Реконструкция динамического нагружения лопатки вентилятора перед её разрушением
- Авторы: Артамонов М.А.1, Говоров А.А.1, Старшинов Д.С.1
-
Учреждения:
- Опытно-конструкторское бюро имени А. Люльки – филиал ПАО «ОДК – Уфимское моторостроительное производственное объединение»
- Выпуск: Том 21, № 1 (2022)
- Страницы: 24-33
- Раздел: МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ
- URL: https://journals.ssau.ru/vestnik/article/view/10242
- DOI: https://doi.org/10.18287/2541-7533-2022-21-1-24-33
- ID: 10242
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В работе стояла задача объяснить причину разрушения рабочей лопатки вентилятора, которое произошло при запуске двигателя в составе объекта на земле. В результате проведённого фрактографического анализа фрагментов лопатки было выявлено, что разрушение произошло из-за зарождения в ней усталостной трещины. Было установлено место зарождения трещины, параметры роста трещины, проведён спектральный анализ излома. Для установления причины появления усталостной трещины в лопатке необходимо было определить динамическое состояние лопатки во время её разрушения. Фрактографическим способом были определены участки второй стадии устойчивого роста трещины, при которой формируются усталостные бороздки. Зная шаг усталостных бороздок, с использованием закона Пэриса определён размах коэффициента интенсивности напряжения трещины. Для определения напряжений проведён комплекс расчётных работ, включающих моделирование развития трещины в лопатке. Основной предпосылкой для работы стала возможность моделирования коэффициента интенсивности напряжений на каждом шаге роста трещины и сравнение с экспериментальными данными. Расчёт показал при каких условиях происходит многократное увеличение напряжений и позволил получить предполагаемое значение амплитуды колебаний. Дополнительный модальный анализ показал резонансную форму, которая и обусловила усталостный характер развития трещины. Данный подход позволил определить при каких условиях происходил рост трещины в лопатке и выявить причину разрушения.
Об авторах
М. А. Артамонов
Опытно-конструкторское бюро имени А. Люльки – филиал ПАО «ОДК – Уфимское моторостроительное производственное объединение»
Автор, ответственный за переписку.
Email: maxartamonov@gmail.com
кандидат физико-математических наук, начальник бригады
РоссияА. А. Говоров
Опытно-конструкторское бюро имени А. Люльки – филиал ПАО «ОДК – Уфимское моторостроительное производственное объединение»
Email: andrey.govorov@okb.umpo.ru
ведущий конструктор
РоссияД. С. Старшинов
Опытно-конструкторское бюро имени А. Люльки – филиал ПАО «ОДК – Уфимское моторостроительное производственное объединение»
Email: umpo@umpo.ru
начальник бригады
РоссияСписок литературы
- Сиротин Н.Н., Марчуков Е.Ю., Новиков А.С., Пайкин А.Г., Сиротин А.Н., Нестеренко В.Г. Основы конструирования, производства и эксплуатации авиационных газотурбинных двигателей и энергетических установок в системе CALS технологий. Кн. 2. Производство ГТД и ЭУ. М.: Наука, 2012. 431 с.
- Терентьев В.Ф., Кораблева С.А. Усталость металлов. М.: Наука, 2015. 484 с.
- Иванова В.С., Шанявский А.А. Количественная фрактография: усталостное разрушение. Челябинск: Металлургия, 1988. 396 с.
- Hall L.R., Chan R.C. On plane strain cyclic flow growth rates // Engineering Fract Mechanics. 1971. V. 3, Iss. 2. P. 169-174. doi: 10.1016/0013-7944(71)90007-5
- Forsyth P.J.E., Ryder D.A. Fatigue fracture: Some results derived from the microscopic examination of crack surfaces // Aircraft Engineering and Aerospace Technology. 1960. V. 32, Iss. 4. P. 96-99. doi: 10.1108/eb033233
- Мак-Ивили Артур Дж. Анализ аварийных разрушений. М.: Техносфера, 2010. 413 с.