Исследование эффективности полёта магистрального самолёта в условиях неопределённости задач

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются вопросы оптимизации полёта магистральных самолётов в условиях неопределённости целей и задач. На основе анализа существующего критерия выбора режима полёта рассмотрены две основные цели полёта – минимизация расхода топлива и продолжительности полёта. Исследование данного критерия позволило разработать аналитическую модель показателя эффективности с двумя частными критериями и весовым коэффициентом в качестве меры сравнительной важности между выявленными целями. Показано, что весовой коэффициент в задачах исследования лётной эффективности является мерой неопределённости задач. Рассмотрение роли весового коэффициента в целевой функции оптимизационной задачи позволило разработать эксплуатационный и траекторный методы выбора режимов полёта. Рассмотрены проблемы оптимизации крейсерского полёта и режимов изменения высоты. В работе вводится понятие оптимальной дальности крейсерского полёта в качестве критерия эшелонирования, позволяющего рационально планировать профиль полёта на различных эшелонах в условиях неопределённости задач. Порядок исследования эффективности и оптимизации полёта продемонстрирован методом математического моделирования. Результаты вычислений сопоставлены с расчётом полёта на типовых режимах, рекомендованных руководством по лётной эксплуатации. Предложенные методы исследования лётной эффективности могут быть полезны в разработке рекомендаций по эксплуатации магистральных самолётов. В работе используются методы многоцелевого подхода, исследования операций и теории принятия решений, в качестве объекта исследования был выбран дальнемагистральный самолёт Ил-96-300.

Об авторах

П. Маркевич

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)

Автор, ответственный за переписку.
Email: przemek.markiewicz@mail.ru

аспирант кафедры «Динамика и управление движением летательных аппаратов»

Россия

Список литературы

  1. 1. Брусов В.С., Баранов С.К. Оптимальное проектирование летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1989. 232 с.
  2. 2. Poles D., Nuic A., Mouillet V. Advanced aircraft performance modeling for ATM: Analysis of BADA model capabilities // Proceedings of the 29th Digital Avionics Systems Conference (October, 3-7, 2010, Salt Lake City, USA). doi: 10.1109/dasc.2010.5655518
  3. 3. Андреевский В.В. Оценка лётно-технических характеристик самолёта. Куйбышев: Куйбышевский авиационный институт, 1974. 93 с.
  4. 4. Barman J.F., Erzberger H. Fixed-range optimum trajectories for short-haul aircraft // Journal of Aircraft. 1976. V. 13, Iss. 10. P. 748-754. doi: 10.2514/3.58706
  5. 5. Erzberger H., Lee H. Constrained optimum trajectories with specified range // Journal of Guidance and Control. 1980. V. 3, Iss. 1. P. 78-85. doi: 10.2514/3.55950
  6. 6. Динамика полёта / под ред. Г.С. Бюшгенса. М.: Машиностроение, 2011. 775 с.
  7. 7. Бобронников В.Т. Системный анализ в инженерных исследованиях: учеб. пособие. М.: Изд-во МАИ, 2018. 144 с.
  8. 8. Теория принятия решений. В 2 т. Т. 2: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. В.Г. Халина. М.: Издательство Юрайт, 2017. 431 с.
  9. 9. Пиявский С.А. Метод универсальных коэффициентов при принятии многокритериальных решений // Онтология проектирования. 2018. Т. 8, № 3 (29). С. 449-468. doi: 10.18287/2223-9537-2018-8-3-449-468
  10. 10. Пиявский С.А., Брусов В.С., Хвилон Е.А. Оптимизация параметров многоцелевых летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1974. 168 с.
  11. 11. Брусов В.С., Одноволик Ю.В. Пример оценки решений в условиях нескольких критериев эффективности // Научный вестник МГТУ ГА. 2013. № 188. С. 15-18.
  12. 12. Брусов В.С., Одноволик Ю.В. Метод оценки решений при эксплуатации технических систем в условиях неоднозначности оценки эффективности // Научный Вестник МГТУ ГА. 2012. № 175. С. 78-83.
  13. 13. Маркевич П. Оптимизация параметров крейсерского полёта магистрального самолёта на основе метода многоцелевого подхода // Научный вестник ГосНИИ ГА. 2022. № 39. С. 72-80.
  14. 14. Гревцов Н.М., Ефимов О.Е., Мельц И.О, Трубецкой А.Б. Соотношение условий оптимальности стационарного и нестационарного режимов полёта в методе сингулярныx возмущений // Учёные записки ЦАГИ. 1995. Т. 26, № 1-2. С. 136-142.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах