Приближённые модели авиатранспортных систем массового обслуживания с частичной взаимопомощью между обслуживающими каналами


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Предложены приближённые аналитические модели двух типов многоканальных систем массового обслуживания с частичной взаимопомощью между обслуживающими каналами и ожиданием в очереди ограниченной и неограниченной длины. Входящий поток заявок представляет собой суперпозицию нескольких простейших потоков. Предполагается, что установлены нормативные численности каналов для обслуживания заявки, различающиеся в зависимости от потока поступления заявки. В системах первого типа выделение нормативного числа каналов не является обязательным: заявка принимается на обслуживание при наличии в системе свободных каналов и меньшей, чем нормативная, численности. Время обслуживания распределено показательно со средним, обратно пропорциональным числу выделенных каналов. В системах второго типа обслуживание заявки всегда выполняется каналами нормативной численности. Время обслуживания может быть распределено произвольно (не только показательно), со средним, не зависящим от числа выделенных каналов. Представлены итоги сравнительного анализа результатов решения ряда задач проектирования обслуживающих систем в широком диапазоне исходных данных с использованием имитационного моделирования и расчётов на базе приближённых аналитических моделей, позволившие оценить область применимости последних и сделать вывод об их удовлетворительной точности. Приведены примеры использования моделей технологических процессов аэропортового наземного обслуживания как систем массового обслуживания рассмотренных типов.

Об авторах

В. А. Романенко

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва

Автор, ответственный за переписку.
Email: vla_rom@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3897-2238

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры организации и управления перевозками на транспорте

Россия

Список литературы

  1. Бочаров П.П., Печинкин А.В. Теория массового обслуживания. М.: Изд-во РУДН, 1995. 529 с.
  2. Андронов A.M., Хижняк А.Н. Математические методы планирования и управления производственной деятельностью предприятий гражданской авиации. М.: Транспорт, 1977. 215 с.
  3. Клейнрок Л. Теория массового обслуживания. М.: Машиностроение, 1979. 432 с.
  4. Naji M.,·Braytee A., Al-Ani A., Anaissi A., Goyal M., Kennedy P.J. Design of airport security screening using queueing theory augmented with particle swarm optimisation // Service Oriented Computing and Applications. 2020. V. 14, Iss. 2. P. 119-133. doi: 10.1007/s11761-020-00291-0
  5. Wang M.J. Application of the queuing theory in characterizing and optimizing the passenger flow at the airport security // Journal of Applied Mathematics and Physics. 2017. V. 5, Iss. 9. P. 1620-1628. doi: 10.4236/jamp.2017.59134
  6. Shone R., Glazebrook K., Zografos K.G. Resource allocation in congested queueing systems with time-varying demand: An application to airport operations // European Journal of Operational Research. 2019. V. 276, Iss. 2, P. 566-581. doi: 10.1016/j.ejor.2019.01.024
  7. Itoh E., Mitici M. Queue-based modeling of the aircraft arrival process at a single airport // Aerospace. 2019. V.6, Iss.10. doi: 10.3390/aerospace6100103
  8. Stolletz R. Analysis of passenger queues at airport terminals // Research in Transportation Business and Management. 2011. V. 1, Iss. 1. P. 144-149. doi: 10.1016/j.rtbm.2011.06.012
  9. Jawab F., Khachani M., Akoudad K., Moufad I., Frichi Y., Laaraj N., Zehmed K. Queuing model for improving airport passengers treatment process // Proceedings of the ICIEOM: International Conference on Industrial Engineering and Operations Management (July, 26-27, 2018, Paris, France). P. 2095-2107.
  10. Satanaryana V.V., Shaik Dawood A.K., Karthikeyan R., Khan N. Application of queuing theory models for optimized service to airline passengers // International Journal of Current Research. 2015. V. 7, Iss. 09. P. 20544-20547.
  11. Airport Development Reference Manual. 10th edition. International Air Transport Association. Montreal, 2014.
  12. Романенко В.А. Оптимизация управления технологическими процессами узлового аэропорта как системы массового обслуживания с нестационарными потоками и частичной взаимопомощью каналов // Управление большими системами. 2012. № 36. С. 209-247.
  13. Овчаров Л.А. Прикладные задачи теории массового обслуживания. М.: Машиностроение, 1969. 324 с.
  14. Романенко В.А. Математические модели функционирования узловых аэропортов в условиях современного авиатранспортного рынка. Самара: ООО «Издательство Ас Гард», 2010. 244 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах