Параметрическое исследование влияния размещения и высоты стержневого интерцептора на характеристики сопла реактивного двигателя


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлено описание устройства для управления вектором тяги сопла – внутрисоплового интерцептора. На практике чаще всего они имеют форму заслонок и располагаются сразу за срезом сопла. Применяются такие устройства в корректирующих двигателях ракет. В данном исследовании интерцептор располагался внутри сопла и имел форму цилиндра, выдвигающегося из стенки канала. Выполнено численное моделирование течения газа через сопло с цилиндрическим интерцептором. Моделировалось несколько случаев – стержень располагался на разном расстоянии от среза и имел разную длину выдвижения. Моделирование выполнено на геометрической модели, представляющей собой проточную область соплового канала и область окружающей среды за срезом для моделирования струи газа. В качестве результатов численного моделирования представлены картины течения газа в сопловом канале, оснащённом цилиндрическим интерцептором, и в окружающем пространстве за соплом. Также представлены графики зависимостей бокового и осевого компонентов силы тяги от длины стержня для обоих случаев расположения стержня. Использование стержневых интерцепторов поодиночке не даёт значительного отклонения вектора тяги. Такие интерцепторы могут быть использованы в совокупности с другими корректирующими устройствами.

Об авторах

К. О. Тищенко

Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, Санкт-Петербург

Автор, ответственный за переписку.
Email: Kirill1g@ya.ru

инженер

Россия

Н. А. Брыков

Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, Санкт-Петербург

Email: con-dolore@yandex.ru

кандидат технических наук, доцент

Россия

А. С. Беляева

Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, Санкт-Петербург

Email: belaeva1239@yandex.ru

инженер

Россия

Список литературы

  1. Фахрутдинов И.Х., Котельников А.В. Конструкция и проектирование ракетных двигателей твёрдого топлива: учебник для машиностроительных вузов. М.: Машиностроение, 1987. 328 с.
  2. Волков К.Н., Емельянов В.Н., Яковчук М.С. Многопараметрическая оптимизация органов управления вектором тяги, основанных на вдуве струи газа в сверхзвуковую часть сопла // Вычислительные методы и программирование. 2018. Т. 19, № 2. С. 158-172. doi: 10.26089/NumMet.v19r214

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник Самарского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение, 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах