computational Mechanics. 1998. V. 22, no. 2. P. 128-142. doi: 10.1007/s004660050347
  2. Griffin J.H. Friction damping of resonant stresses in gas turbine engine airfoils // Journal of Engineering for Power. 1980. V. 102, no. 2. P. 329-333. doi: 10.1115/1.3230256
  3. Petrov E.P., Ewins D.J. Analytical formulation of friction interface elements for analysis of nonlinear multiharmonic vibrations of bladed discs // Transactions of ASME Journal of Turbomachinery. 2003. V. 125, no. 2. P. 364-371. doi: 10.1115/1.1539868
  4. Yang B.D., Menq C.H. Characterization of contact kinematics and application to the design of wedge dampers in turbomachinery blading. Part 1. Stick-slip contact kinematics // Journal of Engineering for Gas Turbines and Power. 1998. V. 120, no. 1. P. 410-417. doi: 10.1115/1.2818138
  5. Yang B.D. Menq C.H., Characterization of contact kinematics and application to the design of wedge dampers in turbomachinery blading. Part 2. Prediction of forced response and experimental verification // Journal of Engineering for Gas Turbines and Power. 1998. V. 120, no. 2. P. 418-423. doi: 10.1115/1.2818139
  6. Csaba G. Modelling of a Microslip Friction Damper Subjected to Translation and Rotation. // Proceeding of ASME Gas Turbine & Aeroengine Congress and Exhibition. 1999. 99-GT-149. doi: 10.1115/99-gt-149
  7. Sanliturk K.Y., Ewins D.J., Stanbridge A.B. Underplatform dampers for turbine blades: theoretical modelling, analysis and comparison with experimental data // Journal of Engineering for Gas Turbines and Power. 1999. V. 123, no. 4. P. 919–929. doi: 10.1115/99-gt-335
  8. Panning L., Popp K., Sextro W., Goetting F., Kayser A., Wolter I. Asymmetrical underplatform dampers in gas turbine bladings: theory and application // In Proceedings of ASME Turbo Expo 2004. GT-2004-53316, 2004. doi: 10.1115/gt2004-53316
  9. Zucca S., Botto D., Gola M.M. Range of variability in the dynamics of semicylindrical friction dampers for turbine blades // In Proceedings of ASME Turbo Expo, GT-2008-51058, 2008. doi: 10.1115/gt2008-51058
  10. Cigeroglu E., An N., Menq C.H. Forced response prediction of constrained and unconstrained structures coupled through frictional contacts // Journal of Engineering for Gas Turbines and Power. 2009. V. 131, no. 2. Article number 022505. doi: 10.1115/1.2940356
  11. Firrone C.M., Botto D., Gola M.M. Modelling a friction damper: analysis of the experimental data and comparison with numerical results // In: Proceedings of 8th Biennial Conference on Engineering Systems, Design and Analysis (ESDA), 2006. doi: 10.1115/esda2006-95605
  12. Sanliturk K.Y., Imregun M., Ewins D.J. Harmonic Balance Vibration Analysis of Turbine Blades With Friction Dampers // J. Vib. Acoust. 1997. V. 119, no. 1. P. 96-103. doi: 10.1115/1.2889693
  13. Sanliturk K.Y., Ewins D.J., Stanbridge A.B. Underplatform Dampers for Turbine Blades: Theoretical Modeling, Analysis, and Comparison With Experimental Data // J. Eng. Gas Turbines Power. 1998. V. 123, no. 4. P. 919-929. doi: 10.1115/1.1385830
  14. Gola M.M., Bragas Dos Santos M., Liu T. Design of a new Test Rig to evaluate under-platform damper performance // In proceeding of ESDA 2010. 2010. Code24268. doi: 10.1115/esda2010-24268
  15. Gola M.M., Bragas Dos Santos M., Liu T. Measurement of the scatter of underplatform damper hysteresis cycle: experimental approach // In: Proceeding of ASME IDETC 2012. 2012. V. 1, parts A and B. P. 359-369. doi: 10.1115/detc2012-70269
  16. Liu T. Investigation of underplatform damper kinematics and dynamics. Doctoral dissertation, Politecnico di Torino, 2013.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник СГАУ, 2015

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах