Исследование теплового состояния сегментного подшипника ротора газотурбинного двигателя в зависимости от геометрии вкладышей и способа подачи масла


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Высокое тепловыделение в масляном клине является одним из главных факторов, ограничивающих применение сегментных подшипников скольжения в качестве опор роторов авиационных газотурбинных двигателей. Целью исследования является изучение влияния способа подвода масла в сегментный подшипник скольжения на его тепловое состояние и определение конструктивных факторов, снижающих температуру в рабочем клине. Исследование проводилось на подшипниках диаметрами 100…320 мм с различной организацией подвода масла: через маслораздаточные канавки во вкладышах, через форсунки в межвкладышное пространство, с применением заходных фасок, с перепуском масла в торцы подшипника. Решение поставленных задач осуществлялось на объёмных геометрических моделях методами вычислительной гидродинамики в пакете ANSYS CFX. Получены картины распределения температур и давлений по поверхности нижнего, наиболее нагруженного вкладыша подшипника, для различных вариантов подвода масла и различной геометрии вкладышей подшипника; значения подъёмной силы подшипника, максимального давления в рабочем зазоре, массового расхода масла через элементы маслоподвода и слива; зависимости статических характеристик подшипника от расстояния между валом и форсунками. Подвод масла через маслораздаточные канавки, выполненные во вкладышах, является фактором, негативно влияющим на тепловое состояние подшипника, что связано с так называемым «запиранием» рабочего зазора. Показано, что организация маслоподвода через пространство между вкладышами более эффективна. Выполнение заходной фаски на гладких вкладышах позволяет упростить поступление масла в рабочий зазор. Рассмотренные конструктивные решения обеспечивают снижение максимальной температуры масла в подшипнике на 3…6 оС.

Об авторах

Е. Ф. Паровай

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва

Автор, ответственный за переписку.
Email: selena_pa@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9769-2677

старший преподаватель кафедры конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов, младший научный сотрудник конструкторского бюро двигателестроения

Россия

Список литературы

  1. Ножницкий Ю.А., Петров Н.И., Лаврентьев Ю.Л. Гибридные подшипники качения для авиационных двигателей (обзор) // Авиационные двигатели. 2019. № 2 (3). С. 63-76. doi: 10.54349/26586061_2019_2_63
  2. Gloeckner P., Rodway C. The evolution of reliability and efficiency of aerospace bearing systems // Engineering. 2017. V. 9, Iss. 11. P. 962-991. doi: 10.4236/eng.2017.911058
  3. Никифоров А.Н. Проблемы колебаний и динамической устойчивости быстро-вращающихся роторов // Вестник научно-технического развития. 2010. № 3 (31).
  4. С. 31-53.
  5. Santos I.F. On the future of controllable fluid film bearings // Mecanique et Industries. 2011. V. 12, Iss. 4. P. 275-281. doi: 10.1051/meca/2011016
  6. Nelson D.V., Hollingsworth L.W. The fluid pivot journal bearing // Journal of Tribology. 1977. V. 99, Iss. 1. P. 122-127. doi: 10.1115/1.3452958
  7. Li M., Gu C., Pan X., Zheng S., Li Q. A new dynamic mesh algorithm for studying the 3D transient flow field of tilting pad journal bearings // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part J: Journal of Engineering Tribology. 2016. V. 230, Iss. 12. P. 1470-1482. doi: 10.1177/1350650116638610
  8. Parovay E.F., Falaleev S.V. CFD analysis of a starved four-pad tilting-pad journal bearing with an elastic support of pads // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2018. V. 302, Iss. 1. doi: 10.1088/1757-899X/302/1/012010
  9. Menter F.R., Kuntz M., Langtry R. Ten years of industrial experience with the SST turbulence model // Proceedings of the Fourth International Symposium on Turbulence, Heat and Mass Transfer (12-17, October, 2003, Antalya, Turkey). 2003. P. 625-632.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение, 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах