Концептуальная модель формирования лётных навыков в процессе тренажёрной подготовки
- Авторы: Годунов А.И.1, Куатов Б.Ж.2, Юрков Н.К.1, Куртаев С.Ж.3
-
Учреждения:
- Пензенский государственный университет
- Военный институт Сил воздушной обороны им. Т.Я. Бегельдинова, г. Актобе
- Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (национальный исследовательский университет)
- Выпуск: Том 13, № 4 (2014)
- Страницы: 7-15
- Раздел: АВИАЦИОННАЯ И РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА
- URL: https://journals.ssau.ru/vestnik/article/view/2414
- DOI: https://doi.org/10.18287/1998-6629-2014-0-4(46)-7-15
- ID: 2414
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В разрезе предложенной парадигмы тренажёрной подготовки представлены механизмы формирования перцептивных образов, которые позволяют определить механизм формирования лётных навыков в ходе тренажёрной подготовки лётного состава. Показано, что отличительной особенностью базовой и начальной подготовки является то, что помимо совершенствования стандартных знаний происходит формирование и совершенствование перцептивных интеллектуальных образов, которые в совокупности со знаниями образуют навыки. Процесс формирования навыков заключается в тренировках оператора по выполнению целенаправленных мыслительных действий с апперцептивными и перцептивными сенсорными и моторными образами, а процесс формирования знаний – в занятиях по становлению и накоплению самих этих образов. Формирования навыков для различных типовых ситуации подобны друг другу, однако для каждой ситуации характерны свои схемы мыслительных процессов, определяемые сочетанием и последовательностью смены образов. У каждого будущего лётчика элементы сенсорной, моторной и интеллектуальной систем имеют свои специфические настройки, поэтому в ходе тренировок элементы этих систем подстраиваются друг под друга в соответствии с конкретным видом лётной деятельности. Такая подстройка может осуществляться также по типовым ситуациям, которые отличаются приоритетами в использовании элементов систем оператора. Сформулированы возможные конфликтные ситуации формирования и реализации навыков. Дана концептуальная модель множества навыков по применению летательного аппарата и его систем в типовой ситуации.
Ключевые слова
Об авторах
А. И. Годунов
Пензенский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: Godunov@pnzgu.ru
Доктор технических наук
Профессор кафедры «Автоматика и телемеханика»
РоссияБ. Ж. Куатов
Военный институт Сил воздушной обороны им. Т.Я. Бегельдинова, г. Актобе
Email: kuatov.baurjan@mail.ru
Заместитель начальника по учебной и научной работе
КазахстанН. К. Юрков
Пензенский государственный университет
Email: yurkov_NK@mail.ru
Доктор технических наук, профессор
Заведующий кафедрой «Конструирование и производство радиоаппаратуры»
РоссияС. Ж. Куртаев
Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королёва (национальный исследовательский университет)
Email: sabit5@mail.ru
Аспирант
РоссияСписок литературы
- Дикарев В.А. Автоматизация тренажёрной подготовки операторов радио-электронных объектов / Под ред. В.В. Сысоева. М: Радиотехника, 2002. 168 с.
- Зайцев В.С. Системный анализ операторской деятельности. М: Радио и связь, 1990. 120 с.
- Юрков Н.К. Синтез концептуальной модели предметной области. Особенности моделирования сложных систем // Измерительная техника, 2004. № 2. С. 11-14.
- Годунов А.И., Кемалов Б.К., Юрков Н.К. Обеспечение комплексной адекватности авиационных тренажеров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. 2011. № 3 (19). С. 15-24.
- Годунов А.И., Квятковский Ю.Г., Юрков Н.К. Синтез автоматизированной системы оценивания качества пилотирования на авиационном тренажере // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. 2012. № 1(21). С. 58-64.