Влияние шатл-эффекта на интенсификацию тепловых потерь в двигателе Стирлинга
- Авторы: Савченко В.А.1, Столяров С.П.2
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
- Санкт-Петербургский Государственный морской технический университет
- Выпуск: Том 13, № 5-1 (2014): Специальный выпуск
- Страницы: 154-162
- Раздел: ВЫПУСК БЕЗ РАЗДЕЛОВ
- URL: https://journals.ssau.ru/vestnik/article/view/2493
- DOI: https://doi.org/10.18287/1998-6629-2014-0-5-1(47)-154-162
- ID: 2493
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья описывает метод вычисления негативных тепловых потоков в цилиндро-поршневой группе двигателя Стирлинга. Одними из наиболее значимых являются шатл-эффект и насосные потери. Во вступительной части статьи описывается физическая сторона исследуемых явлений. Представлены основные зависимости, рекомендованные исследователями для вычисления шатл-эффекта и насосных потерь. С целью расчёта указанных тепловых потерь разработана математическая модель. Модель основана на представлении явления как квазистационарного радиального переноса тепла посредством конвекции и лучеиспускания. Представлена система алгебраических дифференциальных уравнений теплообмена между единичными элементами массивов. Система основных уравнений решается численным методом интегрирования (разновидность метода Эйлера - метод предельной верхней релаксации). В программу расчёта встроены алгоритмы контроля точности производимых вычислений. Алгоритм использован для расчёта шатл-эффекта и насосных потерь для двигателя Стирлинга 1Р30/6, созданного в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете. Дополнительно создана методика нахождения коэффициента теплоотдачи в зазоре между колпаком поршня-вытеснителя и стенкой цилиндра. Выполнено исследование степени влияния конструктивных параметров двигателя на рассматриваемые явления. Построены диаграммы ранжирования, наглядно демонстрирующие полученные результаты.
Об авторах
В. А. Савченко
Санкт-Петербургский государственный морскойтехнический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: vlad.savchenko88@mail.ru
Аспирант-соискатель кафедры судовых двигателей внутреннего сгорания и дизельных установок
РоссияС. П. Столяров
Санкт-Петербургский Государственный морской технический университет
Email: stsp56@yandex.ru
Кандидат технических наук, доцент
Декан факультета корабельной энергетики и автоматики
РоссияСписок литературы
- Столяров С.П., Долгов Л.В., Смирнов К.О., Столяров А.С., Шилов М.Б., Юрин В.В. Двигатель Стирлинга для многотопливной когенерационной установки // Труды 9-ой международной конференции «Освоение минеральных ресурсов Севера: проблемы и решения». 2011. Воркута: Филиал СПГГИ (ТУ) Воркутинский горный институт.
- Столяров С.П., Столяров А.С. Система охлаждения двигателя Стирлинга с двухрядным щелевым охладителем // Естественные и технические науки. 2010. № 6(50). С. 408-411.
- Ридер Г., Хупер Ч. Двигатели Стирлинга. М.: Мир, 1986. 464 с.
- Martini W.R. Stirling engine design manual. W.: University of Washington Publ., 1978. 360 p.
- Савченко В.А., Столяров С.П. Моделирование перетечек теплоты в двигателях Стирлинга с учётом шатл-эффекта // Сб. трудов «Актуальные проблемы морской энергетики». СПб.: СПбГМТУ, 2013.
- Гребер Г., Эрк С., Григулль У. Основы учения о теплообмене. М.: Издательство иностранной литературы, 1958. 566 с.
- Timoumi Y., Tlili I., Nasrallah S.B. Performance optimization of Stirling engines // Renewable Energy. 2008. V. 33, no. 9. P. 2134-2144 doi: 10.1016/j.renene.2007.12.012